Отец Олег Моленко
ПО ПОВОДУ ОБЛИЧИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ МОНАХА ЧЕРНОВА В АДРЕС АВТОРА КНИГИ "НА ГОРАХ КАВКАЗА" ИЛАРИОНА
Мир ти. Про этого Чернова я знал. Он занимался обличением. Но с данным трудом не был знаком. Теперь почитал. Впечатление тягомотное. Написано безблагодатно. Господствует дух "наезда" на Илариона и его всяческое унижение, а не раскрытие сути заблуждения (если оно имеет место). Все цитаты отцов приведены не к месту, а по ложному их пониманию Чернова. Он сам приписывает изречениям отцов то, что ему угодно, что кажется его плотскому уму будто бы подтверждением его понимания. Если имя Бога - это одно из творений Бога, то ему нельзя покланяться. Но храм, воздвигнутый Соломоном в честь имени Бога, был создан именно для поклонения этому имени. Выходит, что Соломон и вообще вся ветхозаветная традиция кланялись твари, а не Творцу, что есть идолопоклонство. Но ведь сказано в Евангелии, что пред именем Иисуса преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних. Что же выходит, что все они преклонились перед творением Бога? Если имя Божие лишь тварь, то как можно им спасаться? Но Писание ясно говорит: "и всякий призывающий имя Господне спасется", "нет другого имени (кроме Иисуса Христа) о котором нам подобает спастись". Апостолы Христа именем Христа исцеляли, изгоняли бесов и воскрешали, исповедуя, что это не они, а Его имя совершало. Если имя Бога тварное, то выходит, что изначально Бог не имел имен и не было разницы у трех Лиц Пресвятой Троицы. Потом вдруг у Них возникло желание иметь имена. И Они Сами присвоили себе имена, сотворив их. Выходит, Бог Сам Себя навсегда соединил с тварным. А так как без имени Он нам не был бы известным и доступным (без имени Его как бы и нет для нас), то выходит, что мы тварное всегда воспринимаем вместо Бога. На самом деле Имя Бога - это такая же тайна, как и Сам Бог. Оно не тварно, хотя не описывает всего Бога, не охватывает Его и Бог не сводится к Своему Имени. Оно совечно Богу, ибо не было такого, чтобы Бог был без Своего имени. Есть имена Бога, вошедшие в бытие по причине общения с творениями (например, Спаситель, Искупитель, Агнец Божий), а есть Имена, соприсущие Богу всегда (например, Отец, Сын, Святой Дух). Последние имена люди не знали, и их им открыл Сам Бог. Любое имя Бога, носимое Им, ведет к Нему Всецелому и отражает Его всецело! Вот почему Бог всецело присутствует в Своем Имени. В этом смысле Имя Бога и есть Бог. Не по тождеству их, а по нерасторжимости Имени Бога с Ним Именуемым! Этого не могут понять все восстающие на Имяславие.
В каком-то смысле Имя Бога есть дверь к Богу. Ведь Сам Иисус Христос именует Себя дверью. Но ясно и то, что он дверь в смысле прохода через Него, а не как вещи. Так и Имя. Оно не вещь, но отражение сущности, логоса Бога. Оно тайна. Им именует Себя Отец Отцом. А Его Отцовство - это Его Сущность. Если нетварное Имя Бога соединено с Ним по существу, то почему оно не может содержать в Себе непознаваемое Существо Бога. Мы именуем Отцом Того, кого не знаем, не видим и не можем постичь. Нам дано Имя Его, как возможность выхода на Него и соединения с Ним. Убери Имя - и Бог становится недоступным для нас и как бы не существующим. Имя реализует для нас существование Бога. Потому Бог и сказал Моисею Свое Имя так: "Я есмь Тот, кто есть", то есть, по смыслу - Я Тот, кто истинно существует - т.е. Сущий. Имя Сущий и отражает непознаваемое Существо Бога, Его существование и сущность, которая остается нам неизвестной и непостижимой. Евангелие ясно говорит, что Слово было Бог! Сказано именно так: "и Cлово было Бог", а не: "и Бог был Cлово". А имя - это слово. Значит, оно тоже может быть Богом, и, согласно божественному откровению, есть Бог! Как это - это непостижимая тайна. Как человек Иисус по желанию Бога стал Богом (что остается непостижимой тайной), так Он и Свое Имя Боготворит Сам Собой, непостижимой связью с ним.
Написание имени Бога и его озвучание не являются Богом, но священными иконами Бога. Икон много, а Бог - один. Но каждая икона свята и указывает на Бога, отражая Его некоторым образом так, что делает Его всегда узнаваемым, но не постигаемым. Люди типа Чернова путают Имя Бога и написание этого имени. Слово было Богом до написания Его на человеческой природе и осталось таким после написания. Во Христе явилось соединение Первообраза (Слова) и Его образа (отражения) в человеческой природе. От этого соединения и написанное на человеческой природе Слово становится Богом через обожение сотворенного. На этом основано наше обожение. Если же Слово (Имя) не есть Бог, то обожение человека невозможно в принципе и по сути!