Из письма С.А. Нилуса к иеродиакону Зосиме:
"...им будет открыто и время пришествия антихриста, и кончина мiра точно"
От 6 Августа 1917
День Преображения Господня
Дорогой о Господе о. Зосима!
Письмо Ваше получил и благодарю от души за любовь Вашу и молитвы. Не могу отказать Вам в удовлетворении просьбы Вашей осведомить Вас по важнейшему в наши дни вопросу об антихристе и о лукавстве переживаемого нами истинно последнего времени. Так как, судя по Вашему письму, от писаний моих книг пользуетесь не Вы только один, но и весьма многие, ищущие разуметь значение и смысл переживаемых событий, то, прежде всего, считаю долгом совести перед Богом, Коему служу, как умею, и пред Православными Христианами, которым от всего сердца желаю в разум истины придти, объяснить Вам самое важное в моей проповеди устной, письменной и печатной — «кто мя на оную постави».
Вопрос этот потому важен, что от его разрешения зависит определенно законность моей проповеди и ее духа, от Бога ли она, или от духа льсти? Как Вам известно, вся полнота благодати Св. Духа находится в обладании епископов Православной Церкви, или передается тем, кого они признают достойными. С тех пор, как я передал себя и дар свой на служение Богу и Его Христовой Церкви, я ни одной строки, особливо об антихристе, не передавал печати без благословения епископского в лице Архиепископа Никона...
Но мало того, когда вышла из печати книга моя «На берегу Божьей реки», то великий праведник и подвижник истинно монашеского духа Епископ Феофан Полтавский писал по поводу ее следующее:
«Я с великим интересом читаю все Ваши книги и вполне разделяю Ваши взгляды на события последнего времени. Люди века сего живут верою в прогресс и убаюкивают себя несбыточными мечтами, упорно и с каким-то ожесточением гонят они от себя самую мысль о кончине мiра и о пришествии антихриста. Их очи духовно ослеплены. Они видя не видят и слыша не разумеют. Но от истинных чад Божиих смысл настоящих событий не скрыт.
Даже более того, на ком почиет благоволение Божие, им будет открыто и время пришествия антихриста, и кончина мiра точно. Когда Господь изречет Свой грозный Суд над грешным мiром: «не имать пребывать Дух Мой на человецех сих, зане суть плоть», тогда Он скажет верным рабам Своим: Изыдите от среды их и отлучитесь, и нечистоте не прикасайтесь, и Аз приму вы (2 Кор. 6, 17). (Выделено жирным шрифтом и подчеркнуто о.Олегом Моленко)
И сокроет их от взоров мiра, воздыхающего в страхе о грядущих великих временах и событиях. Господь да поможет Вам глаголати о сем в слух мiра всего благовременно и безвременно со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2).
Ваш искренний почитатель и богомолец Епископ Феофан.
1915 г. Ноября 24-го».
Комментарий о.Олега Моленко:
Приведенные строки из письма С.А.Нилуса показывают нам важность проповеди о кончине мира сего и явления антихриста. Как мы видим, Сергею Александровичу тоже приходилось доказывать законность своей проповеди о данном предмете, дух ее и от Бога ли она.
Важно отметить характеристику Нилусом Владыки Феофана Полтавского (Быстрова), что он "великий праведник и подвижник истинно монашеского духа". Из такого отношения к Владыке Феофану вытекает важность и надежность его богодухновенного свидетельства о том, что "на ком почиет благоволение Божие, им будет открыто и время пришествия антихриста, и кончина мiра точно".
Осмелюсь приложить и благословляющие С.Нилуса на проповедь слова святого Владыки Феофана, сославшегося, в свою очередь, на слова апостола Павла: "Господь да поможет Вам глаголати о сем в слух мiра всего благовременно и безвременно со всяким долготерпением и назиданием" (2 Тим. 4, 2) в свой адрес.