отец Олег Моленко
ОБЪЯСНЕНИЕ БОЖЬЕЙ ЭНЕРГИИ ПО СВЯТЫМ ОТЦАМ
Отец Антоний /Булатович/ смотря на ее отличие от сущности, тоже называется Богом: «Как мы различаем, но не разделяем Три Лица Святой Троицы, так мы различаем от существа Триединой Троицы Ее Триединую Деятельность, но отнюдь не отделяем ее от Существа Божия, посему и вправе и должны как про Существо Божие, так и про Энергию Божию говорить — “Бог”. Вернее же говорить: “Сам Бог” — именно в смысле соприкосновения в Деятельности с Самим Богом. Ибо в Деятельности Божества не какое-либо иное Божество почитается, отдельное от Святой Троицы, но Сама Святая Троица в проявлении Деятельности Своей. Именно ради того подобает Энергию Божию, являемую людям, именовать словом “Сам Бог”, дабы тем яснее изъявлять исповедание неотделимости ее от Существа Божия» (ММ, с. 53). Это высказывание вполне согласуется с учением Григория Паламы, который посвятил много места в своих произведениях обоснованию того, почему, при наличии у Бога отличающейся от Его сущности энергии, это не приводит к двубожию: поскольку сущность Божия неприступна для твари, причастие Богу возможно через энергии, которые не есть сущность, но которые, тем не менее являются тем же самым Богом, поскольку Он «присутствует всецело в каждой из боголепных энергий».
РАССУЖДЕНИЯ ТЕОЛОГА БОГОДУМА: Бог творит человека и человечество с тем, чтобы после этого произвести и явить Богочеловека /со стороны Себя/ и богочеловечество /со стороны людей/. В этом направлении та истина, что Бог приобщаем человеку лишь по энергии, но не по существу, по ходу продвижения воспроизводства богочеловечества может претерпевать новизну изменения. Во-первых, со стороны Бога появился уже Богочеловек в Лице вочеловечившегося Сына Божьего Иисуса Христа. По прежней истине, которая верна по отношению к творениям Бога, выходит, что Личность Иисуса Христа это всего лишь некое единство божественной сущности Сына Божьего и божественной энергии Богочеловека Иисуса. По этой концепции выходит, что во Христе Иисусе сущность Божества Сына Божьего разделена с энергией Его же Божества. Тогда Иисус Христос есть лишь энергийное проявление Бога, а не сущностное, ибо сущность нетварного Сына Божия, якобы, никак не может быть передана Сыну Человеческому, как Божьему творению. Тогда Богородица родила Бога лишь как Энергию Бога. То есть, Она лишь Энерго-Богородица, а не Богородица во всей полноте? Мнение, что Она родила лишь тварную часть Христа и есть лишь Христородица осуждена Церковью, как ересь. Но вопрос какого именно Бога Она родила - Сущность плюс Энергию или только Энергию, не разбирался. Во-вторых, истина в отношении творения человек необязательно работает в отношении обоженного человека. Тогда в отношении обоженности человека встает вопрос: это тварно-нетварное существо или полностью тварное? Если примем второе, то выходит, что есть тварный Бог, чего быть не может. А если признаем, что это нетварно-тварное существо, то возникает сложнейший вопрос о соединении /в том числе и в отношении приобщения Божества/ нетварно-божественного и тварно-человеческого.
ДЛЯ НАЧАЛА НАДО УРАЗУМЕТЬ ЧТО ТАКОЕ БОГ КАК ЭНЕРГИЯ «Бог есть неизменяем, но и приснодвижим, — пишет о. Антоний. — Приснодвижимость Божия выражается в проявлении свойств Его Существа» (Ап., с. 4). Далее он истолковывает евангельское выражение «Слово было к Богу» (Ин. 1:1) как указание на то, что до сотворения мира «действие Божие было обращено к самому Богу». В ММ он возвращается к этой теме, оговаривая, что, ведя речь об энергии Божией, он будет говорить о «внешнем проявлении Деятельности Божества по отношению к твари»; но во внутренней жизни Св. Троицы есть и иное движение: Отец всегда рождает Сына и изводит Духа, Сына всегда рождается, а Дух всегда исходит от Отца (Ап., с. 30; ММ, с. 13); кроме того существует «присное движение Ипостасей друг к другу» (здесь снова приводится в доказательство Ин. 1:1), которое «тоже может быть названо Энергией» (ММ, с. 7). Эта «внутренняя» энергия Бога есть «созерцание Самого Себя», как пишет о. Антоний (Ап., с. 30), основывая свое мнение на словах св. Иоанна Дамаскина, что Бог создал видимый и невидимый мир, «не удовольствовавшись созерцанием Самого Себя».
