Слава страстем Твоим Господи,
Слава Тебе!
Отец Олег Моленко
РАЗМЫШЛЕНИЯ НА СТРАСТИ ХРИСТОВЫ
Боже, укрепи мя страсти Христовы рещи!
Кульминацией страданий Христа стал день Его распятия на Кресте – пятница.
Ночью после Тайной Вечери Господь взял с собой Петра и сынов Зеведеевых в Гефсиманский сад, где Он молитвой укреплял Себя и готовил к грядущим истязаниям и смерти на кресте.
Человек всегда нуждается в Боге. Человеку очень нужна связь с Богом. Лучше всего эта связь устанавливается во время молитвы человека к Богу. Особенно это важно и нужно человеку в день приближения скорбей и смерти его физического естества.
Христос был Бог – Сын Божий – и совершенный безгрешный Человек. Он принял на Себя всю человеческую природу, исключая ее падение и грех. Христос был безгрешным Человеком не потому, что мог согрешить, но не грешил, а потому, что не мог согрешить никак. Он не опустился на тот уровень богопротивления, на который опустился Адам, с которого и начинается грех. Христос был изумительным, Боголюбивым, цельным и совершенным Человеком. Он не имел даже тени или намека на самость или гордость. Он был воплощенное смирение и кротость! Какое дивное и безупречное послушание – послушание из безграничной любви – Он оказывал Своему Отцу. Именно Христос Человек сказал об Отце, что Он больше Его. Христос же Бог сказал, что Он и Отец одно и Они равны.
В своей готовности стать невинной жертвой Христос уподобился агнцу и стал именоваться Агнцем Божьим.
Именно так его первым назвал движимый Духом Святым блаженный предтеча Иоанн. Затем другой блаженный Иоанн – Богослов – записал свое дивное откровение, в котором Иисус Христос не раз именуется Агнцем. Насколько же жертвенное смирение и дивная кротость нашего Господа Иисуса проявляется в Нем, что образ этой кротости и жертвенного смирения – Агнец – стал одним из Его славных имен! В Страстную Пятницу Христос-Агнец проявил Свою жертвенность, кротость и смирение во всей полноте и красоте!
Никто тогда не увидел этого! Внешняя канва Его страданий – арест, суд, допросы, избиения, казнь – обратили на себя все внимание людей, и духовную красоту, явленную Христом в Его страданиях и крестной смерти, никто тогда не узрел и не оценил. Для толпы это было диковинное зрелище, для врагов – исполнение их злобной мечты и желания, месть, удовлетворившая их злобу, зависть и лютую ненависть ко Христу. Для учеников страдания Христа явились крахом и недоумением. Они в страхе разбежались, оставив своего Учителя один на один с Его страданиями и смертью. Один Иоанн Богослов остался со Христом до Его конца. Он, как и Пречистая Матерь Христа, духовно сораспялся с Ним, и потому оба они справедливо именуются сокрестниками Христа. Пречистая Мать Христа видела только невыносимые для Нее Его муки и страдания. Переживая их, она претерпела жуткую боль – как бы оружие прошло через Ее душу! Так сбылось пророчество святого Симеона Богоприимца, сказанное им Ей в день воцерковления Младенца Иисуса. Тридцать три года ждала Пресвятая Дева сбытия этого скорбного пророчества – и вот этот скорбный для Нее день настал. Подавленная тяжестью невероятной скорби, Она тоже не могла тогда увидеть красоту жертвенного подвига Ее Божественного Сына.
А вокруг жизнь текла своим чередом. Иудеи готовились к своей пасхе. В отношении Христа шла напряженная борьба. Первосвященники, книжники, фарисеи и старцы иудейские изначально не приняли Христа. Он со Своей неотмирностью, кротостью и смирением никак не вписывался в их представления и чаяния. Они чаяли совсем другого Мессию.
Увы, так бывает даже среди правоверующего народа, что долгие столетия ожиданий приводят людей к искажению их религиозных понятий, чаяний и чувств. Вавилонское пленение и знакомство с демоническими верованиями халдеев сильно повлияли на иудеев. После этого пленения произошло сильное искажение в их вере. Формально она оставалась под ширмой Моисеева закона, но в умах и сердцах иудеев, особенно верхушки, заметно сказалось влияние халдейских учений. У некоторых иудеев из верхушки и знати произошла страшная подмена главного предмета веры – Бог Авраама, Исаака и Иакова был тайно заменен у них на сатану. Особенно этим страдали саддукеи, которые не верили в загробную жизнь, в Ангелов и для которых Бог был лишь какая-то Всевышняя Сила, которая благоволила к иудеям и защищала их. Формализм веры и внутренняя раздвоенность растлили иудеев, взрастив жуткое лицемерие. Особенно этим отличались фарисеи и книжники, которые верили в загробную жизнь и кичились знанием закона и преемственностью от Моисея. Парадоксом стало то, что Первосвященнический престол захватили саддукеи. Вот почему Первосвященники Анна и Каиафа, фарисеи и книжники люто ненавидели Христа, Который не только привлек к Себе внимание народа Своими Божественными, с силой и властью поучениями, не только обаянием Своей необычайной и Божественной Личности, но и свидетельствами Своего Божественного происхождения, явленными в виде удивительных и сверхъестественных чудес!
