Школа Иисусовой молитвы
О правильном настрое и настроении во время совершения Иисусовой молитвы
(урок в виде диалога ученика со своим старцем)
УЧЕНИК:
Отче, я, в качестве новоначального, уяснил для себя в отношении прохождения подвига призывания имени Иисуса Христа следующее:
1. Я должен призывать имя Спасителя в форме Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
2. Я должен произносить эту молитву как можно больше по количеству и как можно чаще в течение дня и ночи.
3. Я должен при произношении молитвы всякий раз весь упор делать на внимание к словам молитвы, буквально заключая ум в произносимые слова и не допуская ему вырываться из них или скитаться в посторонних помыслах.
4. При сугубом внимании ума к словам молитвы я должен определить место, в котором я буду держать свой ум вместе со вниманием к словам молитвы. Я уразумел, что таким местом является сердечное место или место у моего сердца, которое я могу определить путем слежения за вздохом – в конце вздоха оно и находится, или определить путем прикладывания двух своих пальцев, отмеряя ими от левого сосца вверх – там под пальцем на поверхности груди и будет искомое место, именуемое еще силой словес. Я должен сводить свой ум в это сердечное место и там держать его в произносимых словах Иисусовой молитвы.
5. При совершении молитвы вышеуказанным способом, я должен понимать, что это не просто какое-то механическое делание, а реальное предстояние перед Живым Богом.
Я молюсь не в стену, не в потолок, а Живому присутствующему здесь и внимающему мне Богу! Вот почему после сугубого внимания к тому, что я говорю Богу, я должен прилагать свое сердечное переживание или чувство. Единственным чувством, которое Бог принимает от новоначального в подвиге человека, является покаянное чувство. Ум молится внимательными словами, а сердце – покаянным чувством, которое, концентрируясь, превращается в сокрушение сердца. Таким образом сокрушенное сердце становится истинно и богоугодно смиренным, а это состояние Бог не унизит отвержением или не поддержанием помощью и благодатью от Себя.
6. Я уразумел, что для успешного продвижения в этом великом делании мне нужна помощь ради моей лютой немощи в обустройстве способствующих этому деланию условий. Вот почему мне нужно уединение, устранение посторонних звуков и прочего отвлекающего от молитвы, затемненная комната, сидячее, полулежачее или лежачее положение моего тела, закрытые глаза, устремленные к сердечному месту, свободное и тихое дыхание.
7. Я уразумел, что для успеха в молитве мне нужно пождание и приболезненность делания или болезненность, возникающая во время делания. Её мне необходимо смиренно терпеть, как и сухость, безплодие и кажущееся непреуспеяние в делании.
8. Я ведаю, что первым деятельным плодом моей Иисусовой молитвы является усугубление внимания к словам молитвы, вершиной которого является благодатное внимание или так называемое молитвенное действо. Первым же духовным плодом этого спасительного делания является зрение своего греха, своей погибели, лютой немощи, мерзости, далекости от Бога и т.п., что приводит ум к печали, душу к покаянию, а сердце к сокрушению и плачу.
9. Я ведаю, что покаянный плач приемлется Богом, как мое покаяние. К этому плачу меня ведет внимательное моление именем Иисуса Христа, которое утесняет мое сердце. Утесненному сердцу нужно прикосновение «ключа» для открытия его. Таким «ключем» бывает приходящий во время молитвы помысел, посылаемый Богом или Ангелом Божьим, или найденная мною с Божьей помощью сокрушающая фраза из Писания, богослужения или другого духовного источника. Такой помысел может приходить во время внимательной молитвы. Он самовластно входит в нас и не разрушает нашей молитвы и нашего внимания, но оживляет её покаянием и плачем. Плачем же мы непременно пред Богом. Если до этого нам с нашим каменносердечием и сухостью было трудно предстоять пред Богом, то плач сразу поставляет нас перед Ним и повергает долу, к распластыванию перед Ним. Сама Иисусовая молитва без вспомоществующего помысла не может вскрыть накопившийся благодаря ей заряд плача.
10. Первым признаком, исходящим не от меня и свидетельствующим о правильности делания молитвы, является открытие за мою молитву брани от демонов. Бывают попытки бесов обмануть подвижника молитвы временным отступлением и затишьем, чтобы ввести его в погибельно самомнение или ложное русло неправильного делания. Однако если мы всякий раз, почувствовав свободу от бесовского натиска, будет усиливать нашу внимательную молитву, то бесы не смогут этого вытерпеть и непременно возобновят явную брань.
