Отец Олег Моленко
ЗАВЕРШЕНИЕ ОСМЫСЛЕНИЯ УЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ОБ ИМЕНИ ИИСУС ХРИСТОС И ПРОЧИХ ИМЕНАХ БОЖЬИХ ДЛЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА БОЖЕСТВЕННОСТИ ЧУДНОГО ИМЕНИ ИИСУСА ХРИСТА
Понимание темы имен Божиих в восточно-христианской святоотеческой традиции может быть суммировано в следующих тезисах:
1. Лейтмотивом всей святоотеческой мысли является учение о неименуемости Божества (Иустин, Каппадокийцы, Ареопагит, Палама). Будучи непостижимым, Бог превыше всякого человеческого имени; все имена условны, когда применяются по отношению к Богу (Каппадокийцы, Ареопагит и др.).
2. В отличие от Ветхого Завета, где имя Яхве воспринималось как собственное имя Бога, в святоотеческом богословии все имена Божий, в том числе и имя «Сущий», воспринимаются как относительные и не выражающие сущность Божию (Каппадокийцы, Ареопагит), хотя некоторыми авторами (Ефрем Сирин, Исаак Сирин) имя «Сущий» и воспринимается как наиболее значимое из имен Божиих.
3. В вопросе о природе имен некоторые авторы (Ориген, Евсевий) придерживаются представления о связи между именем и предметом, другие (Каппадокийцы) воспринимают имя как нечто внешнее, прибавленное к предмету, подчеркивая, что предметы не нуждаются в именах. Соответственно, первые усматривают магическую силу в самой внешней форме имени, в его буквах и слогах, вторые считают внешнюю форму лишь оболочкой, придавая основное значение внутреннему содержанию имени. Подавляющее большинство восточно-христианских писателей придерживается второго мнения.
4. Все имена Божий указывают на действия-энергии Божий, а не на неименуемую сущность Божию, остающуюся за пределом всякого имени (Иустин, Каппадокийцы, Ареопагит, Палама).
5. Всякая энергия Божия может быть названа «Богом», «Божеством», а также любым другим именем Божиим (Палама).
6. Имена Божий изобретены не Богом, а человеком (Григорий Нисский и др.). Даже когда Бог называет себя тем или иным именем, Он заимствует его из человеческого языка (Григорий Нисский, Ефрем Сирин).
7. Имена Божий не совечны Богу и не являются онтологической принадлежностью Бога (Каппадокийцы). Было, когда у Бога не было имени, и будет, когда у Него не будет никакого имени (Исаак Сирин).
8. Все имена Божий равны между собой и взаимозаменяемы (Каппадокийцы, Златоуст, Ареопагит).
9. Имена Божий суть таинственные «символы», возводящие ум человека к Богу (Ареопагит).
10. Имя Божие может быть названо «образом» Божиим — связующим звеном между человеком и Богом (Феодор Студит). Оно является также связующим звеном между образом и Первообразом (иконопочитатели).
11. В процессе восхождения ума к Богу имена Божий имеют вспомогательное значение; на вершинах богообщения ум человека соприкасается с Богом без помощи имен (Ареопагит).
12. В молитве имя Божие воспринимается как неотделимое от Самого Бога (Ориген). В поклонении имя Божие не отделяется от Бога: единое поклонение воздается Богу и имени Божию (иконо-почитатели).
13. Все имена Божии являются достопоклоняемыми (Григорий Нисский). Всякое имя Божие свято и страшно, обладает чудотворной и спасительной силой, однако сущность Божия выше имени Божия (Златоуст).
14. Сила Божия присутствовала в ветхозаветных предметах культа, потому что на них было начертано имя Божие (Исаак Сирин). Одной из причин действия Бога через иконы является то, что на них надписывается имя Божие (иконопочитатели).
15. Имя Божие, так же как и крест, действует не своей собственной силой, но силой Божией, являющей себя через него (Златоуст).
16. Имя «Иисус», будучи именем Христа по человечеству, может указывать также на Его божество (Феодор Студит и др.).
17. Имя «Иисус», употребляемое в Ветхом Завете по отношению к другим Иисусам, в частности, к Иисусу Навину, имеет преобразовательное значение, предуказывая истинного Иисуса — Спасителя мира (Иустин, Ориген, Феодор Студит).
18. Имя Иисуса Христа обладает чудодейственной и спасительной силой (Иустин, Златоуст).
