Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

архимандрит Наум

Введение в Пасхалию 1




Вопрос о церковном календаре - вопрос веры, и весьма важный. Ценность календаря для Православной Церкви определяется, главным образом, отношением его ко времени празднования святой Пасхи. В этом исповедании Воскресения Христова - вся сущность нашей веры, нашего упования и надежды, полнота вечной радости и блаженства. Христос Воскресший освятил, благословил и утвердил всех.

Бог из ничего сотворил мир и самое время, и Спаситель наш это время творения избирает временем обновления, когда предал Себя на страдания и заповедал - "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22, 19) - ежегодно совершать Пасху - Воскресение Христово. Это творение мира и начало Бытия было в период весны, в месяце марте, за 5508 лет до Рождества Христова. В пятницу, шестой день творения, в полдень создан был человек. Об этом периоде, начале Бытия вселенной, читаем в Следованной Псалтири2:

"Месяц март (св.преп.мч.Евдокии3) день имать часов 12 и нощь имать часов 124. Сей первый есть в месяцех месяц5, зане в онь начало-бытный свет сей видимый сотворен бысть, и Адам - первый человек от Бога - создан бысть, и вся тварь его ради: и в рай введен, и преслуша-ния же ради изгнан. В сей же месяц Бог, не отступль престола величества Своего, сошед за человеколюбие, яко дождь на руно с небесе архангеловым благовещанием в Пречистом чреве Преблагословенныя Девы Марии, от Духа Свята плоть Себе истка непостижимо, якоже Он весть Сам6. В сей день вольною страстию Его плотскою клятва потребися, смертию Его смерть умертвися и пресветло Живоносным Его Воскресением из мертвых Адам и весь род человечь от ада возведен, и в первобытие паки приведен, небесная наследовати7. Сего ради от первого числа его начало, приемлют вси крузи солнечные и луннии, и вруцелето, и висектос, и равноденствие составляется в нем, и прочая"8.

Человеку открылось познание мира как единого целого с центром - Землей.. Геоцентризм здесь не физический, а духовный, человека ради. В жизни народов появились календари, где в их ритмах, памяти объединялся внешний космос мироздания с внутренним космосом человека. Наблюдатели воображают небесную сферу, в ней звезды, отвесную линию с горизонтом, ось мира, экватор, небесный меридиан, солнечную эклиптику. Созерцание неба открывает величие благости Божией и премудрости Творца. В книге Иова (гл. 38) Бог обращается к благочестивому праведнику и в громе и облаке говорит ему: отвечай Мне, - когда Я основал Землю, "КТО ПОЛОЖИЛ МЕРЫ ЕЯ"? Ведь Земля имеет форму шара и определенный размер и вес. Если бы вес Земли был меньшим, то она во время вращения уходила бы далеко от Солнца, и если бы вес был больше, то она во время вращения приближалась бы к Солнцу, обычная жизнь была бы в таких случаях невозможна на нашей планете. И многое, многое спрашивал Бог Иова, но кто разумеет ум Господень. Раньше Бог сотворил самое естество света, а в четвертый день сотворил солнечное тело. Бог разделяет естество света на светозарность (купина при Моисее, Огнь в Великую Субботу у Гроба Господня) и на силу жечь. Есть свет тварный, мысленный и нетварный.

В память избавления от египетского рабства евреи стали праздновать Ветхозаветную Пасху за 1609 лет до Р.Х. от 14 до 21 числа Нисана, месяца Авива - марта, месяца колосьев, во время, когда созревал самый ранний хлеб - ячмень с Палестине9. Время это символизирует начало времени при творении, и Сам Господь говорит об этом: "месяц сей вам начало месяцей, первый будет вам в месяцех лета" (Исх. 12, 1-2), "наблюдай месяц Авив и совершай Пасху Господу Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь Бог твой из Египта ночью" (Втор. 16, 1-9). Пасха ветхая символизировала новую Пасху - силу Креста, Крещения и жизнь вечную, ибо остались живы в Египте все, у которых кровию агнца были помазаны крестообразно косяки и перекладины дверей в домах, и все перешли Красное море и избавились от рабства Египетского. Пасха, которую совершил Господь с учениками, была как бы предпразднество Его страданий.

