отец Олег Моленко
Опыт богомыслия (2010 г.)
О правильном шествии путем призывания божественного имени Иисуса Христа
О, дивный Господь
мой,
и Бог мой благослови!
Не всегда откровения
приходят по Божьему выбору. Иногда
Господь милосердный снисходит к нашим
нуждам и посылает откровение или вразумление
на поставленный кем-то в Церкви вопрос.
Так было и в этот раз. Одно мое духовное
чадо спросило меня о своем недоумении
в делании Иисусовой молитвы. Это недоумение
касалось такого понятия, как «сердечное
место». Недоумение касалось кажущегося
противоречия от сравнения моего указания
держать внимание в области сердца чуть
выше сосца (примерно на два пальца своей правой руки)
и словами святителя Игнатия (Брянчанинова)
о том, что нельзя самовольно входить в
сердечное место и даже искать его прежде
времени.
Я сразу увидел
ошибку в восприятии данного чада,
но отложил свой ответ до удобного
времени. Когда Господь всемилостивейший
благоволил незримо посетить меня, то
Ему было угодно дать мне вразумление
на поставленный вопрос с более глубокими
указаниями по отношению к молитве Иисусовой.
С Его помощью я и постараюсь изложить
это вразумление.
Собственно ответ
на само недоумение очень прост. Все дело
в путанице между «сердечным местом»,
куда справедливо до времени определенного
преуспеяния в молитве запрещен вход, и
местом на поверхности сердца, где тот
же святитель Игнатий советует держать
внимание ума. Для этого он даже советует
новоначальным держать два пальца правой
руки на поверхности сердца и сводить
ум под пальцы. Когда ум привыкнет к этому
месту, то держание пальцев на нем можно
прекратить.
Сердечное место,
место где обитает наш дух это наш внутренний
храм Господу Богу, где мы приносим Ему
угодную жертву. Первая личная встреча
с Богом, принимающим эту нашу жертву,
может состояться только в этом храме!
Но сперва этот храм нужно воссоздать,
изгнав именем Иисуса Христа живущего
до того в его руинах древнего змия с его
бесами. Об этом порядке воссоздания живого
храма говорит Духом Святым царь Давид
в 50 псалме: «И да
созиждутся стены Иерусалимские.
Тогда благоволиши жертву
правды, возношение
и всесожения, тогда
возложат на алтарь
Твой тельцы».
Однако сами
по себе или по своему желанию мы
не можем войти в свое сердце.
Это может произойти лишь тогда,
когда Сам Господь Бог отворит для нашего
ума дверь нашего сердца и введет его в
этот храм для беседы с Ним. Вот почему
насильно ломиться в сердце не только
дерзко и безрассудно, но и греховно. Бог
наказывает за такую дерзость преданием
человека в лапы бесов и попущением ему
впадения в прелесть бесовскую.
Однако молиться
далече от сердца мы тоже не можем и
не должны. Ведь вся наша борьба и
весь подвиг предпринимается ради оживления
сердца. Тесно нам отовсюду! Вот
почему Бог вразумляет нас через
отцов держать ум своим вниманием возле
дверей сердца, не вламываясь в них! А эта
дверь и находится на поверхности сердца
в указанном месте (на два пальца выше
сосца). Еще можно найти это место по дыханию.
Для этого надо закрыть свои глаза, медленно
сделать вздох и проследить его движение
умом. Там где вздох заканчивается там
и дверь (вход) в сердце.
Если молящийся
именем Иисуса Христа будет держать
свой ум не у входа в сердце, то
он не преуспеет в молитве, не оживит
своего сердца и никогда не будет
впущен Богом в него.
Самое же страшное,
что он не сможет никогда стяжать
сердца сокрушенного и смиренного,
а только такое состояние сердца Бог не
уничижит (не унизит) его отвержением.
Только из сердца сокрушенного и вследствие
этого истинно смиренного Бог принимает
и все остальное от кающегося человека
молитвы, прошения, исполнение заповедей,
добродетели и т.д. Вот почему в конце Великого
покаянного канона Андрея Критского (часть
4-я, песнь 9-я) от лица человека, прошедшего
все ступени покаяния и познавшего себя,
возглашается высшее прошение для его
духовной жизни: «Сердце
мне даруй присно сокрушенное,
нищету же духовную:
да сия Тебе принесу,
яко приятну жертву,
Едине Спасе».
Теперь пришло
время возвестить очень важное ведение
объяснение того, почему святые отцы,
прошедшие все ступени делания Иисусовой
молитвы, не составили полного, подробного
и скрупулезного описания этого великого
делания со всеми необходимыми разъяснениями
и предупреждениями. Дело в том, что этому
великому и божественному деланию Иисусовой
молитвы должно учить от живого опытного
наставника (учителя) к живому и смиренному
его ученику. Только в таком случае открываются
все детали, тонкости, подробности и тайны
этого делания. Писанного наставления,
удовлетворяющего требованию человека,
намерившегося овладеть этой наукой из
наук и художеством из художеств, создать
невозможно! Мне можно возразить, что,
мол, многие отцы писали на эту тему и даже
оставлено целых пять томов «Добротолюбия».
Я отвечу да, писали, да, оставили. Но,
во-первых, они писали не только о самом
делании Иисусовой молитвы, но и о приуготовлении
к ней, о борьбе со страстями, о возделывании
добродетелей и о многом другом. Во-вторых,
то, что они писали непосредственно о молитве,
было написано для поддержания ревности
и стремления к этому деланию. То, что касалось
основ делания, прописано у них отрывочно,
по вехам и признакам, часто образно, а
то и приточно, с отдельными деталями,
но полной, последовательной и ясной картины
они намеренно не оставили. Человек, занимающийся
Иисусовой молитвой, может этими писаниями
подогревать свою ревность к этому деланию,
может узнавать об отдельных препятствиях
и опасностях, может узнавать о ступенях
и вехах, а также признаках. По признакам
делатель может проверять правильность
шествия, но само шествие отцами подробно
не описывалось. Почему? Помимо естественной
трудности передавать духовные предметы
человеческим словом и помимо трудности
объять всевозможные состояния на разных
степенях молитвы существует опасность
запутывания писанных пояснений бесами.
Чем подробнее и детальнее написано о
делании, тем больше возможностей демонам
подделывать и перепутывать их. Вот почему
там, где появлялись опытные наставники
этой молитвы, она процветала, а по
мере оскудения опытных наставников делание
ее угасало. Отцы видели уменьшение числа
делателей и пытались сохранить науку
делания на бумаге, но с тем, чтобы бесы
не могли сильно запутать людей, которые
будут руководствоваться лишь одними
писаниями.
