Отец Олег Моленко
О НАШЕЙ СЛОЖНОСТИ, ЛУКАВСТВЕ И ПЕРЕМЕНЧИВОСТИ И О ЛИЧНОМ ОТНОШЕНИИ БОГА К КАЖДОМУ ИЗ НАС
«Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» (Из молитвы Господней)
Сложность - это проявление нашей человеческой природы, а лукавство – ее злое выражение. Все мы лукавим, но не все лукавые. Лукавство, наряду с гордостью, являются самым мерзким и отвратительным грехом в очах Бога. Если гордость еще можно с большими усилиями победить смирением, то лукавство очень трудно победить. Оно цепляется за малейшую возможность и саму победу над ним. Вот почему именно от него и учит нас просить избавление у нашего Небесного Отца наш Господь Иисус Христос в молитве «Отче наш». Если какие-то греховные страсти мы должны очищать сами своим трудом, своими молитвами и терпением скорбей, то избавиться от лукавства без Божьей помощи мы не можем никак! Мы настолько пропитаны лукавством, оно настолько въелось в нашу природу, что не замечаем его и даже принимаем за добродетель. А с добродетелью кто будет бороться?
Лукавство – это искусство преобразования нашего плохого в кажущееся хорошим. Это непрестанное отстаивание и оправдание себя и своих злых качеств и проявлений. Вот почему отцы Церкви писали для нас, что если лукавство помогает человеку, то он окончательно погибает и ему уже никак нельзя помочь. Лукавство делает нас непримиримыми с людьми, которые нас чем-то задели, как-то досадили, унизили или обидели. Лукавство – это постоянное обвинение других людей, обстоятельств, условий и всего прочего, кроме себя. Лукавство это постоянная ложь на истину для прихорашивания себя. Человеку трудно менять себя и он идет путем лукавства, т.е. подменивает реальное изменение себя из злого в добродетельного, лукавым притворством и лицемерием. При этом он, не становясь лучшим, видит и ощущает себя лучшим. Лукавство – это антистимул к изменению себя. Это консервация себя во зле, а зла в себе. Это выдавание зла за добро и преподнесение зла в виде добродетели. Это утверждение во зле под видом добродетели. Это злая сложность и отсутствие простоты. Не зря злые духи именуются по преимуществу лукавыми. Они духи тьмы, злые сущности, но при этом еще и лукавые. Лукавство и делает их необратимыми от зла и тьмы. Лукавство, притворяясь добротой и расположением, выведывает у тебя твои секреты, чтобы в удобное время подставить тебя и использовать их против тебя. Лукавство тайно открывает дверь крепости и впускает врагов внутрь, и неприступная крепость падает. Лукавство делает из вчерашних друзей непримиримых врагов, каждый из которых уверен, что прав только он.
Лукавство уводит людей из Церкви Христовой с чувством их правоты и даже избавления от чего-то ужасного и плохого. Раз они такие «хорошие», «добрые» и «мудрые», значит те, от кого они ушли «плохие», «злые», и «глупые». Ведь от хорошего не уходят. Только вот объяснить то, почему же они такие «хорошие», «добрые» и «мудрые» добровольно пришли к «плохим» и несколько лет принимали их за хороших они не могут. Надо придумывать версию с колдовством и зомбированием их нами для очернения нас. Но это очернение не выручает их, но еще больше обличает. Ведь если мы такие "ужасные", а вы такие «чистые» и «мудрые», то почему вас потянуло на нашу «грязь» и как вы не «раскусили» ее сразу? И как они такие «хорошие» могли поддаться зомбированию такими «плохими», как мы?
Но лукавство не ставит целью все сглаживать, ему важно оправдать свое грехолюбие и сохранить хорошую мину (т.е. выражение лица) при плохой игре. Лукавство страшно тем, что не боится Бога и лукавит с Ним также, как с людьми. Оно слепое и наивно полагает, что Бога тоже можно обвести вокруг пальца! Оно не может не лукавить и быть другим. Так лукавство у религиозных людей становится фарисейством и ведет к полной прелести бесовской, при которой все отношения человека с Богом строятся под воздействием греховных страстей и злых духов. Это лукавство учит, что спастись можно без скорбей и особых усилий, без распятия себя и креста. Оно ценит такие добродетели, как смирение и прочие, но считает, что их можно подменить публикацией их, т.е. оставаясь гордым, выдавать себя за смиренного. Лукавство помогает грешному человеку, оставаясь грешным, выглядеть «святым» и требует к себе соответствующего отношения.
Лукавство проявляется в разных мелочах. Есть, например, женское лукавство, которое использует то, что ценят в женщинах, т.е. миловидность, красоту, грациозность, стройность и т.п. в своих целях, притворяясь и властвуя над тем, кто попадается на эту удочку. Лукавство это постоянная попытка заглушить свою совесть, скрыть свое несоответствие тому, кем хочешь себя представить. Оно всякий раз лжет. Оно умаляет грехи и возвеличивает нечто доброе в нас или кажущееся таким. Оно очень изворотливо и делает нас необратимыми к Богу и добру. Оно убивает в нас покаяние и способность благого изменения себя. Оно многогранно и трудноуловимо. Если кто-то из нас по преимуществу лукав, то моля Бога избавить от лукавого, он просит избавить от себя самого. Т.е. прекратить его лукавую жизнь и отправить в узилища ада.
Как же Господь Бог относится к каждому из нас? Мы знаем, что есть общий Его промысел о всем Им сотворенном, особенно же о людях и каждом человеке. Бог благ и изливает Свою благость в виде благодати на всех, и добрых, и злых. Но Его личное отношение к каждому зависит от каждого из нас. Отношения у каждого из нас с Богом выстраиваются ВЗАИМНО И ИНТИМНО, так, что каждый может истино сказать, что в мире есть только Бог и я, а также «Господь мой и Бог мой»! Людей много, но не все верят в Бога и Богу. Не все любят Бога. Не все стремятся к Нему так, чтобы быть с Ним и жить только Им. Он предлагает спасение и вечное Свое Царство (мироустройство) всем, но дарует только избранным и прошедшим Его испытания. Но многие войдут в Царство Бога только по Его милости, ради своей причастности к Его Церкви, и будут жить обособленно от Него, пользуясь Его неистощимыми дарами. Но Он ищет среди нас того единственного, с которым мог бы поговорить, как с другом обо всем, полностью доверяя и не опасаясь непонимания или тени сомнения. Вот почему этот интимный путь личного содружения с Богом самый интересный, самый блаженный, неизреченный. Каждый из нас может стать Богу незаменимым и единственным другом, хотя у Него будут и другие незаменимые друзья. Но каждая интимная связь каждого совершенного человека с Богом неповторима и каждый друг у Него особенный и неповторимый.
Но вернемся от этой захватывающий наш дух красоты ближе к нашей печальной реальности. Мы еще не друзья Богу. Мы только званные Им, надеющиеся на помилование в числе Его народа, ради Его Церкви. Тем не менее и у каждого из нас начинается налаживаться интимная связь с Богом. Вы можете заметить разницу личного переживания между участием в общественном богослужении и личной келейной (домашней) молитвой к Богу наедине. Молясь Богу наедине, каждый из нас ощущает перед Ним только себя и свои ощущения и переживания. Это невозможно изменить и переделать. Это не эгоизм, а данность. Вот почему именно в личных уединенных молитвах и начинают строиться интимные отношения с Богом. Стяжав со временем внимание в молитве, человек будет распространять его и на все прочие стороны своей жизни. Так бывает с каждым приобретенным от Бога качеством или добродетелью. Внимание к себе, к своим действиям, поступкам, словам, помышлениям и ощущениям позволят человеку не только познавать себя и покаянно переделывать по образу Христа, но и видеть себя перед Богом таким, каким человек есть на самом деле, т.е. без всякого лукавства! При таком рассматривании себя, человек начинает видеть себя, как бы глазами Бога. Это очень страшно, но блаженно и плодотворно!
Что же видит в себе человек, кроме наносного зла и греха? Он видит в себе нескольких людей, и в каждом из них есть он, и каждый из них и есть он. Эти люди или эти его «я» будут разными: и хорошими, и плохими. По большей части плохими, но разно плохими. Он увидит, что Бог выбирает в нем самого хорошего в нем человека и начинает строить Свои отношения именно с ним. Ради этого хорошего человека Бог терпит в тебе всех прочих плохих, в надежде, что ты постепенно избавишься от них и останешься только этим одним. Даже мы со стороны можем увидеть в близком и любимом нами человеке этих разных людей. Вот этот человек разгневался на что-то, кричит, ругается, говорит плохие слова – и мы говорим, что он не в себе, и ждем пока он успокоится и придет в себя. Когда это происходит, мы радуемся, что наш любимый человек вернулся. Если мы поругались между собой (когда в каждом из нас взял на время верх один из наших злых человеков), то после, ищем примирения и радуемся ему. Так вот вся наша задача состоит в том, чтобы не дать этому доброму в нас человеку умалиться и исчезнуть, ибо тогда Богу не с кем будет иметь в нас дело и некого будет миловать и спасать. Мы должны укреплять и взращивать этого человека и умалять прочих злых, особенно же нашего лукавого человека.
Поэтому вооружимся прежде всего против любого ОПРАВДАНИЯ себя в чем бы то ни было, кроме удаляющего от Бога. Примем любые поругания, как достойные их. Отцы учат нас, что даже если весь мир восстанет на тебя, прими это, как достойный того, ибо это так и есть. Мы же не можем потерпеть и малейшего унижения, особенно же того, которое кажется нам несправедливым или ложным. Отстаивая себя в этих конфликтах, мы всякий раз умаляем своего доброго человека и укрепляем лукавого. Тогда однажды может настать такое положение, что внутри нас останется только злой человек и Богу не на кого будет смотреть. Такой человек становится Богу не дорог и не интересен. Он оставляет его на произвол его страстям, стихиям мира сего и злым демонам. А демоны ищут только одного – отомстить человеку за ту честь, какую он имел у Бога и погубить его навсегда. Не допустим же этого, но будем взращивать нашего доброго человека и сделаем его одним единственным в нас. Примиримся с Богом в Церкви и содружимся с Ним в личной нашей молитве. Боже, помоги нам в этом и избави нас от нашего лукавого человека.