Святой Иоанн Златоуст пишет, что Спаситель страдал на Кресте, ставши пасхальным Агнцем в пятницу, в те самые часы, которые Адам провел от вкушения яблока до суда Божия - от шестого часа до девятого (по нашему времени -от 12 дня до 3 часов пополудни).

Себя на смерть предал Господь на Голгофе в самую пятницу, когда иудеи праздновали Пасху. Эту крестную Пасху, заклание Христа христиане малоазиатских Церквей до середины III века праздновали 14 Нисана вместе с иудеями, объединяя Ветхозаветную Пасху с Новозаветной. Иудеи празднуют заклание агнца, а христиане - заклание Христа. Но без Воскресения тщетна наша вера. Если Христос умер, как человек, и Его крестные страдания отмечаем как человека, а не празднуем после трехдневного Воскресения, то Христос не Бог, а лишь человек. Уже во II веке римский собор запретил праздновать Пасху по-иудейски и вместе с иудеями, ибо Апостольское правило гласит: чужд Церкви, отмечающий Пасху с иудеями.

Вопрос о Пасхалии догматический и канонический, и когда православные празднуют Пасху во время, которое раскрывает символ первого и восьмого дня незаходимого, и воспоминают страдания и смерть, сошествие во ад и Воскресение, и именно: после равноденствия, после полнолуния, в день Воскресный, то Господь дарует явление Огня Благодатного у Гроба Господня. Исполняющий с другими заповедями заповедь и предания о Пасхе, явно ищет и блюдет в жизни своей Божественную Истину, добро и святыню Господню. Не соблюдающий заповедь о Пасхалии, как мы часто и видим, не соблюдает или все, или некоторые заповеди Божий. И совесть их да будет им судия.

Священное Предание говорит:

  1. Чтобы Пасха была после весеннего равноденствия;
  2. После за сим полнолуния;
  3. В первый за сим воскресный день;
  4. Чтобы не совпадал сей Праздник с Пасхою еврейской, от которой зависит определение времени, а был после еврейской Пасхи.

Семидневная неделя начинается с бытия мира. Первый день, как образ вечного, сливается с Воскресением. Круг Солнца содержит 28 лет (7x4) - через 28 лет происходит повторение дней л недели, что и важно для Пасхалии. Круг Луны включает в себя 19-летний цикл Метона, но через каждые 19 лет полнолуние, хотя бывает в те же дни, но почти на полтора часа ранее прежнего, так что через каждые 312 лет полнолуние бывает целым днем ранее прежнего. Это передвижение полнолуний было известно пастырям Восточной Церкви.

Святой Иоанн Златоуст указывает (т.8, стр. 926-970), что: "Равноденствие есть начало первого времени при творении, когда день и ночь были равны. Полная же Луна была сотворена после равноденствия в 4-й день; в 6-й день Бог сотворил человека. Время творения избирается временем обновления, именно: равноденствие, полная Луна в 14-й день и в день создания человека. В то же время Господь предал Себя на страдания, взывая: "Отче, прииде час" (Ин.17,1). Седмица страданий точно совпала с первой седмицей творения - здесь глава времени. Заповедано: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22, 19) - ежегодно совершать Пасху, следовавшую после равноденствия, отыскивая 14-й день Луны, после него (День Ветхой Пасхи), и отсюда отсчитаем пятницу, субботу и День Господень (Пасха Христова). Если случится 14-й день Луны прежде равноденствия, мы оставляем его, а ищем другой, который ; должен быть после равноденствия; тогда считается ставочный месяц. Если 14-й день Луны встречается с Днем Господним, то мы берем следующий День Господень в воспоминание того, что 14-й день есть день страданий, совпадший с пятницей на Голгофе".