Я, последний
из последнейших делателей, прикоснувшийся
к этому великому и животворящему деланию,
тоже не могу в письменной форме изложить
весь свой опыт и умение. Многие тонкие
вещи я могу передать своим чадам лишь
устно. Усвоить эти вещи можно только на
самом деле, в своем опыте. Отпавшие от
моего руководства лица вместе с утратой
спасительной благодати теряют благодатное
видение и благодатную память сердца.
Бог попускает демону забвения полностью
поглотить этих обольщенных самочинников,
так что они ничего полезного и спасительного
ни вспомнить, ни воспроизвести не могут!
После отпадения эти несчастные жертвы
демонов живут не деланием и не полезным
положительным созиданием, а только отрицанием
и осуждением (злоба + месть + зложелательство + гнев + зависть + ненависть + унижение + клевета + выдумки +
хуления + оскорбления + самооправдания
за все предыдущее и за свое отпадение)
нашей Церкви, моей персоны и моего служения.
В этом они находят единственный смысл
своей погибельной жизни. Прикрываются
они обрядоверием и защитой лжецерквей,
куда они непременно скатываются, отпав
от истинной Церкви Христовой. Своим отпадением
они не только становятся нечестивыми,
но и разрывают для себя цепочку Богом
данных святых, отрываясь от последнего
из них, явленного для них Богом. Не могут
они ни вспомнить, ни внять тому, что я
выставил на главной странице нашего сайта
в словах святого Симеона Нового Богослова:
"Кто
не изволяет со
всей любовью и
сильным желанием
через смиренномудрие
достичь единения
с последним из
святых (т.е. соединения по жизни с ныне
живущим доступным носителем Духа Святого),
но приобрел по отношению
к нему некое малое недоверие,
тот никоим образом
никогда не соединится
и не встанет вместе
с ним в один ряд с прежними
и предшествующими святыми,
хотя бы он и мнил, что
имеет всякую веру и
всякую любовь к Богу
и ко всем святым. Он
будет отвергнут ими
как не сумевший занять
при помощи смиренномудрия
то место, которое прежде
веков определено ему
Богом".
Преподобный Симеон Новый Богослов
"Творения"
Том 2, стр. 560
Итак, Бог каждому
званному ко спасению человеку обязательно
по ходу его жизни предлагает возможность
присоединения к цепочке святых людей,
которую Он и подводит к этому человеку
через явление своего избранного человека,
вошедшего в эту цепочку путем занятия
того места, которое ему определил прежде
всех веков Господь Бог. Званному предлагается
со всей любовью и сильным желанием через
смиренномудрие, отсекающее всякое самомнение,
самость и самонадеянность, занять свое
Богом от века определенное место, на котором
он сможет стать избранным! Если человек
по недостатку смиренномудрия уклоняется
от этого, то он отвергается и Богом, и
всеми прежними святыми. Часто отпавший
от святых обольщенный настолько помрачается,
что начинает видеть святых не святыми
и хулить их. Взамен связи с Божьими святыми
бесы подсовывают ему свою цепочку своих
служителей, которых и выдают за святых.
Чувствуя их родство по духу, обольщенный
принимает их за святых и соединяется
с ними в адскую цепочку. Но оставим их
на суд и наказание Божье.
Вам же надо знать
и помнить ту важную истину, что
не бывает у Бога и от Бога так, чтобы
святой и духовно опытный человек взялся
из ниоткуда или возник на пустом месте!
У святого должны быть святые корни и преемственность
от святых! Даже Сам Христос Бог, пришедший
во плоти, нуждался, как человек, в свидетельстве
от святого Иосифа Обручника (свидетель
Рождества), святого священника Симеона
Богоприимца (свидетель воцерковления)
и святого Иоанна Предтечи (свидетель
богопосланничества и служения Христа)!
Ин.1:
«6
Был человек, посланный
от Бога; имя ему Иоанн.
7
Он пришел для свидетельства,
чтобы свидетельствовать
о Свете, дабы все уверовали
чрез него.
8
Он не был свет, но
был послан, чтобы свидетельствовать
о Свете».
Евангелие также
показывает нам и Его родословные, возводящие
Христа до святых Давида и Авраама.
Как же нам через
делание узнать истинную Церковь и
истинного Божьего служителя?
Духовный закон
такой где есть делатели Иисусовой
молитвы, там истинная Церковь, а
где истинная Церковь там
обязательно есть опытный делатель(ли)
Иисусовой молитвы.
Речь не идет о людях, упражняющихся в
произнесении слов Иисусовой молитвы
по четкам. Такие могут быть и у отступников,
и у еретиков, и у прелестников бесовских.
Есть немного таких людей из числа отступников,
которые лукаво выдают себя за делателей
молитвы, но опытный делатель сразу выявит
такого обманщика и обличит его.
Вернемся к
вопросу делания Иисусовой молитвы.
Хотя нет возможности описать все, есть
нужда сказать нечто важное для всех желающих
держаться за это спасительное делание.
Попробую преподнести эти важные истины
в форме вопросов и ответов.
ВОПРОС: Что
самое важное в
Иисусовой молитве?
Самое важное в
ней это имя Иисус Христос.
ВОПРОС: Почему
это имя является
самым важным в
этой молитве?
Потому, что в
этом имени сокрыт Сам Господь
Бог. Именно поэтому мы призваны верить
во имя Иисуса Христа,
а не просто во Христа:
Быт.4, 26: «У
Сифа также родился
сын, и он нарек ему имя:
Енос; тогда начали
призывать имя
Господа [Бога]».
Быт.21, 33: «И
насадил [Авраам]
при Вирсавии рощу и
призвал там имя
Господа, Бога вечного».
Ин.2, 23: «И
когда Он был в Иерусалиме
на празднике Пасхи,
то многие, видя чудеса,
которые Он творил, уверовали во
имя
Его».
Ин.3, 18: «Верующий
в Него не судится, а
неверующий уже осужден,
потому что не уверовал во
имя
Единородного Сына Божия».
Ин.5, 43: «Я
пришел во
имя
Отца Моего, и не принимаете
Меня; а если иной придет
во имя свое, его
примете».
Ин.12, 28: «Отче!
прославь имя
Твое.
Тогда пришел с неба
глас: и прославил и
еще прославлю».
Ин.14:
«13
И если чего попросите
у Отца во
имя Мое,
то сделаю, да прославится
Отец в Сыне.
14
Если чего попросите во
имя Мое,
Я то сделаю.
. . .
