К ПРАЗДНИКУ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ИЗ ПРОШЛЫХ МОИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
"Ева утратила радость Богообщения, а Пресвятая Дева вернула эту радость для всякого человека!" Теолог Олег (Урюпин)
"Она по действию Духа Святого стала нетленной, безсмертной, совершенно святой, божественно крепкой и полностью обоженной - т.е. Богом по благодати. Только Бог может родить Бога. Только Святая и Богоравная может родить Святого Бога. Только нетленная может родить нетленного. Только безсмертная может родить безсмертного. "
Теолог Олег (Урюпин)
Прп. Симеон Новый Богослов:
«Мария, Матерь Божия, первая слышит от ангела благую весть; Она доверяет Промыслу Божию
<...> и дает согласие <...> И тогда Она первая приняла в Себя сущностно Слово Божие, Которое подлинно искупило Ее душу от прежнего [осуждения] на вечную смерть»
«В момент Благовещения Она “сущностно” получает Духа Божия, чтобы, подобно тому как из ребра Адама произошла женщина, а от нее - все смертные люди, так и Богочеловек Христос родился бы от женской плоти, а чрез Него все люди стали бессмертны».«Слово Божие, значит, приняло плоть от Пречистой
Богородицы (αγυης Θεοτοκου), и взамен Оно дало не плоть, а сущностным образом Духа Святого»
Этого ответа на вопрос о Пресвятой Богородице почему то нет на нашем сайте. Приведу его полностью как он есть в Живой Ленте:
===========================================
Вопрос Геронтия:
Батюшка когда я читал о Празднике Благовещения то у меня появилось два вопроса.
В слове на Благовещение Пресвятой Богородицы есть такие слова "Иди в Назарет, город Галилейский", – говорит Бог Гавриилу и, пришедши туда, благовести Деве радость, которую некогда утратила Ева." Батюшка как понять эти слова о Еве?
В слове на Благовещение по изложению святителя Дмитрия Ростовского говорится что Архангел явился Пресвятой Богородице в доме Иосифа. Достойно при сем обратить свое благоговейное внимание и на то, что он нашел Ее не вне дома и горницы своей, не на улицах городских посреди народа и мирских бесед, не суетящуюся дома в житейских попечениях, но упражняющуюся в безмолвии, молитве и чтении книг, как ею ясно показывает и иконное изображение Благовещения, представляя Деву Марию с положенною пред Нею и раскрытою книгою, в доказательство непрестанного упражнения Ее в чтении божественных книг и богомыслии. Батюшка как понимать то что упоминается явление архангела как бы в двух местах у колодца и в доме Иосифа?
Ответ Геронтию:
Ева утратила радость Богообщения, а Пресвятая Дева вернула эту радость для всякого человека!
В отношении места Благовещения: их Традиция и Предание указывают два: 1 - в доме Иосифа и 2 - у колодца. Это видно из иконописи, ибо есть и то, и другое.
По всей видимости первым было явление в доме, когда Пресвятая Дева выразила сомнения. Ей нужно было некоторое время, чтобы усвоить и пережить полученное известие о том, что Она должна зачать и родить Бога для людей, а также разрешить возникающие смущающие вопросы. Архангел отошел и дал ей время. Зачатия не было, ибо до прекращения смущений и сомнений это было неуместно.
Затем Гавриил явился Ей у колодца. Это напоминает нам беседу Господа с самарянкой. Колодец - это символ Источника благодати, а вода - символ самой благодати Духа Святого. Здесь Дева получила уже разрешение всех сомнений и сказала - да будет Ей по слову Господню - и тут же зачала от Духа Святого под прощальное приветствие Архангела: "Радуйся, обрадованная!" А обрадованная Она была тем, что Господь уже был в Ней и с Ней воплотившимся в зачатии и Она это ощутила невыразимым блаженством!
В первом явлении Архангел приветствовал Ее: "Радуйся, Благодатная!" За период от первого до второго явления Гавриила Дух Святой сделал из Нее окончательно подготовленный Сосуд для Богоношения и Богорождения. Она по действию Духа Святого стала нетленной, безсмертной, совершенно святой, божественно крепкой и полностью обоженной - т.е. Богом по благодати. Только Бог может родить Бога. Только Святая и Богоравная может родить Святого Бога. Только нетленная может родить нетленного. Только безсмертная может родить безсмертного.
Я вчера на всенощной в честь праздника Благовещения показывал из богослужебных текстов все эти места. Выходит, что в день Благовещения Дева Мария стала Богом по благодати и получила нетление и безсмертие, что и проявилось в день Ее славного Успения (умереть Она не могла) и внутригробного преображения Ее пречистого тела.
Подобное было и с третьим членом святого семейства - Иоанном Богословом. Христос Бог не мог усыновить Своей Матери - Богу по благодати - и сделать своим духовным братом не Бога. Вот почему Он постепенно делал из Иоанна Бога. Особенно это было осуществлено во время Тайной Вечери, когда Иисус положил Себе на грудь голову Иоанна. Окончательно это совершилось на Голгофе у Креста в словах Христа в адрес Пречистой Матери Его: "Се, Мати твоя". Этими словами Христос засвидетельствовал, что Иоанн Богослов отныне Бог по благодати, нетленный и безсмертный!
Вот почему его не могли ни убить, ни повредить его мучители.