Приняв учение отцов о непостижимости Бога и неименуемости Его по Его сущности, мы все внимание должны сосредоточить на том, что нас связывает с Богом. Мы должны рассматривать и говорить в отношении Бога о том, что именуемо, достижимо и постижимо. Бог общается с нами в этом диапазоне - достижимости и именуемости. Это Его милость, снисхождение и решение. Нам нужен и интересен доступный для нас Бог. Его сущность мы никогда не постигнем, но это не мешает нам иметь общение с Ним, ибо Он Сам заложил это в Своем плане сотворения мира сего и нас. Любые суждения о Боге, богословие и все, что мы только можем знать о Нем возможны для нас лишь потому, что Сам Бог захотел, чтобы это имело у нас место. Высший Богослов - Иоанн, сразу точно и богоугодно ставит нас в нужное нам положение, возвещая в своем Евангелии:
Ин.1:
1“В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2Оно было в начале у Бога”.
Первый вопрос, который встает у нас при прочтении этого стиха: “В начале чего? О каком начале идет речь”? Для нас важно то начало, когда Бог задумавший создать нас, стал для нас Началом. В этом отношении Его непостижимость и неименуемость не имеют никакого значения, ибо Он для нас открылся как постигаемый и именуемый. Пусть кто-нибудь из людей попробует сказать нечто о Боге никак не именуя Его. Это невозможно! Потому что описание Его, как не именуемого и непостижимого это тоже есть наименование Его. Если Бог не именуем, то мы не можем сказать о Нем то, то Он Бог, что Он не именуем, непостижим, непознаваем, невидим и все прочее, поскольку Бог превыше всех слов, пониманий и проявлений. Но если мы ничего не можем сказать о Боге и не можем назвать ни одно из Его имен, то Он для нас есть несуществующий. Но тогда и нас самих тоже нет. Хорошо отстаивать честь Бога исповедуя Его непостижимость и неименуемость, но и это делается словесно и именнословно, что нарушает условия неприкосновенности Бога. Поэтому Бог, все знающий, предусмотрел для нас такие условия, чтобы мы были словесными, разумными и способными воспринимает Его проявления в виде Его энергий. Пусть мы не можем познать Бога в Его сущности, но можем познавать Его в Его энергиях и проявлениях. Потому Он и говорит нам через Иоанна, что в начале наших с Ним отношений было Слово, а не что либо иное! Бог изначально открылся нам именно как Слово, чтобы быть и оставаться для нас постижимым и достижимым. Для общения с Ним нам не надо проникать в Его непостижимую сущность, но достаточно иметь дело с Его проявлениями и энергиями. Бог не сводится ни к одной из Своих энергию, ни ко всей их совокупности, но Он есть полностью в каждой из них. И нам этого предостаточно! Свет есть Бог, хотя Бог не сводится к Свету. Мы не знаем что это значит в отношении к Его сущности, но в отношении нас он есть свет, ибо становится нам зримым благодаря этому. Имя Божие есть Бог, но Бог не сводится Своим существом ни к одному из Своиз имен, но Он становится для нас достижимым и разумеваемым благодаря Своему имени. Мы молитвенно созерцаем Бога в Его имени, которое для нас проявляется как Его энергия и потому есть Бог. Если мы сами от себя что-то говорим о Боге и как-то Его именуем, то это не имеет никакого значения. Если же мы говорим о Боге то, что Он Сам благоволил открыть нам и именуем Его теми именами, которые Он нам открыл. То мы при должной вере имеем общение с Ним через Его имена и богоугодно ведаем Его в отведенных для нас пределах. Более всего нам помогла в этом то, что Бог Тайна стал Человеком тайной, оставшись Богом Тайной. Боговоплощение Сына Божьего решило все возможные проблемы между Богом и человеком. Через Христа Иисуса Бог стал для нас зримым, осязаемым, ощутимым, познаваемым, достижимым, прикосновенным и доступным, оставаясь непостижимым в Своей сущности. Но через Иисуса Христа мы имеем общение даже с Сущностью Бога, не постигая ее и не изъясняя ее человечески, что невозможно для нас никак.
“И Слово было у Бога” - Если для нас все началось с Слова, то нам важно знать то, как это Слово относится к Богу. Бог открыл нам, что Оно было у Бога. Но нам не понятно то, что это значит и потому Бог добавляет для нас: “И Слово было Бог”. Так мы узнали, что Бог Слово был у Бога Отца, хотя Они есть Единый Бог в добавлении с Духом Святым.
Дальше Бог нам открывает:
Ин.1:
3“Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5И свет во тьме светит, и тьма не объяла его”.
Мы узнали, что все что появилось после Бога, появилось через Слово и ничего не появилось без Него. Еще мы узнали. Что через Него началась жизнь, которая была светом для человеков. Находясь в Самом Себе Бог не имел нужды ни в именах, ни в чем прочем. Но создав Словом нас и нашу жизнь, Он вошел в нее Словом и ринял на Себя различные действия и имена: Творец, Вседержитель, Благой, Жизнь, Истина, Любовь, Царь, Господь, Бог, Сущий, Судья, Искупитель, Спаситель, Иисус Христос, Избавитель, Первенец, Победитель, Саваоф, Архиерей и прочие. Имена разные, но за каждым из них Он всецело. Каждое Его имя выводит к Нему. И что нам, что Его Сущность нам непостижима. Это прекрасно, что так, ибо что бы это был за Бог, Которого мы могли бы познать? Но благодаря Слову и Его воплощению мы можем наслаждатся общением с Ним и призывать каждое Его имя, прославляя Его за то или иное благодеяние нам. Потому имя Его божественно и свято, чудотворно и чудно. Оно не охватывает Его сущности, но связано с ней непостижимым образом и потому должно святиться у нас. Мы не можем знать и понимать, как Бог стал совершенным человеком. Так же мы не можем знать и понимать, как имя Бога связано с Ним и Его сущностью. Оно является для нас непостижимой тайной и предметом веры:
Ин.1:
12“А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились”.
Ради веры в Его имя Бог Слово усыновляет нас Себе и рождает в жизнь вечную. Он стал для нас нашим Родителем, а мы для Него - Его чадами. Бог умаляет Себя ради нас, чтобы нас обожить и сделать Своими друзьями и партнерами в жизни вечной. Разве может божественное имя быть тварным и измышленным Его творениями? Разве может Несотворенный именоваться сотворенными именами. Слово было Бог и от этого мир проникнут словесностью, логосностью. Без мира Бог может быть без имен, но по сотворении имена нужны и введены в оборот Им:
Быт.1:
5“И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. ...
10И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями”.
Если Бог давал имена Своим творениям, то кто может дать имя Ему кроме Него Самого? И если Он дает имена, то не как пустые ярлыки, а как отражающие Его действия и качества. Например, Он называется Благим, ибо обладает благостью, а безсмертным, ибо обладает безсмертием. Он называется Царем, ибо царствует; Господом - ибо господствует; Судией - ибо будет судить людей и духов; Спасителем - ибо спас нас. Имя Бога не исчерпывает Его, не охватывает и не объемлет Его, но указывает на Него и Его действие. Он Сам стоит за Своим именем и потому Оно, как неотделимое от Него божественно и свято. Имя Бога - это Его энергия. А энергия тоже есть Бог. Это не просто звуки и буквы сложенные в слова с известным для нас содержанием, но То, что превыше слов и стоит за ними. Непостижимый Бог непостижимо носит Свои непостижимые имена. Можно сказать, что Бог Тайна, но Тайна это тоже имя. Непостижимый, Неописыкмый, Неименуемый - это тоже имена. Можно отказаться от положительных именований и перейти к отрицательным, но и тогда любое слово описывающее то, что не есть Бог тоже будет именем. Без слов и имен о Боге нельзя сказать ничего! Без слов и имен у нас не было бы ни догматов веры, ни слова Божьего, ни Символа веры, ни молитв, ни проповеди благовестия. Но Бог не лишил нас всего этого, но богато даровал все это для того, чтобы мы, как можем знали и понимали Его, и общались с Ним имея хоть какое-то представление о Нем. Мы живем Его откровениями, а они до нас доносятся человеческими словами. Но это нисколько не умаляет их и не лишает их божественности. Имена Бога - это тоже откровения Его. С помощью имени Бога мы доходим до предела за которым не нужны ни слова, ни имена, ибо там погружение в Существо Бога, что неизреченно и непостижимо. Но и из этого погружения мы выходим для творчества, и опять принимаем слова и имена. Так мы и будем уподобляться Богу то в творчестве, то в покое.