Вячеслав Мальцев
Духовная болезнь «жидовства»
«Имеют ревность по Боге, но не по рассуждению», сказал апостол Павел об
иудеях (Рим.10.2). Мы, русские, все сейчас в какой-то мере больны духовной
болезнью «жидовства». Именно поэтому страна наша нам не принадлежит, и, по
пророчеству св. Феофана Затворника, преданы мы «в руки учителей наших, буйих и
злонравных» . Духовной болезнью «жидовства» в той или иной степени поражен весь
народ, не исключая и его лучшую (воцерковленную) часть. Поэтому, если мы,
живущие в Церкви Христовой, не посмотрим сами на себя безкомпромиссно-строгим
взглядом и не излечимся от нашего собственного «иудействования», то и в
народе эта чумная язва не прекратится, а, значит, и Святая Русь не воскреснет.
Но сначала, чтобы предупредить нелепые обвинения в анитисемитизме, уточним нашу
терминологию. Слово «иудейство» произошло от имени сына Иакова Иуды.
"Под Иудою мы… понимаем образ заповеди или навык в покаянии…, ибо Иуда
толкуется, как исповедь" (св. Максим Исповедник). Наша Церковь усвоила
себе все Божеское, все безгрешно-человеческое, все священное и пророческое, что
было в историческом (ветхозаветном) иудействе, и поэтому недаром называется
«Новым Израилем». Любой православный христианин – это, в частности, «иудей» в
высоком смысле этого слова. Лучшие из иудеев – апостолы , став христианами,
не только не потеряли «здорового иудейства», но и по-новому увидели все его
прошлое величие при снятии «покрывала с сердец» (2 Кор. 3.14-16).
Однако, наряду с развитием здорового начала по линии: Авраам – Иаков – Иуда –Моисей –
Давид – пророки – Маккавеи – Иоанн Креститель апостолы , в историческом
иудействе зрело то, что можно назвать «духовной болезнью жидовства». Развитие
этой болезни не смогли остановить своими обличениями пророки. Через такие
ключевые имена, как Иорам – Охозия –Ахаз – Аммон – Седекия – Алким (1
Мак.)фарисеи, нечестивое отступническое иудейство достигло своего апогея в
Каиафе и во втором Иуде (Искариоте). От этого второго Иуды, который стал первым
«жидом», и происходит слово «жидовство».
Т. о., под «иудейством» мы понимаем здоровое начало ветхозаветного Израиля, а
под «иудействованием» и его крайней формой "жидовством" –
патологию, т.е. духовную болезнь, суть которой будет описана ниже.
«Вечная премудрость определила представить ученикам… сокращение книги судеб в истории
сего удивительного народа (евреев)» (св. Филарет, митр. Московский). Поэтому,
как «иудействование», так и «жидовство» являются понятиями ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ!
К национальности они обязательного отношения не имеют.
Беда как раз и заключается в том, что сегодня имеется немало русских, украинцев
и белорусов, «которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но
сборище сатанинское» (Откр. 2.9), т.е. мы, называющие себя православными
христианами, часто уподобляемся по духу "жидам". Не наше, не
христианское дело лечить от «жидовства» современных евреев: для этого у них
есть Моисей и пророки, к которым они при желании всегда могут возвратиться от
Каббалы и Талмуда. А вот излечиться самим от этого вирусного заболевания нам
просто необходимо, т.к. духовная болезнь жидовства – это путь к духовной
смерти.
Замечу, что для нас (христиан) начальной стадией болезни «жидовства» является
предательское отступление на позиции «здорового» духовного иудейства. Оно было
здоровым для ветхозаветных евреев, но не является таковым для нас, живущих не
по закону, но по благодати!
