Общеупотребительная молитва состоит в устном или по книге чтении положенных церковных молитв. Художественной же собственно молитвой называется краткая молитва Иисусовая, которая выражается словами:"ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ". В свое время отцы добавили в конце слово "грешного", для смиренного исповедания своей греховности. Но если человек ощущает себя грешником и так предстоит в молитве, то эти чувства позволяют опустить слово "грешного". А чем молитва по-возможности короче, тем легче ее вращать и повторять. На I-й степени Иисусовая молитва не отличается в исполнении от обыкновенной церковной и домашней. Она состоит только в повторении ее столько, сколько положенно правилом четок за каждую службу или правило. Весь подвиг на этой степени состоит только в повторении молитвы по четкам положенное число раз. Для новоначального это необходимо, чтобы пообвыкнуться с этой молитвой. Вот почему хорошо ею заменять правило и все богослужения. На I-й степени Иисусовая молитва называется трудовой, делательной, устной, телесной, гласной, как производимая телесными членами: устами и языком, и голосом вслух. Очень важно отметить, что недопустимо на этом этапе читать Иисусовую молитву мысленно (про себя), но только вслух и гласно. В присутствии посторонних людей должно беззвучно проговаривать ее гортанью. Мысленная молитва, по слабости, неочищенности и неспособности (заземленности или дебелости) ума не сможет оказать должного действия на душу и сердце (убодать его), но может привести к прелести, ибо демоны видят изначальную эту ошибку и стараются овладеть ложномолящимся. Как известно, одного повторения молитвенных слов недостаточно для успеха в молитве. Вместе с языком должно молиться и умом. Должно иметь внимание или трезвение ума, причем не только во время совершения правила или молитвы, но и во все время и при других занятиях. На это требуется особый труд, почему и молитву на этой II-й степени можно назвать трудовой. На II-й степени, молитва Иисусовая именуется "умною" и по действию своему является душевной. Кто взойдет на эту степень, тот пусть пребывает на ней до времени. Трудись и принуждай себя (к молитве и вниманию к ее словам), и смотри внимательно за своим умом, где он вращается, в божественных ли или суетных и непотребных местах. Как можно чаще пробуждай себя от забвения как от сна, и смотри за умом построже, что он мелет у тебя, пшеницу или жмых (тырсу). Когда будешь таким образом принуждать себя к этому деланию, т.е. к частой молитве и трезвению ума, тогда она привьется к твоему сердцу и будет действовать в тебе самодвижно и непрестанно. Тогда ты взойдешь на III-ю степень. Степень III-я - это крайняя степень желаний нашего богоподобного и безсмертного духа, которому очень естественно и свойственно стремиться к Богу- Источнику своего бытия. Истинное основание молитвы таково: делателю подобает быть внимательным к помыслам и совершать молитву в великом безмолвии и мире. Молящемуся человеку должно все свое усилие обращать на помыслы. Что служит пищей лукавым помыслам, то надо отсекать, и устремлять всю свою мысль к Богу, и хотения помыслов не исполнять. Парящие помыслы нужно собирать отовсюду воедино. При этом надо тщательно различать добрые и благие естественные помыслы от лукавых, ибо этим достигается восход от деятельной трудовой жизни к созерцанию. Преп. Макарий Великий об этом так говорит:"Приступающие ко Господу, должны совершать молитву в безмолвии, мире и великом покое, и внимать Господу не с воплями непристойными и смешными, но с томлением сердца и трезвенными помыслами. Рабу Божию надлежит пребывать не в неустроении, но во всякой кротости и мудрости, как и пророк Исаия (66,2) говорит". Итак, если хочешь вкушать мед, то делай это умеренно: когда будет в тебе самодвижная молитва, тогда ум будет восходить от силы в силу в умозрительную область, и тогда тебе легче будет бороться с