Отец Олег Моленко
НЕТЛЕННАЯ ПИЩА БЕЗСМЕРТНОМУ ДУХУ: БОГОСЛОВИЕ ТАЙНЫ
Наш удивительный Господь Бог не перестает нас удивлять, и никогда не перестанет! Мы всегда, всю вечность, безконечно будем постигать Его и никогда не постигнем, но постоянно будем удивляться удивлением великим! Бог всегда останется для нас раскрывающейся и нераскрытой Тайной! Тайной непостижимой, к которой мы будем лишь прикасаться! Вот почему с нашим дивным Господом Богом нам так легко, и вместе с тем, так сложно! Какой же прекрасный наш Господь! Нет и не может быть слов, чтобы описать Его! Он не закрывает Себя от нас, но является неисчерпаемой Тайной по самой Своей сути (природы, свойству). Слово "природа" не приложимо к Богу, но его применяют по немощи нашей в попытках объяснить необъяснимое. Мы по своей тварной немощи всякий раз и все время забываем о безграничности и необъятности нашего дивного Господа Бога. Если мы и вспоминаем о ней, то как-то сухо, формально и поверхностно, не вникая в суть. Однако мы заблуждаемся поступая так, ибо нет и не может быть ничего лучшего, чем познавать нашего безграничного и всесовершенного Бога! Познание Бога в вечности будет для нас смыслом жизни и постоянным стимулом для действия! Пока же мы знаем Его так мало, что можно сказать, что не знаем ничего!
Но наши знания о Нем не только крайне скудны, но и не точны. Мы держим в себе какие-то приобретенные нами стереотипы ошибочных представлений о Боге. Понятно, что мы повторяем чьи-то слова, слова тех святых людей, которые знали Бога не по наслышке и не из книг, а из своего личного опыта. Повторяя чужие мысли и слова, мы не даем себе труд вникнуть в них и, тем самым, выхолащиваем имеющийся в них смысл, искажая донесенную до нас истину. Человеколюбивый Бог терпит нас и прощает нам эту нашу немощь. Но мы не должны ее себе прощать, но должны всячески исправлять свой подход и свое отношение к Богу, к Его откровениям, к Его истинам и словам.
Из откровения мы знаем, что Бог сперва создал небеса и ангельские силы, для обитания их на этих небесах. Это вечные и разумные силы, духи или умы, которых мы знаем под общим именем Ангелы. У Ангелов Божьих есть свой мир и Свой Царь - Господь Бог Саваоф. Имя "Саваоф" в переводе на русский язык с древнееврейского означает Царь Ангелов. Еще Бог называется именем Царь Небесный. Почему? Ведь Бог вездесущий и безграничный! Как же можно Его прописать или прикрепить какому-то, пусть даже самому огромному пространству? Но мы справедливо называем Его Царем Небесным согласно Его откровению. Дело в том, что наш Господь создал разумных и вечных творений, в лице святых Ангелов и святых людей для общения с ними и для жительства с ними! А как же творения эти могут общаться и жить с безграничным и вездесущим Богом, если Он Сам каим-то образом не проявит Себя и Свое присутствие им? Никак! Вот почему Бог идет навстречу Своим разумным и духовным творениям являет Себя им их Царем в выбранном Им месте - на небесах! Потому и Царство Его называется еще Царством Небесным. Таким образом, наш дивный, безграничный и неописуемый Господь Бог умаляет Себя ради творений, смиряет Себя, ограничивает Себя ради нас и ограниченно описывает Себя для нас - Ангелов и людей! Для Ангелов Он ограничил Себя Небом и Престолом, Который уготовал Себе на Небе. Об этом мы всякий раз поем и читаем в молитвах за богослужениями. Однако ради людей Бог пошел еще дальше! Он решил стать еще и совершенным Человеком - и стал Им в Лице Иисуса Христа. Таким образом, Бог Тайна становится еще Человеком тайной, с непостижимой тайной Его не слитного и нераздельного соединения с человеческой природой! Выходит, что наш Христос это Тайна Тайны связанная тайной! Такой же Тайной является и Его Церковь! А в Церкви тайнами являются те сакральные действия и явления, которые мы называем таинствами. Таинство - это то, что является для нас тайной и не может быть постижимо для нас. Мы принимаем их совершаем их своей верой, а не умственным пониманием. Мы можем чувствовать их своим сердцем, переживать их, ощущать, но не постигать! Сама Пречистая Плоть и Святая Кровь Христа чудесно образуемые в Таинстве Евхаристии являются и называются Святыми Тайнами (Таинствами)! Такой же непостижимой тайной является и Имя Бога, которое неотделимо от Него и совечно Ему. Бога нельзя мыслить без Его имени! Имя Бога это таинственное Чудо и чудеснейшая Тайна посредством которой наш Господь Бог неизреченно и таинственно ограничивает Себя, чем допускает нас к Себе Неприкосновенному!
Сам Господь наш Иисус Христос в Своем земном служении даровал нам две великие молитвы. Одна - это молитва Господня "Отче наш", а другая - это молитва Его Именем, именуемая Иисусовую. Имя Иисус Христос имеет два значения, соответственно каждому из двух его слов. Имя "Иисус" означает Спаситель, а имя "Христос" - Помазанник Божий или Мессия. Это имя не сущностное, а прикладное, ибо отражает временные качества Богочеловека важные для нас людей. Мы рождаемся грешными, падшими, смертными и погибшими и потому нам необходим и крайне нужен Спаситель от греха, падения, смерти и ада! Таким Спасителем и явился вочеловечившийся от Пресвятой Девы Марии Сын Божий Иисус Христос.
Если нам так нужен наш Спаситель, то нужно и Имя Его - Иисус. Молясь именем Иисус мы непостижимо и таинственно израбатываем себе спасение, сущность которого заключается в расторжении общения с демонами, покаянном переделывании себя в нового человека по образу Христа и в примирении с Господом Богом заслугами Иисуса Христа! Кроме этого призывая дополнительно Имя Христос, мы освящаемся Божественным помазанием, которое содержится в этом Имени! Через призывание Имени Сына Божьего мы таинственно и непостижимо входим в общение с Живым Триипостасным Богом, Который не только обоживает нас, делая Богами по благодати, но и поселяется внутри нас, в нашем духе, именуемом сердцем Тремя Своими Ипостасями! Сперва к нам приходит Господь Бог Дух Святой, затем Сын и Отец, по сказанному Христом в Евангелии от Иоанна! К Каждой из Трех Ипостсей Единого Бога есть своя персональная молитва, которую мы обязаны читать с глубокой верой, вниманием и благоговением для того, чтобы именно Эта именуема нами Ипостась пришла к нам и вселилась в нас. Молитву к Отцу нам даровал Сын Божий Иисус Христос. В этой молитве мы исповедуем и такую истину, что Бог Отец живет на Небесах! "Отче наш, иже еси на Небесех"! Этими словами мы начинаем молитву Господню и в них сперва исповедуем тайну нашего сыновства Богу Отцу, имену Его Своим Отцом, а затем истину самоограничения Бога Отца в словах указывающих на Его местоприсутствие на Небесах. Далее мы исповедуем святость и важность для нас Его Имени - "да святится Имя Твое". Далее мы испрашиваем пришествие Его Царствия, а значит и Его Самого, как Царя этого Царствия! Далее мы просим о установлении у нас на земле Его воли, такой, какой она есть на Небесах! И все, что в этой молитве связано с Небом говорит нам о великом Чуде смирения и самоограничения нашего Бога, что является великой и непостижимой Тайной! По сути мы просим Его ограничить Себя и на земле, так как Он это сделал уже на Небе для того, чтобы мы могли с Ним общаться и жить! Но Бог сотворил с нами и для нас еще более дивное, чудесное, таинственное и непостижимое! Он добровольно ограничил Себя еще и со стороны Своего всеведения! Мы веруем и исповедуем истину, что Бог наш по Своей природе всеведущий и все знающий. Для Него нет никаких тайн! Он знает о каждом из нас еще до нашего создания! Однако чудо состоит в том, что наш удивительный Господь Бог сознательно сотворил нас тайнами не только для нас самих, но и для Себя Самого! Это так здорово! Это так мудро! Это так прекрасно! И это так интересно! Господь наш мог бы использовать Свое всеведение и знать о нас абсолютно все, но Он этого Сам не захотел, ибо