Как проницательно заметил А.С. Хомяков, в основе иудейства и эллинского язычества
лежат два врожденных человеку противоположных желания. Иудейство (с его
законом) берет свое начало «в желании получить истину совершенно готовую,
которую достаточно было бы просто признать». Эллинское язычество ( с его
философией) берет начало в другом прирожденном желании человека: «добыть истину
собственными силами своего ума». При правильном развитии каждого из этих
нормальных желаний, оба они приводят к Христу. Именно так и произошло с
лучшей частью иудейства и с лучшими из язычников. Для одних явился
детоводителем ко Христу закон, а для других таким же детоводителем ко Христу послужила
греческая философия ( мысль Климента Александрийского). Здоровому иудейству
свойственно также стремление к единству в признании принятой извне истины, а
эллинству – стремление к свободе. Оба эти желания и стремления правильны, но
однобоки. В эллинстве исчезает единство и абсолютность истины, а в иудействе не
остается свободы и глубины познания истины.
И только Христос соделал «из обоих одно»: из двух (эллинства и иудейства)
создал « в себе Самом одного нового человека», примирив «обоих с Богом посредством
креста» (Еф. 2.14-16). Что это значит в сфере познания? Новый человек во Христе
– это Церковь. Мы, христиане, получаем через веру в догматы и через первое
просвещающее откровение Святого Духа истину совершенно готовую, и признаем ее.
И в этом мы подобны иудеям. Вся полнота истины: ее «широта и долгота, и
глубина, и высота» (Еф.3.18) – находятся во Христе, т.е. в Церкви. Нами же
сначала принята истина, хоть и всеобъемлющая, но нуждающаяся в возвышении и
углублении, т.к. знаем мы ее пока больше сердцем, а не умом. Поэтому, чтобы
принятая нами через веру истина не осталась (как у иудеев) чужой , а стала
нашей собственной, мы свободно раскрываем ее для себя вглубь и вширь силами
своего ума. И в этом мы подобны язычникам: не только эллинам, но и индусам.
Элементы эллинства и иудейства в нас присутствуют, но не как простая
механическая смесь. Оба эти элемента оживотворяются Христом в теле Церкви.
Только сверяя свой свободный поиск истины с учениями всех святых, мы можем не
бояться выйти за пределы истины. Это возможно только, когда наш человеческий ум
соединен с умом Христовым (Церковным) «неслитно и нераздельно».
Кроме того, наше существенное отличие как от эллинов, так и от иудеев, заключается в
том, что мы познаем истину не только умом, а всей своей жизнью ("всей
крепостью своей"), т.к. по-настоящему познать это значит выстрадать! Для
этого мы имеем в Церкви не только истину, но и таинства. Мы едины, как иудеи –
и больше них!
Свободны мы, как эллины, но больше них! Единство наше не авторитарно – поэтому
оно не враждует с нашей свободой….
Так должно быть. Так и бывает, пока мы (незаметно для себя) не возвращаемся к
ветхозаветному иудейству.
Где находится начальный момент этого духовного отступничества? Он заключается в
нашей ОСТАНОВКЕ. Как только мы решаем, что мы уже многого добились, много чего
знаем, что нам некуда дальше совершенствоваться, или, что мы имеем истину в
последней инстанции – все: мы уже не христиане, а иудеи. Пока еще не «жиды», но
уже «иудеи». А отступническое «иудейство» имеет самопроизвольную тенденцию
развиваться к «жидовству».
Итак, откат в иудейство начинается с того, что христианин забывает следующие
слова Апостола: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает»
(1 Кор. 8.2). Короче говоря, начало «иудействования» – это заболевание первой
стадией духовной гордости. Многие христиане хорошо знают, что 3 кита, на
которых стоит грех – это «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская».
Поэтому они избегают житейской гордости, т. е. самовеличания богатством, происхождением,
властью, красотой, здоровьем, одеждой и т.п. Однако, они и не подозревают о
существовании гордости духовной: о том, что можно гордиться своей
«православностью», своей ревностью по Богу, благодатью, добродетелями,
откровениями Божиими, нищетой, дарами Святого Духа, постом, молитвой и даже
покаянием. Таковые неизбежно улавливаются и впадают в «тонкое» (незаметное для
себя) «иудействование».
В истории Церкви имеется яркий пример распадения целой поместной Церкви на 2
псевдо-христианских сообщества: «иудействующих» и «эллинствующих». Читатель,
наверно, догадался, что я имею в виду западных христиан. Сначала Римляне
решили, что истина в последней инстанции принадлежит именно им, и впали в
своеобразное «иудейство». Однако в христианстве присутствуют «в снятом виде»
оба элемента. Поэтому остановившееся христианство не может просто выродится в
«иудейство», но при своем распаде неизбежно рождает в себе дополнительное
«язычество». Так и произошло: появились протестанты.
