Мир всем терпящим крест страданий,
чтоб воскресенье улучить!
Отец Олег Моленко
ДУХОВНОЕ ВИДЕНИЕ УМОМ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫМ ПРЕДТЕЧЕЙ ИОАННОМ ВО ИОРДАНЕ
Не важно сколько лет тому назад было мне это дивное видение. Оно было в ночь под праздник Введения во Храм мне, недостойному, во время сна было духовное видение от Бога. Это было не сновидение, когда видишь какую-нибудь зримую картину, а видение духом. Чаще всего такое бывало у меня в бодрственном состоянии, и я не могу припомнить случая, чтобы такое было у меня во время сна.
Судя по плодам – а я проплакал во сне и наяву полночи блаженным покаянным плачем – это было явное посещение меня, грешного, моим Богом. Сперва было два сокрушающих душу видения, содержание которых я не запомнил. Они подготовили мою душу к принятию главного видения и переживанию увиденного и прочувствованного в нем мною.
Я увидел духом своим маленький эпизод из Крещения Господнего, а именно то, как Господь подходил к святому Предтече Иоанну для того, чтобы Ему быть крещенным от него.
О, что это была за дивная картина! Воистину, одно дело читать об этом событии или смотреть кинематографические потуги «реконструкции» Крещения Господа с помощью режиссуры и игры актеров, и совсем другое – самому увидеть то, как это было на самом деле.
Святой Предтеча стоял по пояс в воде спиной к подходящему к берегу Иисусу Богородному. Он не увидел великолепного в Своем дивном смирении Христа Бога, а почувствовал Его присутствие и благоухание Его смирения, и повернулся к Нему лицом, и смиренно склонил свою голову, показывая то, что он понял, Кто идет к нему и кто он есть по сравнению с грядущим Господом.
Дивно было это смирение святого Предтечи Иоанна! Однако наш Господь Иисус Христос несравненно превзошел его смирением Своим! Если смирение Иоанна было святым, благопокорным и красивым, то смирение воплощенного Сына Божьего было божественным, изумительно благородным и неизреченно изящным!
Я немало читал в своей жизни о Личности нашего Спасителя и даже имел великое счастье видеть Его несколько раз во время бывших мне Его посещений и в видениях. Ощущал я и благоухание образа Христа, доносимого нам Евангелистами. Но такого Христа и таким, как это было во время этого видения, я еще никогда не видел и даже представить не мог, что Он так прекрасен и боголепно совершенен во всем!
Нет никаких сил и слов, чтобы описать величественную красоту и удивительное совершенное благородство нашего Господа! О, как Он прекрасен! Как Он величественен и одновременно изящно прост и смирен! Какой Он благородный! Какой во всем совершенный! Какое достоинство Он несет и как великолепно его несет! Им нельзя не любоваться! Все в Нем вызывает изумление и высший восторг! Взирая на Него, душа блаженствует и покоится дивным покоем или тихо и блаженно плачет, изливая обильные слезы, от сопоставления своего уродства с таким светолепным совершенством! О, как лепотно Он идет, как движется, как взирает, как говорит! Всякое Его движение, всякий Его жест, Его взор, поступь, походка – все пропитано таким благородством, таким великолепием, таким изяществом, таким изумительным совершенством, что глядишь на Него, замерев со щемящим от трепета сердцем, – и не можешь наглядеться, взираешь – и не можешь оторваться или отвести своих исполненных умилительных слез очей! О, как Он божественно красив! Как великолепен! Как Он величественно, грациозно и, вместе с тем, просто и естественно ступает и шествует! Во всем видна Его святолепная изящность и дивная совершенная божественная красота! Ты смотришь на Него, затаив дыхание, и дивишься удивлением великим! В Нем нет и тени неблагородства, наигранности или какого-нибудь неблагообразия или недостатка! О, как Он благообразен, благороден, благолепен, благодвижен, благоречив, благовзорен, благовзгляден, благолепно прост и неизреченно прекрасен! Какой Он тихий, кроткий, не давящий Своим превосходством и присутствием! Как с Ним легко, комфортно, уютно, спокойно, защищенно, мирно, светлосиянно, благодатно, счастливо и блаженно! По сравнению с Ним ты видишь себя и чувствуешь таким ужасно уродливым, таким грубым, неотесанным, неуклюжим, неповоротливым, неблагородным, примитивным и несовершенным, что нет никаких сил оплакать себя и никаких слов, чтобы описать это.
