отец Олег Моленко
К ДНЮ ПАМЯТИ О ПЕРВОЙ И ЕДИНСТВЕННОЙ ЕВХАРИСТИИ (ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ) СОВЕРШЕННОЙ ИИСУСОМ ХРИСТОМ
БУДУ ЕЩЕ (будущее) И ГРЯДУ ЕЩЕ (грядущее к нам)
Время, как все божественные творения, покрыто тайной. Есть «время», как вымышленный атрибут измерения в физике, но мы не о нем говорим. Нас интересует время, как явление и предусмотренное Богом свойство сотворенного Им бытия. Люди (мыслители разных времен) мыслят о философской категории времени разделением его на прошлое, настоящее и будущее. Но есть и такое разделение, и такое по нему проявление времени бытия, в которое мы пока погружены промыслом Божиим, как здесь и сейчас, что в молитве отражается в слове "ныне". Мы пользуемся словом «временно» в смысле не постоянства чего-то с ним связанного. Часто это говорит о краткодневности каких-то процессов. Почему время измеряется днями и ночами (сутками)? Потому, что Бог створил так, что дни и ночи у нас есть и видны нам. Утром солнце взошло и начался день до заката. А если бы солнце единожды взошло и так бы стояло, то мы были бы сбиты с толку и не могли бы мерять свое бытие днями и ночами. То есть, физически мы бы наблюдали за одним единственным, одним и тем же нескончаемым днем. Мы бы этим днем спали бы и делали бы все прочее. Наше бытие и наш уход из него были бы в один и тот же день. Щадя и жалея нас, наш Господь установил для нас дни, ночи, недели, месяцы и года. Часы, минуты и секунды придумали люди, разделив суточный круг на 24 части. В Писании слово «час» есть, но не в смысле меры измерения времени, а в смысле здесь и сейчас. Проиллюстрирую о времени то, что имеем в Писании.
Быт.1:
14-19«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый».
Вот, что изложено Богом для нас в отношении дня, ночи, знамений, времен (а не времени) и годов. К этому не надо ничего добавлять и отнимать.
И все это творение происходит в течение каких-то шести дней, в том числе и тогда, когда еще не было обычных дней и светил.
То есть то, что такое понятие «день» творения мы не знаем. Это какой-то набор действий Бога, которые Он творит в какие-то равные между собой «периоды» проявления ясности, именуемы "днями". День – это когда ясно. Сказано, что размещенные на небе светила будут управлять днем и ночью – и это происходит. Ночь зимой длинней, чем день, а летом день протяжнее, чем ночь. Человек сотворен и у него есть здесь и сейчас. Он призван Богом к не трудному деланию, хранению и размножению себе подобных людей до наполнения ими «земли» (то есть всего космоса). И все это названо «бытием», а не жизнью. В бытии есть насажденный Богом доступ к жизни в виде Древа жизни, но первые люди к нему не прикасались, а по их падении – им закрыли к нему доступ и путь. Итак, по сотворении у человека еще нет жизни и нет ее измерения, в частности измерения временными параметрами. которые для жизни не подходят. Жизнь приходит к нам с Тем, Кто Сам Себя называет жизнью – с Иисусом Христом. До этого Бог объявлял лишь Свою волю в отношении нашей жизни и предлагал нам эту жизнь. «Не хочу смерти грешного, но чтобы он обратился и жил», «Изберите себе жизнь», и тому подобные изречения Бога записанные в Писании. Итак забота о жизни начинается у людей только с приходом Иисуса Христа, особенно же с Его Евхаристии. Все остальные люди, жившие до Христа, как и все не принявшие Христа, не имели жизни и не живут (и не могут жить, не имея ее в себе), но выживают в своем бытии, цепляются за имеющееся бытие, которое одно единственное. То есть они всего лишь существуют волей Самосущего и всегда Сущего Бога.
Итак, я (ты, он, она) осознал, что я призван в бытие и оказался в нем по установленному Богом способу и порядку (через рождение от родителей), и обнаружил, что здесь уже есть другие люди, которые как-то пребывают в какой-то своей организованности и каком-то разграничении. Смерть выбивает конкретного человека из его организованного бытия, лишая его владения своим телом. Оставаясь лишь одной душой, уже душа, а не человек, не может никак действовать в имеющемся бытии. Вот почему эта душа, чаще всего, складывается в хранилище душ для покоя (бездействия). Некоторые души святых Божьих избранников, по Его воле, остаются активными и используются Богом в помощи людям в их бытии. Эта помощь чем то схожа с помощью святых Ангелов, только души людей намного слабее самого малого из Ангелов.