Своими чудесами Христос сильно напугал правящую иудейскую элиту и этим подписал Себе смертный приговор. Они не могли простить Ему так ясно явленное Его превосходство над ними. Простой Галилеянин с каждым днем притягивал к Себе все больше и больше народа. Влияние Первосвященников, фарисеев и книжников среди народа стало уменьшаться. Вот почему, спасая свое положение, эта иудейская верхушка решилась на самое отвратительное в истории человечества преступление – убийство Своего Мессии и Бога, вместе с убийством невиновного Человека в Лице одного Иисуса Христа. Они приняли решение убить Его после чудесного воскрешения Христом Своего друга Лазаря: Ин.11: «53 С этого дня положили убить Его».
Если посмотреть на положение в религиозной сфере в наши дни, то можем увидеть удивительное сходство между современными христианами и тогдашними иудеями. За две тысячи лет христианство с человеческой стороны изменилось до неузнаваемости. Каких только заблуждений, ересей и даже нелепостей не найдешь среди тех, кто сегодня именует себя христианами. Такое жуткое лицемерие, повреждение в вере, в понятиях, в ожиданиях и чаяниях! Духовная жизнь извращена, Дух спасения удалился от современных христиан, оставив их на произвол демонам и греховным страстям. Обрядоверие, напыщенная и напускная набожность, елейность, притворство, жуткое лицемерие, лукавство, заземленность, кривоверие, ложная любвеобильность, прелесть бесовская раковой опухолью разъели церковную среду! Не удивительно, что древняя Апостольская Христова Церковь затерялась и умалилась до крайности среди множества потрясших ее ересей, расколов, самочинных сборищ, течений, толков, согласий, партий и прочих групп, объединенных лишь христианским именем. По сути все они отступили от Христа и правой веры в Него и вместо Его Церкви создали то самое сатанинское экуменическое сборище, прикрытое для вящего обмана именем Христа и традиционными церковными атрибутами, о котором написано в книге Откровения Иоанна Богослова. Не случайно в этой книге Бог называет христиан Иудеями: Откр.2: «9 которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское».
Но вернемся к страданиям нашего Господа и Агнца. Эти страдания начались с предательства Иуды Искариотского, которого Господь отослал с Тайной Вечери осуществить его злодейское намерение. Настоящей бедой для этого несчастного отцеубийцы и сребролюбца стало одержание сатаной:
Ин.13:
«26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее».
Сатана, люто ненавидевший Христа, внимательно следил за Ним, выискивая удобный момент для реванша за нанесенное ему Христом поражение во время искушения Христа в пустыне. Он не просто ожидал, но настраивал против Христа подвластных ему лиц, орудуя ими через их страсти, как своими орудиями, для устроения ловушки для Христа. Многие его попытки провалились, ибо без позволения Бога со Христом ничего не могло произойти плохого. Но находясь в обольщении, этот ярый противник и неистовый враг Божий – начальник обольщения и отец лжи – верил в свое мнимое могущество и способность уловить Бога через человечество Христа. Он не только сам верил в это, но и внушил эту веру иудейским лидерам. Им тоже казалось, что Бога, пришедшего на землю и так мешающего их земному благополучию, можно убить через человеческое естество Христа. Они не верили в воскресение. Возвращение Христом к жизни умерших людей они называли магическими действиями бесовского князя Вельзевула. Но Христос победил сатану и этих несчастных слепцов именно Своим Воскресением, а не избежанием смерти.
Первосвященники, книжники и фарисеи рассуждали между собой примерно так: «Если Он действительно Бог, то сможет защитить Себя и избежит наших рук и смерти. А если не избежит и будет казнен, то, значит, всем станет ясно, что Он не Бог и не Мессия». И на основании такого суперлукавства они решились на Богоубийство, которое и осуществили попущением Божьим. Бог попустил быть униженным и убитым на Кресте Своему Сыну в видах Своего домостроительства и промышления, недоведомого иудеям. Книжники, знающие Писание наизусть, не разумели имеющихся в нем пророчеств о страданиях и унижениях Мессии. Удивительная слепота была явлена ими. Так, когда Иуда предложил предать Христа, они, напрочь забыв о пророчестве Иеремии, выделили ему цену предательства именно в 30 сребреников, а когда он от отчаяния поверг неправедные сребреники в храме, то они неосознанно действовали точно по пророчеству, купив за них землю для погребения странников.