Для папизма характерно такое авторитарное «единство церкви, при котором не остается
… свободы христианина, а протестант держится такой свободы, при которой
совершенно исчезает единство церкви. Церковь... есть соблазн для иудействующих
латинян и юродство для эллинствующих протестантов… Паписты, подобно иудеям,
держатся за знамения, т.е за признаки, а протестанты , как эллины, держатся за
логическую мудрость… У папистов непонимание сути Церкви исполнено озлобления …
(как у синендриона), а у протестантов оно исполнено презрения и равнодушия (как
у Пилата)» (А.С. Хомяков).
Горе нам, православным! Среди нас есть много не подозревающих об этом духовных
«католиков» и духовных «протестантов».
Дальнейшая трансформация западных христиан поучительна. Иудействующие паписты стали быстро
развиваться в сторону «жидовства». Некоторые примеры этого закономерного
развития можно найти в прессе: французский епископат «категорически осуждает
обвинение евреев в богоубийстве» и призывает вместе с евреями обратиться к Отцу
в общем стремлении к «мессианским временам».
С другой стороны, впавшие в разнообразное гносеологическое язычество протестанты,
уцепившись «за полу иудея», двинулись … в том же направлении. Этот процесс
показывает в его антихристианской гнусности православный философ Н. Мальчевский
( см. журнал «Русское Самосознание №4, 1998) на примере »крупнейшего
протестантского теолога 20 века" Карла Барта. Экклеозиология Барта
сводится к следующей фразе: «Если христинин решит, что Церковь и синагога никак
не связаны, то все пропало». Теология его заключается в таком высказывании: «
главным неоспоримым доказательством бытия Бога… являются евреи». Подлая же
христология этого отступника заключается в том, что фарисеи «справедливо»
приговорили Христа к смерти, ибо выполняли «Божий приговор» тому, кто был «тотальным
грехом» и «позорно» умер, как «проклятый» на кресте.
Горько это! Но нам ли, православным, судить западных христиан!?
К сожалению, и у нас нет иммунитета к названным выше духовным болезням! Поэтому
для нас полезно проследить, через какие стадии проходит первоначальное
«невинное» иудействование остановившегося христианина в своем неизбежном пути к
«жидовству».
Согласно святтоотеческому учению о страстях, началом гордости и его предтечей
является ТЩЕСЛАВИЕ, т.е. страсть к выставлению напоказ своих (часто мнимых)
добродетелей. Эта страсть приводит к ослеплению. В результате человек начинает
неадекватно высоко оценивать сам себя. Показательным симптомом на этой стадии
является категорическое отрицание собственной гордости. "Один премудрый
старец … увещевал гордящегося брата, но сей, ослепленный, сказал ему : Прости
меня, отче, я не горд. Мудрый же старец возразил: Чем же ты, сын мой, яснее мог
доказать , что ты горд, как не тем, что говоришь – я не горд?" (св. Иоанн
Лествичник).
Следующая стадия развития болезни «иудействования» – это неприятие любых (даже
очень доброжелательных) обличений и увещеваний. Человек как бы перестает
слышать других, и слышит только самого себя. В этом он не отличается от тех
древних иудеев, которые прогоняли пророков. Но, если вы ему об этом скажете,
он прогонит и вас. Если он и знал святоотеческую теорию внутренней жизни, то он
ее забыл. Он забыл, что мы (православные) должны с радостью принимать не только
доброжелательные обличения от друзей, но и злобные унижения от врагов, считая
их как бы хирургами, путем болезненной операции врачующими наши страсти. Такие
люди часто смиреннословят, говоря: «Да я человек грешный, я человек страстный»…
Подумай, брат, что ты говоришь. Ведь, если ты человек грешный
(неудобопростительным грехом), а тем более страстный, то ты не спасешься.
Почему же ты не хочешь перестать быть страстным? Или в Церкви средства для
этого иссякли?