Но я милостью Божией не только имел счастье лицезреть Его и святого Предтечу, не только блаженно и покаянно плакать сердцем и всем своим несовершенным естеством, но и получил ряд откровений, относящихся к тайне Крещения Господнего! В этом видении я увидел то, что не смог до того увидеть в евангельских описаниях Крещения Господа Иисуса Христа святым Предтечей Иоанном.
Увидев святого Иоанна пророка, я понял то, почему именно он был избран в Предтечи и Крестители Господа Иисуса Христа, а также то, почему Господь сказал всем нам в его адрес: Мф.11: «11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его».
Мне вдруг стало предельно ясно, что действительно не восставал из рожденных женами больший Иоанна Крестителя и не мог восстать, ибо если бы мог, то заменил бы его в его миссии и служении! Выше среди рожденных в женах был только Тот, Кто родился от Девы! А также тот – т.е. Иоанн Богослов – кто назван Господом меньшим в Царстве Небесном.
Увидел я в этой божественной картине, предварявшей сам акт Крещения Господнего, то, что по сути произошло в этом великом и таинственном деянии Божьем, и то, что раньше не видел и не разумел.
Приведу сперва описание этого события Евангелистом Матфеем:
Мф.3:
«13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Теперь Евангелистом Марком:
Мк.1:
«4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
7 И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
И, наконец, Евангелистом Иоанном Богословом:
Ин.1:
«29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.
31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».
Если Евангелисты Матфей и Марк описывают само событие, то Иоанн Богослов передает нам его суть. Предтеча Иоанн крестил людей в воде крещением покаяния, чтобы приготовить их к принятию Спасителя, явившегося через воплощение Сына Божьего. В его крещении Дух Святой не сходил ни на воду, ни на крещаемых им людей. Основной его задачей было явить Христа людям и засвидетельствовать о Нем, как о вочеловечившемся Боге, Агнце, Крестителе Духом Святым и огнем, Спасителе мира, Который добровольно взял на себя грехи всего мира!
Фраза – «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» – является ключевой для понимания того, что произошло во время Крещения Иоанном Господа Иисуса Христа в водах Иордана.
Мы знаем, что Господь во время Своего крещения стоял на тех самых камнях, которые положили сыны Израиля при их переходе через Иордан. Как тогда Иордан силой Божией расступился, пропуская сынов Израиля перейти посуху по своему дну, так и во время крещения Господа Иордан сперва расступился, являя свою покорность и благоговение к Своему Создателю. По повелению Господа он опять вернулся на место, чтобы позволить нашему Господу Иисусу Христу Сыну Божьему освятить вод естество и тем самым приготовить для нас на века удивительный материал для нашего очищения и освящения – крещенскую воду, основу для нашего возрождения свыше и воцерковления!
Однако, зная это и читая приведенные слова из Евангелий, я не вдумывался в еще одно более важное по значению Божье действие, которое свершилось во время Крещения Господнего. Об этом действии прямо заявил блаженный Предтеча Иоанн: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Раньше я воспринимал эту фразу как аллегорическое указание того, что как-то непостижимо в принципе сделал наш Господь. Но то, что за этим стояло, – самое настоящее реальное Божье действие – я до этого пережитого мной видения не видел и не понимал. Сейчас во свете увиденной мной картины соприкосновения и встречи святого Предтечи Иоанна и Господа нашего Иисуса Христа, случившихся на Иордане в ночь Крещения Господнего (согласно преданию Господь крестился где-то между полночью и часом ночи), я увидел суть этого события.