26
Утешитель же, Дух
Святый, Которого пошлет
Отец во
имя Мое,
научит вас всему и напомнит
вам все, что Я говорил
вам».
Ин.15:
«16Не
вы Меня избрали, а Я
вас избрал и поставил
вас, чтобы вы шли и приносили
плод, и чтобы плод ваш
пребывал, дабы, чего
ни попросите от Отца во
имя Мое,
Он дал вам.
. . .
21
Но все то сделают
вам за
имя Мое,
потому что не знают
Пославшего Меня».
Ин.16:
«23
Истинно, истинно
говорю вам: о чем ни
попросите Отца во
имя Мое,
даст вам.
24
Доныне вы ничего
не просили во
имя Мое;
просите, и получите,
чтобы радость ваша
была совершенна.
25
Доселе Я говорил
вам притчами; но наступает
время, когда уже не
буду говорить вам притчами,
но прямо возвещу вам
об Отце.
26
В тот день будете
просить во
имя Мое,
и не говорю вам, что
Я буду просить Отца
о вас».
Ин.17:
«5
И ныне прославь
Меня Ты, Отче, у Тебя
Самого славою, которую
Я имел у Тебя прежде
бытия мира.
6
Я открыл имя
Твое
человекам, которых
Ты дал Мне от мира;
они были Твои, и Ты дал
их Мне, и они сохранили
слово Твое.
7
Ныне уразумели они,
что все, что Ты дал Мне,
от Тебя есть,
8
ибо слова, которые
Ты дал Мне, Я передал
им, и они приняли, и
уразумели истинно,
что Я исшел от Тебя,
и уверовали, что Ты
послал Меня.
9
Я о них молю: не о
всем мире молю, но о
тех, которых Ты дал
Мне, потому что они
Твои.
10
И все Мое Твое, и
Твое Мое; и Я прославился
в них.
11
Я уже не в мире, но
они в мире, а Я к Тебе
иду. Отче Святый! соблюди
их во
имя Твое,
тех, которых Ты Мне
дал, чтобы они были
едино, как и Мы.
12
Когда Я был с ними
в мире, Я соблюдал
их во
имя Твое;
тех, которых Ты дал
Мне, Я сохранил, и никто
из них не погиб, кроме
сына погибели, да сбудется
Писание.
13
Ныне же к Тебе иду,
и сие говорю в мире,
чтобы они имели в себе
радость Мою совершенную. ....
26
И Я открыл им имя
Твое
и открою, да любовь,
которою Ты возлюбил
Меня, в них будет, и
Я в них».
Ин.20, 31: «Сие
же написано, дабы вы
уверовали, что Иисус
есть Христос, Сын Божий,
и, веруя, имели жизнь во
имя Его».
Мф.10, 22: «и
будете ненавидимы всеми
за имя
Мое».
Мф.12, 31: «и
на имя
Его
будут уповать народы».
Мф.18, 20: «ибо,
где двое или трое собраны во
имя Мое,
там Я посреди них».
Мф.24, 9: «Тогда
будут предавать вас
на мучения и убивать
вас; и вы будете ненавидимы
всеми народами за
имя Мое».
Мф.28:
«
18
И приблизившись
Иисус сказал им: дана
Мне всякая власть на
небе и на земле.
19
Итак идите, научите
все народы, крестя
их во
имя Отца и Сына и Святаго
Духа,
20
уча их соблюдать
всё, что Я повелел вам;
и се, Я с вами во все
дни до скончания века.
Аминь».
Лк.1:
«46
И сказала Мария:
величит душа Моя Господа,
47
и возрадовался дух
Мой о Боге, Спасителе
Моем,
48
что призрел Он на
смирение Рабы Своей,
ибо отныне будут ублажать
Меня все роды;
49
что сотворил Мне
величие Сильный, и свято
имя Его».
Лк.24:
«46
И сказал им: так
написано, и так надлежало
пострадать Христу,
и воскреснуть из мертвых
в третий день,
47
и проповедану
быть во
имя Его
покаянию и прощению
грехов во всех народах,
начиная с Иерусалима».
Деян.3, 16: «И
ради веры во
имя Его, имя
Его
укрепило сего, которого
вы видите и знаете,
и вера, которая от Него,
даровала ему исцеление
сие перед всеми вами».
Деян.4:
«5
На другой день собрались
в Иерусалим начальники
их и старейшины, и книжники,
6
и Анна первосвященник,
и Каиафа, и Иоанн, и
Александр, и прочие
из рода первосвященнического;
7
и, поставив их посреди,
спрашивали: какою
силою или каким именем
вы сделали это?
8
Тогда Петр, исполнившись
Духа Святаго, сказал
им: начальники народа
и старейшины Израильские!
9
Если от нас сегодня
требуют ответа в благодеянии
человеку немощному,
как он исцелен,
10
то да будет известно
всем вам и всему народу
Израильскому, что именем
Иисуса Христа
Назорея, Которого вы
распяли, Которого Бог
воскресил из мертвых,
Им поставлен он перед
вами здрав.
11
Он есть камень, пренебреженный
вами зиждущими, но сделавшийся
главою угла, и нет ни
в ком ином спасения,
12
ибо нет другого имени
под небом, данного человекам,
которым надлежало бы
нам спастись.
13
Видя смелость Петра
и Иоанна и приметив,
что они люди некнижные
и простые, они удивлялись,
между тем узнавали
их, что они были с Иисусом;
14
видя же исцеленного
человека, стоящего
с ними, ничего не могли
сказать вопреки.
15
И, приказав им выйти
вон из синедриона, рассуждали
между собою,
16
говоря: что нам делать
с этими людьми? Ибо
всем, живущим в Иерусалиме,
известно, что ими сделано
явное чудо, и мы не можем
отвергнуть сего;
17
но, чтобы более не
разгласилось это в
народе, с угрозою
запретим им, чтобы не
говорили об имени
сем
никому из людей.
18
И, призвав их, приказали
им отнюдь не говорить
и не учить о
имени Иисуса.
19
Но Петр и Иоанн сказали
им в ответ: судите, справедливо
ли пред Богом слушать
вас более, нежели Бога?
. . .
29
И ныне, Господи,
воззри на угрозы их,
и дай рабам Твоим со
всею смелостью говорить
слово Твое,
30
тогда как Ты простираешь
руку Твою на исцеления
и на соделание знамений
и чудес именем
Святаго Сына Твоего
Иисуса.
31
И, по молитве их,
поколебалось место,
где они были собраны,
и исполнились все Духа
Святаго, и говорили
слово Божие с дерзновением».
Деян.5:
«40
Они послушались
его; и, призвав Апостолов,
били их и, запретив
им говорить о имени
Иисуса,
отпустили их.
