Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

 

Школа Иисусовой Молитвы

УРОК  №6 :   Подготовка к молитвенному деланию и его начало

 урок закончен 


Отец Олег Моленко:
Вернемся от высоких молитвенных состояний на землю делания и приготовимся к должному прохождению молитвенного подвига, чтобы он был успешен и безпрепятственен.
Первое, что мы должны сделать, если желаем успешно идти мысленным путем, это правильно настроиться. Для этого мы должны:
1) Разогреть в себе ревность к этому великому деланию и поддерживать ее мерным чтением об этой дивной благодатной и спасительной молитве.
2) Твердо положить в сердце своем и решиться НИКОГДА не оставлять этого делания до конца дней своих. Оставившим делание бесы нещадно мстят.
3) Должно ПОНУЖДАТЬ себя к этому деланию, ибо наше падшее естество и бесы люто воспротивятся ему и восстанут против него, чтобы пресечь. Бесы воздвигнут против делателя своих людей и прочую тварь, возмутят наши страсти и наведут лютые скорби. Но мы должны мужественно стоять в делании, не обращая внимание на все их нападки, зная, что все в руках Божиих, и что Бог сверх сил не попускает, но блюдет делателя, как зеницу ока.
4) Должно оградить себя смирением и смиряться всегда и смирять себя всячески.
5) Должно, насколько то возможно, оградить себя от влияния и воздействия мiра сего, презирать плотские услаждения, как можно меньше сообщаться с мiром и людьми чуждого духа, стяжать мiроотречное настроение.
6) Должно научиться отсекать свою падшую и грехолюбивую волю путем нахождения в подчинении у опытного в делании старца (если чудом Божиим обрящем такого) или у преуспевшего брата (сестры).
7) Должно твердо положить в сердце своем, что отныне у меня есть только ОДНО делание в жизни - молитва Иисусова, которой я спасусь, а все остальное полезное лишь подспорье для нее.
8) По важности этого дела в нашей жизни, мы должны и выделять ей соответствующее господствующее место и количество времени (не менее 7 часов в день), постепенно наращивая это количество, доводя до непрестанного моления.
8) Должно по возможности уединяться для этой молитвы.
9) Должно запастись великим терпением при прохождении этого великого подвига.
10) Должно всячески удаляться от разбирательства дел других людей и осуждения их.
11) Необходимо мерное чтение деятельных книг святых отцов об этой молитве.
12) Необходимо заниматься деланием самоукорения и памяти смертной.