По мере приближения Господа к месту нахождения Иоанна возрастало освещение всего окружающего места. Когда Господь подошел к Иоанну, то над ними было так светло, как днем. Только не было палящего дневного солнца Палестины. Свет шел от Христа, но настолько мерно и естественно распределялся в окружающем пространстве, что его Источник трудно было определить. По действию Божьему все выглядело настолько естественным, что никто не удивился ни появившемуся локально дневному свету, ни убеганию и возвращению вод Иордана!
Святой Иоанн, узревший по благодати Божией божественную суть грядущего к нему Иисуса Христа и получивший свидетельство от Бога Отца в виде сходящего на Иисуса Духа Святого в виде голубя, а также в виде голоса с неба от Отца, был преисполнен смирения, благоговения и благодатью Духа Святого. Он, по действию благодати, исповедал нам тайну пришедшего к нему креститься Господа Иисуса – то, что Он есть Агнец Божий, и то, что Он берет на Себя грехи всего мира.
По действию смирения и благоговения к божественной Личности Иисуса Христа Иоанн справедливо отказывался от того, чтобы именно ему быть орудием крещения Господа Иисуса Христа. Он был не против самого акта крещения Господнего, но против своего в нем участия, по причине ощущения своего недостоинства и несовершенства. Здесь и произошел между ними этот дивный диалог: Мф.3: «14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? 15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его».
Вряд ли кому-то из нас были понятны слова Господа – «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» – а также то, почему они так воздействовали на Иоанна Предтечу, что он допустил Господа к Крещению и дерзнул возложить свою десницу на Пресвятую Голову Сына Божьего.
Что же случилось тогда на Иордане? Сперва Предтеча Иоанн засвидетельствовал, что Иисус - это Сын Божий, пришедший на землю и принявший на Себя человеческую природу. То, что Иисус есть Сын Божий, Иоанн прямо заявил своими устами: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». То, что Иисус Христос взял на Себя человеческую природу во всем кроме греха, он заявил допущением Его ко крещению.
Но для нас, грешных и погибших, было недостаточно великого чуда рождения Господа Иисуса Христа и осуществления великой тайны вочеловечивания Сына Божьего в Его Лице. Нам недостаточно того, что Он явился на Иордане и получил свидетельство от лучшего из всех возможных сынов человеческих – Предтечи Иоанна. Мы можем поражаться неизреченно прекрасной и величественной Личности Иисуса Христа и изумляться тайне Его воплощения, но нам при этом не хватает чего-то важного и существенного для нас самих! Нам не хватает связи с Ним. Он божественно прекрасен, свят и чист, но именно это и отделяет нас, и разделяет непроходимой пропастью! Мы-то грешные и погибаем!
И вот абсолютно безгрешный Господь наш Иисус Христос приходит на Иордан в Своей чистоте и святости для крещения, как грешный, отказывает смиренному отказу Иоанна в уклонении от совершения над Ним крещения как над грешником, допускает человеку коснуться своей рукой Его святейшей Головы, как к якобы грешнику для погружения Его, не имевшего нужды в покаянии и очищении, в воды покаяния, и тем самым РЕАЛЬНО берет на Себя грехи всего мира, всех людей, чем и преодолевает бывшую до того пропасть между Его святостью и нашей греховностью!
Эту пропасть можно было преодолеть с двух противоположных сторон. Либо всех грешников сделать святыми, либо святому сделаться грешником, оставаясь святым и чистым пред Богом. Именно это и совершил на Иордане наш Господь! Он взял на Себя все наши грехи и, оставаясь святым и совершено чистым и безгрешным, стал грешен нашими грехами, которые Он изволил взять на Себя для того, чтобы уплатить за них всех Правде Божией и уничтожить их на Своем Кресте! Вот почему Церковь в своей песни «Слава в вышних Богу», поемой в конце утрени, торжественно и печально воспевает Своему Спасителю: «Вземляй грехи мира, помилуй нас!»
Увидьте, вдумайтесь и ужаснитесь! Наш неизреченно смиренный Господь, наша Слава, Чистота, Святость и Блаженство приходит на Иордан кристально чистым и божественно святым, а уходит после крещения отягченным грехами всех нас, всего мира! Вот почему мы выходим из купели крещения совершенно безгрешными, святолепно чистыми и благодатно святыми! Мы в момент совершения таинства крещения входим в ту самую воду Крещения Господнего и незримым действием Духа Святого производим с Христом таинственный и спасительный для нас обмен, меняя свои грехи на Его святость и чистоту! Это все происходит так же реально, как было реальным и то, что Господь Иисус Христос взял на Себя все наши грехи и носил их на Себе три с половиной года Своего земного для нас служения! Затем Он пригвоздил все наши грехи к Своему Кресту и искупил их Своей Кровью и смертью, и уничтожил Своим славным воскресением!
Как нам вместить то, что святой Бог и безгрешный совершенный человек в Лице Иисуса Христа ходил по земле как грешник, отягченный нашими грехами? Ведь именно поэтому Он позволил Своим обезумевшим и ослепшим духовно творениям бить Себя, оплевывать, бичевать, издеваться, унижать, давить тяжестью несенного Им креста, поносить словесно, распять Себя, убить на кресте и посмертно надругаться над Своим Телом прободением ребер. Во всем этом Он вел Себя как ГРЕШНИК и ДОЛЖНИК Богу, не будучи таковым! Все это Он понес ради нас и ради нашего спасения и усыновления Своему Отцу! В этом Он уподоблялся ветхозаветной жертве за грехи людей – закалаемому священником агнцу. Вот почему за Свою дивную жертвенность и явленную жертвенную любовь к нам людям Он справедливо называется Агнцем Божьим!
Впервые так назвал Его, будучи движимым Духом Святым, святой Предтеча Иоанн. Он в Духе Святом увидел в Иисусе Божественного Агнца, Который становился этим невинным Агнцем прямо у него на глазах тем, что взял на себя в акте крещения и прикосновения руки Предтечевой к Его Главе грехи всех людей и всего мира!
Слава Тебе, возлюбивший нас наш Господь! Слава Тебе, Агнец Божий, что Ты из любви и жалости к нам, погибшим, добровольно взял на Себя все наши грехи и изволил понести всю их тяжесть и все те мучения, которые по праву вечно должны были нести мы! Прости нас, грешных, безумных и безответных, наш божественно и неизреченно смиренный и кроткий Господь! О, как красив Твой Подвиг! Как прекрасна Твоя дивная за нас Жертва! Как красив и великолепен во всем Ты Сам! Даруй нам смирения от Твоего смирения, кротости – от Твоей кротости, чистоты – от Твоей чистоты, простоты – от Твоей божественной простоты, благородства – от Твоего благородства, красоты – от Твоего великолепия, чтобы нам хоть как-нибудь соответствовать Тебе!
+ + +
Мне сообщили, что у некоторых читателей возникло смущение по поводу бывшего мне видения и моего утверждения, что Господь наш Иисус Христос взял на Себя грехи всего человечества именно на Иордане в момент крещения от Иоанна, через контакт с природой падшего Адама (ибо Сам Он был рожден без семени и не имел в Себе падения и его последствий). Эти читатели требуют подтверждения из независимых и авторитетных в Церкви источников.
Из всего многообразия я приведу в подтверждение некоторые места из богослужений предпразднеству Богоявления и празднику Богоявления и Крещения Господнего.
Из службы предпразднеству Богооявления, стихиры на хвалитех, вторая стихира: «Вземляй наша грехи на рамена (т.е. на плечи), пришел еси Иисусе к струям Иорданским. Аз же (т.е. Предтеча Иоанн) ужасохся Твоего страшного пришествия, како убо ми велиши крестити Тя, Сам мя очистити пришел еси, и како крещения от мене просиши, всех очищение».
На русском языке эта стихира будет звучать так: «Беря (или чтобы взять) наши грехи на Свои плечи, пришел Иисусе к струям Иорданским (чтобы в них в момент крещения от Иоанна и взять на Себя грехи всех людей). Я же ужаснулся Твоего страшного (для меня) пришествия; почему же Ты повелеваешь мне крестить Тебя, когда Ты Сам пришел, чтобы очистить меня (как рожденного от семени падшего Адама), и почему крещения от меня просишь, когда Ты Сам есть всех очищение».
Из стихиры после «Славы»: «... прииде на Иордан Христос, вся от греха Адамова очистити, яко благоутробен». Т .е. очищение всех людей от грехопадения человеческой природы произошло во Иордане во время крещения Господнего. Как оно произошло? – да так, что Он взял все наши грехи на Себя, чтобы позже искупить их Своею Кровью на Своем Кресте, погребсти во Своем гробе и испепелить окончательно Своим славным воскресением.
Из службы навечерия Богоявления, последование часов: «Яко человек на реку пришел еси Христе Царю и рабское крещение прияти тщишися блаже, от предтечеву руку, грех ради наших человеколюбче».
Там же после «Славы»: «Ко гласу вопиющего в пустыни, уготовайте путь Господен, пришел еси Господи, зрак рабий приимый, крещения прося, не ведый греха. Видеша Тя воды и убояшася, трепетен бысть Предтеча ивозопи глаголя: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех».
Тропарь, глас 8-й: «Предтечи и Крестителя и пророка, и паче всех почтена пророк, трепеташе ныне рука десная, егда виде тебе Агнца Божия, очищающего мира согрешения, и подвигом одержим вопие: не смею прикоснуться, Слове, верху Твоему. Сам мя освяти, и просвети щедре, Ты бо еси живот и свет, и мир мирови».
Тропарь, глас 4-й: «...Сын, пречистый верх Свой Предтечи приклони, и крещься, человечество от работы избави, яко человеколюбец».
«Слава», глас 5-й (в этой стихире речь ведется от лица как бы одушевленного Иордана): «Что возвращаеши твоя воды, о Иордане? Что воспящаеши струи, и не проходиши еже по естеству хождение? Не мощно ми терпети, рече (Иордан), огня поядающаго мя. Удивляюся и ужасаюся крайнему схождению; яко не обыкох чистаго измывати, ни навыкохом безгрешнаго отирати; но оскверненныя сосуды очищати, терния опаляти ми согрешений учит, иже во мне крещаемый Христос. Иоанн свидетельствует ми (т.е. Иордану) глас слова, вопия: се Агнец Божий вземляй грехи мира (именно в тебе, о Иордане). Тому вернии возопиим: явлейся Боже в наше спасение, слава Тебе».
Из службы на Богоявление, стихиры праздника, глас 2-й, четвертая стихира (перед «Славой»): «Спасти хотя заблудшего человека, не не сподобился еси в рабий зрак облещися, подобаше бо Тебе Владыце и Богу воприяти наша (т.е. грехи) за ны (т.е. за нас, вместо нас); Тебе бо крещшуся плотию Избавителю, оставление сподобил еси нас. Тем же вопием Ти: Христе Боже наш, слава Тебе».
Таким образом пришедший нашего ради спасения и вочеловечившийся в Лице Иисуса Христа Сын Божий явился для нас как:
- Избавитель, Который взял на Себя во Иордане посредством крещения от Предтечи Иоанна грехи всех людей и всего мира.
- Искупитель, Который пригвоздил все наши грехи на Своем Кресте, омыл все наши грехи Своею Кровью – потому ставшей Кровью Нового Завета Бога и людей – и искупил их, заплатив правде Божией Своими страданиями, Своей Кровью и Своей смертью.
- Спаситель, Который, взяв на Себя грехи всех людей и искупив их на Кресте, тем самым примирил нас Богу Своим жертвенным подвигом, упразднив наперед державу смерти – т.е. диавола.