41
Они же пошли из синедриона,
радуясь, что за имя
Господа Иисуса
удостоились принять
бесчестие».
Деян.9:
«13
Анания отвечал:
Господи! я слышал от
многих о сем человеке,
сколько зла сделал
он святым Твоим в Иерусалиме;
14
и здесь имеет от
первосвященников власть
вязать всех, призывающих имя
Твое.
15
Но Господь сказал
ему: иди, ибо он есть
Мой избранный сосуд,
чтобы возвещать имя
Мое
перед народами и царями
и сынами Израилевыми.
16
И Я покажу ему,
сколько он должен пострадать
за имя
Мое».
Деян.10:
«42
И Он повелел нам
проповедывать людям
и свидетельствовать,
что Он есть определенный
от Бога Судия живых
и мертвых.
43
О Нем все пророки
свидетельствуют, что
всякий верующий в
Него получит прощение
грехов именем
Его».
1 Ин.2, 12: «Пишу
вам, дети, потому что
прощены вам грехи
ради имени
Его».
1 Кор.6, 11: «И
такими были некоторые
из вас; но омылись,
но освятились, но оправдались именем
Господа нашего Иисуса
Христа
и Духом Бога нашего».
Филип.1:
«9
Посему и Бог превознес
Его и дал Ему имя
выше всякого имени,
10
дабы пред именем
Иисуса
преклонилось всякое
колено небесных, земных
и преисподних,
11
и всякий язык исповедал,
что Господь Иисус
Христос
в славу Бога Отца».
Откр.2, 3: «ты
много переносил и имеешь
терпение, и для имени
Моего
трудился и не изнемогал».
Откр.3:
«7
И Ангелу Филадельфийской
церкви напиши: так говорит
Святый, Истинный, имеющий
ключ Давидов, Который
отворяет и никто не
затворит, затворяет
и никто не отворит:
8
знаю твои дела; вот,
Я отворил перед тобою
дверь, и никто не может
затворить ее; ты не
много имеешь силы, и
сохранил слово Мое,
и не отрекся имени
Моего».
Итак, имя Бога
неотъемлемо от Бога и неразделимо от
Него, почему для нас есть как Бог. Бог
благоволит всегда пребывать в Своем имени
и чрез это имя быть доступным нам. О, чудо
Божие великое и неизреченное! О, тайна
Божия непостижимая и недомысленная! Вот
почему, призывая имя Бога, мы сразу прикасаемся
к Самому Божеству! От этого мы или освящаемся
и облагодетельствуемся Богом, если призываем
Его имя во истине и достодолжно, или осуждаемся
и согрешаем, если призываем его всуе,
не во истину или недостодолжно.
ВОПРОС: Почему
же, если в имени
Божьем всегда присутствует
Бог, мы не всегда достигаем
Его через призывание
Его имени?
Правильно поставленный
вопрос! Действительно, зная, что Бог
пребывает в Своем имени, а также
в Пресвятых Своих Таинствах Тела и Крови
Христовых, мы, тем не менее, не всегда
достигаем Бога призыванием Его имени
или причащением Его Таинств. Почему?
Потому что, несмотря на то, что безграничный
и ничем необъемлемый Бог Сам установил
пределы Своего пребывания и порядок доступа
к Нему в этих пределах, Он остается недоступным,
неуловимым и неудержимым. Здесь налицо
дивная антиномия и великая тайна, которая
вряд ли будет постигнута до конца и в
вечности. Мы лишь смиренно и благоговейно
наблюдаем это и свидетельствуем истину,
что это так, не постигая, почему это так.
По-человечески
можно объяснить это следующим образом. Чтобы быть
доступным для сотворенной Им разумно-вечной
твари, Бог благоволил наделить ее Своими
некоторыми божественными свойствами
и качествами: как Логос логосностью
(логичностью); как Мысль мысленностью;
как Слово словесностью; как Разум
разумностью; как Мудрость мудростью;
как Вечносущий вечностью; как Жизнь
жизненностью; как Истина истинностью;
как Имя именованностью и именованием;
как Дух духовностью; как Благость
благообразием; как Образ образностью;
как Оригинал подобием; как Любовь
способностью любить; как Царь царственностью;
как Святой святостью; как Крепкий
крепостью; как Сильный силой; как Всевидящий
зрением; как Всезнающий знанием;
как Память памятью; как Судья совестью;
как Каратель казнимостью. Но при всей
этой самоограниченности и условной доступности
Господь Бог сохраняет
Свою природную недоступность,
непостижимость, независимость, приснодвижность
и незыблемый Свой покой
от сотворенных Им тварей
тем, что не дает твари
улавливать Творца по
ее желанию и удерживать
любимого Бога по своему
хотению.
У нас с Богом
установлен союз, который в совершенстве
именуется любовью
или союзом совершенства, а не обладанием
одного другим! Вот почему основными средствами
в этом уникальном союзе являются вызов
через имя и молитва!
Бог пользуется
только вызовом нас через наше
имя!
Быт.3, 9: «И
воззвал Господь Бог
к Адаму и сказал ему: [Адам,]
где ты»?
Быт.15, 1: «После
сих происшествий было
слово Господа к Авраму
в видении [ночью], и
сказано: не бойся,
Аврам; Я твой щит;
награда твоя [будет]
весьма велика».
Быт.22, 1: «И
было, после сих происшествий
Бог искушал Авраама
и сказал ему: Авраам!
Он сказал: вот я».
Быт.46, 2: «И
сказал Бог Израилю
в видении ночном: Иаков!
Иаков! Он сказал:
вот я».
Исх.3, 4: «Господь
увидел, что он идет
смотреть, и воззвал
к нему Бог из среды
куста, и сказал: Моисей!
Моисей! Он сказал:
вот я, [Господи]»!
1 Цар.3:
«4
воззвал Господь
к Самуилу: [Самуил, Самуил!]
И отвечал он: вот я!
5
И побежал к Илию
и сказал: вот я! ты звал
меня. Но тот сказал:
я не звал тебя; пойди
назад, ложись. И он пошел
и лег.
6
Но Господь в другой
раз воззвал к Самуилу: [Самуил,
Самуил!] Он встал,
и пришел к Илию вторично,
и сказал: вот я! ты звал
меня. Но тот сказал:
я не звал тебя, сын мой;
пойди назад, ложись.
7
Самуил еще не знал
тогда голоса Господа,
и еще не открывалось
ему слово Господне.
