отец Олег Моленко
БЕСЕДА НА МОЛИТВУ "ОТЧЕ НАШ"
Молитва Господня "Отче наш", такая малая по объему, но такая великая по содержанию! Это неудивительно, ибо ее нам даровал Сам наш Господь и Спаситель Иисус Христос. Эта молитва является маленьким Евангелием, ибо она отражает в себе суть всего благовествования Христова. Благовестие Христово сводится к исполнению двух высших заповедей о любви к Господу Богу и к ближнему. Молитва эта и отражает два эти вида любви. Посмотрим на нее построчно, по каждой просьбе содержащейся в ней.
"Отче наш" - Казалось бы это только обращение к Богу Отцу, но на самом деле это обращение к Имени Бога и призвание Имени Бога Отца. Уже в этих двух словах нам открывается великая к нам любовь Бога! Ведь Он не только даровал нам возможность призывать Его божественное и святое Имя, но и именовать Его нашим Отцом! О, чудо недомысленное! О, диво непостижимое! О, милость Божия безграничная! Бог не только примиряется с нами Своим Сыном, не только прощает нам все грехи и преступления, но открывает то, что Он благоволит быть нам нашим Отцом! А если мы дети Бога, то Он ли не позаботится о нас, Он ли не спасет нас, Он ли не сохранит нас от всякого зла и вреда? И если мы, по слову Христа, будучи злыми, умеем давать даяния благие нашим детям, то тем более Отец наш Небесный даст благо просящим у Него! И потому мы будем часто взывать Ему с верой, надеждой, упованием, радостью и веселием: "Отче наш! Отче наш! Отче наш, наш, наш"!
25 января 2022 года: К этому воззванию-наименованию я добавлю и то, что им мы исповедуем свое сыновство Богу! А это значит, что мы обращаемся к Нему, как к Своему любимому нами и любящему нас Отцу Небесному.
"Иже еси на Небесах" - Эти слова следуют сразу после именования Бога Отца нашим Отцом. Они говорят нам, что наш Отец имеет в сотворенном мире особое место Своего присутствия. Таким местом Бог избрал Святое Небо, где живут мириады святых Ангелов. Эти слова говорят нам также, что наш Дом, т.е. Дом нашего Отца или Его Царство, тоже находится на Небесах, а также, что это Его Царство не от мира сего. А это значит, что мы должны жить мироотречно и стремиться в свое горнее Отечество! К этому нас приводит исполнение всех заповедей Христа, ибо каждая из них содействует мироотречению.
25 января 2022 года: Этим возглашением мы исповедаем не только реальное пребывание Бога Отца в Ином мире небесном, но и имеющееся расстояние между Ним и нами.
"Да святится Имя Твое, яко на Небеси и на земли" - В этих словах мы опять переходим к Имени Бога Отца и исповедуем святость Его Имени. При этом мы разделяем проявление этой святости Его Имени двояко. На Небесах оно уже святится Его святыми Ангелами, а на земле этого еще нет, но мы, поверившие Христу, обещаем святить Имя Бога Отца, а значит и Имя Бога Сына, и Имя Бога Духа Святого в своих делах, словах, молитвах и песнопениях! Мы просим у Бога помощи в деле освящения Его Именем всей Земли и всех нас, живущих на ней. А значит мы просим благого изменения нашей жизни и всей Земли, что связано с кончиной этого века и пересотворением этого мира в его вечный вид и качество! Этим мы также исповедуем Имя Бога Отца величайшей Святыней, неотделимой от Бога и поэтому Богом! Для нас Имя Бога есть Бог, доступный нам в Его Имени Его божественными энергиями! Вот почему, если святится Имя Его, то вместе с Ним святимся и мы!
25 января 2022 г.: Мы просим то, чтбы святость Имени Бога Отца распросранялась по всему сотворенному Богом миру, преобразуя его в достояное Бога качество.
"Да приидет Царствие Твое" - В этих словах мы вспоминаем о божественном мироустойстве в виде Царствия Небесного, которое есть Царство Божие. Мы не просто исповедуем единственную существующую по воле Бога форму жизни и устройства в виде Царства Божьего, но и свое крайнее желание пришествия этого Царства на землю!
25 января 2022г.: Царство Божие - это не политическое устройство и не монархическое (ибо там три правящих Лица, а не Одно), ни с чем не сравнимое явление богопорядка в Божем мире, основанное на взаимной любви, благоподчиненности и смирении, а не на устрашении и насилии. Этим призывом мы реально приближаем это Царство к нашему земному миру.