Это же учение можно найти и у других отцов; св. Григорий Палама, доказывая нетварность и вечность божественных энергий, прямо причисляет созерцание Богом Самого Себя к Его энергии или деятельности: «. . . безначальны не только силы, которые у святых отцов часто именуются также “природными энергиями”, но и деяния Бога <...>. И помыслит ли кто себе начало оной самосозерцательной феории, и было ли время, когда Бог подвигнулся к созерцанию Самого Себя? Никоим образом. <...> Несомненно, впрочем, что предзнание, воля, помысел, самосозерцание и все подобные деяния Бога безначальны и предвечны».
Отец Антоний посвятил много места в ММ и отчасти в ОВ обоснованию того, что энергия Бога «триедина», т.е., с одной стороны, все лица Троицы обладают одной энергией, но, с другой стороны, «каждое Лицо имеет свойственную Ему долю участия в едином общем действии», а именно: Отец как Начало есть «Инициатор, то есть Произволитель всякого действия Святой Троицы», Сын как Слово и образ Отца «изрекает волю и определение всякого произволения Божиего и описует всякое свойство Божие», а Дух «есть жизненная Сила и Чувство Отца, есть так сказать Душа Божества», и Духом «совершается всякая определяемая Сыном воля Отца и ощущается всякое именуемое Сыном совершенство Отца» (ММ, с. 18–19), и «поелику каждое Лицо Святой Троицы участвует Деятельностию Своею в каждом действии Божием, то и в триединой Деятельности Святой Троицы, поскольку она проявилась по отношению к людям, мы различаем особую Деятельность Отца, особую Деятельность Сына и особую Деятельность Духа Святаго» (ММ, с. 13–14): «в каждом Действии Святой Троицы принимают участие Отец произволением, Сын определением и Дух Святой осуществлением и ощущением; и каждое Действие Святой Троицы не представляет из себя трех раздельных действий трех Лиц, но единое действие Единого Бога».
«Благоволение к человеку и примирение с человеком есть особое Действие Отца; Откровение и Истина, открываемые человеку, есть Действие особое Сына, а Благодать и Сила, ниспосылаемые на человеков, есть Действие Духа Святого, — и сии трие едино суть. “Совокупляем” сии Энергии Отца и Сына и Духа Святого — и “различаем” совокупно же присносуществующие и различаемые — единое нераздельное Действие Божества помышляем и три мним, различаемые нераздельно» (ММ, с. 37). Действует каждая Ипостась Троицы, но их действие едино потому, что «у сих трех единосущных Лиц единое существо и един союз любви, <...> одно хотение, одно глаголание, одно ощущение, одно деяние».
Доказательство тому, что энергия Божия тройственна и едина одновременно, он находит в Писании. Например, апостольские слова: «Трие суть свидетельствующие на небеси: Отец, слово и Святый Дух, и сии трие едино суть» (1 Ин. 5:7), — Булатович толкует таким образом: «Слово “свидетельствуют” — значит проявляют Божественные свойства Свои: “свидетельствуют” Истину Божию, то есть изъявляют совершенства Божии. <...> Изъявляет Триединый Бог Откровением Своим, Деятельностию Своею, и сия Деятельность есть по свидетельству Иоанна Богослова — Триедина».
Булатович дает следующее определение божественной энергии: «Энергия есть греческий термин, и да не подумает кто, что слово “Энергия” по отношению к Богу значит то же, что мы понимаем под словом “энергия” в обычном смысле. В обычном смысле под словом “энергия” мы подразумеваем специальное понятие, а именно — способность производить работу. Но не то понимается под словом Энергия, когда мы говорим о Боге. Энергия Божия значит Деятельность Существа Божия.
БОГОДУМ: Булатович писал: Энергия Божия значит Деятельность Существа Божия. - Хорошо, а что такое ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУЩЕСТВА БОЖИЯ? Я бы назвал Энергией любую проявленность Богом Себя, как от одной Ипостаси к иным Ипостасям, так и от Божества к тварному и нетварно-тварному существу.
БОГОДУМ: Булатович писал: «каждое Лицо имеет свойственную Ему долю участия в едином общем действии», а именно: Отец как Начало есть «Инициатор, то есть Произволитель всякого действия Святой Троицы», Сын как Слово и образ Отца «изрекает волю и определение всякого произволения Божиего и описует всякое свойство Божие», а Дух «есть жизненная Сила и Чувство Отца, есть так сказать Душа Божества», и Духом «совершается всякая определяемая Сыном воля Отца и ощущается всякое именуемое Сыном совершенство Отца».