8
И воззвал Господь
к Самуилу еще в третий
раз. Он встал и пришел
к Илию и сказал: вот
я! ты звал меня. Тогда
понял Илий, что Господь
зовет отрока.
9
И сказал Илий Самуилу:
пойди назад и ложись,
и когда [Зовущий] позовет
тебя, ты скажи: говори,
Господи, ибо слышит
раб Твой. И пошел Самуил
и лег на месте своем.
10
И пришел Господь,
и стал, и воззвал, как
в тот и другой раз: Самуил,
Самуил! И сказал Самуил:
говори, [Господи,] ибо
слышит раб Твой».
Деян.9:
«4
Он упал на землю
и услышал голос, говорящий
ему: Савл, Савл! что
ты гонишь Меня?
5
Он сказал: кто Ты,
Господи? Господь же
сказал: Я Иисус, Которого
ты гонишь. Трудно
тебе идти против рожна».
Мы же используем
в своем союзе с Господом Богом
оба эти дивные средства призывание
Его имени и молитву. В Иисусовой
молитве, как и в молитве «Отче
наш», соединены два этих средства имя
Бога и молитва к Нему. Называя имя Одной
из трех Ипостасей Отца, или Сына, или
Святаго Духа мы выходим на Единого
Бога со стороны именуемого Лица. Но самый
лучший доступ к Богу нам проложен нашим
Спасителем Иисусом Христом. Вот почему
призывая Его имя, мы сразу соединяемся
и с Лицом Сына Божьего и через Него со
всей Пресвятой Троицей Единством Божества.
Но имя Иисуса Христа принадлежит также
и Сыну Человеческому. А нам общаться с
человеком наиболее удобно и привычно!
Вот почему выход и подход к Богу через
Его имя для нас есть самый лучший дар
Божий.
Но для нас
есть еще одна сторона естества Христа
и Его имени. Об этом хорошо написал
святой Апостол Павел:
Еф.1:
«15
Посему и я, услышав
о вашей вере во Христа
Иисуса и о любви ко
всем святым,
16
непрестанно благодарю
за вас Бога, вспоминая
о вас в молитвах моих,
17
чтобы Бог Господа
нашего Иисуса Христа,
Отец славы, дал вам
Духа премудрости и
откровения к познанию
Его,
18
и просветил очи
сердца вашего, дабы
вы познали, в чем состоит
надежда призвания Его,
и какое богатство славного
наследия Его для святых,
19
и как безмерно
величие могущества
Его в нас, верующих
по действию державной
силы Его,
20
которою Он воздействовал
во Христе, воскресив
Его из мертвых и посадив
одесную Себя на небесах,
21
превыше всякого
Начальства, и Власти,
и Силы, и Господства,
и всякого
имени, именуемого не
только в сем веке, но
и в будущем,
22
и все покорил под
ноги Его, и поставил
Его выше всего, главою
Церкви,
23
которая есть Тело
Его, полнота Наполняющего
все во всем».
Мы рассмотрим
сейчас лишь то, что касается имени
Иисуса Христа, а значит, и моления этим
блаженным именем.
Вот что мы видим
по отношению к имени Иисуса Христа:
- познание
Христа производится через имя
Его;
- Дух премудрости
и откровения для познания Христа низводится
нам от Отца ради имени Иисуса Христа;
- просвещение
очей нашего сердца происходит
призыванием этого имени;
- надежда
призвания нашего Христом состоит
в овладении Его именем;
- богатство славного Его наследия во
святых заключено в Его имени;
- величие Его могущества в нас и действие
Его державной силы заключается в имени
Его;
- залог нашего
воскресения в именовании имени Воскресшего
и Воскрешающего нас Иисуса Христа;
- призывание
имени Вознесшегося на Небо Христа
посаждает нас одесную Его на небесах;
- призывая
Его имя, мы именуем Имя, превысшее
всякого имени, именуемого
не только в сем веке,
но и в будущем, чем
и утверждаемся в этом будущем;
- о имени Господа Иисуса Христа и нам
все покоряется;
- призывая
Его имя, мы призываем имя Главы нашей
общей с Ним Церкви а в этом, наряду с
причащением Его Тела и Крови, состоит
наша высшая Церковность;
- через призывание имени Главы Церкви
мы теснее соединяемся в его Тело Церковь;
- Его Тело = Церковь есть полнота
Наполняющего все во
всем;
- Его Тело и Он как Глава Тела связаны
единым именем Иисус Христос;
- в этом Божественном имени и проявляется
полнота Наполняющего все во всем Бога!
Вот сколько
неизреченных благ мы имеем через
имя Иисуса Христа Бога нашего! И все
эти блага постепенно приобретаются нами
или становятся и нашими от благоговейного
призывания Его имени!
Бог для нас
открылся, как Бог наш, Творец наш
и Господь наш. Как Бог Он всегда
и неизменно один и Тот же. Как
Господь Он изволил изменяться согласно
Домостроительству Божьему. Со стороны
Своего Господства Бог через Сына Своего
открылся нам:
- как новый
и безгрешный Адам или совершенный человек,
неотделенный и неслитный с Божеством
Сына Божьего;
- как Страждущий
и Умирающий на Кресте Агнец Божий;
- как Воскресший
силой Своею Первенец из мертвых;
- как Вознесшийся
с плотию Своею на небеса;
- как Грядущий
Судия, Мздовоздоятель и наш Воскреситель;
- как наш
вечный Царь;
- как наш
вечный Первосвященник;
- как Глава
и Тело вечной и общей нашей Церкви Царства
Небесного;
- как содружившийся
с нами Друг;
- как родивший
нас для вечности Отец наш.
В Иисусовой
молитве тайне тайн все
это таинственно присутствует, и
мы, призывая имя Иисуса Христа, приобщаемся
к этим тайнам духовно! Неизреченно соединяясь
(Дух с духом) с Именуемым, мы можем переживать
как страшное, непостижимое и невместимое
для нас Постоянство Его Божества, так
и все проявления Его Господства поочередно!
Однако в этом
союзе с другой его стороны
есть мы, реальные и конкретные
люди.
А мы все непостоянные и разные, и состояния
наши разные, и уровни наши разные.
Эта разность и сказывается на нашем союзе
с Богом. Нам далеко еще до союза в виде
дружбы, сыновства и любви совершенной.
С грешными людьми
Бог установил союз посредством Нового
Завета.
Этот союз условный
и продолжается лишь при исполнении
нами условий Бога.
Этот союз тоже основан на любви, но любви
несовершенной, выражающейся исполнением
Его заповедей.
Ин.14:
«15
Если любите Меня,
соблюдите Мои заповеди.
. . .