После такого настроения, возьмись с терпением и усидчивостью за молитвенный труд, чтобы непрестанно была творима УСТАМИ молитва: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного". Бог дает молитву (молитвенное действие) молящемуся, т.е. тому, кто постоянно понуждает себя к молитвенному труду.
Имей себя всегда ПРИНУЖДЕННЫМ к этому деланию, и при этом присоедини непременно ТРЕЗВЕНИЕ ума, без которого невозможно преуспевать в этом великом делании. Приготовься к длинному и преболезненному пути, ибо без БОЛЕЗНЕННОСТИ в этом делании невозможно преуспеть.
Всякое доброе дело делается с рассуждением, с рассмотрением и испытанием многим. Господь никогда не нальет чистой драгоценной молитвы в сосуд нечистый от зловония страстей и греховных помыслов. Невозможно нам, нечистым, соединиться с чистейшим и пресвятым Господом! Поэтому должно употреблять все усилия, чтобы совлечься ветхого человека, вопия ко Господу день и ночь так: "сердце чисто созижди во мне Боже!" (Псал.50). И еще так: "Исцели мя Господи, и исцелею! Исцели душу мою, да не согрешаю Тебе!"
Если хочешь быть чистым сердцем, то есть иметь чистую молитву и трезвение ума, то потрудись удерживать ум свой при себе, никогда не забывай про него, возвращай его к себе, чтобы он не парил ни на какие суетные дела и мечтания, ибо он мятется, как конь необузданный, и срывается со своего места. Итак, крепко держись этого делания, пребывай в нем до времени, и ТЕРПИ все, что только найдет на тебя, зная, что ты пребываешь в Богом заповеданном ПОКАЯНИИ.
Это и есть терпеть Господа, как сказано у Давида: "Терпя потерпех Господа и внят ми". И еще сказано: "терпящий не постыдится".
Нужно осознать и то, что это не есть просто самостоятельное делание, но что посредством него мы выходим на брань с лютыми духами злобы. Для успеха в этой духовной войне - повторяю тебе - нужно прежде всего возжечь огонь ревности (как, например, люди при нападении на их Отечество врагов разогревают в себе ревность о его защите - патриотизм), и ВООРУЖИТЬСЯ терпением, и ОДЕТЬСЯ в смирение и самоукорение, и тогда взять меч духовный, т.е. Иисусовую молитву, и выступить на поле брани. При этом надо иметь страх Божий, и смотри за врагом бодрено, и прилежно внимай себе. Когда взойдешь на такой труд, то вскоре увидишь себя самого (т.е. получишь правильное самовоззрение) по причине того, что будешь бороться с помыслами как с лютыми зверями, и от этого познаешь НЕМОЩЬ свою. А познание самого себя и своей немощи это и есть истинное смирение, научающее смиренномудрствовать, сокрушающее сердце, и после этого удостаивающееся от Господа слез покаяния. От познания самого себя слетит с тебя спесь и ложная уверенность в том, что до этого делания спасался и угождал Богу одной верой в Него (этакий православный протестантизм в подсознании), т.е. выйдешь из прелести в отношении себя и своего состояния. Дальше ты познаешь, что человек не может иметь во владении самого себя и не может удержать при себе ума и молитвы, и будешь видеть грехи свои (именно СВОИ, а не просто вычитанные из книг и приспособленные к себе), все они придут к тебе на память, что ты сделал от юности до сего дня. Ты также увидишь зрением ума весь род человеческий, в какой он находится прелести и в плену у врага рода человеческого. И от этого именно видения и познания себя, придет сокрушение сердца, и тогда начнешь плакать и проливать слезы за весь род христианский, по сказанному: "Сей труд есть предо мною" (Псал.72,16).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ПРИЗНАК ИСТИННОГО ПЛАЧА: когда человек от правильного самовоззрения начинает плакать о себе, то этот благодатный плачь НЕПРЕМЕННО СОЕДИНЯЕТСЯ с плачем о других людях, начиная от родителей, детей, родственников и знакомых и заканчивая всеми людьми. Если такого соединения нет и нет сердца милующего других людей в твоем плаче, то это плачь не истинный, но плачет твое САМОЛЮБИЕ и САМОЖАЛЕНИЕ.