помыслами, и будет происходить преочищение ума и сердца, приводящее к созерцанию: и это есть степень IV-я и молитва умозрительная. Описание пяти высших степеней молитвы я дам только для ознакомления, ибо в наши времена вряд ли кто достигнет выше 4-й степени. Да если бы кто и достиг, то и тому полезно проверить себя. Это ознакомление нужно для сохранения вкуса к Иисусовой молитве и ревности к ее деланию. Благодаря этому знанию мы можем видеть перспективу и глубину этого великого божественного делания. Есть в этом знании и практическая польза. Самое главное пребывать посредством Иисусовой молитвы в покаянии, самопознании и очищении себя. Остальное свое преуспеяние должно возложить на Бога и не думать о нем. Главное, что ты пребываешь в святоотеческом покаянии и спасаешься этим! Остальное Господь может удерживать и не давать в земной жизни. Но в день смерти или сразу после смерти, по обетованию святых отцов, Бог непременно даст своему смиренному делателю благодатное действие огненной молитвы и с такой молитвой человек безпрепятственно пройдет воздушные мытарства. Но и в земной жизни Господь может даровать усидчивому и терпеливому делателю молитвы опытное переживание состояний высших степеней, в виде аванса. Делатель побудет в этих состояниях недолго, как в гостях. Тогда эти знания послужат ему признаками и удостоверением истинности этих состояний и в этом их практическая польза.
IV-я степень.
Умозрительной и созерцательной молитва бывает тогда, когда ум достигнет сердечного места и ему благодатью откроется вход в сердце. Только после этого ум становится властительным, владычным, царственным и крепким, как лев. Владыкой он делается по своей усмотрительной силе, а крепким - по восхождению его в сердце. Царем становится ум потому, что занимает главенствующее положение в естестве человеческом, которое все подчиняется богоподчиненному уму. Он становится чистым оком тела (Мф.6,22-23)и блаженным мужем, который не идет на совет нечестивых помыслов (Псал.1,1). Тогда лишь ум возненавидит всех в сердце пресмыкающихся змеев, т.е. злые помыслы, и будет разбивать их, как вавилонских младенцев о камень (Псал.136,9), т.е. о Христе Иисусе Господе нашем. Он легко будет делать это потому, что по своему быстрозрению, мысленным взглядом видит их (помыслы) издалека. V-я степень молитвы. После этого преображения ума он будет восходить на созерцание и познание твари. Он начинает, как прозревший слепой, по-новому разсматривать всю природу с радостью сердечной, и всюду видит и познает Бога в творениях Его рук. Взглянет он на небо, солнце, луну, звезды и облака - и духовно видит, что все они движутся какою-то невидимою рукою. И вообще, на что бы он не взирал: на землю, горы, деревья, цветы, зверей, птиц, моря и реки и все что в них, на все это ум взирая, удивляется премудрости и величию Божию, и взывает вслед царя Давида:"Дивна дела твоя, Господи! Вся премудростию сотворил еси" (Псал.103,24). Когда ум взойдет на такие созерцания и во всем увидит Бога, тогда происходит от этого великая сердечная радость и несказанная любовь к Господу и ко всякой твари. Себя же видит человек ничтожным и хуже всякой твари, грешным, прескверным, далеким от Бога и погибшим. Тогда он познает, что не было у него истинной любви к Богу и людям, и что смирение его было деланным, исскуственным и лицемерным. Бывает на этой степени и некоторая предивная и неизреченная вещь, которая касается познания человеческой природы. Вещь эту невозможно описать в точности, какая она бывает, но сколько это будет возможно скажу об образе ума. Человек во время молитвы имеет способность преестественно погружаться во глубину сердца, это обыкновенно бывает после пролития покаянных слез. Тогда он приходит как бы в изступление сердечное, успокаивается и почивает от всех дел своих, т.