3Ездр.7:
32«И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души».
То есть, смерть выбивает умерших из их активного бытия. О жизни же они и понятия не имели. Они, как и все прочие люди, называют «жизнью» именно свое бытие. До своего падения человек мог быть живым только своей душой. И так было до первого пришествия Иисуса Христа. С Евхаристии началась у причащающихся Тела и Крови Христовых жизнь в них самих. Что это за жизнь? Это жизнь берущаяся от Христа, передающаяся Им этому человеку. Для уяснения наш Господь приводит нам такие слова:
Ин.15:
1-8«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой -- виноградарь. (Виноградная лоза – это для человека в теле, который может причащаться Христа. Души не могут причащаться Христа, но лишь благой энергии.) Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. (Это про отсечение от этого вида жизни. как Христа и Евхаристии.) Пребудьте во Мне, и Я в вас. (Через Евхаристию). Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. (Речь о телесном пребывании на Теле Христовом, в Церкви, в Евхаристическом Теле Христа).
Я есмь лоза, а вы ветви; (Речь о телесном соединении со Христом, а не только о душевном и духовном.) кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; (это происходит ново-природно, в обновленной, одухотворенной и обоженой природе человека) ибо без Меня не можете делать ничего. (Без Христа в нас и нас в Нем нет жизни и жизни деланий.) Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. (Сгорают они для жизни, но остаются в бытии обреченными на мучение.)
Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. (Кроме Евхаристического пребывания во Христе. Мы должны принять в себя «семена» Его и дать им прорасти в своей доброй земле га 30%. 60% и 100%. У кого. Как получится.) Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками». (Много плода – это о ново-продной жизни.)
Мы имеем неподконтрольную нам нашу природу (пищеварение, выбросы лишнего из тела, поддержание температуры тела и прочее подобное) нашего тела, которая действует сама по себе, согласно творению Бога. Так, например, мы поддерживаем нашу жизнь пищей и дыханием, но не осуществляем эти процессы осознанно, а лишь подбрасываем необходимые вещества, согласно сигналам нашей плоти – чувство голода, жажды, холода, жары, нечем дышать, хочется справить нужду и тому подобное. Говоря словосочетание «духовная жизнь», мы устраняем участие нашего тела, а значит и всего человека, в божественной жизни. Это участь похожа на то, как функционирует наше тело в обычном текущем режиме. Мы лишь подбрасываем в наше естество жизнь, через причащение Христовых Таинств и через причастие Святого Духа. Все остальное делает сама обновленная Христом и Духом Святым наша природа, природа рожденных свыше людей. Но есть и наша осознанная деятельность в виде молитвы, исповеди грехов, чтения Писания, богословия и тому подобное. Но пока речь не об этом.
Вернемся к времени. Что такое прошлое? Это то, что было бытии и прошло. Это все те действия, бездействия и их комбинации, которые имели место здесь и сейчас, но теперь не имеют места. Сейчас мы заняты чем-то иным. А что есть наше будущее? Это утверждение нас в нашем бытии. Это наш клич: «Буду еще». То есть, это означает, что мы еще будем в нашем бытии по милости и промыслу Бога. Но не все будут иметь это. Есть те, у кого будущего нет. Если они и остаются существующими, то в мучениях, а не в бытии, где есть свет, тепло, растения и прочие творения Бога в их взаимосвязи. Что такое грядущее к нам? Это то, что Бог попускает или благословляет именно прийти к нам. Оно может быть, как скорбным и бедственным, так и благим. В этом смысле мы вопием вслед нашего Иоанна Богослова:
Откр.22:
20«Ей, гряди, Господи Иисусе»!
Все Божии пророчества не о будущем, а о грядущем. Дух Святой грядет к нам Своим Боговоплощением и новой Пятидесятницей! Иисус Христос навсегда грядет к нам во втором Своем пришествии, и жизнь от Них грядет к нам, в нас и для нас. Буду еще – это о пакибытии, а грядущий к нам Иисус и Дух Святой – это о жизни, жизни с Богом, жизни вечной!