11. Правильное делание молитвы начнет открывать мне себя самого, какой я есть на самом деле. Первое, с чем я столкнусь и что узнаю о себе, – это то, что я нисколько не владею своим умом и не могу удержать своими усилиями расхищение ума и внимания в словах молитвы. Так открывается мне мое погибельное состояние, власть надо мною страстей и демонов, мое пленение демонам, мое падение, мое грехолюбие и неотлипчивость греха, моя немощь и моя неспособность ни к чему доброму и богоугодному. Все это является сугубым поводом к сугубому плачу о себе. Познавая и оплакивая себя, я непременно по общности моей человеческой природы начну познавать состояние всех прочих людей и впервые нелицемерно сострадать им и оплакивать их. Мне откроется страшная картина, что не только я, но и все прочие люди находятся, при всем различии личных грехов и особенностей, в том же погибельном устроении и состоянии, что и я. Только в этой страшной картине я увижу истинное состояние всех епископов, священников, монахов и мирян всех известных мне церквей и сообществ. Помимо заблуждений в вере все они, как не прошедшие этого покаянного делания, находятся во власти бесов и страстей, не владеют своими умами и сердцами, а потому являются мертвыми головешками и невежественными лицемерами, виртуозами пустого обрядоверия, напыщенного словоблудия и безсильного благочестия. Здесь я внутри себя увижу и пойму то, почему они безблагодатны, бездерзновенны в своих молитвах и неспособны помочь ни себе, ни мне, ни другим людям. От этого жуткого зрелища я не впадаю в осуждение их, но смиренномудро отвращаюсь от них ради своего спасения, как от источников погибели и заразных сосудов, несущих духовную смерть и разорение. От этого дивного познания я буду искать и прилепляться лишь к тому руководителю, который сам прошел это делание и стяжал через него благодать, опыт и дерзновение к Богу.
Такое благодатное познание себя, своего времени, состояния прочих людей, доставляемое милостью Божией через духовное видение ума за внимательную покаянную молитву Иисусовую, является самым надежным, истинным, убедительным познанием из всех прочих возможных познаний. При таком познании человеку ничего уже не надо доказывать, ни в чем убеждать, ибо он сам в себе имеет благодатное видение истинного положения всего созерцаемого им.
Так, отче честный, я понимаю мое делание и пребывание в нем во спасение. Однако молю Вас внести поправки или дополнения, ибо при всем этом я чувствую нехватку чего-то упущенного мой.
СТАРЕЦ:
Учениче мой, прославь нашего Господа Бога за дарованное тебе делание, ведение и преуспеяние в нем! В целом ты верно и истинно описал картину делания покаянной Иисусовой молитвы для новоначального в ней и несколько устоявшегося в ней делателя. Однако всегда есть что добавить для пользы дела.
Сегодня я хочу поведать тебе важное и упущенное тобой дополнение, которое касается настроя и настроения при делании Иисусовой молитвы. Не секрет, что в любом человеческом деле важно не только уменье, знание, опыт, силы, условия, обстоятельства, состояние делателей, но и настрой и настроение их.
Под настроем я понимаю общее, всеобъемлющее, устойчивое, духовно нравственное состояние человека, служащее основанием для его действований. Под настроением я понимаю более узкое, конкретное, временное состояние, стимулирующее человека к соответствующим деланиям, достижению поставленной цели и получению искомых плодов.
По отношению к великому и спасительному деланию Иисусовой молитвы под настроем должно понимать наличие в человеке правильного умонастроения и соответствующих опор для его действований.
Правильным умонастроением будет такое: что я приступаю к молению именем Иисуса Христа только ради спасения своей души, с целью принесения Богу удовлетворительного покаяния, очищения себя покаянием и молитвой и переделывания себя из ветхого в нового человека по образу призываемого мной в молитве Иисуса Христа.
Опорами для нужного настроя являются истинная и несомненная вера, благая надежда и нелицемерная любовь, а также решимость никогда и ни по каким причинам не оставить этого делания и настроиться нести его сколь угодно длительное время, хоть всю оставшуюся жизнь.