21 Кто
имеет заповеди Мои
и соблюдает их, тот
любит Меня».
Итак, этот союз
основан на исполнении заповедей Христа
и потому может быть назван союзом
заповедей.
Первой же и
главной заповедью для грешника, возжелавшего
вернуться к Богу, является заповедь о
покаянии.
Мф.4, 17: «С
того времени Иисус
начал проповедывать
и говорить: покайтесь,
ибо приблизилось Царство
Небесное».
С этой стороны
наш союз с Богом Богом
кающихся может именоваться
союзом покаяния.
Покаяние по
учению святых отцов Церкви заключается
в исполнении всех заповедей Христа. Все
же заповеди Христа сводятся к двум:
Мф.22:
«37
Иисус сказал ему:
возлюби Господа Бога
твоего всем сердцем
твоим и всею душею твоею
и всем разумением твоим:
38
сия есть первая
и наибольшая заповедь;
39
вторая же подобная
ей: возлюби ближнего
твоего, как самого себя;
40
на сих двух заповедях
утверждается весь закон
и пророки».
С деятельной стороны,
согласно отцам, покаяние состоит из
трех его частей:
непрестанное призывание имени Иисуса
Христа;
очищение помыслов;
терпение находящих искушений и скорбей.
Очищение помыслов
необходимо для успешности призывания
имени Иисуса Христа по причине нашей
поврежденности падением и нашей немощи.
Терпение находящих за призывание имени
Иисуса Христа скорбей есть следствие
нашей греховности и былого подчинения
сатане и бесам его. Вот почему триединое
делание покаяния можно свести к одному
призыванию имени Иисуса Христа Сына
Божьего! Исполнение всех заповедей, сливающееся
исполнением двух высших заповедей, можно
тоже свести к призыванию имени Иисуса
Христа Сына Божьего!
Таким образом,
покаянный союз, или союз заповедей,
или союз несовершенной любви к Богу,
восходящий в Новый Завет Бога с людьми,
можно справедливо назвать союзом имени
Сына Божьего Иисуса Христа, а сам Новый
Завет Заветом с именем Божьим!
Для делателей
Иисусовой молитвы, достигших средины
преуспеяния, их союз с Богом становится
союзом сердечного мира и покоя. Эти делатели
откликнулись на призыв Христа придти
к Нему призыванием Его имени и этим призыванием
стяжать Его внутри себя. Тогда они так
воспринимают Его слова:
Мф.11:
«27
Все предано Мне
Отцем Моим, и никто
не знает Сына, кроме
Отца; и Отца не знает
никто, кроме Сына, и
кому Сын хочет открыть (через посредство
призывания Его имени).
28 Придите
ко Мне все труждающиеся ( в делании
Иисусовой молитвы) и
обремененные (скорбями, приходящими
за призывание имени Моего),
и Я успокою вас (дарованием неизреченного
Божьего мира и покоя от действия греховных
страстей);
29 возьмите
иго Мое (призывание имени Моего)
на себя и научитесь
от Меня (от Моего в вас присутствия
в имени Моем), ибо
Я кроток и смирен сердцем,
и (вместе с приобретением Меня в Моем
имени) найдете покой
душам вашим;
30 ибо
иго (призывания Моего имени представлено
игом для лицемеров и самолюбцев) Мое
благо, и бремя (бременем Мое имя является
для ленивых и нерадивых) Мое
легко».
На покаянном
уровне Иисусовой молитвы имя
Иисуса Христа производит в молящемся
человеке очищение.
На средине
ее преуспеяния освящение.
На высшем
уровне Иисусовой молитвы
обожение.
Высший уровень
этой молитвы, возможный для пребывающего
во плоти и на земле человека, приводит
его к высшему совершенству и безстрастию.
Но об этом нам нет нужды много говорить.
В наше время велико достичь средины преуспеяния.
ВОПРОС: Что
же является главным
для новоначального
в молитве Иисусовой?
Главное для
новоначального в делании Иисусовой
молитвы - это принесение посредством нее
удовлетворительного, а главное, принимаемого
Богом покаяния.
ВОПРОС: Каким
образом молитва
Иисусова производит
покаяние?
Во-первых, она
приучает молящегося ко вниманию.
Внимая словам молитвы, человек внимает
и имени Иисуса Христа Сына Божьего, а
от этого внимает себе, т.е. начинает видеть
себя таким, каким он есть на самом деле.
Это становится предметом для сокрушения.
Во-вторых, внимательное
повторение имени Иисуса Христа утесняет
сердце, что подвигает его к сокрушению.
Когда утеснение достигает
определенной меры, Бог показывает или
напоминает уму человека предмет для сокрушения -
сердце сокрушается по этому предмету,
и человек плачет плачем покаяния и любви.
Итак, внимание
+ утеснение сердца + предмет сокрушения
= сокрушение, что и является плодом покаяния,
принимаемого Богом.
В-третьих, частое
призывание имени Иисуса Христа является
для молящегося памятью о Боге, памятью
Божией, посредством которой он избавляется
от демона-исполина забвения. Выход
из забвения и преодоление его делает
подвижника молитвы постоянным в покаянии
и держит его неисходно в нем. Человек,
помнящий о Боге и о Его близком присутствии,
получает от Бога нужное ему для спасения
ведение, чем преодолевает демона-исполина
неведения. Ведение открывает человеку
правду о нем и его горестном состоянии,
помогает человеку истинно познать себя,
а это познание настолько отрезвляет и
пугает душу, что человек ревностно берется
за дело своего спасения и преодолевает
последнего демона-исполина разленения
или уныния, препятствовавшего человеку
покаяться и примириться с Богом.
В-четвертых,
призывание имени Иисуса Христа помогает
человеку в стяжании смиренного о
себе мудрования смиренномудрия,
а также благоговейного предстояния пред
Богом благоговения. Смиренномудрие
хранит молитвенника и его подвиг от демонов
и обкрадывания ими. Помимо работы в качестве
службы духовной безопасности смиренномудрие
приуготовляет человека к встрече с Господом
Богом, Который гордым противится, а смиренным
дает спасительную благодать. Благоговение
содействует успешному продвижению молитвы,
ибо Бог взирает лишь на кротких, смиренных
и трепещущих словес Его, а тем более, имени
Его. Благоговение включает в себя все
это и более того страх Божий, поклонение,
устремленность к Богу, молчание, пождание,
тихость, благость, терпение, неустанность,
благопокорость, упование, скромность,
деликатность, нежность, простоту. Короче
говоря, если и можно одним словом выразить
правильность предстояния пред Богом,
то словом благоговение.
Чтобы стяжать
благоговение должно перед всяким возношением
молитвы уверить себя (но не представлять
образно) в том, что Господь Бог присутствует
именно в этом месте и внимает именно тебе.
Нужно возносить молитву именно Ему, здесь
присутствующему, а не в воздух или далекое
пространство.
Итак, ум внимает
словам молитвы, но держит их вниманием
у дверей сердца, чем и убодает
его, помогая его смягчению, утеснению
и сокрушению. Однако верой ум предстоит
перед Богом, здесь, рядом присутствующим
и принимающим твою молитву и
покаяние. Ты говоришь: «Господи, Иисусе
Христе, Сыне Божий, помилуй мя» прямо
во «уши» Божьи, но при этом взираешь на
сердце свое, наблюдая, как оно чувствует.
И здесь возникает
трудность и даже опасность от
неправильного направления своей молитвы,
особенно гласной. Если молящийся по инерции
будет направлять молитву вслед за вниманием
ума по направлению к сердцу, то он будет
излишне надавливать на дверь сердца и
на само сердце, от чего будет происходить
его возбуждение и кровяное разгорячение.
Это послужит толчком к возбуждению страстей
и прежде всего блудной страсти. При этом
блудная страсть не обязательно будет
опускаться ниже пояса, как это бывает
при неправильном держании места внимания
ниже указанного (на уровне или ниже
сосца), а будет возбуждаться именно в
сердце. Это возгорание блудной страсти
в сердце именуется скоктанием. Кто
будет принимать разгорячение сердца
от действия трения умом, а тем более скоктание,
которое иногда может доходить до возникновения
в области сердца бурунов (мест особой
пульсации крови), тот попадет в тяжкую
бесовскую прелесть. Должно не обращать
внимание на все эти побочные действия,
происходящие от неведения и неправильности
делания, утишить свою молитву и приложить
на грудь смоченное водой (20-25 С) полотенце.
В самой молитве должно исправить ее
направление от идущей к сердцу на
идущую от сердца.
ВОПРОС: Почему
новоначальному должно
непременно молиться
голосом и вслух,
а не одною лишь
мыслию?
Этому есть три
причины.
- Должно
воздать хвалу Богу устами
своими: «Да исполнятся уста наша
хваления Твоего Господи».
- Гласная
молитва лучше всего и быстрее
всего смягчает наше сердце
выводя его из окамененного
нечувствия и делая способным
к сокрушению. Гласная молитва
способствует вниманию.
- Молитва
одной мыслью не может у
новоначального ни победить облегающие
ум помыслы, ни воздействовать на сердце.
От этого она может застрять в голове,
что приводит к тяжелой прелести.
ВОПРОС: Как
человек переходит
от гласной молитвы
к мысленной, совершаемой
одним умом?
По мере неотступного
и долговременного упражнения Иисусовой
молитвой ум человека настолько очищается
и укрепляется именем Иисуса Христа, что
получает силу отгонять все помыслы, всеваемые
врагами спасения, а также производить
более сильное убодание сердца одною мыслею,
чем произносимыми словами. Вот почему
достигший такой силы ума человек сам
собой естественно для этого благодатного
состояния переходит от гласной и устной
молитвы к молитве одним умом. Это и есть
то состояние, которое Господь выразил
в словах:
Мф.6,6: «Ты
же, когда молишься,
войди в комнату твою
(т.е. в сердце твое) и,
затворив дверь твою (уста и пребывание
во вне), помолись
Отцу твоему, Который
втайне (внимает в тишине твоего
ума); и Отец твой,
видящий тайное
(моление внутри одним умом),
воздаст тебе явно».
ВОПРОС: Какая
основная проблема в
молитве новоначального?
Неудержание
ума в словах молитвы и «бомбардировка»
ума посторонними помыслами, всеваемыми
от бесов и нашего собственного падшего
естества.
Все это есть
последствие нашего (всей природы
человека) грехопадения и та лютая болезнь,
ради исцеления которой и приходил на
землю наш Господь Бог и Спаситель Иисус
Христос.
Неудержание
ума есть его немощь, доставленная
ему падением. Кружение помыслов и
рассеянность, возникающая от этого,
есть и следствие грехопадения, и
следствие приведшей к падению беседе
человека с древним змием сатаной. Человек
вступил в беседу с сатаной, поверил его
лживым внушением и соделал смертоносный
грех. Все это повторяется у нас при попытке
вырваться из власти древнего змея. Падением
человека через доверие ему и его лживым
речам сатана получил власть над человеческой
природой, а значит, и над каждым приходящим
в этот мир от семени первого человека
Адама человека. Эту свою власть над человеком
сатана и проявляет при попытке человека
через призывание имени Иисуса Христа -
единственно безгрешного и безсеменно
зачатого вырваться от него. Он не может
насильно удержать человека, но создает
ему трудно преодолимые препятствия, нажимает
на все его страсти, сеет соблазны, строит
ковы и предлагает искушения, чтобы только
удержать человека в своей погибельной
власти. Вот эта его власть и отчаянная
попытка удержать человека у себя и открывается
делателю Иисусовой молитвы. Вот почему
увидев тучи восстающих в уме помыслов,
не надо смущаться этим, зная, что так в
начале должно быть и не может быть иначе.
Должно также не унывать от этого, но благодарить
Бога, что Он открыл тебе ради прикасания
к имени Его Сына с целью покаяния ту страшную
и ужасную картину порчи твоей человеческой
природы, которая свойственна каждому
рожденному от мужского семени человеку.
Но если болезнь открыта с помощью призывания
имени Иисуса Христа, то этим же призыванием
она и врачуется!
Мы не можем остановить потоки всеваемых
врагами нашего спасения помыслов, но
мы можем укрыться от них в имени Иисуса
Христа и поражать их из этого надежнейшего
укрытия этим же именем. Если для нас Его
имя - щит и убежище, то для врагов оно есть
меч, поражающий их! Вот почему при нашествии
помыслов должно, не внимая им, сразу убегать
умом в слова Иисусовой молитвы, в самую
короткую ее форму Господи,
Иисусе Христе, Сыне
Божий, помилуй мя или
Иисусе, Сыне Божий, помилуй
мя как бы «заливая» ум в форму этих
слов. Если мы так будем делать, то помыслы
все до единого останутся вне этих слов,
а значит, и вне ума, находящегося в них.
Если же случится
несчастье принять группу помыслов
какой-либо нашей страсти и от этого не
удается убежать умом в слова Иисусовой
молитвы, то должно тут же встать, осенить
себя крестным знамением и начать класть
поклоны с молитвой против данного вида
помыслов. Например: «Господи,
Иисусе Христе, Сыне
Божий помоги мне! Избави
меня от пришедших ко
мне блудных (гневливых, горделивых,
сребролюбивых, осудительных и т.д.)
помыслов» и земной поклон. И так
должно молиться до тех пор, пока они не
отступят от ума твоего. Затем опять садись
и держи ум в словах молитвы. Так твой ум
будет привыкать к молитве и укрепляться
от действия имени Иисуса Христа на него,
а также стяжевать (улучшать) свое внимание
и неотскакивание на помышления мира сего.
Должно знать
и разуметь, что существуют три
вида помыслов: грешные, безгрешные естественные
и святые.
Грешные помыслы
противоестественны и всеваются
демонами или падшим естеством человека,
которое равно демону. Эти помыслы
всегда вредны и гибельны. Их принятие
и рассматривание есть грех, который
требует равнозначного покаяния или
мучения.
Безгрешные
или естественные помыслы касаются
основ нашей жизни. По своей потребности
они естественные, по качеству ни грешные,
ни святые. Например:
«Я чувствую голод», «Надо вкусить чего-нибудь»,
«Пойду, куплю хлеб». Эти помыслы приходят
нам от нашего естества или от других людей,
когда они обращаются к нам с предложением
сделать то-то и то-то.
Святые помыслы
приходят к нам от Господа Бога
или от Ангела Божьего. Они не только
чисты и безгрешны, но и всегда
приносят духовную пользу.
Однако есть
положение, когда естественные и
даже святые помыслы могут быть неуместными,
а то и вредными не по содержанию
своему, а по характеру их на нас
действия. Это бывает тогда, когда
мы предстоим перед Богом и
сосредоточенно молимся Ему. Тогда
все без исключения приходящие к нам
помыслы, которые отводят наш ум от предстояния
Богу и вниманию к словам молитвы, являются
для нас посторонними. Принятие их является
грехом духовного прелюбодеяния, ибо мы
ничего не должны предпочитать Богу. Если
мы легко изменяем Богу в молитве, то легко
можем изменить ему и в нашей вере (принятием
ереси) и в нашей жизни (соглашением на
грех или неисполнением Его заповеди).
ВОПРОС: Как
же помыслы от Бога
могут быть вредными
для человека и
его молитвы?
Действительно,
как? Бог не противоречит Сам Себе и
не мешает человеку в его делании покаяния
и молитвы. Вот почему Он не будет вмешиваться
в его делание молитвы посыланием от Себя
благих помышлений, кроме двух случаев.
Первым таким
случаем бывает проверка (искушение, испытание)
Богом нашего отношения к приходящим на
молитве помыслам. Для этого Господь Бог
посылает благой по содержанию, но не своевременный
по появлению помысел с той лишь целью
чтобы проверить верность и бдительность
Своего молитвенника. Если человек пропустит
этот помысел, то пропустит и любой другой.
Здесь Господь ведет Себя подобно хозяину,
проверяющему своего сторожа, когда под
видом чужака пытается пройти в дом. Сторож
должен остановить чужака, ибо он выглядит
и ведет себя как чужак.
Но бывает такое
положение, что Господь Бог, внимательно
следящий за молящимся человеком, решает
самовластно помочь ему. Для этого Он,
как наш Господин, по праву входит Своим
помышлением в наш ум и сердце, принося
полезное вразумление, благое переживание
или нужное воспоминание. Часто такой
помысел является плодом наших немощных
усилий и даром Божьим, сокрушающим наше
сердце что и есть подлинное покаяние.
Такой помысел не становится в очередь
наряду с другими и не ждет нашего решения
или разрешения. Он очень своевременно
восстает в душе, принося ей благо и преуспеяние.
Это и есть второй допустимый случай,
когда рассматривание помысла не отвлекает
ум, не рассеивает молитву, но приносит
существенную пользу молящемуся человеку.
ВОПРОС: Что
еще нужно новоначальному
делателю Иисусовой
молитвы для успешного
ее прохождения, кроме
указанного выше?
Еще ему нужно
вести соответствующий деланию
молитвы образ жизни и иметь правильное
умонастроение.
Нужны также:
- помощь от церковных таинств;
- мерное чтение Писания и отеческих писаний;
- ревность по разуму;
- усидчивость;
- неоставление делания;
- частота делания и долгота пребывания в нем;
- пождание;
- неожидание пришестия благодати;
- молчание в разуме;
- осторожность;
- болезненность делания;
- самоотвержение;
- мироотлипчивость;
- хранение чувств;
- правильность дыхания;
- понуждение себя;
- наблюдение за собой;
- способствующая молитве обстановка;
- и руководство опытного наставника из числа делателей покаяния и молитвы.
ВОПРОС: Какого
вида греховные помыслы
являются самыми вредными
для делателя молитвы?
Самыми вредными
для молитвенника и, одновременно, самыми
мерзкими Богу являются гордостные
помышления. Из них самыми вредными являются
помышления самооправдания и осуждения
других людей, особенно же в виде злопамятства,
надругательства и насмешек.
«Если
самооправдание помогает
человеку, то он окончательно
погибает» изрекли приговор святые
отцы. К этому они добавили «Осуждающий
другого не спасется
никаким образом»!
И присовокупили еще «Кто
начинает поносить человека,
которого вчера почитал
за святого и духовного,
от которого вчера брал
благословение и которому
целовал руку, тот отлучается
от Пресвятой Троицы,
проклинается и отсылается
в Иудино место».
Вот почему, если
кто не изжил в себе грубых проявлений
самооправдания, осуждения других людей
или злопамятство на них, а также
отцехульство, то лучше такому не прикасаться
к молению именем Иисуса Христа, чтобы
не сказать жестче: Мф.26,24:
«лучше было бы этому человеку не родиться».
Понятно, что
для имеющих счастье иметь
духовного отца самыми вредными являются
помыслы против него! Соблазняющийся,
или соблазняющий, или осуждающий своего
духовного отца никогда не преуспеет в
покаянии и молитве. Если он коснеет в
таких помыслах и самоотверженно не исповедует
их духовному отцу, то предается в наказание
на растерзание демонам.
Тема сия
может продолжаться безконечно долго.
Но на сей раз мы завершим ее, ожидая существенной
пользы от ее усвоения, а также ожидая
новых важных и нужных вопросов от делателей
Иисусовой молитвы, но уже в личном общении,
в формате учитель ученик.
Конец написанному,
и Богу нашему в имени Иисуса Христа
и в имени Отца, и Сына, и Святаго Духа, славимому
и поклоняемому во веки веков. Аминь!