Итак, если не находится в тебе должного огня ревности, то и не берись за это дело, которое требует многого приготовления. Во-первых, надо быть, по возможности, свободным от суеты, всяких дел и попечений; во-вторых, надо отсечь всякие ненужные беседы (с людьми, с газетами, телевидением, новостями и т.п.) и сократить до необходимого минимума выходы в мiр (сообщение с мiром);
но должно постоянно у ног Иисусовых, как Мария, которая избрала благую часть и единственно важное. Поскольку это дело не простое, а ты не имеешь к нему ни особенной ревности, ни способности, то что может быть доброго из того, чтобы начать да и бросить.
Следует сказать важнейшую и конечную истину, что прежде всего необходимо требуется к этому делу взяться за ТЕРПЕНИЕ, и ТЕРПИ крепко до конца: ибо ТЕРПЕНИЕ соделывает спасение. И веруй Господу Богу и единогласному свидетельству сонма святых отцов, что если здесь (т.е. в этом веке) не обретешь плода молитвенного, то Господь наградит тебя в будущем за твой труд и терпение, только имей веру и терпение, И НЕ ОСТАВЛЯЙ ДЕЛАНИЯ!
Действительно, что в начале дело внимательной Иисусовой молитвы покажется тебе очень трудным и даже невозможным, а при том еще скучным, сухим и, по-видимому, ничего не обещающим; но потом, чем дальше и больше будешь принуждать себя, тем будет становиться легче: и будет ум приходить в ОЧИЩЕНИЕ, и по мере своего очищения будет переходить в сердечную область.
На I-ой степени Иисусовая молитва называется: ТРУДОВОЙ - ибо требует большого труда и понуждения; ДЕЛАТЕЛЬНОЙ - ибо ее надо делать как можно чаще; УСТНАЯ и ТЕЛЕСНАЯ - как произносимая телесными членами - устами и языком.
ВНИМАНИЕ!!! Очень важное замечание для новоначальных: НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОЛЖНО ПРОИЗНОСИТЬ МОЛИТВУ ТОЛЬКО УМОМ МЫСЛЕННО (про себя) ИБО ЭТО ПО КРАЙНЕЙ СЛАБОСТИ (ПЛОТСКОСТИ, ДЕБЕЛОСТИ) НАШЕГО УМА ПРИВЕДЕТ КО ВРЕДУ: 1) к прелести безплодия, ибо невозможно таким умом убодать и возбуждать сердце; 2) к головной прелести - ибо такая молитва, как не имеющая выхода к сердцу, застрянет в голове и дальнейшее преуспеяние будет не возможным; 3) к бесовской прелести - ибо бесы, увидев неправильность нашего делания (а они всегда будут цепляться за каждую нашу неправильность и ошибку) тут же загонят несмиренный ум в прелесть.
На II-й степени молитва Иисусовая называется "умною" и, по действию своему есть "душевная". Умною она является потому, что ум начинает следовать за произносимыми словами. Здесь не прекращается произношение голосом, устами и языком, или гортанным почувением (когда присутствуют посторонние), но при этом меняется качество ума и его отношение к словам молитвы. Он заполняет эти слова, как жидкий воск или гипс заполняет буквенные формы. Следуя за каждым словом молитвы, ум этим способом убегает от назойливых помыслов, причем от всех без исключения. Если уму удается пребывать в такой молитве по слогам и словам без принятия помыслов и он не будет оставлять молитву, отскакивая на что-либо другое, то молитва начнет оказывать определенное воздействие на душу. Душа подключается к молитве и увлекается за умом. Поэтому такая молитва и называется душевной.
Поэтому, творя устную молитву, хотя бы и разсеянную, мы можем питать несомненную надежду, что со временем дастся нам молитва ЧИСТАЯ, благодати причастная, и пойдем по божественному Давиду во свете лица Божия и о имени Его возрадуемся (Псал.88). Что такое чистая или нечистая молитва? По преподобному Исааку Сирину чистота и нечистота молитвы зависят от следующего: как скоро в то самое время, как ум приуготовится принести свое молитвенное движение, примешивается к нему какая-либо посторонняя мысль, или безпокойство о чем-нибудь, тогда молитва эта не называется чистою.
А если же не будет у нас УСТНОЙ молитвы, то как можем надеяться на получение БЛАГОДАТНОЙ молитвы? Кто не сеял на своей ниве, тому не может быть и жидания жатвы. А кто посеял, хотя бы и нечистое жито, небрежно и неусердно, все-таки что-нибудь да вырастит для пропитания ему. Но и при такой молитве бывают, хоть и не часто и более авансом, в сердце духовные восторги и минутные озарения благодати, как искра божественного огня, падающая от присносущного Источника вечной жизни - Первоначальника света Христа, Сына Божия, Который просвещает, по апостолу, всякого человека грядущего в мiр. Поэтому всякий, вступивший в подвиг упражнения Иисусовою молитвою, хотя бы и не видел никакого плода, даже в продолжении многих лет, пусть не смущается и не приходит в безнадежие что суетен труд его: СЕМЯ ЖИЗНИ О ХРИСТЕ ПРЕБЫВАЕТ ВНУТРИ ЕГО!
Поэтому всякий может БЛАГОНАДЕЖНО приступать к занятию Иисусовою молитвою во смирении, в покаянном настроении души, в чувстве виновности пред Богом во грехах своих.
Прежде всего пусть терпеливо пребывает в УСТНОМ УПРАЖНЕНИИ Иисусовою молитвою, не унывая и не тяготясь, хотя бы только языком и устами мог произносить божественное имя Спасителя Господа нашего Иисуса Христа. Тут нет ни внимания, ни усердия, ни охоты, ни сердца. НЕ СМУЩАЙСЯ! Это так поначалу, а дальше будет лучше, ТОЛЬКО НЕ БРОСАЙ, а ПРЕБЫВАЯ в смирении, ТРУДИСЬ и непременно ДОСТИГНЕШЬ блаженного состояния!
Да запишет всякий на скрижалях сердца и памяти своей следующее об упражнении Иисусовою молитвою: КАК БЫ ЧЕЛОВЕК НИ ЗАНИМАЛСЯ ЕЮ - ЭТО ДУШЕПОЛЕЗНО, СПАСИТЕЛЬНО, И НЕВЫРАЗИМО ХОРОШО; потому что показывает его благое произволение пребывать устремлением своей души в высочайшем деле, которое неотъемлемо дает ему честь, похвалу и уважение. То не служит ему унижением, что он, по слабости своих сил и по непривычке к этому делу. еще не может достодолжно пребывать в этой божественной службе.
Принимается его ПРОИЗВОЛЕНИЕ, а немощь - это наше природное свойство, исцеляемое единственно благодатью Божьей. Поэтому не будем смущаться тем, что не можем молиться чистым умом и горящим сердцем, а как можем.
Будем читать Иисусовую молитву, хотя бы и целое море помыслов обуревало нас и сердце кипело злосмрадными страстями.
Бог даст, все пройдет и исчезнет, изгонится из душ наших прирожденное зло, а вселится Божья святыня, мир, любовь и увидим свет вечной жизни о Христе Иисусе.
Не верьте вещаниям неопытных людей или лукавых бесов, которые будут отводить вас от этого спасительного делания такими увещаниями: к чему затевать много? это дело не по нашим временам; нет для него опытных наставников; может последовать прелесть; живи лучше как живешь и как прочие, а то и это правило утеряешь, и того не достигнешь, а ведь говорят, что без получения благодатной молитвы одной устной недостаточно, потому что устная молитва скоро приходит от забвения в совершенное оставления. Но это ложное и неправильное мудрование! Не слушаете его и "мудрецов" века сего! Ибо даже если бы ты и всю жизнь до кончины своей пребыл в УСТНОМ УПРАЖНЕНИИ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ, то и в таком случае будешь В ВЕЛИКОМ ПРИОБРЕТЕНИИ, потому что намерение твое СВЯТО и Богу любезно, занятие твое честно и досточтимо и труды многоплодны и спасительны. Главное в том, что этим деланием ты пребываешь в ПОКАЯНИИ! И блажен ты, и добро тебе будет, потому что Бог не обидлив. Он даст тебе вкусить плоды трудов твоих или при смерти, или же после смерти, когда душа твоя, разрешенная от союза плоти, будет восходить на небо. посреди воздушных мытарств, то действие молитвенное окружит ее, как пламень огненный, и недоступна она будет воздушным бесовским князьям, ради имени Иисуса Христа.
 

Задание №1:

1) Что такое ТРЕЗВЕНИЕ УМА?

2) Что такое БОЛЕЗНЕННОСТЬ В МОЛИТВЕ?


ПРОСМОТР ОБСУЖДЕНИЙ






 

 

 

 

 

 

 

 

 


Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова