отец Олег Моленко
ЗАМЕТКИ ПО БОГОСЛОВИЮ ВЛАСТИ
Вся власть от Бога происходит,
Но всякий то лишь в сем находит,
Что вольно самости хотеть
И потому приходит смерть,
Как остановка зла и злого,
А также вредного, плохого.
Желая в Царство все попасть,
Мы не похулим Божью власть!
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВЛАСТИ
Есть нужда внимательно изучить вопрос о власти. Изучить при свете Божественного откровения и святоотеческого просвечивания. Выверить и усвоить верно то ведение, которое будет нам полезно в деле своего спасения, служения Богу и участия в деле Божественного Домостроительства.
Что такое власть? Власть это вид отношений между, как минимум, двумя и более субъектами, которые находятся в каком-то общем процессе и взаимосвязи, которая проявляется в подчинении одного субъекта другому и, соответственно, в правлении или руководстве другого субъекта подчиненным субъектом или субъектами. Власть, по своей сути происходит от Бога и возникает сразу после создания Им разумно-вечных существ. Для этих созданных существ, которые нам известны под общим именем Ангелы первым Властителем был их Творец и Царь Господь Бог. Но принцип власти был распространен Богом сверху вниз, через все множество созданных Ангелов. Таким путем Бог создал принцип иерархии и первую иерархию - иерархию ангельского мира. Иерархия и власть могут существовать только при неравенстве их участников. Таким образом, власть это законное (законное в том смысле, как установленное Богом, как закон для Его мира) проявление природного неравенства сотворенных Богом существ. Это неравенство закрепляется в виде иерархии, в которой нижестоящие чины подчиняются власти вышестоящих чинов. Власть и иерархия это такие Божие установления, которые устраняют в среде ангельского мира, состоящего из многочисленных разумных существ наделенных Богом свободой действия. Убери власть и начнется хаос. Но власть не только удерживает хаос среди сообщества разумных существ, но и позволяют этим существам согласно (а значит полезно и богоугодно) действовать и взаимодействовать. Итак, сама власть, её принцип и употребление в жизни, а также иерархичность происходит от Бога и это есть хорошо! Последнее и самое совершенное Создание Господа Бога - Его Церковь, тоже построены на этих принципах - власти и иерархии. Однако эту универсальность и удобность Божьего дара власти используют и те Божьи творения, которые использовали свою волю против Бога и Его мироздания. Речь идет о падших и злых духах, а также о злых людях, подчинившихся власти злых духов. Так на ворованном у Бога принципе власти была создана иерархия зла и тьмы, иерархии нелегитимных, тиранических, фашистских, революционных и прочих злодейских политических и социальных режимов и систем, а также криминальных, пиратских, террористических и прочих подобных сообществ. В этом смысле выражение "нет власти не от Бога" справедливо. Но не всякая существующая власть является богоугодной и участвующей в общем Божественном Домостроительстве. Самым верным признаком власти не от Бога является её не подчинение Высшему Властителю Господу Богу.
Мы знаем, что господствующим в Богом созданном мире связующим началом является любовь. Тогда у некоторых может возникнуть вопрос, а для чего тогда нужна еще и власть? Любовь связывает нас с Богом и между собой чувством симпатии, благожелательства и прочих проявлениях любви, а власть действует вместе с любовью, но не в области чувств, а в области богоугодного действия или действий. Пример из цикла "жили были дед и баба". Есть дед и баба, которые любят друг друга и живут душа в душу. Вот сидят они в своей избе и любят друг друга, общаются, беседуют и т.д. Но чтобы им продолжать их идиллию им нужно кушать, а чтобы кушать, надо иметь продукты питания, а чтобы их иметь их надо вырастить. Вот здесь дед имеющий власть над бабой использует эту власть и направляет бабу в огород на работу по выращиванию продуктов питания. Другого способа наладить процесс выращивания продуктов питания между двумя и более людей, чем власть не существует. Итак, власть помогает нам организовывать нужные нам и угодные Богу процессы нашей жизни и творчества в том, где это не может организовать любовь.
Иерархиизация власти состоит в том, что разным участникам одной и той же иерархии дана разная сила власти. В Ангельской иерархии эти различные качества или уровни власти закреплены в наименовании ангельских чинов. Нам известно, что в Ангельской иерархии существует девять уровней, которые именуются чинами. Перечислим ангельские чины в порядке снизу вверх: Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Престолы, Херувимы, Серафимы. Властитель над ними Царь Ангелов Господь Бог. Таким образом мы имеем десятеричную иерархичность Богом установленной власти, которая от мира Ангелов перешла к людям.
ВЛАСТЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ
Жизнь людей на земле, после их изгнания с Неба и рая имеет три периода: допотопный (от изгнания Адама и Евы из рая до Ноя пережившего потоп), ветхозаветный (от Ноя до Христа) и Новозаветный (от первого пришествия Христа Агнца до второго пришествия Христа Царя и Судии). Об устройстве власти в допотопном мире мы знаем очень мало. Все началось с родительской власти Адама над его детьми. Это была первая родовая власть. При умножении людей родовая власть стала не осуществимой и нужны были новые формы её организации. Мы можем увидеть это уже после потопа. Пока людей было мало, то действовала родовая власть. В этом смысле грех Хама являлся актом богоборческим не только в смысле, как грех против любви, но и как грех против власти, ибо унижение власти есть в конечном итоге унижение высшего её Представителя Господа Бога.
Появление разных уровней власти в человеческом сообществе произошло по причине его численного умножения и разделения на языки. Языками назывались народы, каждый из которых говорил на одном общем языке, отличающимся от языков других народов. После вавилонское определение понятия народ может быть таким - это сообщество людей происходящих из одного рода и говорящих на одном языке. Отсюда и происхождение термина язычники, т.е. народы не ведающие истинного Бога, но так или иначе исповедующие, либо дуализм, либо пантеизм. Эти исповедания, инспирированные бесами, выливались в идолопоклонство с его кровавыми жертвоприношениями, что являлось служением бесам. Писания прямо говорит нам, что боги язычников - бесы.
Предание доносит до нас, что разделение людей после вавилонского смешения языков было на семьдесят народов. Есть версия, что их было семьдесят два, а семьдесят сказано округленно для удобства. Для каждого народа Бог выделил по одному Ангелу Хранителю или Покровителю, который должен был управлять народом в доверенных ему пределах. Есть мнение, что якобы эти высшие Покровители именовались "сару" и отсюда и происходит слово "тсарь" и "царь", которое перешло к главам человеческих народов. Не знаю так ли это или не так, но происхождение царской власти это неверно, ибо среди самих Ангелов нет царского чина. В пределах откровения мы знаем только один чин Царя, который приложим только к Господу Богу. Итак, в человеческой иерархии власти мы имеем царский чин, происходящий от Господа Бога и пяти чинов от девяти ангельских чинов: начальство, власть, сила, господство и престолы. Престолы перешли не к живым лицам, а к царским или княжеским седалищам, которые олицетворяли царскую или княжескую власть. Остальные чины приложены к людям в наименовании их властителей получили такие имена: начальники, властители или властелины, сильные, господины или господа.
Высшей властью у людей обладает Господь Бог. Потому Он именуется их Господом и Царем! Такая власть, которая именуется Теократической, самая лучшая и полезная для людей, но, как самая высокая, она для них самая недоступная и плохо реализуемая со стороны людей. На примере еврейского рода мы видим, что они не смогли удержаться в пределах теократической власти и стали просить и даже требовать от Бога через Его пророка земного человеческого царя. Бог уступил евреям, но в отличие от царей прочих народов установил для них священный обряд поставления на царство через миропомазание. Помазывать кандидата на царство мог или Божий пророк, или Первосвященник. Таким образом Богом был установлен механизм легитимности царской власти, которая состояла не в том, что какой-то человек одел на себя царскую корону и сел на царский престол, а в том, что он был законно помазан на царство. С тех пор появились цари помазанники иначе именуемые еще христами. От Христа, Царя и Бога нашего произошли пять основных направлений власти: царская, первосвященническая, пророческая, судебная и учительская. Я не касаюсь исполнительной власти, которая происходит от царской и служит ей. Из Писания Ветхого Завета мы знаем, что Бог использовал Своих еврейских пророков для помазания на языческие царства языческих царей. Так легитимность посредством помазания перешла в другие народы. Из этого мы можем проследить легитимность всех известных нам правителей. Наполеон Бонапарт понимал важность легитимности и потому устроил чин своей коронации с участием римского первосвященника. Как бы мы не относились к личности царя Николая Второго, но он был последним легитимным правителем России. После него не было и нет ни одного легитимного правителя, ибо прекратился сам механизм помазания на царство. Однако все существующие ныне власти парадийно скатываются в подражательное персональное правление похожее на царское служение. Как ни крути, но, по принципу властной иерархии любая власть сводится к власти одного человека, как бы не именовалась его должность: президент, премьер-министр, генеральный секретарь, председатель правительства, пахан, глава и т.д. Все их отличие от законной легитимной власти состоит в том, что они самозванцы не связанные с Богом положительным образом. Мы, верные Христу Богу члены Его Церкви и Его грядущего Царства, свободны от власти даже легитимных царей, а тем более власти нелегитимных и богоборческих правителей, которые все завершатся в воцарении всемирного царя-зверя антихриста, но не от самого принципа власти. Вот почему мы в своей жизни подчиняемся ради самого божественного принципа власти тем властям, с которыми мы имеем дело и не подчиняемся им, как богоборческим и нелегитимным в тех вещах, которые противны откровению, богопочтению и нашему служению Богу.