О какой вере идет речь по отношению к Иисусовой молитве? Ясно, что не о той, которая от слуха, т.е. догматической нашей правой вере, как основе нашего богоугождения. Речь идет о вере в имя Божие и силу имени Иисуса Христа. Все наше делание основано на твердой и несомненной вере в божественность, а потому непреодолимую силу имени Иисуса Христа Сына Божьего, о котором нам подобает спастись. Благодаря этой вере мы не сомневаемся в успехе этого делания, ибо он основан не на наших жалких потугах, а на силе и действии божественного имени нашего Спасителя Иисуса Христа. Несомненность в успехе помогает нам преодолеть злое уныние, разленение, охлаждение к деланию и отчаяние при задержках видимого преуспеяния в нем. Эта несомненность в благом исходе дела запечатлевается в нашей благой надежде на имя Иисуса Христа и конечном благом результате моления им. Такая надежда не посрамит нас, но является стимулом к прохождению делания, благодушного терпения всего болезненного и неприятного, непременно возникающего при этом делании, а также основанием ревности к этом деланию.
Понятно, что без любви никакое дело, никакое делание, никакая жертва не могут принести нам пользу. О какой же любви может идти речь во время делания Иисусовой молитвы? О той самой любви по отношению к Богу и ближним, о которой нам заповедал Христос, как о первой и высшей заповеди. Исполнить эту заповедь о любви к Богу от всего сердца, от всей души, от всего помышления и всей крепости своей мы по-настоящему можем только в этом делании, впрочем, как и заповедь о нелицемерной любви к ближним.
В чем проявляется наша любовь к Богу во время моления Его святейшим и божественном имени?
1. В памяти о Боге и Спасителе своем. Когда любишь кого-то, то помнишь Его и о Нем, и постоянно влечешься памятью пребывать с Любимым. С этой стороны Иисусовая молитва становится для нас училищем и деланием непрестанной памяти о нашем Боге и Спасителе. Чем больше помним о Боге мы, тем больше помнит Бог о нас. Если мы достигаем непрестанной памяти о Боге и Его присутствии, то и Он непрестанно будут помнить о нас и благодетельствовать нам. Вот почему Иисусовая молитва называлась отцами непрестанной памятью о Боге и непрестанным поучением. Только непрестанной памятью о Боге мы можем одолеть демона исполина забвения, который не допускает нас к Богу и всякий раз похищает память о Нем.
2. Поскольку мы непостоянны и подвержены действию греховных страстей, то наша любовь к Богу с этой стороны проявляется в покаянии, плаче, воздыхании о допущенном грехе, в очищении и исправлении себя в угоду Любимому.
3. Любовь требует от нас исповедания о Любимом. Призывая имя Иисуса Христа, мы исповедуем Его перед святыми Ангелами, всем небом, всей тварью и перед демонами.
4. Любовь соединяет любящих в благой союз. Призывая Бога в Его имени, мы в меру своего очищения и духовной просветленности соединяемся с Любимым Богом в дивный союз. От этого соединения мы приходим в состояние дивного сердечного мира, душевного покоя и спокойствия ума. Вот почему мы перестаем напрасно гневаться, раздражаться, искать своего, осуждать других людей.
Познавая себя в делании Иисусовой молитвы, мы познаем всю человеческую природу, а через общность нашей природы мы познаем всякого человека, особенно ближнего для нас. Вот почему только при этом делании мы начинаем любить людей нелицемерно, безкорыстно, с подлинной жалостью и милосердием к ним. Ведь мы опытно познали, что находимся с ними в одинаковом погибельном состоянии. У нас есть преимущество правой веры и истинного познания себя. Они же, бедные, даже не знают о своем жутком состоянии, своей погибели и соответствующей ей вечной страшной участи.
Имея такой богоугодный настрой в нашем делании, мы стараемся стяжать правильное сегодняшнее настроение. Оно включает в себя ревность о делании и неисходном пребывании в покаянии, жажду покаяния и очищения себя, благоговейное отношение к Великому Богу, ненадеянность на себя, открытость к любым поправкам со стороны Бога, легкоуправляемость нами посредством благого послушания и самоотвержения себя, мужество, помогающее нам выстоять в делании и преодолевать все препятствия, возникающие в нем, смиренномудрие и решимость вновь и вновь распинать себя на кресте молитвы.
При таком настрое и настроении преуспеяние в делании и успех есть лишь дело времени.