Ему это неинтересно! Мы можем понять этот мотив на примере из нашей жизни. Представьте себе, что каждый из вас значительно превосходит кого-то из людей в какой-то области. Представьте также, что каждому из вас известно все о прочих людях. Скажите честно, разве вам было бы интересно общаться с этими людьми и, например выигрывать у них в какую-то игру? Конечно, вам это совсем не интересно! Точно так и нашему дивному Господу Богу НЕИНТЕРЕСНО знать о нас абсолютно все! Вот почему Он Сам закрыл для Себя часть нашего, чтобы мы были Ему интересны, в чем-то непредсказуемы и могли бы удивлять Его! И если каждый из нас является тайной даже для Всемогущего и Всеведующего Бога, то что же говорить о нас ограниченных и немощных! Мы сами по себе не можем поникнуть до конца в другого человека и познать его полностью и он остается для нас тайной, а мы - для него! Это еще один существенный повод не судить других людей прежде Божьего суда и вместо него! Человек тайна и эта тайна может раскрыться с совершенно неожиданной стороны! Для примера посмотрим на благоразумного разбойника распятого одесную Христа. Если бы мы были его современниками и не знали бы о его благом конце и стали бы исследовать его жизнь и деяния, то мы бы ужаснулись! Ведь он только и делал, что грабил прохожих и убивал их ради денег и вещей! Мы бы осудили его как преступника и одобрили бы его арест и казнь за содеянные им преступления! А если бы нам кто-то поведал, что этот разбойник угодит Богу и первым из людей войдет в рай, то мы бы рассмеялись, не повери ли бы этому и посчитали бы говорившего это безумцем! Однако этот человек, живший ранее разбоем, во время его казни через распятие на кресте и ради Божьей милости, явленной ему в Лице Распятого рядом нашего Господа Иисуса Христа, совершил чудо обращения! Он сумел и умудрился раскрыться, как тайна так, что удивил Живого Бога и дал Ему возможность ухватить этого человека и вытянуть его из явной погибели! Получается, что мы должны угодить Богу не какими-то церемониями, подвигами и постами, а удивить своим измененным и склоненным на благо состоянием, за что Бог нас и спасает! И чем хуже бывает у человека положение, состояние и условия, тем интереснее он может удивить Бога и улучить спасение! Бог сеет в нас доброе семя в надежде на благие всходы и плоды, но не хочет знать наш выбор, а ждет и наблюдает за тем, как мы поступим и что мы выберем. Если мы выбираем зло, то становится Ему одинаково неинтересными и скучными. Зло обезличивает и унифицирует людей, делая их бездушными и скучными деталями зла. Злодеи становятся удивительно похожими друг на друга! Они одинаково примитивно и плоско мыслят, одинаково жаргонно и некрасиво говорят, одинаково зло поступают. Они предсказуемые до скуки и тошноты! Поэтому они отвратительные, ибо от них хочется отвернуться! Поэтому они ненавидимые Богом, ибо Он не хочет их видеть и знать! "Отойдите от Меня, Я не знаю вас" - таков суд Бога над ними! Злодеи уничтожают в себе тайну и личность, и становятся марионетками или куклами зла в руках кукловодов демонов!
Вот почему я умоляю вас не приобщайтесь злу! Не теряйте свою личность! Не разрушайте свою тайну! Сохраните интерес Бога к вам! Удивите и удивляйте Бога в своем покаянном изменении себя и в своем стремлении к Нему и ко всякому благу! Аминь!