отец Олег Моленко
Как приступать к Святому Причащению
(cлово о. Олега из службы 8 августа 2004 года)
Для сегодняшних причастников и всех часто причащающихся напоминаю, что Святые Отцы Церкви заповедуют и научают каждого из верных производить самоиспытание перед тем, как приступить к соединению с Господом Богом Иисусом Христом посредством принятия в себя Его Пречистых Таинств Тела и Крови. И это ваша обязанность! Это ваш долг! Вы должны сами испытывать себя по тем признакам, которые указали нам Богоносные Отцы.
Основным признаком, который должен всегда присутствовать в идущем к Господу и пытающемся соединиться с Ним, является мирное состояние нашего сердца, которое напрямую зависит от нашего примирения с нашими ближними, с которыми мы имеем постоянное общение. Если мы пребываем во вражде с кем-то, сердце наше не может мирствовать. Поэтому первая проверка идёт на мирствование во вне и мирное строение внутри себя. Но не только от отношения к ближним наше сердце может быть или не быть в мире. Мирное отношение к ближним это необходимое условие, но не-до-ста-точ-но-е! Поэтому проверяем себя и по другим отношениям: как мы относимся к делу спасения, к Богу, к себе, к вещам и т.д. Нам надо, чтобы сердце наше мирствовало в отношении всего, что нас окружает. Если мы видим внутри себя блаженный мир и безмятежие в сердце, то это верный признак, что Бог мира с нами соединится.
Но мы знаем то, что мы живём во грехах, и что нами владеет падение, т.е. наша падшая, испорченная грехом природа. Поэтому невозможно, чтобы само по себе было так, что, например, проснулся и сердце твоё мирно, спокойно и безмятежно. О, мы должны сделать большое усилие со своей стороны и принять целый ряд мер, чтобы привести сердце в надлежащее мирное устроение. Одним из самых мощных и важнейших, а также полезнейших и действенных средств приведения сердца в состояние мира является смирение. Корень этого слова "мир" выражает то, что мы смиренные тогда, когда пребываем во внутреннем мире и безмятежии. Известно из Писания, что Бог гордым противится и только смиренным даёт благодать! В том числе и соединение с Собою! Смиряющим же средством и голосом истинного смирения является плач! Покаянный плач! Покаянное чувство и покаянные мысли! И если мы не погрузим свой ум в покаянные мысли, если мы не погрузим свои чувства в покаянные переживания, не переделаем их на покаянные, то мы не сможем умирить наше сердце и быть готовыми к соединению с Богом.
Формальное исполнение всех условий и условностей Таинства Причащения не поможет нам соединиться с Богом! Мы можем формально вычитать все правила, каноны и добавить ещё десяток акафистов, и всё равно это нас не подготовит, если не будет главного чтобы всё это было не формально, а реально с сокрушением сердца, с осознанием своей греховности и с рассуждением Тела и Крови, с примирением со всеми ближними и т.д. и т.п. Дело правильной подготовки и правильного настроя на вашей совести! Это в вашей власти! И Бог этого требует от каждого из вас! Моё дело научить вас этому и напоминать об этом! Ваше дело исполнять, проверять себя, испытывать и, естественно, износить на исповедь всё, что препятствует этому, всё греховное, что мешает нам пребывать в духе сокрушения и восчувствования крайней нужды в Своем Господе и Спасителе. Сокрушение сердца и чувство крайней нужды в Спасителе соединяются в том смысле, что я, будучи недостойным Бога, тем не менее без Него не могу делать ничего Ему угодного и себе полезного. И, если Он мне не поможет, я непременно погибну! К этому следует добавить чувство великой благодарности, благоговения и страха Божия а страх Божий это и есть самое точное пребывание пред Богом, предстояние или хождение пред Ним в смирении.
По отношению к Богу наше смирение проявляется страхом. Ведь мы не можем не испытывать страх перед Безконечным, неизреченно Всемогущим, Вездеприсущим, Безсмертным, Самым сильным, Самым крепким и Всесовершенным Существом Самобытия, и Источником бытия всей твари Богом! И какими бы словами мы не пытались нечто сказать о Нем, всё равно это Бога не может ни описать, ни отразить. Сравнивая себя, свои немощи и своё ничтожество с этой Великой и Безграничной Личностью, мы не можем не приходить в страх. Этот страх не тот, который мы испытываем в отношении к каким-то зверям, к стихийным бедствиям, к угрозе жизни и т.д. Нет! Этот страх возникает от ощущения. Речь идет не об искусственном мысленном сравнении или интеллектуальной игре, а о том, что познается только благим опытом, только в опытном ощущении Бога! Как только мы в своей молитве или в каких-то духовных деланиях ощутим Бога хоть сколько, так сразу отчасти и увидим ту бездну, разделяющую нам с Ним! Естественно, что это вызовет необычайный страх, благоговейный ужас, трепет! Никаким другим чувством кроме недоведомого для плотских людей страха не может ответить человек на свое ощущение безпредельного Бога!
Если чистые и святые Ангелы благоговеют, трепещут и боятся Бога, и именно из сопоставления себя с Ним, то уж мы, грешные лушпайки, должны тем более ходить пред Богом в глубоком и благоговейном страхе. И вот когда у нас этого страха нет, значит, есть противоположное безстрашие, наглость, дерзость, гордостное состояние, которое проявляется во всём и отражается и на ближних, и на нашем отношении к делу спасения, к молитве, и к великому Таинству Причащения.
Поэтому я вам сказал и напомнил то, что должен был, а вы проверяйте свою совесть в отношении сказанного! В мире ли и в покаянном ли чувстве вы приступаете? Если это есть, вы обязательно получите от Бога утешение, освящение, соединение со всеми благими плодами. Если этого нет, то я и не знаю, что вы получите...
Дай Бог, чтобы не осуждение!