На этой стадии иудействования больной имеет «дух усыпления, глаза, которыми не
видят, и уши, которыми не слышат» (Рим. 11.8), но не сознает этого, несчастный,
и считает себя горным орлом.
Достоин внимания характерный прием, к которому прибегают больные, чтобы пресечь
попытки их вразумления. Он метко выявлен св. Иустином Философом в следующих
словах: « Вы, иудеи, подобно мухам ... слетаетесь к ранам. Если бы кто-нибудь
прекрасно говорил о тысяче вещей, а сказал бы какую-нибудь малость, которая не
понравилась бы вам, или была бы… не точна, тогда вы, оставляя без внимания
многое превосходно сказанное, схватываете незначительное словечко, и стараетесь
представить его, как нечестие и беззаконие».
Горе нам, православным по имени, но иудеям по духу! А не помотреть ли нам на себя в
зеркало? Ведь если посмотрим пристально, то неужели не увидим бросающиеся в
глаза аналогии? Разве не к этому характерному приему прибегают обе стороны
почти во всех наших полемиках? И особенно это видно в полемике относительно
ИНН. Горе и мне. Ведь читатели, возможно, поняли, что я изучал болезнь
жидовства не на чужом, а на своем гное.
Но пойдем дальше по нашему тяжелому , но целительному пути выявления симптомов
этой болезни. Дальше в лес – больше дров. Неприятие обличений перерастает в
озлобление. Друга –обличителя больной принимает за врага и начинает изобретать
различные мстительные козни и пакости. Эта стадия уже недалека от «жидовства».
Вот как ее описывает св. Максим Исповедник: «Когда я вижу неких гордецов, не
переносящих похвал в адрес лучших, чем они, коварно изыскивающих средства к
тому, чтобы истину сделать безвестной, отвращая от нее других… беззаконными
наветами, то мне думается, что ими был распят и погребен Господь».
Характерной чертой этой стадии иудействования является формирование «кагала» союзников
путем обработки общественного мнения в нужном «иудею» направлении. Назначение
«кагала» состоит в более эффективном затыкании обличительных ртов, травле
защитников истины и, разумеется, в дальнейшем возвышении «иудея» в глазах
одураченной общественности. Ни логикой, ни преданием, ни доводами разума,
«иудей» взять не может. Все это против него! Поэтому он пытается взять криком,
причем, обязательно кагальным криком.
Хорошо отразил эту особенность наш Чехов: « Товарищи иудейского вероисповедания
соберутся в кучку и загалдят: Гал-гал-гал-гал…». Все это нам до боли знакомо по
современным средствам массовой информации.
О, если бы это было только за оградой Церкви!
Снимем, наконец, шоры с наших глаз. Вот есть, например, такой православный"
интернет-журнал «Соборность»… Но читаешь его, и не только никакой соборности не
видишь. Нет уже там даже и «парламентарности», «коллегиальности» – осталась
одна «кагальность».
А на другой стороне та же «кагальность» иногда проглядывает сквозь
респектабельную вывеску некоторых православно-патриотических союзов, братств и
движений.
Остановимся ненадолго и определим еще раз (более точно) сущность
общечеловеческих духовных болезней «иудействования» и «жидовства». И ТО, И
ДРУГОЕ ЕСТЬ ГОРДОСТЬ. Св. отцы (см., например, авву Дорофея) научили нас, что
есть 2 вида гордости: первая и вторая. Первая гордость (иудействование) есть
высокоумие и возношение перед человеками, при сохранении элементов страха
Божия. Вторая гордость ("жидовство") есть «умоисступление», гордость
«безумная» (св. Иоанн Лествичник). Вторая гордость – это, когда человек
приписывает все себе и восстает против Самого Бога.
Иудействование еще исцелимо от людей (особенно на первых стадиях), и то лишь
при содействии Божией благодати. Вторую же гордость (жидовство) не могут
исцелить даже ангелы , но только Сам Господь Бог Своими отрезвляющими и
смиряющими ударами ("Лествица").