е. от мысленного перехождения от помысла к помыслу и кружения в вещах мира сего. Это и есть истинное мироотречение, истинная суббота внутреннего человека, когда он отдыхает от насилия страстей, пожеланий и страстных помыслов. Запомните раз и навсегда: УМ НЕ МОЖЕТ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПОМЫСЛОВ И ЕСТЕСТВЕННОГО СВОЕГО СВОЙСТВА ПРЕБЫВАТЬ В НИХ, РАССМАТРИВАТЬ ИХ И МУЧИТЬСЯ ИМИ, ПОКА НЕ УБЕЖИТ ОТ НИХ В СЕРДЦЕ СВОЕ К БОГУ. Только в сердце ум успокаивается и там почивает, как царь на ложе своем. В это время он бывает весь в Боге, или Бог в нем. А Бог, выполняя обещание Свое (Мф.11,28) успокаивет человека божественным покоем. Тогда Дух берет его и показывает ему то, чего он никогда не видел и не мог бы и помыслить. До этого опытного вкушения человек не может иметь ни малейшего понятия, что есть такой дивный способ познания. Для него в реальности раскрывается неведомая красота духовной жизни и сладость непостижимого пребывания в Боге. Только отсюда человек постигает, что он еще не жил и чего он был лишен посредством греха. С этого момента он познает, что та внешняя материальная жизнь, которою он до сих пор жил, не есть жизнь. Она действительно становится ему ВНЕШНЕЙ, невкусной и томительной. Для него слова "внутренняя или духовная жизнь" наконец то приобретают смысл и истинное значение. Входя в такие созерцания, ум зрит, например, монашеский чин, как кротких и нищих духом. Приходит же к нему радость и любовь, которые по их тонкости невозможно описать или исповедать. Тогда понятно бывает блаженство тех, которым Господь сказал:"Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное". И если бы в это время в уме представились те люди, которые когда-то сильно оскорбили тебя, тогда ум смотрит на них с такою великою любовью, которая все злые воспоминания погашает, как вода огонь. Тогда мы познаем сказанное Апостолом:"Любовь не мыслит зла". И если бы было возможно, то взял бы каждого обидчика своего на руки свои и отнес бы их к престолу Господню, и просил бы Господа, чтобы Он простил все согрешения их. После этого ум переходит к тем, которые много грешат: он видит таковых безумными, несмысленными, творящими то, будто бы и сами не ведают что, и по отношению к таким людям, ум приходит в великую скорбь, сострадание и сердечный плач. Затем ум зрит все творение вообще, и простирается ко всему любовью: творение же все представляется находящимся под кровом единого Пастыря, Творца, Зиждителя своего и Бога, Который есть " повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа".(2Кор.4,6), и это есть переход на VI-ю степень. VI-я степень молитвы - духовная молитва. По достижении духовной молитвы ум переходит в область духовного мира. Когда ум взойдет в духовный мир, тогда он делается изступленным и не самовластным от горения сердца. Остается одна только мысль с сердечным чувством, а молитва сама собою в сердце творится: от этого тогда человек приходит в великое удивление и ужас, как это молитва сама собою творится; и от удивления и неудержания самого себя, она восторгается изнутри наружу. Тогда внезапно происходит неизреченная радость, и духовный восторг, и от радости истекают сладкие слезы умиления; тогда видит себя человек недостойным такого утешения. Такая духодвижимая молитва называется "духовною". Собственно с этой степени и начинается настоящая духовная жизнь и человек становится ДУХОВНЫМ и отныне водится Духом Святым. Молитва становится барометром духовной жизни и чистым зеркалом души. Если, например, человек осудит кого-нибудь в мысли своей - то молитва пресекается, свидетельствуя о тяжком согрешении. Тогда человек должен усердно взыскать ее покаянием и плачем, и она вернется. Так бывает при каждом мысленном согрешении, а о согрешении делом и речи нет, ибо оно недопустимо. Духовная молитва водит человека, указывая ему полезное или богоугодное место пребывания. В неудачном или плохом месте, например на шумном рынке, она уходит глубоко в сердце, а при выходе за город - возвращается и возбуждается