Пасха иудейская сохраняет лишь полнолуния, а христиане еще и Воскресение, - писал и говорил Папа Виктор. Но папа Григорий XIII ввел в 1582 году свой календарь, как влияние эпохи Возрождения, от которой духовная жизнь католической церкви упала. Коперник был против реформы, а Собор 1583 года отверг новый календарь как орудие завоевательной политики папства. Григорианский календарь является исторически вредным, оказывается астрономически ненужным. С 1900 по 2100 год разность между календарями составляет 13 дней. По григорианскому календарю трудно восстанавливать исторические факты, астрономические явления, сложно чередовать лунные и солнечные уравнения. К григорианскому стилю нельзя применять правило о праздновании Пасхи. Католики стали нарушать правила соборов и иногда праздновать Пасху прежде иудеев, как было в 1864, 1872, 1883 (1891, 1894 - на целый месяц), в течение же столетия 1850-1950 таких случаев было 15. В 1805, 1825, 1903, 1927, 1981 гг. они праздновали вместе с иудеями, и все потому, что они в новых своих пасхальных границах допустили ошибки, хотя и пасха у них после равноденствия в воскресный день. По таблицам католиков полнолуния иногда совпадают с субботой, а по вычислениям иудеев, у которых счет вернее, оно совпадает с воскресением, в которое на самом деле наступает полнолуние. Тогда христиане запада и иудеи празднуют пасху в один и тот же день. Но у православных такие случаи не возможны. Вот почему Православная Церковь не может принять григорианский стиль. Церковь празднует Пасху не по указаниям григорианского или юлианского календарей, а по лунному библейскому календарю.

Великий индиктион10 дает единство времени в области космической, исторической, литургической как синтез знаний о календарях, следит за равноденствием, полнолунием и имеет значение вечного календаря. В индиктионе утверждается незыблемость недели. Святая Православная Церковь является единственной хранительницей подлинного Апостольского предания.

Дух Святой через богодухновенных Апостолов и Святых отцов преподал правило благочестия для всех. Так, 7-е Апостольское правило гласит: "Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священного чина".

Правило Святого Поместного Антиохийского Собора говорит о том, что дерзающие нарушать определения Святого и Великого Собора, в Никее бывшего, "о святом празднике Спасительная Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви. Если кто из предстоятелей Церкви, епископ или пресвитер, или диакон дерзнет к развращению людей и к возмущению Церквей с иудеями совершати Пасху, такового Святый Собор осуждает быти ему чуждым Церкви, запрещает священнослужение и его и вступившим в общение с ним".

И к каждому из нас, как и к Симону Ионину, обращается Христос Спаситель: "Любишь ли Ты Меня?". Мы взываем: "Отче наш" и должны помнить, что Отечество Вечное наше на Небесах, - где Отец, там должны быть и дети. И соблюдение заповедей Божиих есть выражение любви, - а верующим и любящим Господь дарует познание Воскресения. Пасха для христиан - Воскресение Христово из мертвых.

Пасха - праздник весны, и напоминает нам седмицу Творения и седмицу страдания Спасителя. Это день восьмой, как образ вечного дня незаходимого, сливается теперь с днем первым Творения-единым — он день Господень, идет за субботой, называется Неделей. За Неделей -Воскресным днем - идет после Недели - понедельник, и так неделя идет - от недели Творения. И это было после весеннего равноденствия, после полнолуния и трехдневного Воскресения. "Якоже бо о Адаме вси умирают, такодже и о Христе вси оживут" (I кор. 15, 21).


Комментарии и примечания

1 "Введение в Пасхалию" представляет собой извлечение из работы "О Пасхалии" архимандрита Наума, старца Троице-Сергиевой Лавры. Редакция решилась на публикацию рукописи в сокращенном варианте, чтобы облегчить читателю путь к пониманию трудного и чрезвычайно важного для всех христиан вопроса. В то же время издательство готовит в печать полный вариант "О Пасхалии", где помимо главной идеи и ее историко-богословского обоснования будут присутствовать все астрономические расчеты и математические формулы, которые в данном варианте умышленно опущены и их основные положения сокращены до минимума.

