Отец Олег Моленко
Из моего ответа иеродиакону Александру.
Мир тебе, о. Александр.
Зашел я по ссылке https://pravdonbass.com/ru/node/1570, почитал, посмотрел. В свое время я приезжал в Одессу и имел общение с Пашковским и с Лазарем (Журбенко). На основании моего общения с каждым из них у меня сложилось личное мнение о каждом из них. Это мнение нелицеприятно и негативно. Я не могу считать ни одного из них духовным человеком (не говоря уже святым). Для меня путь "канонических" разборок между различными православно верующими группами неприемлем. Все это безполезно и неинтересно. По бумагам нельзя ничего никому доказать и можно оправдать любую позицию. В результате - разделение, вражда, непримиримость, склоки, клеветы и прочее подобное. Беда современных "церковников" всех мест в том, что они не знают Бога Живого, потому не имеют чистого страха Божьего, не водятся Богом и потому лишены спасительной благодати и мудрости. Современное человеческое христианство потерпело крах и зашло в тупик. Оно мертво и не может отвечать на вызовы современности. Потому Бог и приготовил вторую всемирную проповедь Евангелия, которую возглавят Апостол Иоанн Богослов, святой пророк Енох и святой пророк Илия Фесвитянин. Предвидя отступление епископата Церкви от истины и благодати, Христос Бог, во исполнение Своего обещания сохранить Свою Церковь от врат адовых, приготовил для управления Своею Церковью святого Апостола Иоанна, позволив ему умереть и воскреснуть в вечном качестве своего тела. Все, кто не приемлет этой Евангельской и святоотеческой истины, находятся вне Церкви и спасения в Ней. Их спасение возможно при соблюдении условий Бога, если Бог благоволит открыть их кому - то из них.
Что касается клятвы Земскому собору 1613 года, то это не был Вселенский Собор Церкви Христовой. На этом соборе разрешалось военно-политическое положение в стране. Люди, напуганные смутой, шли на крайние меры, в том числе на беззаконное связывание себя и своих потомков клятвой, и на пугание людей карой Бога и отлучением от Него. Все это неприемлемо для подлинно церковного человека и не имеет никакой силы и значения, если только сам человек не признает за подобным связыванием какой либо силы и значения. Почему мы должны зависеть от мнения людей живших в 17 веке и действующих в уникально тяжелой обстановке? Тогда подобный ход был допустим, а может и нужен для сохранения государственности и православности веры. Но связывание своего народа наперед, да еще до Страшного Божьего суда, только с династией Романовых, да еще придание этому политическому решению непогрешимости, святости и церковности - это не угодно Богу и безумие. Надо быть верным Богу и Его святой Церкви. Именно это обещание мы даем при святом крещении! Кто перенес свою верность на дом Романовых, тот лишился верности Богу и Церкви Его.
История древнего Израиля поучительна и показательна для нас. Израиль все время изменял своему Богу. Сперва впал в поклонение золотому тельцу, чем лишился Богоприсутсвия. Затем пал, выбрав царя, как у всех, чем лишился Божьего руководства (Теократии).
В земском соборе 1613 года российские люди отвергли Богом водительство и заменили его на руководство Романовыми, не понимая, что нельзя "надеяться на князи и сыны человеческие, в них же несть спасения", что Романовы - это немощные люди, которые сами могут ошибаться и даже изменить Богу. Романовых нет, а жизнь и нужда в спасении продолжается. Именно это показало всю нелепость клятвы 1613 года. Если она и имела значение, то только в том же году. И святитель Иоанн Златоуст ошибся в своем предположении, говоря, что удерживающим (что у Ап. Павла) являлся монарх. Удерживающим является Господь Бог Дух Святой, если Он проявляет Себя в Церкви Христовой через Ее таинства, особенно же через таинство Евхаристии. Не цари держат мир в сохранности, а Жертва Христа, являющаяся в Евхаристии. Церковь Христова не епископская или епископальная, а Апостольская! Было время, когда Апостолы были в земной Церкви, а епископов еще не было. Теперь наступило время, когда епископов в Церкви нет, а Апостол - есть! Цари были внешними защитниками веры, если она была принята в их царстве. Но царства и цари проходят, а Церковь остается. Ее, как Свою Невесту, хранит Сам Господь Бог!
Александр:
Батюшка отец Олег, благословите!
Спаси Господи за ответ. Прочитал Ваше письмо. Через время ещё прочитаю и проанализирую. Я и сам вижу, что дела хуже, чем о них пишу. Во многом Вы правы. Меня Архиеп.Лазарь звал через людей к себе, но я не знал кто это и не поехал. Не жалею и не буду жалеть об этом. Прекрасно понимаю, что меня бы постигла участь тех, кто навсегда ушёл в сторону от церковной жизни. Но на данный момент, чтобы вытянуть человека из болота, не окунувшись в него, невозможно другим путём его вытянуть. Поэтому и приходится принимать ту или иную сторону, чтобы со временем людей вывести из тупикового круговорота. Я заметил одно: люди не воспринимают правду, как она есть. Но, в своё время, покойные старцы показали пример как надо действовать, притом, на мне. Поэтому я тоже так действую, пока другого выхода не вижу.
Да, Вы правы за канонические разборки - со стороны это более чем глупо, то, что нет архиереев - сущая правда. Я, в своё время, искал это явление, а нашёл ПАРОДИЮ НА АРХИЕРЕЕВ В АРХИЕРЕЙСКОМ ОБЛАЧЕНИИ.
Очень Вам благодарен за ответ.
Прошу Ваших святых молитв и благословения.
С уважением иерод.Александр