Если «иудеи» собираются в «кагал», то «жиды» образуют «сборище сатанинское»
(Откр.2.9)."Иудеи" – это «ехидна», а «жиды» – это «порождения
ехиднины» (Мф.12. 31). Переход от больного иудейства к «жидовству» происходит
через постепенное отвержение любого авторитета и последовательную
десакрализацию святых. Вот как описывает этот процесс авва Дорофей: « Сначала
он уничижал каждого и возражал: Что значит такой-т..., кроме Зосимы? Потом он
начал говорить: Нет никого достойного, кроме Макария... Спустя немного, начал
говорить: Кто такой Макарий? Нет никого, кроме Василия и Григория. Но скоро
начал охуждать и сих, говоря: Что такое Василий?... Нет никого достойного, кроме
Петра и Павла... Через некоторое время он начал говорить: Что такое Петр и что такое
Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы... Наконец возгордился он и
против Самого Бога и вовсе лишился ума».
Итак, мы выявили закон распадения духовности остановившегося христианина на 2
болезни: «иудейства» и «язычества». «Иудейство и язычество это не просто религиозные
группы того времени; это 2 вечные болезни человеческого духа. В каждом из нас ,
в большей или меньшей степени, живет как иудей, так и язычник. Язычник
старается на все закрыть глаза, чтобы можно было сказать : Я не виноват, мне не
говорили, меня не предупреждали. Язычник старается все свалить на судьбу …, на
роковую нашу зависимость от всевозможных причин и чужих влияний. А гордый
иудей, если уж увидит что-нибудь и поймет, или усвоит, сразу же ставит это себе
в заслугу, в повод превозноситься над другими: дескать, именно меня избрал
Господь…, именно мне Он открыл Свои законы! Как будто законы даются в награду,
а не для того, чтобы их выполнять!».
Мы установили неизбежность трансформации отступнического иудейства в сторону
«безумной гордости», т.е. богоборческого «жидовства» и проследили развитие этой
болезни до стадии кагальной травли пророков.
Следующий шаг на пути к «жидовству» – это убийство пророков! Чаще всего, конечно, не в
буквальном, а в аллегорическом смысле : мы же все-таки пока еще в христианстве
иудействуем. Но кто такие пророки? И что есть их «убийство»? Пророки – это не
только наши словесные обличители, но и вразумляющие нас обстоятельства,
смиряющие удары судьбы, а также люди, которые обличают наше иудействование не
словами, а своей непохожей на нашу , святой жизнью.
Будучи «народом непослушным и упорным» (Ис. 65.2), мы, иудеи, «убиваем пророков» тем,
что от ударов судьбы не смиряемся, а ожесточаемся. Убиваем также своей завистью
и памятозлобием, к тем, кто лучше нас, доходя при этом до клеветы, доносов,
будучи недалеки и от прямого убийства.
И вот тут мы подходим к границе «жидовства». «Жидовство» начинается с принятием
«печати антихристовой», т.е с впадением в памятозлобие. «Злопомнение есть
печать антихристова, и сердце злопамятного запечатлено печатью его. И когда…
дух антихристов… кладет эту печать, то…обмирает сердце человеческое (т.е.
делается как бы мертвым т.е. не способным к скорби о грехе … и к страху Божию)…
Это проклятое злопамятство делает человека бесчувственным… Иного оно делает
отступником от веры,… иного хулителем, и нисколько не дает сердцу человека мирствовать»
(св. Нил Мироточивый).
Иудействующий!
Если ты не можешь пока перестать иудействовать, то хотя бы не попадай в плен к
бесу памятозлобия. Не торопись стать «жидом» и запечатлеться печатью
антихристовой. Если же ты уже переступил эту грань, то не мне тебе что-либо
говорить. Может и исцелит тебя Сам Господь, если найдет в тебе хоть что-то
доброе. Но и это может произойти лишь при твоем содействии.
Для воспитания в себе благотворного отвращения к иудейскому духу осмотрим себя
с несколько иных позиций. Современный интра-христианский иудей действительно
делает некоторые благие дела.