опять. Надо по-возможности чаще пребывать там, где молитва возбуждается и совершается сама собою. Это и есть то, что называют водиться Духом. О благах проистекающих от этой молитвы невозможно сказать человеческим языком. Следует добавить и о слезах. На этой степени слезы бывают сладкими не только по духовному их ощущению такими, но и в реальности, если их попробовать на вкус. У вступившего же в благодатное покаяния, слезы бывают горькими на вкус. Обыкновенные же слезы солоноваты на вкус. Эту духовную молитву нельзя путать с III-й степенью, которая называется "непрестанною". Она имеет великое различие от духовной самодвижной молитвы, как луна от пресветлого солнца. На луну можно свободно смотреть глазами, а на солнце - нет. Так и эта духовная молитва имеет великую разницу от непрестанной, происходящей от навыка. Следует сказать, что живущим среди мира невозможно удержать эту молитву в себе из-за неблагоприятных для нее условий. Вот почему эта молитва изводила подвижников в затворы, пустыни и горы. Без нее жительство в пустыне или затворе будет не только безплодным, но и душевредным.
VII-я степень молитвы.
Когда человек пройдет такие степени молитвы, то по слову апостола Павла, простирается в передняя и достигает высшей степени христианского совершенства. Когда ум пройдет всю указанную деятельность, тогда он будет субботствовать. Так, как Бог, 6 дней творил, а в 7-й почил, так и молитвенник: приходит в некоторую мирную сокровенную область сердечную по изступлении из внешнего, и будет там покоится от всех дел своих, т.е. от всяких помыслов и суетных мечтаний. Тогда человек опытно узнает сам в себе, что действительно царство Божие внутри него (в сердце) есть. По словам преподобного Макария Великого, душа "сподобившаяся избавиться от срамных и нечистых помыслов, субботствует истинную субботу и покоится истиным покоем, пребывая праздною от всех темных дел. В ветхозаветной прообразовательной субботе израильтяне хотя и упокаивались телесно, но души их были связаны лукавством и пороками. Эта же истинная духовная суббота есть истинное упокоение души, пребывающей праздною от сатанинских помыслов и покоющейся в вечном Господнем покое и радости. Именно к этому покою призывает Господь человека, говоря: приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас (Мф.11, 28). Те души, которые покоряются и приходят, Он упокаивает от всех тяжких обременительных и нечистых помыслов. Такие счастливцы делаются праздными от всякого беззакония, субботствуют субботу истинную, приятную и святую, празднуют духовный праздник невыразимой радости и веселья, совершают от чистого сердца служение чистое и благоугодное Богу. Тогда у человека на душебывает вечная Пасха Христова и истинная светлая суббота. Тогда сам в себе человек знает, как Божья суббота становится воскресением, а воскресение - истинной субботой. Поэтому, пока есть время, будем умолять Бога, чтобы и нам войти в этот покой, упраздниться от срамных лукавых и суетных помыщлений и, таким образом, придти в возможность служить Богу от чистого сердца и праздновать праздник Духа Святого. Блажен, кто войдет в этот покой, ибо это есть воскресение первое и победа над вечной смертью.
VIII-я степень молитвы.
Эта степень именуется восхитительной молитвой, о которой нам и говорить не позволительно. По слову преподобного отца Исаака Сирина, один человек из рода в род достигает такой степени молитвы. На ней пребывали Пречистая Богородица и апостол Иоанн Богослов, Святой Предтеча и Креститель Иоанн и святой пророк Илия. Из российских святых можно указать на преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского. Каждой из восьми указанных степеней молитвы соответствует и степень познания (раскрытия) Священного Писания, как учит об этом преподобный Нил Мироточивый Афонский. Такова есть так называемая художественная Иисусовая молитва, возводящая своего делателя от земли на небо.
|