Задание №1: |
1) Из каких трех основных частей состоит (делание) святоотеческое покаяние и какое место имеет моление именем Иисуса в нем?
2) Какова цель занятия Иисусовой молитвой (кроме общей цели спасения)?
3) Почему святые отцы именно Иисусовую молитву именовали собственно молитвой, а остальные виды моления псалмопением? И в связи с этим, какое качество при делании Иисусовой молитвы имеет важнейшее значение?
|
|
Ученик: Ольга Хабарова, Торонто, Канада
|
Ответ от 28/01/03:
|
1. Cвятоотеческое покаяние состоит из: а)признание себя, реально, узником ада,достойным всяческих мук; б)по мере вступления в покаяние: видение себя грешнейшим паче всех человек(осознание своего падшего состояния); в)острое осознание нужды в Спасителе. 2. Цель занятия Иисусовой молитвой это то, чтобы через Спасителя восстановить единение с Богом - Стяжание Духа Святаго. Дух Святый соединяет весь состав человеческий во едино т.е. дух, душу и тело. "26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам."от Иоанна 14. Это одно из условий спасения. 3.Молясь Иисусовой молитвой, мы просим Господа о помиловании. Эта молитва была дарована Самим Господом. Является основой. Остальные же молитвы являются дополнением к ней,как бы продолженим разговора с Господом(восхваление, благодарение, величание). Эти молитвы являются как бы творческими, потому что созданны посредством Духовного состояния Великих Отцов и Духа Святаго через них вещавшаго. Например, Царь Давид описал свой покаянный подвиг и покаянные воззрения в псалтири. И мы можем благодаря Святому Давиду использовать псалтирь для своего покаяния, как дополнение к Иисусовой молитве. При делании Иисусовой молитвы необходимо смирение и покаянное чувство.
|
|
Комментарий отца Олега: |
1-й вопрос - не правильно. То, что ты привела это важные и полезные плоды покаяния и правильного самовоззрения. Я же спрашивал о трех основных частях ДЕЛАНИЯ покаяния. 2-й вопрос - не верно. Ты не внимательна. Я указал в скобках, что цель кроме спасения. Ты же приводишь важнейшее и необходимейшее условие спасения. К тому же стяжевать Дух Святый можно не только Иисусовой молитвой, но и разными другими добродетелями делаемыми Господа ради, как об этом говорил преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым. 3-й вопрос - ответ не верен. Иисусовая молитва это великая творческая сила, ибо она соделывает нового человека. Ты не уловила основную разницу в молитве и молении. Она находится в практической сфере.
|
Ответ от 29/01/03:
|
Батюшка благословите. Все таки хочу добиться правильного ответа на вопросы. Считаю для себя жизненно важным, обрести ясность в деле спасения! 1.Три основные части святоотеческого покаяния: 1 Трезвение ума (плач); 2 Борьба с помыслами,очищение от них, при внимательной молитве; 3 Терпение находящих скорбей и искушений, за делание;
2.Иная цель занятия Иисусовой молитвой кроме спасения,исцеление ума,души,духа,благодатью Господа Бога.
3.>какое качество при делании Иисусовой молитвы имеет важнейшее значение? При делании Исусовой молитвы необходима частота. Ум нужно сводить в область поверхности сердца. Внимание словам молитвы(заключение ума в слова молитвы).Отсюда произрастет сокрушение и плач.
>Почему святые отцы именно Иисусовую молитву именовали собственно молитвой, а >остальные виды моления псалмопением? Иисусова молитва произносится часто, и имеет вид просьбы Господа о помиловании. Эта молитва приносит покаянное сокрушение, при внимательном делании. Остальные молитвы служат для раскрытия своего состояния перед Господом, являются как бы славословием,произносятся однажды в какой то промежуток времени. В погибель может служить молитва произнесенная не из соответсвующего состояния духа т.е. лицемерно, формально, поверхностно и без участия сердца. Эта молитва не работает перед Богом и вменяется в грех.
|
|
Комментарий отца Олега: |
1-й вопрос:Твое 1=2, а на первую часть нет ответа. Со 2 и 3 частью правильно. 2-й вопрос: близко, но не совсем точно. 3-й вопрос: все правильно, но не по делу. Я не о том спашивал. Ты опять о разнице в плрдах, а я о практическом делании.
|
Ответ от 30/01/03:
|
Вот дополнения к имеющимся ответам: 1.Первая часть святоотеческого покаяния: Призывание Имени Христа, память о смерти и о страшном суде, сокрушение и слезы, устранение от попечений. 2.Цель Иисусовой молитвы - очищение от страстей. 3.Иисусова молитва позволяет зреть грех свой. Остальные молитвы начинают работать, из зрения своего греха.
|
|
Комментарий отца Олега: |
1. Не совсем правильный ответ. Ближе всего: призывание имени Христа. Но должно сказать какое призывание конкретней. Остальное: плоды и дополнительные делания не имеют отношения к вопросу. 2. Очень близко, но не указано что очищать, да и не только от страстей. 3. Не правильный ответ.
|
|