Итак, сатана вошел в Иуду и изнутри управлял всеми его действиями – злодействиями. Он повел его к врагам Христа и подвиг его заключить преступную сделку. Затем он использовал его для выдачи Христа в Гефсиманском саду, да еще с помощью мерзкого и изощренного издевательства в виде лицемерного лобзания Христа. Притворяться «своим» до самого конца, до последнего мгновения и использовать это притворство для исполнения предательства – эта вершина лицемерного искусства! Этим искусством ныне в полной мере владеют представители отступнического духовенства.
Посмотрим на обстановку предательства и бандитского заказного захвата Христа. Врагами было выбрано ночное время. Под покровом ночи и мрака совершалось самое великое злодеяние истории человечества! Ох, как активны были эти враги Христа. Они не спали всю ночь и старались поскорее до утра решить свое злое дело.
Пережив уму непостижимые душевные мучения в Гефсиманском борении и молении к Отцу, Христос благородно и стойко встретил атаку Своих врагов. Каждое Его действие, каждое слово и даже взгляд приводили к нужным для Него последствиям. Мы видим, как разъяренная толпа натравленных Первосвященниками вооруженных людей, возглавляемая злосчастным Иудой, вошла в Гефсиманский сад. Господь ожидал их приход и, показывая это Свое наперед знание перед Своими Апостолами, Он говорит им об этом:
Мф.26:
«45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
46 встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня».
Посмотрите, как изящно наш Господь руководит Своими врагами и втянутыми в Его унижение и страдания людьми!
Иуде Господь дает шанс на покаяние Своим вопросом, в котором намеренно называет предателя другом: Мф.26: «50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?»
Затем Он обращается к первосвященническим посланцам:
Ин.18:
«4 Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?
5 Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.
6 И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю.
7 Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея.
8 Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут,
9 да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого».
Сделал Он это для того, чтобы показать всем, что Он предается в руки грешников и злодеев добровольно, а также для того, чтобы сохранить Своих учеников во исполнение пророчества. Но и этим зависимым от своих начальников людям, вовлеченным в их злодеяние, Господь дал шанс на обращение, сказав: Мф.26: «55 В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня».
Дальше мы видим, как Господь врачует у архиерейского раба Малха урезанное Петром ухо. Он смиряет Петра, останавливая его от опрометчивых действий и неосознанного противления Божьему промыслу. Этими действиями Господь еще раз утверждает его и нас в том, что Он добровольно принимает на Себя все последующие мучения, хотя мог бы защитить Себя, умолив Отца послать более 12 легионов Ангелов! Убедившись в безопасности Своих учеников, Иисус позволил посланцам захватить Себя и отвести к архиереям.
Как изумительно вел Себя наш Господь, представ перед ненавидящими Его Первосвященниками! Он, человеколюбивый, и этим осатанелым людям давал шанс на обращение и покаяние. Для этого Он сказал им:
Ин.18:
«19 Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его.
20 Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.
21 Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил».
Когда один из слуг архиерея из своей ложной ревности ударил Иисуса по щеке за якобы непочтительность к архиерею, то Господь наш смиренно, но властно ответил ему: Ин.18: «23 Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» И этим словом Господь врачевал этого несчастного слугу, давая ему шанс на покаяние!
Затем Господь одним Своим взглядом завершает врачевание Апостола Петра, который по слову Его трижды отрекся от Него до пения петуха. Петр, познавший свою немощь, уходит, чтобы предаться покаянию и горькому плачу.
Архиереи во всю используют лжесвидетелей, но никак не могут найти подходящего для их цели. А цель у этих нелюдей была одна – убить Христа под видом законного осуждения и казни. Ради этой цели они разыграли целый ночной спектакль, в котором у них каждому участнику отводилась своя роль, но с обвинителями дело не ладилось, а утро близилось. Тогда роль главного обвинителя взял на себя архиерей Каиафа. Он нашел лукавый ход для достижения своей коварной цели – прямо спросил у Христа, является ли Он Сыном Божьим. Этот лукавый слуга сатаны знал, что Христос – Бог, и непременно засвидетельствует эту истину. Христос засвидетельствовал истину, а лукавый архиерей тут же использовал это свидетельство против Христа, обратив его в «богохульство».
