Отец Олег Моленко
О БЛАЖЕННОМ ПЛАЧЕ, КАК РЕФЛЕКСИИ НА ОСОЗНАНИЕ СВОЕГО ПОЛОЖЕНИЯ В ЭТОМ МИРЕ И В ОТНОШЕНИИ К СВОЕЙ СМЕРТИ
Мир вам, ищущим приближения к Господу Богу.
Христос Своими устами изрек для каждого из нас: "Блажени плачущие, ибо они утешатся". И еще: "Блажены плачущие ныне, ибо возсмеетесь". О чем же прежде всего и более всего мы должны плакать? О себе! Плач - это всего сугубо личное дело и переживание, куда доступ есть только Богу.
Великим постом уместно скорбеть душой своей о своей греховности и далёкости от Бога. А скорбь эта лучше всего выражается плачем. Однако при плаче возникает вопрос: А можно ли и нужно ли мне плакать о других людях? И тут должно верно настроить себя, не уклоняясь ни в какую сторону Для этого нам важно усвоить ту истину, что плакать о других людях, как о себе, невозможно! Почему? Потому, что для моего/твоего "я" все прочие люди - это всегда "они". Даже если они самые близкие нашему сердцу, самые дорогие для нас и самые родные. Они не разделят с тобой ни твою радость/скорбь о появлении в этот мир, ни твою горечь от переживания твоей личной смерти, как и ты в отношении к ним. Смерть лично для тебя - это всегда событие ЛИЧНО ТВОЕ, одинокое, переживаемое только тобой и наедине с собой. По сути только ты и УМИРАЕШЬ СМЕРТЬЮ, получая в этом свой личный опыт. Для всех остальных людей твоя смерть (душевная или телесная) это не их проблема и переживание, но это их игра и скорбь, которые к твоему "я" имеют лишь косвенное отношение, в измерении того, чего, например, лично каждый из них лишился/лишилась, и что приобрел/приобрела в связи со смертью близкого для них человека. В переживании смерти других людей нам жалко только себя, как понесшего потерю. Не зря же чаще всего говорят: "Мы понесли большую или огромную утрату". Нам, конечно, жалко, например, убитых в Беслане детей, но эта смерть не переживается нами, как наша личная смерть, и даже как боль утраты их родителей.
Начиная плакать живительным плачем о себе, ты неизбежно приходишь к монашеской парадигме минимума: в мире есть только Бог и я. И потому плачешь только о себе. О других ты тоже начнешь плакать, но не так, как о себе, а подобно как о себе, сожалея о своей в них природе и общей похожей беде людей. Это плач сострадания и жаления, который не может уравняться с плачем переживания о себе. Ты, с Божьей помощью познаешь себя и проникаешь в это познание со всем осознанием и всеми ощущениями, на какие только ты способен\способна. Поднимаясь по духовной лестнице до уровня пророка, ты, через самопознание, познавший/познавшая себя, а через себя и прочих людей, по причине единства нашей природы, начнешь плакать и о них, но не более, как о себе. Это и есть та мера любви к ближнему, указанная нам нашим Господом: "как самого себя". Тем не менее, никто не сможет оплакать другого, как себя - внутренне - и это "как себя" будет таким лишь внешним образом, ибо другой человек остается вне тебя! Только Бог может быть внутри человека. Поэтому смерть Христа можно оплакивать точно, как свою собственную, ибо Христос и ты становитесь единым Целым. Поэтому, если ты плачешь о себе, как о Нем, а о Нем, как о себе, то и Он входит в твой/Свой плач Своим утешением, упраздняющим не только плач, но саму причину, порождающую его - твою смерть для Бога и твою разлуку с Ним. Потому и в отношении Святой Евхаристии сказано Апостолом Павлом, что мы ею (помимо всего прочего) возвещаем смерть Господню. Возвещаем чем? Плачем! Возвещаем как? Как свою СОБСТВЕННУЮ в полной мере! А где Его смерть - там и Его и наше Воскресение, как заработанный Им для нас и гарантированный Богом наш (причем для меня - лично мой!) Переход (Пасха) от смерти в отношении к Богу - к жизни, божественной по сути и происхождению своему! Воскресение наших тел - это последняя часть нашей личной Пасхи, которая для благих является свидетельством и завершением воскрешения в Боге и навечно!"
Вопрос: "единым целым со Христом мы становимся во время этого плача, или уже на более высоком духовном уровне, по вселении Бога в нас?"
Ответ: "В Евхаристии, когда плачем возвещаем смерть Господню (а значит и лично твою - ибо ради тебя лично Он и умер на Кресте). Радость - это обратная сторона плача: чем глубже ты плачешь о смерти Христа/себя, тем сильнее ты испытываешь Радость воскресения Христа/себя.
Потому и установлен для нас Великий пост, чтобы помочь нам в плаче о смерти Христа/себя".
Вопрос: "Можно ли молиться о даровании плача за другого человека? Т.е. о даровании плача другому человеку" или "молиться за другого человека о даровании ему плача".
Так молиться о другом можно. Но следует знать, что согласно учению отцов Церкви плач, как Божий дар, выше исцеления людей, выше воскрешения мертвых и выше обращения их ко Христу. То есть, ты должен\должна осознавать, что просишь величайшей драгоценности! Еще знай и то, что если сам тот человек не ищет плача, не просит о нем у Бога, не плачет понудительно в своих молитвах и размышлениях, то молиться о даровании ему плача пустая трата времени и сил.