отец Олег Моленко
Опыт богомыслия (2010 г.)
О молитве Господней «Отче наш»
О мой дивный Господь и Бог!
Нет у меня ни
сил, ни разума, ни слов, чтобы воздать
Тебе хвалу, славословие и благодарение
за все Твои дивные, чудесные и неизреченные
милости, щедроты и благодеяния, которыми
Ты, о Всемилостивейший, во все дни жизни
моей незаслуженно буквально осыпаешь
меня, грешного и недостойного такого
Твоего снисхождения и внимания!
Я дивлюсь Тебе
и всему тому, что Ты изволяешь
подарить мне, окаянному и безответному!
Впрочем, эти великие Твои пренебесные,
святые и божественные подарки делаются
не мне одному, но и прочим Твоим верным
людям, которые взыскали Тебя и Твои милости
и желают быть с Тобой всегда! И не только
им, но и всей Церкви Твоей принадлежит
это Твое неоценимое духовное сокровище,
ибо Ты, как Ее Единственный Глава, Жених,
Кормилец, Защитник и Попечитель, благоволишь
все делать для Церкви, Церковью и ради
Церкви Твоей!
Вот и в настоящее
время Ты опять незримо посещаешь
меня, малого и ничтожного Твоего служителя,
и открываешь мне, немудрому, дивные и
премудрые вразумления и откровения Твои.
Все что я, малознающий,
знаю – Твое и от Тебя! Я знаю, что Ты всегда
во все времена бытия посещал избранных
Твоих и открывал им то, что Тебе было угодно
открыть каждому из них. Ты не только открывал
им Твои дивные тайны, нужнейшие нам заповеди,
повеления, советы, пророчества и обетования,
но и научал, как поступить с ними. Что-то
Ты даровал только Своему избранному и
святому, а что-то повелевал передать прочим
людям. Так было и есть, о Неописуемый и
Всесовершенный Господь мой и Бог мой!
Мне бы с благодарностью
принять то, что Ты уже даровал Церкви
Твоей через святых Твоих избранников,
прилепиться к этому безграничному духовному
сокровищу и благоговейно пить, насыщаться
и наслаждаться из этого небесного источника
мудрости и благодати!
О, Неизглаголанный
и Неизмеримый Господь и Бог, Создатель
и Возсоздатель мой! Ты все про меня знаешь,
все видишь и все понимаешь! Ничто не утаится
от Тебя, и никто не скроется! Но я дивлюсь
и недоумеваю, что Ты меня, последнейшего
из последних, призвал на дивный пир Твоей
веры, мудрости и благодати! Дивлюсь, что
и меня, так сильно поврежденного, искореженного
и изуродованного грехом, самоволием,
безпечностью и бесами, Ты, о Всеславнейший
и ни в чем не имеющий нужду, призвал в
дивный Твой Свет и Царство Благодати,
и сделал Своим избранником и служителем!
Мне нечем воздать Тебе! Мне нечем ответить
Тебе и нечего сказать! Изумляюсь, молчу,
благоговею и тихо плачу пред Тобой, Господь
и Бог и Спаситель мой!
Прости меня,
мой Благодетель, милостиво приемлющий
любого кающегося человека, за все
мое недостоинство Тебя, за все
мои нелепости, грехи и уклонения
от правды Твоей и Света Твоего!
Прости меня за мое несоответствие
Твоим дарам и безобразность мою.
Но, Ты, о дивный
в милости Своей и славный во всех делах
Твоих, Сам пощадил меня, Сам даровал мне
покаяние и очистил им, Сам убелил меня,
Сам украсил меня, Сам упремудрил Меня
и научил всему тому, что я знаю, умею и
могу!
Вот и теперь,
Ты опять и как всегда неожиданно благоволил
посетить меня и открыл мне то, что счел
нужным и повелел донести это Твоим словесным
овечкам и всей Церкви Твоей! Благоговею
пред Тобой, но не уклоняюсь от святого
послушания Тебе! Однако сознавая свою
недостаточность, припадаю к благости
Твоей и молю Тебя, о Всещедрый, даруй мне
разум и слово изложить все открытое Тобой
мне, ничтожному, так, как это угодно Тебе
и полезно людям Твоим! С этим я дерзаю
приступить к написанию и да польются
словеса мои как благодатные потоки Твои,
утешающие, укрепляющие, вразумляющие
и научающие званных Тобой ко спасению!
О, чада мои, возлюбленные
о Господе! Я, ваш отец, наставник
и пастырь, опять обращаюсь к вам как
к разумным Божьим творениям, способным
внять и понять смысл износимого мной
слова. И в этот раз это не просто мои слова,
суждения и мнения, но говоримые мною и
через меня слова и мысли Духа Святого!
Отнеситесь же к ним с великим вниманием
и благоговением и напитайте ваши жаждущие
души из чистого и благодатного источника
Божьей мудрости. Ощутите и переживите
благодатное воздействие слова и получите
пользу душам вашим во спасение ваше!
О молитве Господней «Отче наш»
Наш чудный Господь
и Бог Иисус Христос даровал
нам изумительную по силе, красоте
и глубине молитву, которую мы знаем
под названием «ОТЧЕ НАШ». По ее происхождению
эта дивная молитва именуется Господней,
ибо она есть единственная из всех молитв,
которая дарована нам непосредственно
Самим воплощенным Господом и Спасителем
нашим Иисусом Христом.
Мы находим слова
этой благодатнейшей молитвы в Божественном
Евангелии. Вот как она приводится в русском
переводе Евангелия от Матфея:
Мф.6:
«9
Молитесь же так:
Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
10
да приидет Царствие
Твое; да будет воля
Твоя и на земле, как
на небе;
11
хлеб наш насущный
дай нам на сей день;
12
и прости нам долги
наши, как и мы прощаем
должникам нашим;
13
и не введи нас в
искушение, но избавь
нас от лукавого. Ибо
Твое есть Царство и
сила и слава во веки.
Аминь».
В другом
Евангелии от Луки эта молитва приводится
так:
Лк.11:
«1
Случилось, что когда
Он в одном месте молился,
и перестал, один из
учеников Его сказал
Ему: Господи! научи
нас молиться, как и
Иоанн научил учеников
своих.
2
Он сказал им: когда
молитесь, говорите:
Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие
Твое; да будет воля
Твоя и на земле, как
на небе;
3
хлеб наш насущный
подавай нам на каждый
день;
4
и прости нам грехи
наши, ибо и мы прощаем
всякому должнику нашему;
и не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого».
Оба варианта этой
одной молитвы приведены с некоторыми
разночтениями. Но это не ошибки переписчиков
или переводчиков. Господь говорил эту
молитву людям не один раз. Евангелистами
записано два разных случая, когда Господь
произносил эту молитву людям. У Матфея
повествуется, что Господь Сам стал говорить
о том, как надо молиться, и для примера
Он привел текст этой короткой, но много
в себе содержащей молитвы.
Вот что наш
Господь и Учитель говорил
перед тем, как произнести содержание
этой молитвы:
Мф.6:
«6
Ты же, когда молишься,
войди в комнату твою
и, затворив дверь твою,
помолись Отцу твоему,
Который втайне; и Отец
твой, видящий тайное,
воздаст тебе явно.
7
А молясь, не говорите
лишнего, как язычники,
ибо они думают, что
в многословии своем
будут услышаны;
8
не уподобляйтесь
им, ибо знает Отец ваш,
в чем вы имеете нужду,
прежде вашего прошения
у Него».
В этом поучении
о молитве наш Господь помогает
нам избежать два основных препятствия,
мешающих нашей молитве и лишающих нас
ее благих плодов.
Первым препятствием
Господь показывает нам лицемерие, которое
происходит из страсти тщеславия. Господь
помогает нам преодолеть это препятствие
тем, что объясняет ту истину, что нам нельзя
молиться напоказ другим людям или своей
страсти тщеславия, но должно всегда уединяться
и молиться Богу тайно. Здесь речь идет
о личной, а не о церковной и общественной
молитве. Тайная молитва от души, возносимая
Богу, непременно будет Им принята, и Господь
Бог, видящий тайную, нелицемерную и благоговейную
молитву человека, воздает ему явным осуществлением
просимого или явным преуспеянием в самой
молитве.
Вторым препятствием,
лишающим молитву услышанности Богом,
является многословие и говорение лишнего.
Многословие, осуждаемое Господом, не
есть просто большое количество слов,
обращенных ко Господу Богу. Мы знаем,
что святые отцы, движимые в своих молитвах
Духом Святым, изливали их многими словами.
Господь порицает многословие молитвы
язычников. Это многословие состояло из
многих лишних слов, театрально вставляемых
язычниками в свои молитвы для словесного
ее украшения, пышности и нарядности. Другими
словами, многословная молитва язычника
была не более, чем витийствующая игра
словами. Язычники ложно полагали, что
изящная и театральная игра словами и
есть молитва и что именно за это изящное
искусство нанизывания и плетения словесных
кружев их молитва будет услышана. Просили
же язычники о многом и о земном. И от этого
нас предупреждает Господь, открывая ту
истину, что Бог Отец наш знает все, в чем
мы имеем нужду, прежде нашего прошения.
Если буквально
следовать этой истине, то возникает
мысль о том, что, может, не следует нам
вообще ничего просить у Бога? Да, бывает
и так! И такому есть место в духовной жизни
человека. Так святитель Игнатий (Брянчанинов),
этот дивный учитель молитвы, писал: «Если
можешь ничего не просить у Бога – не проси
ничего».
Как мы видим, непрошение
у Бога есть следствие высокого духовного
преуспеяния. Человек ничего не просит
у Бога из глубокой своей убежденности,
что Бог все его нужды знает лучше Его
и что Он все необходимое подаст ему в
нужное время и полезную меру. Но такой
человек не просто не просит у Бога, но
и благоговейно предстоит пред Ним, всего
ожидая от Него верой и упованием своим.
Такое предстояние есть молитва без слов.
Нам же, новоначальным и слабым, должно
смиренно и неотступно просить того, что
важно и нужно нам.
Неотступности
в молитве учит нас Сам наш
Господь Иисус Христос:
Лк.11:
«5
И сказал им: положим,
что кто-нибудь из вас,
имея друга, придёт к
нему в полночь и скажет
ему: друг! дай мне взаймы
три хлеба,
6
ибо друг мой с дороги
зашел ко мне, и мне нечего
предложить ему;
7
а тот изнутри скажет
ему в ответ: не беспокой
меня, двери уже заперты,
и дети мои со мною на
постели; не могу встать
и дать тебе.
8
Если, говорю вам,
он не встанет и не даст
ему по дружбе с ним,
то по неотступности
его, встав, даст ему,
сколько просит.
9
И Я скажу вам: просите,
и дано будет вам; ищите,
и найдете; стучите,
и отворят вам,
10
ибо всякий просящий
получает, и ищущий находит,
и стучащему отворят.
11
Какой из вас отец,
когда сын попросит
у него хлеба, подаст
ему камень? или, когда
попросит рыбы, подаст
ему змею вместо рыбы?
12
Или, если попросит
яйца, подаст ему скорпиона?
13
Итак, если вы, будучи
злы, умеете даяния благие
давать детям вашим,
тем более Отец Небесный
даст Духа Святаго просящим
у Него».
Итак, мы просим
у Бога не для информирования Его
о наших нуждах, а для выражения желания
нашего сердца и осознания нами крайней
нужды в просимом. Мы свидетельствуем
пред Богом о своем желании получить просимое
и о своей нужде в нем. Чем неотступнее
наши прошения, тем более мы свидетельствуем
о своей нужде в просимом. Однако мы настолько
невежественны и немощны, что не знаем,
что должно просить у Бога и в чем наша
настоящая нужда. И этому нас научает Сам
Господь.
В общем для
всех виде Он сообщает нам об этом, как
мы это хорошо видим, в Святом Евангелии.
Если говорить
кратко, то просить
должно у Бога дарование
Духа Святого!
Если есть нужда
говорить больше и конкретней, то повторяем
за Господом – сказавшим нам: молитесь
так – молитву «Отче наш».
Два предложенных
Господом нашим варианта этой молитвы
дополняют друг друга, что я постараюсь
показать ниже.
О, как возвышена,
как духовна, как проста в изложении
и глубока и богата в содержании эта
краткая молитва! В ней есть и догматы
веры, и недомыслимые для нас важные истины,
и откровения, и глубокое покаяние, и поучение!
О, как любезна должна быть эта великая
молитва нашему сердцу!
Но сегодня, о
чада мои, возлюбившие молитву, я покажу
вам то, что совсем недавно во дни празднования
Светлого Рождества Христова 2010 года открыл
мне Господь в этой досточудной и божественной
молитве.
Один Бог знает,
сколько раз я произносил слова
этой несравненной и незаменимой
молитвы. Я и рыдал на ней от убодания моего
заскорузлого и окамененного сердца на
страшных и дивных словах ее «Отче наш».
Я зрел на эти изумительные и блаженные
слова «Отче наш» и плакал. Плакал и наслаждался
ими! Я не отрываясь зрел эти слова и ненасытимо
насыщался ими, плача и вместе с тем дивясь
их простоте и силе. Я блаженно плакал
и непрестанно повторял лишь «Отче наш...
Отче наш... Отче наш...»!
Что же я увидел
в этих словах во время посещения
меня, недостойного, Духом Святым?
А видел я
прозревшими на то время своими духовными
очами следующее.
С одной стороны
я увидел необъятно Великого и безгранично
Славного Всемогущего Бога и дивную Его
истину, что Он Святой и Всесовершенный
благоволил мне (и всем нам, людям) открыться
не как Господин, Повелитель, Судья праведный
и Каратель справедливый – что верно само
по себе – а как родной Отец! О, непостижимая
к нам любовь Божья! О, невероятная и потрясающая
истина! О, изумительное знание! О, чудесный
и неизреченный дар Божий! Бог – мой Отец!
Как не дивиться сему! Как не радоваться!
Как не веселиться и не ликовать от осознания
приобретения паче всякого чаяния Такого
Великолепнейшего Отца! Но, от этого величайшего
откровения, от зрения этой любезной моему
сердцу и драгоценнейшей истины, увы мне,
мое каменное сердце не содрогнулось,
не сокрушилось и не растаяло во мне как
воск от огня. О, горе нечувствию моему!
Но и здесь
безгранично милостивый Господь
и Бог мой пришел мне на помощь.
Он показал мне другую сторону
– меня самого. Что же я увидел
с этой стороны? А увидел я жуткую,
страшную, мрачную картину того, кто я
есть на самом деле и как я выгляжу во свете
Божества! Я вижу маленькое, жалкое, немощное,
безсильное и непрестанно страдающее
существо. Я вижу маленького, злобного
и обиженного на всех и вся гадкого, мерзкого
и уродливого карлика! Я вижу ничтожество,
не только не способное ни к чему доброму,
но не способное ничем и никак помочь себе
самому! Я вижу полное несоответствие
между открывшейся мне жуткой реальностью
моего состояния и моего сыновнего положения,
дарованного мне Богом! И при этом я не
теряю из виду Самого Бога и продолжаю
как спасительное заклинание вопиять
«Отче наш... Отче наш... Отче наш...». И здесь
на этом ярчайшем контрасте между зримым
в неизреченной лепоте Богом и одновременно
зримом моем уродстве Бог посылает мне
удивительной силы сокрушающий помысел,
который я зрю весь целиком и который для
его сообщения вам нуждается в пословном
изложении. Суть его была такой: «Боже
мой, Боже мой, Великий и Превеликий! Ты
благоволил стать моим Отцом и Ты мой Всемогущий
и Всеблаженный Отец! Почему же я, окаяннейшее
Твое творение, являясь Твоим сыном и дерзая
называть Тебя Своим Отцом, так мучаюсь
и страдаю, немоществую и терплю лишения»?
И далее какое-то время я переживал эту
мысль, не оставляя повторять два блаженнейших
слова «Отче наш...» и непрестанно сокрушаясь
и испуская обильные слезы.
Так только два
первых слова этой поистине великой
и блаженной молитвы произвели
во мне такое дивное изменение, покаянное
самовоззрение и блаженный, тихий,
стройный плач о себе.
Но было это
давно, когда я был еще молод
и только приступал к великому
и перерождающему душу святоотеческому
покаянию. Где-то в это же время, но чуть
позже, во время моего жительства в горах
Кавказа с ныне покойным братом Михаилом
я услыхал от него его толкование молитвы
Господней. Это толкование было основано
на личном опыте деятельного покаяния
и мало чем отличалось от толкования святых
отцов. Оно служило хорошим дополнением
к их толкованию, ибо было приложено по
отношению к кающемуся грешнику.
Когда человек в
своем покаянии по-настоящему увидит себя
и познает то, что грех сделал с ним, тогда
покаяние становится для него единым на
потребу делом. В страхе за свою вечную
участь он всецело погружается в покаяние,
как в бездну, как в жизнь и неисходно пребывает
в нем. В это время из всего сокровища Церкви
и наследия святых отцов он выбирает лишь
то, что содержит в себе покаяние или способствует
его покаянию. Он подбирает для себя соответствующие
его состоянию и покаянным нуждам молитвы,
а также их толкования, способствующие
его покаянию. В это время он усиленно
трудится для покаяния своего, чтобы сделать
его реально работающим на его очищение
и благое изменение, а также чтобы оно
было принято Господом Богом. После прохождения
поприща святоотеческого очистительного
покаяния подвижник Христов переводится
Богом на новый для себя уровень, на котором
его покаяние работает на него! В этом
периоде он больше живет зрением, чем деянием
и больше слушает Бога, чем говорит Ему!
Основным проявлением этого духовного
уровня является недоступное ему ранее
богомыслие и богословие. Деятельное покаяние
становится для него лишь охранным, и он
прибегает к нему лишь в случае преткновения
или спотыкания. Важнейшей добродетелью
для него является смиренномудрие. При
охранении себя смиренномудрием подвижник
живет и питается в основном богомыслием.
Он начинает получать от Бога различные
вразумления и откровения и прежде всего
покаянного характера. Он начинает по-новому,
глубже, четче и яснее видеть то, чем он
раньше пользовался в своем покаянном
творчестве. Ему начинает открываться
глубина и красота православных молитв.
Происходит это не по его воле и желанию,
а по воле и желанию Господа Бога.
Долгое время
я был доволен своим пониманием
молитвы Господней и не пытался
увидеть в ней что-то большее.
Однако полного удовлетворения в ее понимании
у меня почему-то не было.
И вот теперь
Господу Богу нашему было угодно добавить
мне понимание этой великой молитвы,
и я спешу поделиться этим ведением с вами.
Новое видение
молитвы «Отче наш» пришло ко мне
неожиданно во время исповеди одного из
моих духовных чад. Во время беседы я вдруг
ясно увидел, что в этой молитве помимо
всего мне известного заложена лестница
духовного восхождения! Ступени этого
восхождения изложены в виде духовных
законов и духовного качества, а не в виде
деятельного восхождения и добродетелей.
Если эта молитва
читается сверху вниз, то лестница духовного
восхождения изображена там снизу
вверх. Приведу ее в указанном
порядке словами из Писания.
Молитва
у Матфея:
Отче
наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
10
да приидет Царствие
Твое; да будет воля
Твоя и на земле, как
на небе;
11
хлеб наш насущный
дай нам на сей день;
12
и прости нам долги
наши, как и мы прощаем
должникам нашим;
13
и не введи нас в
искушение, но избавь
нас от лукавого.
Молитва
у Луки:
Отче
наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие
Твое; да будет воля
Твоя и на земле, как
на небе;
3
хлеб наш насущный
подавай нам на каждый
день;
4
и прости нам грехи
наши, ибо и мы прощаем
всякому должнику нашему;
и не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого
Лестница
духовного восхождения
по молитве «Отче
наш»:
1 -
избавь нас от лукавого
2 -
не введи нас в искушение
3 -
как мы прощаем должникам
нашим - мы прощаем всякому
должнику нашему
4 - прости нам долги
наши - прости нам грехи
наши
5 -
хлеб наш насущный дай
нам на сей день - хлеб
наш насущный подавай
нам на каждый день
6 - да будет воля Твоя
и на земле, как на небе
– слав.: да будет воля
твоя, яко на небеси
и на земли (в слав. указано
точнее)
7 - да приидет Царствие
Твое
8 - да святится имя Твое
9 - сущий на небесах
10 - Отче наш
Вот такая дивная
духовная лестница из 10 ступеней!
Однако кроме
духовного восхождения эта лестница
является лестницей, ведущей верного к
достойному причащению Святых, Страшных
и Животворящих Таинств Христовых! Таким
образом молитва «Отче наш» открывается
нам в своем Евхаристическом содержании!
Ведь не случайно же она помещена Церковью
для моления ею в таинстве Евхаристии,
причем перед самым причащением Святых
Таинств!
Пройдемся же теперь
по каждой из указанных ступеней от
первой до десятой с пояснением.
1
– избави нас
от лукавого
Избавление от
лукавого справедливо поставлено первым
в этой лестнице. Все начинания в духовной
жизни, все церковные таинства и действия
начинаются с избавления от лукавого!
Это избавление имеет два вида. Первое
означает избавление от отца всякого лукавства
сатаны или диавола, справедливо названным
Господом лукавым. Второе значение относится
к нашему зараженному лукавством духу.
Это лукавство проявляется у нас в нашей
сложности (не простоте) и самости, и прежде
всего в оправдании себя и лишнем словоизлиянии.
Вот почему перед таинством Евхаристии
так важно прежде всего избавиться от
этого лукавого духа.
Избавление от
лукавого мы можем увидеть во всем.
В домостроительстве
Божьем оно видно из главной цели
первого пришествия Господа нашего
Иисуса Христа. Святые отцы Церкви единодушно
говорят нам, что главной целью
пришествия Господа Иисуса Христа во плоти
было разрушить все дела диавола и избавить
нас от работы ему. Одной из целей второго
славного пришествия Христа будет полное
и окончательное избавление людей и всей
вселенной от лукавого диавола и всех
его бесов, а также от смерти, ада, греха
и всех их последствий.
В таинстве святого
крещения, которое возрождает крещаемого
свыше, первым делом является избавление
и отречение крещаемого от сатаны, всех
его бесов, всех его дел и всей его гордыни.
Отречение от сатаны заявляет сам крещаемый
(за младенца – его восприемник), что является
непременным условием для дальнейшего
сочетания (соединения) со Христом. Избавление
крещаемого от лукавого и всех его бесов
осуществляет Господь Бог посредством
самого таинства через экзорцизм Своего
священнослужителя, совершающего это
таинство. Таким образом вводящий через
крещение человека в Церковь Христову
и духовный мир священнослужитель является
для этого крещенного человека духовным
родителем (отцом) и пастырем Церкви. Крещенный
от воды и Духа и рожденный от духовного
отца и Духа Святого член церкви навсегда
становится для совершившего таинство
священнослужителя духовным сыном (дочерью)
и словесной овцой его стада. Он должен
и обязан во все оставшиеся дни своей жизни
молиться о здравии родившего его духовного
отца, а в случае его отшествия ко Господу
– о упокоении его души! Оставление молитв
за духовного отца является грехом и нарушением
заповеди Господа о почитании отца своего,
т.е. духовным хамством! Еще большим хамством
является любое порицание или унижение
духовного отца или памяти о нем. Как сын
и словесная овца, верный не может поучать
или обличать своего духовного отца даже
в том случае, если по уловке диавола тот
попадет в ересь или падет во все тяжкие
и лютые. Господь Сам вразумляет споткнувшегося
пастыря или посылает для его обличения
Своих людей, но только не из числа его
бывших духовных детей. В таком случае
дети должны оплакивать своего духовного
отца и благодетеля, прося избавить его
от сетей лукавого.
При освящении
воды, елея, креста, храма, жилого дома,
домашнего скота, транспортного средства,
вещей и продуктов и прочих житейских
потребностей всегда сперва производится
избавление от лукавого и его бесов.
2 -
не введи нас в искушение
После избавления
от лукавого на следующей ступени
мы просим Бога не вводить нас во
искушение. Обратите внимание на то, что
слово «искушение» поставлено в единственном
числе. О каком же искушении идет речь?
Должно разуметь, что речь не идет об искушениях,
бываемых от сатаны и бесов его, ибо мы
уже избавились от них вместе с ним на
первой ступени. От полезных искушений
нелепо просить избавления, ибо они помогают
нашему спасению. Не искушает нас Господь
Бог. Для разумения здесь уместно привести
слова святого Апостола Иакова:
Иак.1:
«13
В искушении никто
не говори: Бог меня
искушает; потому что
Бог не искушается
злом и Сам не искушает
никого,
14
но каждый искушается,
увлекаясь и обольщаясь
собственною похотью».
Итак, источником
нашего искушения является наша собственная
похоть. Похоть чего? Об этом нам в
полноте сообщает возлюбленный Иоанн
Богослов:
1 Ин.2:
«15
Не любите мира, ни
того, что в мире: кто
любит мир, в том нет
любви Отчей.
16
Ибо всё, что в мире:
похоть плоти, похоть
очей и гордость житейская,
не есть от Отца, но от
мира сего.
17
И мир проходит, и
похоть его, а исполняющий
волю Божию пребывает
вовек».
Похоть плоти,
очей и гордость житейская составляют
для нас этот мир во зле лежащий
и враждебный Богу. Этот мир после
диавола является главным врагом
нашего спасения.
Апостол Иаков
напоминает нам об истинном благочестии:
Иак.1,27:
«Чистое
и непорочное благочестие
пред Богом и Отцем есть
то, чтобы призирать
сирот и вдов в их скорбях
и хранить себя неоскверненным
от мира».
Похоть благ
мира сего приводит к прелюбодеянию с
ним:
Иак.4,4:
«Прелюбодеи
и прелюбодейцы! не
знаете ли, что дружба
с миром есть вражда
против Бога? Итак,
кто хочет быть другом
миру, тот становится
врагом Богу».
Как же можно
чего-то просить у Бога будучи Его
врагом? Никак!
Итак, очевидно,
что в этом прошении мы
просим у Бога не ввести
нас в искушение миром
сим. В этом прошении включены также
просьбы избавления нас от прелюбодеяния
с миром сим и от влекущих к сему прелюбодеянию
похоти плоти, похоти очес и гордости житейской.
Другими словами мы
просим Бога о мироотречении! Поскольку
в этом мироотречении и преодолении похоти
мира сего заключается деятельный аскетизм
– мы просим о преуспеянии в этом подвиге
деятельного покаяния, конечной целью
чего является безстрастие.
В
отношении к Евхаристии мы просим
не ввести нас в такое искушение, которое
бы воспрепятствовало нам достойно причаститься
Святых Таинств Христовых.
3 -
как мы прощаем должникам
нашим - мы прощаем всякому
должнику нашему
Вот мы достигли
третьей ступени. На ней в отношении
Евхаристии мы для удаления главного
препятствия к достойному причащению
сперва достигаем, а затем свидетельствуем
Богу о прощении всякому личному должнику
нашему и всем личным должникам нашим
всех их личных долгов против нас! Здесь
под долгом разумеется всякое содеянное
против нас согрешение, огорчение, неправда,
причиненная скорбь и т.д.
В отношении
духовного преуспеяния мы на этой
ступени воспринимаем заповедь и благой
совет Господа Иисуса Христа:
Мф.6:
«14
Ибо если вы будете
прощать людям согрешения
их, то простит и вам
Отец ваш Небесный,
15
а если не будете
прощать людям согрешения
их, то и Отец ваш не
простит вам согрешений
ваших».
После этой двухсторонней
заповеди о прощении-непрощении только
ненавидящий себя в вечности безумец может
не позаботиться об ее исполнении, ибо
это напрямую связано с оставлением наших
собственных грехов, которые являются
для нас главным источником нашей погибели
и главным препятствием на пути возвращения
к Богу и в Его царство.
Таким образом на этой ступени мы просим
Бога о даровании нам великого дара неосуждения
ближнего, который является началом и
основанием исполнения заповеди Божией
о любви ближних! Именно этому учит нас
и Святая Церковь во дни Великого поста,
поставляя нам покаянную молитву преподобного
Ефрема Сирина с коленопреклонениями
с важным в ней прошением: «даруй
мне зрети моя согрешения (и вследствие
этого) и не осуждати
брата моего».
Выходит, что
на этой ступени мы достигаем дара
неосуждения ближних, а также предваряющего
его дара зрения греха
своего.
Согрешения наши
и наших ближних здесь образно
указаны в виде долга. Тогда мы
вспоминаем притчу Господа о должниках:
Мф.18:
«23
Посему Царство
Небесное подобно царю,
который захотел сосчитаться
с рабами своими;
24
когда начал он считаться,
приведен был к нему
некто, который должен
был ему десять тысяч
талантов;
25
а как он не имел,
чем заплатить, то государь
его приказал продать
его, и жену его, и детей,
и всё, что он имел, и
заплатить;
26
тогда раб тот пал,
и, кланяясь ему, говорил:
государь! потерпи на
мне, и всё тебе заплачу.
27
Государь, умилосердившись
над рабом тем, отпустил
его и долг простил ему.
28
Раб же тот, выйдя,
нашел одного из товарищей
своих, который должен
был ему сто динариев,
и, схватив его, душил,
говоря: отдай мне, что
должен.
29
Тогда товарищ его
пал к ногам его, умолял
его и говорил: потерпи
на мне, и всё отдам тебе.
30
Но тот не захотел,
а пошел и посадил его
в темницу, пока не отдаст
долга.
31
Товарищи его, видев
происшедшее, очень
огорчились и, придя,
рассказали государю
своему всё бывшее.
32
Тогда государь его
призывает его и говорит:
злой раб! весь долг
тот я простил тебе,
потому что ты упросил
меня;
33
не надлежало ли
и тебе помиловать товарища
твоего, как и я помиловал
тебя?
34
И, разгневавшись,
государь его отдал
его истязателям, пока
не отдаст ему всего
долга.
35
Так и Отец Мой
Небесный поступит с
вами, если не простит
каждый из вас от сердца
своего брату своему
согрешений его».
Обратите пристальное
внимание на то, что эта притча говорит
об уподоблении Царству Небесному и напрямую
связано с Отцом Небесным, что отраженно
и в молитве «Отче наш». Вот почему нам
важно уразуметь для получения милости
от Отца Небесного в виде прощения нашего
долга и для достижения Царства Небесного
то, что это для нас станет реальностью
лишь тогда, когда мы сами по духовному
закону исполним то, что предлежит сделать
нам с нашей стороны – простить от сердца
все согрешения всякого согрешившего
лично против нас брата или ближнего.
То, что согрешения
показаны нам в виде долга, говорит
нам следующее.
Наш личный долг
перед безконечным Богом безконечен
и потому в случае неуплаты подлежит
безконечному заключению в темнице ада:
государь его отдал
его истязателям
(т.е. злым бесам в аду)
пока не отдаст ему всего
долга (т.е. навсегда, на всю вечность).
Но наши грехи
и грехи ближних против нас
названы долгами ради проявления
двух заповедей о любви – к Богу и ближнему.
Об этом хорошо показывают слова Господа:
Лк.7:
«41
Иисус сказал: у одного
заимодавца было два
должника: один должен
был пятьсот динариев,
а другой пятьдесят,
42
но как они не имели
чем заплатить, он
простил обоим. Скажи
же, который из них
более возлюбит его?
43
Симон отвечал: думаю,
тот, которому более
простил. Он сказал
ему: правильно ты
рассудил».
Осознав, что
прощение долга напрямую связано
с любовью к Богу (за прощение
безконечного долга нам) и к ближнему
(как прощение его малого долга против
нас) переходим к следующей ступени.
4 -
прости нам долги наши -
прости нам грехи наши
Заручившись прощением
грехов ближних против нас, мы дерзаем
с несомненной надеждой и упованием
просить Бога о прощении наших
грехов, которые ощущаются нами как тяжкий
и давящий нас и ничем невосполнимый долг
перед Ним.
Получая прощения
грехов, препятствующих нашему соединению
со Святым Богом, мы в таинстве Евхаристии
становимся на время святыми, чтобы и к
нам перед приступанием к причастию Святых
Тела и Крови Христовых относился возглас,
возносимый священнослужителем от лица
Церкви: «святая
святым». Вот почему так важно перед
Чашей Жизни простить от всего сердца
всем своим обидчикам и примириться со
всеми, кого обидели мы, а также очистить
совесть свою от грехов в таинстве Исповеди.
Прощение грехов,
как нашего долга пред Богом, позволяет
нам перейти к следующей ступени духовного
совершенствования. Оно не освобождает
нас от влияния греха вообще или от нашей
немощи согрешать, но снимает тяжкий груз
всех греховных накоплений, как непомерно
тяжелый долг. Об этой духовной антиномии
прощения грехов и согрешения лучше всех
нам говорит Великий Иоанн Богослов:
С одной стороны
этой антиномии мы имеем:
1 Ин.1:
«7
если же ходим во
свете, подобно как Он
во свете, то имеем общение
друг с другом, и Кровь
Иисуса Христа, Сына
Его, очищает нас от
всякого греха. ...
9
Если исповедуем
грехи наши, то Он,
будучи верен и праведен,
простит нам грехи
наши и очистит нас от
всякой неправды».
С другой стороны:
1 Ин.1:
«8Если
говорим, что не имеем
греха, -- обманываем
самих себя, и истины
нет в нас.
...
10
Если говорим, что
мы не согрешили, то
представляем Его лживым,
и слова Его нет в нас».
Итак, грехи, как
тяготеющий долг пред Богом, прощаются
Им при соблюдения нами условий, заповеданных
нам, но пребывание в нас греха, как неуврачеванной
еще окончательно порчи грехопадения,
источающей текущие грехи нашей немощи,
в нас сохраняется. Эти текущие грехи мы
очищаем повседневным покаянием, прощением
грехов против нас наших ближних и терпением
скорбных наведений.
Придя в такое
устроение и в такую степень
очищения от грехов, мы наконец переходим
на следующую ступень лестницы.
5 -
хлеб наш насущный дай
нам на сей день - хлеб
наш насущный подавай
нам на каждый день
Наконец-то мы получаем
дерзновение просить насущный наш хлеб
для поддержания жизни в себе. Разночтение
в этом прошении у Евангелистов сводится
к тому, что у Матфея написано о прошении
хлеба на сей день (по слав. – днесь), т.е.
сегодня, а Лука, чтобы кто не подумал,
что это прошение только на одни день дополняет
– на каждый такой сегодняшний день.
О каком же хлебе
идет речь в этом прошении?
Здесь следует
знать, что каждый верный член Церкви
Христовой проявляет себя в виде
трех людей или ипостасей: человека церковного,
человека духовного и человека греховного.
Соответственно этому у каждого из этих
человеков есть свой насущный хлеб, которым
он должен питаться. При этом два человека
– церковный и духовный – питаются каждый
своим хлебом для жизни и роста, а третий
– греховный человек – питается своим
хлебом для умерщвления и полного исчезновения.
Для церковного
человека насущным хлебом является Святое
Тело и Кровь Христовы, через которые он
духовно вкушает всего Христа Бога.
Ин.6:
«32
Иисус же сказал
им: истинно, истинно
говорю вам: не Моисей
дал вам хлеб с неба,
а Отец Мой дает вам
истинный хлеб с небес.
33
Ибо хлеб Божий
есть тот, который сходит
с небес и дает жизнь
миру. ...
35
Иисус же сказал
им: Я есмь хлеб жизни;
приходящий ко Мне не
будет алкать, и верующий
в Меня не будет жаждать
никогда. ...
48
Я есмь хлеб жизни.
49
Отцы ваши ели манну
в пустыне и умерли;
50
хлеб же, сходящий
с небес, таков, что ядущий
его не умрет.
51
Я хлеб живый, сшедший
с небес; ядущий хлеб
сей будет жить вовек;
хлеб же, который Я
дам, есть Плоть Моя,
которую Я отдам за жизнь
мира.
52
Тогда Иудеи стали
спорить между собою,
говоря: как Он может
дать нам есть Плоть
Свою?
53
Иисус же сказал
им: истинно, истинно
говорю вам: если не
будете есть Плоти Сына
Человеческого и пить
Крови Его, то не будете
иметь в себе жизни.
54
Ядущий Мою Плоть
и пиющий Мою Кровь имеет
жизнь вечную, и Я воскрешу
его в последний день.
55
Ибо Плоть Моя истинно
есть пища, и Кровь Моя
истинно есть питие.
56
Ядущий Мою Плоть
и пиющий Мою Кровь пребывает
во Мне, и Я в нем.
57
Как послал Меня
живый Отец, и Я живу
Отцем, так и ядущий
Меня жить будет Мною.
58
Сей-то есть хлеб,
сшедший с небес. Не
так, как отцы ваши ели
манну и умерли: ядущий
хлеб сей жить будет
вовек».
Здесь мы видим
прямую связь между дающим небесный хлеб
Отцом и являющимся для нас этим хлебом
Христом, что отражено в молитве «Отче
наш». Здесь также показаны основные плоды
для нас, приносимые вкушением Тела и Крови
Христовых. Выделим и перечислим эти дивные
дары Божественной Евхаристии:
1 - удовлетворение
духовного алкания и духовной жажды;
2 - прощение и
оставление грехов;
3 - привитие к
Христу-Лозе и питание соками
Лозы, чтобы не увясть и не
засохнуть;
4 - поддержание в человеке духовной жизни
и жизни с Богом;
5 – соединение
верных в единую Церковь, как
единое Тело Христово;
6 – соделывание верных посредством вкушения
Крови Христа братьями Христу и братьями
во Христе;
7 – победа (принятие Христовой победы)
над смертью;
8 – залог
будущего нашего воскресения
из мертвых;
9 – пребывание нас во Христе;
10- пребывание
Христа в нас;
11- жизнь Христом
Богом.
Для
нашего духовного
человека насущным хлебом
является святое и
блаженное имя
Иисуса Христа, а вкушением – его непрестанное
призывание. Без моления именем Иисуса
Христа наш духовный человек не растет,
но умирает. Через непрестанное призывание
имени Иисуса Христа наш духовный человек
соединяется с Божеством Христа Сына Божьего.
Об этом двойном
питании говорит нам Духом Святым святой
царь Давид в словах:
Пс.115,4: «Чашу спасения
прииму и имя Господне
призову».
Насущным хлебом
для нашего греховного
человека являются плач и слезы. Этим
хлебом он постепенно умерщвляется.
Соответственно
трем этим в нас человекам мы и
причащаемся Пречистых и Святых
Тела и Крови Христовых.
Греховный человек
– во оставление грехов.
Духовный человек – в возрастание моления
именем Иисуса Христа.
Церковный человек – в соединение со Христом
Богом, а чрез Него со Отцем в Духе Святом.
Поскольку все
мы рождаемся грешными и главным
для нашего спасения является оставление
грехов, то Спаситель Христос и Его Святая
Церковь поставили возглашать основной
причиной Евхаристии и пресуществление
в ней хлеба и вина в Святые Тело и Кровь
Христа – «во оставление грехов». Вот
почему для новоначальных в подвиге покаяния
чад основным признаком причащения не
в осуждение является усиление после причащения
сокрушения, плача или любого другого
покаянного чувства, а также изменение
их отношения к ближним в сторону неосуждения,
легкого от сердца их прощения и любви.
