Отец Олег Моленко
НЕТЛЕННАЯ ПИЩА БЕЗСМЕРТНОМУ ДУХУ: О ТЕРПЕНИИ
Мы живем во времени и живем мы некоторый отпущенный нам Богом промежуток времени. Мы не можем постичь Ум Господень и проникнуть в Его судьбы, чтобы знать то, почему один человек умирает краткодневным младенцем, а другой доживает до глубокой старости. Время разбитое у нас на годы и дни очень ценно для нас, ибо за этот короткий период нам предстоит осуществить великое и единственно важное дело этой жизни - спасти свою душу! Время нам подконтрольно, но не подотчетно, и мы не знаем точно сколько каждому из нас отпущено его Богом. Неизвестность прихода смерти делает непредсказуемой нашу участь и не дает нам успокоиться или расслабиться до тех пор, пока мы не получим от Бога извещение о своем спасении. Поскольку нам надо прожить некоторое время, постольку нам нужна добродетель терпения. Если времени нам отпущено много, то нам нужно долготерпение или терпение на все это время до самого конца.
Претерпевший до конца - спасется! Что же мы должны терпеть? Все скорбное, неприятное, болезненное и тесное. Сам путь наш - путь спасения - по слову нашего Господа узкий и тесный. Вот почему нам надо терпеть шествие по этому пути и все, что на нем нами случится. Мы должны терпеть все условия нашего изгнанничества, помня то, что мы изгнаны из рая и живем странниками и пришельцами в юдоли плача и скорбей. Живя в юдоли плача и скорбей, мы должны плакать и терпеть скорби. Само наше положение весьма скорбно. Наша внешняя жизнь состоит из непрестанной борьбы за выживание. Мы отягощены необходимостью дышать, пить, есть, одеваться, иметь кров, рожать и выращивать детей и трудиться в поте лица добывая свой телесный и духовный хлеб. Нам приходится терпеть холод и зной, нападения зверей и угрызение гадов, опасности, лишения и смерти от стихийных бедствий и природных явлений, травмы, болезни и боль от них. К этим естественным для нас падших обстоятельствам добавляются последствия повреждения нашей человеческой природы. Мы живем не одни, но в окружении других грешных людей. Это приводит нас в состояние постоянного напряжения, необходимости заботиться о родных и близких, необходимости договариваться с другими людьми, терпеть от них ругань, побои, напраслины, клеветы, оскорбления, обман, ложь, притворство, лицемерие, зависть, вражду, ненависть, разбой, воровство, хищения, увечья, раны и убийства. Мы постоянно живем в разборках, конфликтах, судах, наказаниях от людей. К этому добавляются тюремные заключения, казни, войны, необходимость служить в армиях и воевать за чужие и часто непонятные нам интересы. Нам приходится терпеть скорби и беды от государств, от правителей, от обществ, от групп людей, от своих, от лжебратии, от предателей, от своей семьи, от родных и близких, от детей и родителей, от братьев и сестер. Нам приходится терпеть напасти, козни и наваждения от демонов и их служителей колдунов, магов и чародеев. Все это вместе создает нам непрерывное мучение, накал которого то возрастает, то притихает, давая нам некоторый отдых. Если мы верим в Своего Господа Бога и пытаемся хранить Ему верность и идти путем спасения, то наши скорби дополняются натиском демонов и одержимых демонами людей, а также попускаемыми Богом искушениями, которые испытывают наше произволение. Почему нам нельзя прожить без этих мучительных и болезненных испытаний? А потому что мы весьма склонны к актерству, притворству, лицемерию и лукавству! Мы живем во лжи, лжем себе и другим, пропитываемся ложью, изрыгаем ее из себя. Мы старательно хотим выглядеть в глазах людей лучше, чем есть на самом деле. Отсюда все эти внешние украшательства наших тленных и скоропортящихся тел. Нам стыдно признаться в нехорошем поступке - и мы лжем, говоря что не мы его сделали или лукаво оправдываем себя, чтобы уменьшить степень нашей вины. Мы не хотим потерпеть заслуженный нами стыд за наш грех или нашу вину. И что остается делать нашему Господу Богу? Как Ему помочь нам увидеть себя и тот ужас в котором мы живем? Остается одно - попустить болезненную скорбь. Такая скорбь вскрывает нас такими, какими мы есть на самом деле. Она срывает с нас все маски. Находясь под мучительным прессом скорби, боли или беды, мы перестаем лгать и притворяться. Сразу отлетает наше актерство и мы являем себя теми, кто есть на самом деле. Если мы, например, забивали большие гвозди в доску и ударили со всей силы молотком по своему пальцу, то мы сразу бросаем молоток, хватаемся за больной палец, кричим от боли, плачем, бегаем, стонем и бездумно совершаем различные телодвижения, а то и ругаемся до не приличия. При этом мы совсем не думаем и не можем думать о том, как мы сейчас выглядим для окружающих людей. Нам в это время все равно, как мы выглядим и что о нас подумают. Если скорбь пришла от людей, то у нас распаляются наши страсти и возникают греховные желания отомстить обидчикам. Мы мучаемся ненавистью к ним, враждой и жаждой мести. Мы осуждаем их, ругаем, поносим, желаем всякого зла и строим планы отмщения. И тут нам, избравшим служение Богу и спасение своей души, надо делать огромное усилие, чтобы обуздать злые страсти и избавиться о гнетущих греховных помыслов. Нам надо увидеть за всеми этими скорбями нашего Бога. Что Он рядом, все видит и все знает! Что это попущено Им для нашей пользы. Что этой малой и кратковременной скорбью Он избавляет нас от великой и вечной скорби! Нам нужно укорить себя, признать себя виновными любых наказаний и достойными этой скорби, и всех скорбей и мучений, ибо это точно так и есть! Главное для нас запастись терпением. Что есть терпение скорби, боли или тесноты? Терпение это не просто вынужденное переживание какой-то боли или какого-то мучения. Это бывает и с не терпящими это. Терпение - это правильное, богоугодное и полезное нам наше отношение к постигнувшей нас боли или беде. А богоугодно мы относимся к беде тогда, когда смиряемся в ней перед Богом, признавая Его суд справедливым, а себя виновными и достойными пришедшей скорби. Кроме этого мы должны укорять себя за допущенный грех, ошибку или греховное состояние вообще, что привело нас в положение терпящих наказание. Если скорбь нам попущена не в наказание, а для испытания, а тем более за нашу любовь к Богу или людям, то мы блаженны! Ибо эта скорбь и это мучение не измывает наши грехи и не освобождает от вины за содеянное зло (за ненадобностью этого), но приносит расположение Бога и Его награды и дары! В любом случае мы не должны допустить ропота, недовольства, обвинения в адрес Бога или других людей, проявления злобы, ярости и отчаяния! Смирение наше в это время состоит в том, чтобы мы признали себя и только себя виновными этого мучения, осознали свою немощь и просили бы Бога о помощи в перенесении данной скорби или беды. Но на одном смирении мы не сможем продержаться. Для того, чтобы нам достойно понести скорбь и выстоять в постигшей нас беде нам непременно нужно войти в поле истины, ибо только истина Божья может освободить нас от остроты боли и подавления мучениями скорби или беды! Входим в поле истины мы исповеданием правды, благодарением Бога за попущенную скорбь, боль или беду и смиренную мольбу укрепить нас и даровать с пользой все претерпеть. Правда состоит в том, что мы получаем достойное по нашим делам. Так поступил благоразумный разбойник. Сперва он признал себя достойным претерпеваемого мучения и распятия на кресте, а затем обратился ко Господу, исповедав Его невинно страдающим, и попросил помянуть во Царствии Его! Вход в поле истины не избавляет нас от самой скорби, мучения или страдания, но дарует нам благодать Божию, которая меняет нас и наше отношение к претерпеваемому мучению. Если до этого скорбь буквально рвала нас на куски, делая наши страдания невыносимыми, то после благодарения и вхождения в поле истины мы не чувствуем остроты мучения и достойно терпим его с пользой для себя, посрамляя злых и лукавых духов! При этом мы всю заслугу этого терпения справедливо приписываем Богу, Которого и благодарим за дарованное терпение и за избавление от скорби!
Если бесы нам будут внушать, что наша скорбь велика, огромна, необъятна и непосильна, то мы прибегнем к Священному Писанию, вспомнив страдание святого Иова Многострадального. Этот удивительный святой муж явил изумительное терпение! Он, согласно Писанию, был "непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла". То, что ему для испытания попустил Бог невероятно! В один день он лишился семь своих сыновей и трех дочерей, тысячи голов своего скота и всего имущества! При этом он не согрешил против Бога но сказал слова, которые ввели его в поле истины:
Иов 1:
20"Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился
21и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно"!
22Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге".
Из этих слов видна укрепленная и благодарная мудрость Иова, Его смиренномудрие, его любовь и преданность Богу и Его исповедание Его имени! Он был служитель имени Господнего и занимался призыванием этого имени! Он также заботился не только собственным удалением от греха, но и о грехах своих детей: Иов. 1, 5: "Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их [и одного тельца за грех о душах их]. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни". О, родители имеющие своих детей! Прийдите и поучитесь у этого дивного и святого мужа богоугодной любви к своим детям и ревности об их спасении и удалении от зла и греха! Так ли вы поступаете? Но завистью сатаны Бог еще больше отягчил положение Иова:
Иов 2:
7"И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.
8И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения].
9И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. (1)
10Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими".
Кто из нас может представить себя в подобном положении? Для нас насморк нашего ребенка или повышенная температура его тела уже большая скорбь - а тут потеря в один миг всех десяти детей! Для нас потеря работы или кошелька кажется тяжелой скорбью - а тут трата всего имущества и своего положения! Для нас небольшое недомогание или малая боль уже несносны - а тут терпение проказы всего своего тела, когда кожа слазит и куски мяса отпадают от костей! При этом Иов был видным человеком, известным на всем тогдашнем Востоке. И это принесло ему дополнительное моральное мучение, ибо люди стали думать о нем, что он грешник и терпит такие лютые скорби за свои тайные грехи. Так думали даже трое друзей Иова. Они приехали к нему, но не поддержать, а разобраться в случившемся так, чтобы обвинить его своим "праведным" судом за не имевшие место якобы скрытые грехи. Они, не имевшие его добродетелей, не могли вместить ту истину, что такое тяжкое испытание может быть за добродетели человека, а не за его грехи! Укрепимся же терпением Иова и прославим за него нашего Господа Бога! Будем сколько возможно подражать его дивному терпению и вменять наши малые и ничтожные скорби и потери в ничто! Будем всегда благодарить Бога за все скорби и неприятности, обвиняя в них только себя! Будем сознавать свою немощь и умолять Бога даровать нам терпения и сил достойно и полезно переносить все скорбное и болезненное, попускаемое Им для нашего очищения, исправления или испытания!
Боже милосердный, знающий нас много лучше нас, знающий наши немощи, сжалься над нами достойными всякого наказания и даруй нам дар богоугодного терпения! Укрепляй нас в наших скорбях и бедах, и не попускай нам больше наших сил! Даруй всегда достойно с благодарением нести их во славу Твою и во свое спасение! Аминь!