БОГОДУМ: Приложим это распределение действий каждой Ипостаси Единого Бога к новейшему благовествованию. Отец его Инициатор. Он приводит человека к Сыну и дает ему Духа Святого, по прошению человека или по Своему желанию. Сын изрекает волю Отца, как волю Единаго Бога и Сам ради нас человек реализует на Себе Богочеловечество, которое и дарит человекам в добавление к спасению от случившейся с людьми беды. Эпоха изречения /слова Писания, молитвы Отче наш и прочие/ и реализации подошла к завершению. Есть назревшая потребность в приобщении к жизненной Силе и Чувству Отца, в Лице прихода Духа Святого, как Бога, Богочеловека и Человека, чтобы на трех этих уровнях действием Духа Святого свершилось на самом деле в бытии и исторической реальности людей определившаяся и определяюшаяся воля Отца и ощутилось и отразилось на человеках всякое именуемое Сыном совершенство Отца, по сказанному Им в Писании Нового Завета: Мф.: 5, 48: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный".
Суммируя святоотеческие обоснования того, почему, при наличие трех Ипостасей в Троице, говорится об одном Боге, а не о трех, Иоанн Дамаскин пишет: «(В Троице) общность и единство усматриваются <...> из-за совечности (Лиц) и тождества Их сущности, действия и воли, и единодушия мнения, и тождества власти, силы и благости — я не сказал: подобия, но: тождества, — а также из-за единого происхождения движения. Ибо одна сущность, одна благодать, одна сила, одно желание, одно действие, одна власть, одна и та же, не три, подобные друг другу, но одно и то же движение трех Лиц».
Например, св. Григорий Богослов в одном из Слов говорит: «. . . приступим уже к изложению богословия. Управлять же словом предоставим Отцу и Сыну и Святому Духу, о Которых у нас слово, — Отцу, да благоволит о нем, Сыну, да содействует ему, Духу, да вдохнет его; лучше же сказать, да будет на нем единого Божества единое озарение, соединительно разделяемое и разделительно сочетаемое, что и выше понимания»; и в другом месте, по поводу сотворения мира: «Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы. И мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом».
А св. Николая Кавасила, современник св. Григория Паламы, пишет: «Молитва <...> благо от каждой из блаженных Ипостасей именует особым именем: от Сына — благодатию, от Отца — любовию, от Духа — причастем. Ибо, тогда как мы ничего не привнесли своего, а еще подлежали и осуждению, Сын соделался Сам нашим Спасителем, яко еще грешником сущим, сказано, Он за ны умре (Рим. 5:8), а потому смотрение Его о нас есть благодать. Поелику же Отец чрез страдания Сына примирился с человеческим родом и возлюбил врагов, то его благодеяние в отношении к нам называется любовью. А так как врагам, соделавшимся друзьями, подобало соделаться участниками в благах Богатого милостью, то это совершает нисшедший на апостолов Дух Святой, а посему Его благодать к людям именуется причастием». Примечание о.Олега: Речь о возгласе священника на Евхаристии: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами".
Преподобный Макарий Великий: «тем, кто от Духа рассказывает тайны Духа и от живого источника, Бога, произносит слово Бога, слушающие должны так внимать, как из уст Божиих слушающие слово и как если Дух Святой движет орган языка и через него говорит» (Слово XXI из Собрания типа I);".
БОГОДУМ: Мф.22: "31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: 32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых". Авраам - символ Бога Отца, Исаак - символ Бога Сына, Иаков-Израиль - образ Святого Духа. Отец Авраам - благословение, сын Исаак - жертва, Израиль-Иаков - дух основатель народа в лице 12 патриархов, как и Основатель Церкви в лице 12 апостолов Агнца в День Пятидесятницы. Тогда его ночная борьба с Богом Неименуемым, Имя Которого чудно, есть образ борьбы боговеров не имеющих Духа Святого с этим Духом. Потому Христос и известил, что Отец ищет Себе поклонников в духе и истине, что иудеи не были такими. Они имели веру. имя Бога и храм в честь этого имени, но не имели Духа Святого. В этом их вся трагедия. Моисей косноязычный есть образ Духа Святого пришедшего в силе и человеческом естестве. Он был Богом Израилю и Египту, пася их жезлом железным и побеждая царство диавола силой чудес и знамений. Бог Иисус Христос, говоря иудеям о воскресении мертвых ссылается на то, как Он именовал Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, прибавляя, что Он не есть Бог мертвых, но живых. Это означает, что эти святые живы, как полноценные человеки, то есть воскрешены Богом Иисусом.