В контексте данной книги "Введение в Пасхалию" является дополнением к теме "Благодатного Огня".

Главная идея Пасхалии состоит в непрерывности творения мира. Эта непрерывность обнаруживает себя в постоянной цикличности времени, дней, года и т.д.

Творение мира, которое состоялось в первые семь дней, вновь обновилось и восстановилось от своего разрушения в великую Седмицу Страданий Господа - день в день и час в час.

Поэтому, если мы не признаем догматической значимости равенства седмицы творения и седмицы Страдания Господа, то тогда отрицаем и Его Воплощение.

Ветхий мир и Новый мир находятся сейчас в своем взаимопроникновении. Мы - люди маргинального бытия, и от понимания того, где мы были и находимся, зависит то, куда мы стремимся и где окажемся. Новотворение выходит из ветхого мира, как ребенок из лона матери.

Если мы не учитываем время ветхозаветной Пасхи (освобождение Израиля от плена Египетского), то Христос не мессия и Он не агнец, закланный за грехи мира.

Христос указал нам путь - Если семя не умрет, то и не родит. В самом творении заложен закон жизни вечной - и Господь об этом свидетельствовал - "смертию смерть поправ". Смерть побеждена потому, что ее изначально не было в законе мироздания. Своим приходом Господь изгоняет беззаконие и безумие и устанавливает первоначальную связь времен.

Если же мы не признаем Его искупительной жертвы вместе с Воскресеньем — днем Господним, то Христос не Спаситель и будущего века в Ново-творении для нас нет.

Господь устанавливает нашу связь с вечностью и дает нам в ней усыновление.

Церковный календарь имеет свой вечный пасхальный круг - это круг всех святых, который не зависит от астрономических данных, но учитывает их для нас, живущих в этом мире, где одновременно присутствуют два плана бытия, где добро и зло перемешаны, а по их различению требуются особые нравственные усилия.

Если же мы забываем о "Египте" (плене духовном) и не учитываем начало творения мира, как точку нравственного стояния и отпадения, то тогда Христос для нас и не Бог.

Православная Пасхалия содержит в себе основы вероисповедания. Один и тот же Бог Слово, "которым все начало быть", воплотился, был распят и Воскрес. Пасхалия есть система, удерживающая в себе неразрывно связь времен и смыслов, творения временного мира и вечного. Пасхалия подтверждает для нас, что вечность существует и она уже узаконена в рождении Нового Бытия.

Благодатный Огонь нисходит над Гробом Господним именно в тот день и тот час, когда этот закон утверждался. Чудо этого нисхождения для нас, Православных, в том и состоит, что определяемое вечностью Оно не только не отвергает земное бытие, но преображая возводит его к ней.

2 Следованная Псалтирь содержит, кроме псалмов, часослова и разных последований служебных, вероучительные статьи и пасхальные таблицы.

3 Евдокия - имя греческое, означает "благоволение".

4 12 часов дня и 12 часов ночи в марте означает весеннее равноденствие.

5 Об этом месяце Сам Господь сказал: "месяц сей вам начало месяцей, первый будет вам в месяцах лета" (Исх. 12, 1-2) - время созревания самого раннего хлеба в Палестине.

6 25 марта (по старому стилю) - праздник Благовещения.

7 14 Нисана - распятие, 16 Нисана - Воскресение.

8 Обозначение циклических явлений при расчетах Пасхалии, например Вруцелетник, используя непрерывный расчет времени от сотворения мира, указывает день, год любого события, день недели, новолуний, праздников и постов.

9 В новом Творении Господь Сам стал Хлебом жизни: "Я хлеб живы и, сошедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдаю за жизнь мира" (Иоан. б;51).

10 Индиктионом называется великий пасхальный круг - период времени, обнимающий 532 года -сумма лет, получаемая от перемножения солнечного круга (28) и лунного (19): 28x19=532, по истечении которого все времена церковные, месяцы, числа, дни, вруцелета, а также фазы луны будут следовать в том же порядке, в каком они следовали в предшествовавшем периоде.


Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова