о.Митрофан (Зноско-Боровский)
Православие, Римо-католичество, протестантизм, сектанство.
Глава 9:
С началом стремления Римских епископов к господству над всей Церковью стали постепенно
искажаться принципы ее участия в общецерковной жизни, ее участия в служении Истине Церкви.
Это искажение, как мы видели, происходило в двух направлениях: 1) в утверждении господства
Римского епископа над всею Церковью и владычества над мiром и 2) в провозглашении папской
непогрешимости в делах веры.
Стремление к светской власти не являлось делом отдельных пап, но вытекало из всей папской системы.
Папа Пий IX объявил РЕЛИГИОЗНО-ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ для верующего католика ПРИЗНАНИЕ за Римским епископом
СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ. Он осудил как заблуждение мнение, будто «Церковь не имеет власти производить насилие
и вообще не имеет никакой светской власти, ни прямой, ни косвенной. Стремление к светской власти
заставило пап не только окунуться в политические интриги, но и вести войны, даже самим
предводительствовать своими войсками (папа Юлий II).
Более серьезным и роковым для Рима и для всей Церкви явилось стремление римских предстоятелей Церкви
к утверждению непогрешимости папы в делах веры, получившее свое завершение на Ватиканском соборе
1870 года. Учение латинян о непогрешимости вытекает, говорил Хомяков, из малодушия и неверия. Ведь
Церковь есть предмет веры, поскольку она есть Христово тело и обиталище Духа Святого. У латинян же
место невидимого Главы заменяет видимый «викариус Дэи», «викариус Христи», вместо же невидимого
Духа Божия, живущего в Теле Церкви, они поставили видимого, внешнего оракула истины в лице папы,
чтобы подчиняться ему. Перед нами жалкая картина потери мистического понимания существа Церкви и
упадка веры в Церковь.
В истории мы не обнаруживаем непогрешимости пап в делах веры. История свидетельствует о взаимно друг
друга уничтожающих противоречиях отдельных пап. ...
Трагедия римского католичества не в грехах и личных преступлениях отдельных предстоятелей Римской церкви,
– личных грехов везде было много, - а в том, что в самое основание христианского вероучения и духовного
строя введен дух мiра сего, дух власти, дух юридического, утилитарного земного искажения тайн Божиих. ...
Католическая Церковь есть Римская Церковь. Римская не тем, что центр ее в Риме, не по языку, не потому,
что она некогда почти совпадала с Римской частью империи. Она Римская по усвоенным ею от Империи духу и
праву, по лежащей в ее основе римской идее. Посему было бы ошибкой утверждать или предполагать, что
теория папства вышла из подтасовок, прямых подлогов, исторических ошибок, искажений Нового Завета,
на замалчиваниях и иных видах искажения правды и исторической действительности, - все это послужило
лишь обоснованием в психологии укоренившейся идеи. «История католичества есть история развития
римско-католической идеи как духовной силы, в тайниках духа рождающейся и подчиняющей себе все –
и учение, и события, и теории, и формы жизни.
глава 12:
XIII-ое столетие было ознаменовано, в религиозной жизни Европы, окончательной победой папства над
светской властью: Рим снова стал владыкой мира. По мановению папы, целые народы принимают меч и крест
и идут сражаться против каждого, кого папа назовет своим врагом. В XIII-ом столетии папа не только
раздает королевские короны, он решает споры князей, одним своим словом возбуждает или останавливает
войны между ними, отнимает и раздает королевства, назначает и низлагает королей и императоров,
разрешает их подданных от присяги. Характерен для того времени следующий вопрос и ответ на него:
"Можно ли апеллировать на папу к Богу?" Нет, невозможно, так как у Бога и у папы один, общий суд,
нельзя апеллировать на папу к нему самому (!). Папа "наместник Христа и Бога" на земле, посему
принадлежит ему право верховного суда над всеми и право низлагать королей. "Я сам император", -
закончил свою речь в 1300 году папа Бонифатий VIII, явившийся на торжества в императорском облачении,
перед ним несли два меча в знак его духовного и светского господства над вселенной. "Отказаться от
права низлагать королей - значило бы для папы впасть в ересь", - заявил в 1609 году Павел V.
В этой борьбе за светскую власть над миром епископ Рима входил во внутреннее противоречие с самим собой,
ибо мирской меч в руках "наместника Христа" был явлением странным и неестественным, глубоко искажавшим
духовную сущность и Церкви и ее предстоятеля. Многие представители Церкви и отдельных народов начинали
сознавать это, замечая, что "наместник Христа" на земле во зло употребляет свое положение, именем веры,
интригами и ценою крови окупая свое мирское владычество. С XIV века начался религиозный, нравственный и
политический упадок папства и римской Церкви. Большинство народонаселения стонало под гнетом нравственно
разложившихся папского двора и духовенства. Духовенство, как свидетельствует современный немецкий историк,
относится с презрением к изучению богословия; оно пренебрегает Евангелием и прекрасными сочинениями
Святых Отцов; оно молчит о вере, о благочестии, умеренности и других добродетелях, которые были восхваляемы
даже некоторыми из лучших язычников, оно не говорит о чудесах милосердого Бога и заслугах Спасителя.
И таким людям, не понимающим ни богословия, ни философии, поручают высшие должности церкви, их назначают
пастырями душ! Вот причина жалкого упадка христианских церквей и презрения к духовенству...
Евангелие называет путь ко спасению узким, духовенство же делает его широким и веселым ...
"Я сам император", - на вершине своей власти папы не сознавали опасности своего положения.
Падение папства последовало тогда, когда, в лице Бонифатия VIII, папство, казалось, успело наложить
на народы Западной Европы оковы свои, всех замкнуть в неподвижные формы теократической монархии.