Например, благоговейно священнодействует, если он иерей. А если активный мирянин,--
"домостроительствует" свою семью и занимается полезной (по его
рассуждению) общественной и патриотической деятельностью.Однако он забывает,
что мы призваны Богом исполнить не одну не две и не три, а все заповеди, вплоть
до «малейших» ( Мф. 5.19), превзойти «праведность книжников и фарисеев» (Мф.
5.20) и быть совершенными, как «совершен Отец» наш Небесный (Мф. 5.48). Он
напрочь забыл, что Господь велел нам говорить: «Мы рабы , ничего не стоящие,
потому что сделали то, что должны были сделать» (Лк. 17.7-10. Вместо этого он,
как «несмысленные Галаты» (Гал. 3.1-3) , пытается оправдать свои поступки «не
по рассуждению» уже содеянными делами и частичным выполнением некоторых
отдельных заповедей. Апостол не считал себя достигшим, и «забывая задняя ,
простирался в передняя» (Флп. 3.13). Мы же в своем иудействовании считаем себя
достигшими не только эталона праведности, но и бронированной
(пуленепробиваемой) личной (или партийной) истины. Какая ужасная ошибка!
Настоящую истину можно убить , можно распять, но от этого лишь ярче выявится ее
бессмертный божественный характер.
Критерий истины иудействующего христианина очень прост : надо сохранить за собой
последнее слово. Ведь если этого не сделать, то может разрушиться с таким
трудом созданный «иудеем» в умах окружающих его возвышенный образ, как первого
из первых.
«Крайним убожеством души» назвал гордость св. Иоанн Лествичник. Скрывая это убожество
под тем, что имеет видимость православия, иудействующие не подозревают, что их
попытки тщетны: слово «убожество» горящими буквами написано у них на лбу.
Священное Писание содержит заповеди, обетования, пророчества, догматы, обличения и
угрозы. Мы с удовольствием задерживаемся умом на обетованиях и пророчествах. С
принуждением – на заповедях и догматах. А обличения и угрозы относим, как
правило, к другим, а не к себе. С ужасом вспоминаю, как я однажды прочел Новый
Завет, обращая внимание только на последние 2 пункта, и относя исключительно к
самому себе все , что говорил Господь фарисеям, а апостолы – «хвалящимся Богом»
(Рим. 2.17-29). К стыду моему, такое новое прочтение показало мне, что я из тех
христиан, из- за которых «имя Божие хулится» у неверующих. До сих пор саднят
шрамы в душе от язв «иудействования» и «жидовства». И в любой момент могут
снова нагноиться.
Дорогие отцы и братия. Что мы утратим, если понудим себя прочесть еще раз
Писание таким образом? Если при строгом самоиспытании не увидим в себе ничего
подобного, то и слава Богу! А если мы априори считаем, что кого-кого, а нас это
касаться не может, то судите сами: ПРАВО мы славим Бога или иудействуем?
И еще один очень важный момент. У исторических иудеев не было перед глазами
УЧИТЕЛЕЙ ОТ ПРОТИВНОГО, своей горькой судьбой могущих научить, что неразумно
следовать их примеру. У нас они есть! Это не принявшие Христа евреи. У
исторических иудеев не было и средств, чтобы выполнить заповеди Божии : закон делал
их только виновными, но не давал оправдания. У нас (в Церкви) эти средства есть
, и всем доступны. Так что придется высказать мысль, которая , боюсь, многим не
понравится: я уверен, что Господь Бог спросит с нас за наше «иудействование»
ГОРАЗДО СТРОЖЕ , чем с евреев за их жидовство.
Ничто не может так отпугнуть, отшатнуть от Православия, от Церкви ищущего Бога
человека, как встречи с «православными иудействующими». Если не для себя, то
для других, мы должны побороть в себе эту болезнь. Чтобы, приходя в церковь,
или встречаясь где-либо с православными, человек увидел и ощутил « совершенно
иную жизнь, чем та, которая его окружает в мире. Эта жизнь должна быть светла,
должна поражать своей красотой. И не только убранство храма, священнические
облачения, церковное пение должны быть красивы. Самое главное – прекрасными
должны быть верующие люди, их отношения. Вновь пришедший должен сразу понять,
что здесь царит любовь, чистота, праведность, что церковные люди живут по
другому закону – по заповедям Божиим».