Для людей, достигших
уровня духовного человека, основным признаком
достойного причащения (кроме упомянутых
для греховного человека) является любое
преуспеяние или улучшение их молитвы
именем Иисуса Христа.
Для людей, достигших
полноты церковного человека или в меру
возраста Христова, основным признаком
достойного причащения является любое
свидетельство их соединения с Божеством
Христа и Пресвятой Троицы. Это может быть
упоение благодатью, совершенное умертвие
миру, сладость от пребывания на своем
кресте, богомыслие, откровение, озарение,
явление, духовное видение и т.п.
Случается и
так, что признаки высшего уровня
могут иногда быть дарованы человеку
низшего уровня для опытного их вкушения,
чтобы привлечь его к ревностному
стремлению к постоянному ими обладанию.
Если же никаких
благих и или покаянных изменений
в человеке после причащения Святых Тела
и Крови Христовых не происходит и он остается
безчувственным чурбаном, это значит,
что он или причастился лишь хлеба и вина
(это в лучшем случае), или причастился
себе во осуждение.
Если человек
не питает насущным хлебом каждого
из трех его человеков, а лишь одного
или двоих, то отставшийся без
питания человек умирает – если
это церковный и духовный человек, или
оживает и крепнет – если это греховный
человек. Если не питать греховного человека,
то он начнет преобладать над двумя остальными
пока полностью их не подавит. Если не
питать духовного человека, то мы лишимся
силы и защиты имени Иисуса Христа, а также
основы покаяния. Это приведет к росту
греховного человека и неистинствования
церковного, что может привести к отпадению
от спасающей Церкви. Если не питать насущным
хлебом церковного человека, то он теряет
чувство церковности, перестает чувствовать
Церковь и себя в Церкви, а прочих ее членов
– своими братьями и сестрами. Тогда он,
как не имеющий жизни в себе, засыхает
и отламывается от Лозы-Христа и уносится
за ограду Церкви. Духовное его развитие
принимает форму прелести, а покаяние
становится лицемерным. Такой перекос
в питании насущным хлебом приводит к
безполезности и безплодности питания
остальных наших человеков, вот почему
нужно регулярное питание им каждого из
всех троих наших человеков.
Наладив регулярное
и действенное питание насущным
хлебом, мы переходим на следующую ступень,
на которой просим о воле Божией.
6 -
да будет воля Твоя и
на земле, как на небе
– на слав.: да будет
воля твоя, яко на небеси
и на земли
Одного оставления
грехов и поддержание в себе Божественной
жизни недостаточно человеку. После
достижения этого у него встает вопрос
о согласовании своей воли с волей Божией
и о научении творить волю Божию. Лучше
всего творят волю Божию святые Ангелы
и спасенные люди, находящиеся на небе.
Вот почему на этой ступени мы и просим,
чтобы такое непринужденное и гармоничное
исполнение воли Божией, какое есть на
небе, пришло и на землю. Под землей должно
понимать три значения: собственно планета
Земля; наше сердце и человеческое естество
вообще. Если мы просим пришествия той
воли Божией, которая на небе, на землю,
то мы тем самым призываем Второе пришествие
Христа, кончину века сего, Страшный суд
и жизнь будущего века, ибо только на новой
и вечной земле это будет осуществимо.
Когда мы под
землей понимаем наше сердце и все
естество человека, то мы просим Бога настроить
наше сердце и все прочие части нашего
естества на творение воли Божией, а также
научения нас полному согласованию во
всех частях нашего естества с волей Божией
и жительством только по ней.
После полного
самоотвержения и полной отдачи себя
в волю Божию мы можем дерзновенно
просить о пришествии к нам Царства Божьего.
7 -
да приидет Царствие
Твое
Царствие
Божие есть Господь Бог и Царь Небесный
Дух Святой. Мы просим о пришествии Его
к нам и поселении Его у нас в сердце. Об
этом же мы просим и в молитве «Царю Небесный
Утешителю Душе Истины...».
Когда Дух Святой
поселяется в человеке, то такой
человек становится духоносным. Дух
Святой изнутри человека очищает его от
всякой скверны плоти и духа, освящает
его, просвещает, утешает, наставляет на
всякую истину, упремудривает и готовит
его к пришествию и вселению Отца и Сына.
С вселением Духа Святого человек
становится истинно духовным. Это
развитие приводит к тому, что человек
достигает высокого преуспеяния
в своей Иисусовой молитве. От
этого его молитва становится
духовной, и он переходит на очередную
ступень лестницы, на которой имя Божие
становится для него как Бог и потому святится!
8 -
да святится имя Твое
От такого освящения
именем Божиим человек окончательно
умирает ко всему земному, тленному
и преходящему так, что единым
его чаянием становится небо, где он
пребывает духом и умом своим.
9 -
сущий на небесах
Теперь он впервые
нелицемерно, а от всего сердца, ума
и естества произносит слова Символа
Веры: чаю жизни будущего века! Такой
человек, который полностью умертвил
себя для мира сего, а мир сей для себя,
не только достигает предела Божьего мира
внутри себя, но становится воистину миротворцем
и небесным человеком.
10 -
Отче наш
От этого он
по-настоящему ощущает Бога Отца Своим
Отцом, а себя – Его сыном. Вот почему он
по сути именуется сыном Божьим и может
нелицемерно взывать «Отче наш»!
Надеюсь, что
теперь вы значительно измените свое
отношение к молитве «Отче
наш» и будете с большим сознанием
пользой молиться ею.
Конец и Богу
нашему слава честь и поклонение,
Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и
присно и во веки веков.