|
|
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
|
|
|
Школа Иисусовой Молитвы
УРОК №3 :
О чистоте сердца.
Отец Олег Моленко: |
Хорошо сказали некоторые, что занимаемся мы Иисусовой молитвой и покаянием ради Царства Небесного, ради спасения души. Но это сказано о конце, а не о первом намерении и цели. Ныне мало кто ведает об этом намерении; оно есть и именуется "ЧИСТОТОЮ СЕРДЦА", к которому должен стремиться каждый. К этому намерению да будет всегда устремлен ум наш, и все надо направлять к этому определенному намерению жизни нашей. Святой апостол Павел утверждает, что конец нашего обета есть жизнь вечная, говоря:"плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная" (Рим.6,22). А намерение наше есть чистота сердца, которую он справедливо называет святостию, без которой и конец не может быть достигнут. В другом месте он знаменательно выразил само имя намерения, говоря так:"забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе" (Филип.3,13-14). Итак, что может вести нас к этой цели, т.е. к чистоте сердца, тому всей силой надо нам последовать, а что отвлекает от нее, того надо избегать, как вредного и гибельного: ибо христианский подвиг мироотречения для того и подъемлется, чтобы приобрести постоянную чистоту сердца. Итак, все наши действия и помышления всегда должно направлять к достижению этой цели, т.е. чистоты сердца. Если же эта цель не будет постоянно находиться перед нашим взором, то все наши труды останутся не только пустыми, непостоянными, но и совсем без всякой пользы. Если же мы забудемэто намерение, то будем идти кривым путем и во тьме, часто претыкаясь и много заблуждаясь. От этого получается, что многие именующие себя христианами, выйдя из купели крещения, в которой умерли для греха, мира сего и князя мира сего, возмущаются гневом на ничтожные и маловажные вещи. Если бы они помнили в духе своем о том намерении, то не возмущались бы за такие маловажные вещи. И хотя некоторые и все свои богатства из любви ко Христу расточили, но удерживая прежние пристрастия сердца к вещам маловажным и гневаясь, во всем остаются безплодными и пустыми; так как они не имели апостольской любви, о которой апостол Павел говорит:" если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы" (1Кор.13,3). Нищета, расточение всего имущества, телесные подвиги, презрение и злострадания тела не составляют совершенства, но могут лишь служить средствами к нему, при мудром и мерном пользовании ими. Этим правилом мы возможем избежать уклонения во всякие погрешности и развлечения и по прямому направлению достигнуть желаемого конца. Лучшим же средством для приобретения чистоты сердца служит молитва, а больше всего умно-сердечная молитва Иисусовая, о которой и пойдет речь на следующих уроках.
|
|
Задание №1: |
А пока пусть каждый из вас ответит на вопрос (только двумя, максимум тремя предложениями): Что такое молитва? Почему важно самостоятельно отвечать на подобные вопросы? Потому, что вы занимаетесь своим спасением, покаянием, молитвой и другими деланиями и как то их сами для себя определяете. Иначе просто не возможно. Как можно молиться, не зная, что такое молитва? Каждый из вас имеет свой ответ для самого себя (пусть наивный, неправильный, неполный и т.п.). Поскольку в духовной жизни должно иметь о каждом духовном предмете правильное понятие и ведение, то полезно показать свое знание и в случае верности, утвердить его, а в случае ошибки поправить. Так постепенно вы выправите все свои неправильные понятия о духовной жизни и будете не только сами твердо знать их, но сможете и другим подсказать на пользу душ их. Пусть Сам Господь Своею благодатью поможет вам усвоить этот урок во спасение ваше.
|
ПРОСМОТР ОБСУЖДЕНИЙ
|
Ответ отца Олега: |
В целом вы все хорошо потрудились и правильно ответили о молитве, указывая на важные ее части. Я бы хотел, чтобы вы четче и короче определяли для себя что есть сама молитва. Вот как пишет об этом святитель Феофан Затворник:"Все мы молимся, но есть молитва, которая сама молится, и увлекает вслед за собою всего внутреннего человека. Кто это испытывает, тот только и знает: что есть молитва".
Потому вам и трудно было четко ответить, что для этого нужно опытное познание молитвы.
Итак, МОЛИТВА ЭТО ОСОБОЕ МОЛИТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ (воздействие или восхищение в молитвенное состояние) В МОЛЯЩЕМСЯ ЧЕЛОВЕКЕ, ДАРУЕМОЕ БЛАГОДАТЬЮ ДУХА СВЯТОГО, КОТОРОЕ УВЛЕКАЕТ ВСЕГО ВНУТРЕННЕГО ЧЕЛОВЕКА.
Поэтому она и называется молитвой внутреннего человека. До этого молитвенного действия человек молиться внешне. Такая молитва может быть покаянной, славословящей, благодарственной, хвалебной, просительной и Иисусовой.
|
|
|
|