"Да будет воля Твоя яко на Небеси и на земли" - Эти слова молитвы обращают нас к воле Божией. В них мы исповедуем порочность и вредоносность своей воли (своеволия), наш отказ от своей порочной воли и наше предпочтение воли Божией своей воле или воле прочих творений. Мы также исповедуем, что на земле этой - юдоли плача и скорбей - Божья воля пока не осуществляется. Вот почему мы выражаем своей волей свое желание, чтобы воля нашего Небесного Отца была явлена на земле и господствовала бы среди нас так же, как она господствует на Небе!
25 января 2022г.: Мы исповедуем и призываем то, чтобы воля Божия пронизывала бы всех нас и наш земной мир так же, как она пронизывает горний мир.
"Хлеб наш насущный даждь нам днесь" - Управив дело с волей, мы исповедуем свою недостаточность и свою зависимость от Бога и Творца нашего. Мы смиренно просим у Него восполнение наших сил в виде Хлеба сходящего с Неба! А этим Хлебом является Сам наш Господь и Спаситель Иисус Христос, Сын Божий, подаваемый верным в таинстве Евхаристии. А это означает, что мы просим осуществления каждый наш день божественной Евхаристии, чтобы нам вкушать во освящение Пречистое Тело и Пресвятую Кровь Господа Иисуса Христа. А для этого нам нужна Церковь и наше личное воцерковление в Ней, а значит таинство крещения, таинство священства и таинство покаяния, а также таинство елея, как его дополнения и таинство брака, для воспроизводства новых членов Церкви Христовой. Иными словами, нам нужно все, что поддерживает нашу церковную и духовную жизнь, которая в своей кульминации сводится к Чаше Жизни с преподаваемым через Нее всем верным Святого Тела и Святой Крови Христовых, в Которых мы причащаемся всего Христа и получаем освящение, жизнь в себе и обожение!
25 января 2022 года: Мы исповедуем Христа Бога своим ежедневным Хлебом, а значит и то, что мы имеем крайнюю нужду в питании этим Хлебом для имения жизни в себе. Христс Сам назвал Себя жизнью для нас. И это есть жизнь для нее через Пищу, которая подается нам Отцом в виде Сына преобразованного в Хлеб для питания нас. Дух Святой тоже подает жизнь для нас, но иначе, в виде "воздуха" для дыхания.
А нам для жизни нужно и дыхание, и питание.
"И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим" - Этими словами мы исповедуем страшную правду о своем падении, своей греховности и своей погибели от них. Эту нашу греховную тяжесть мы исповедуем, как наши долги перед Богом. Мы исповедуем милость Бога, Его прощение любому кающемуся грешнику его долгов, а значит Его любовь к нам грешным, но осознавшим свою греховность и ищущим избавления от нее у Спасителя нашего и Искупителя долгов наших Иисуса Христа! Этим мы исповедуем свою любовь к нашему Спасителю. Вместе с этим мы исповедуем свою любовь к нашим ближним, которая проявляется в нашем прощении им их долгов против нас! И именно эту деятельную любовь к своим должникам мы показываем Господу Богу, как образец прощения и просим Господа и с нами поступить по этому образцу, т.е. за наше прощение маленьких долгов нашим ближним простить нам все наши великие и тяжкие долги Ему!
"И не введи нас во искушение" - Здесь мы исповедуем свою веру в то, что без воли Бога ни один волос не упадет с нашей головы! Что все наши искушения зависят от решения Бога, ввести нас в них или не ввести. В наших искушениях виновны только мы. Но здесь мы исповедуем свою немощь и неспособность благодушно и полезно переносить искушения и потому просим Бога не вводить нас в них!
"Но избави нас от лукавого" - В этих словах мы исповедуем то, что всякое зло происходит от нашего лукавого духа и от духов лукавых. Вот почему мы просим Бога избавить нас от лукавого, чтобы вместе с этим избавлением, остановить поток наших согрешений и вообще всякое проявление зла в нас и через нас! После этого избавления, мы просим чистоты и простоты, а также верности Богу и неотпадности от Него!
Надеюсь, что эти мои размышления на молитву Господню помогут вам лучше ее понимать и молиться ею более полно, осознанно и плодоносно! И да поможет всем нам в этом Сам Господь наш Иисус Христос, даровавший нам эту великую, сильную и дивную молитву!