Теперь появилось наконец хоть какое-то основание предать Христа смерти. Архиерей так вошел в свою роль, что артистично разорвал свои одеяния, показывая якобы охватившее его негодование по поводу услышанного им от Христа «богохульства». Спектакль с судом над Христом завершился вынесением приговора: повинен смерти. Теперь дело было за приведением этого приговора в действие, для этого архиереи и иже с ними использовали римлян и, в частности, прокуратора в Палестине Понтия Пилата.
Пилат не был враждебно настроен против Христа и вообще не хотел вдаваться в религиозные разборки иудеев, однако иудейская верхушка заставила его заняться этим делом.
Чем больше Пилат вникал в это дело, тем более убеждался в невиновности Христа. Он понял, что иудеи ищут убить Христа из зависти и поэтому пытался вопреки им освободить Христа. Это его желание возросло после того, как он узнал от иудеев, что Христос – это Сын Божий. А тут и жена его пришла и засвидетельствовала, что она много пострадала во сне за Христа и просила Пилата не делать Ему никакого зла. Пилат попытался освободить Христа, используя обычай отпускать на пасху иудейскую одного преступника. Этим он вынужденно поставил Христа на один уровень с настоящим преступником – разбойником Вараввой. Он предложил иудеям отпустить одного из двух – Христа или Варавву, полагая, что они отпустят Христа. Но лукавые иудеи уцепились за это предложение с другой стороны – они науськали народ просить отпустить разбойника Варавву, и Пилату пришлось уступить им. Далее в своих поисках освобождения Христа Пилат совершает очередную ошибку. Он предает невиновного Человека на избиения своим воинам, полагая этим утолить жажду Его крови архиереев и прочих Его врагов из числа иудеев.
Но и в этом Пилат просчитался, недооценив злобу и ненависть иудейской верхушки ко Христу. Ему не удалось освободить Христа, но он лишь причинил Ему дополнительные унижения и мучения со стороны своей грубой солдатни. Римские воины в Лице Христа видели лишь представившуюся для них возможность разлечься издевательством над чужим для них иудеем в их скучном служении в далекой и чужой провинции. Вот почему они не просто исполнили поручение своего начальника Пилата, но разыграли целый спектакль, подвергнув в нем Христа страшным физическим пыткам, побоям и издевательствам. Особо их достало известие о царском происхождении Христа, над чем они намеренно издевались, нарядив Христа в багряницу, увенчав Его вместо короны венцом, сплетенным из колючего терна, притворно кланяясь Ему и говоря: Ин.19: «3 радуйся Царь Иудейский».
Далее Пилат попытался использовать присутствие в Иерусалиме царя Ирода. Отослав Христа к нему, он думал этим свалить груз ответственности с себя на Ирода, но и здесь у него ничего не вышло. Поиздевавшись над Христом, Ирод отослал Его обратно к Пилату. Тогда Пилат стал прямо заявлять архиереям, что не видит никакой вины у Христа, но те настаивали на распятии. Уж очень им хотелось не просто убить Христа, но унизить Его, предав позорной казни – распятии на кресте – используемой для рабов и преступников не из числа римлян. Пилат пытался отделаться от казни, говоря иудеям, чтобы они сами казнили Его. Но иудеи лукаво напомнили Пилату, что якобы они не имеют права никого убивать (что было ложью), но только он, как представитель законной власти. Видя несговорчивость и сопротивление Пилата, иудеи пошли на последний свой лукавый шаг. Они зацепились за то, что Христос есть царь и стали шантажировать Пилата доносом Римскому императору.
Этого Пилат допустить не мог. Забота о личном благополучии и карьерный интерес перевесили в нем честного исполнителя римских законов, и он, совершив оправдательный маневр с умовением своих рук, предает невиновного Человека на позорную казнь. Сатана и иудеи ликуют. Сбылась их долгожданная мечта! Цель достигнута! Одержана «победа» над «беззащитным» Богом! Но злоба их ко Христу остается неутоленной, они продолжают чем только возможно отягчать участь неправедно осужденного на смерть Христа. Когда возник вопрос о материале для креста Христова, то иудеи тут же вспомнили о мореном бревне, лежавшем сотни лет в источнике. Они заставили римлян соорудить крест для Христа именно из этого мореного дерева, т.к. знали обычай римлян, по которому преступник должен сам нести свой крест на место казни и потому предложили мореное дерево, которое в несколько раз тяжелее не мореного. Таким образом, крест Христа, ничем не отличавшийся по внешнему виду, был намного тяжелее крестов двух разбойников, которых распяли рядом со Христом.
Вот почему Господь падал под тяжестью несомого Им Креста, и римлянам пришлось обратиться к прохожему крестьянину Симону, чтобы он помог Христу донести Крест на Голгофу.
Иудеи настояли и на том, чтобы Христа прибили ко Кресту четырьмя огромными гвоздями. По преданию их сделал один нанятый для этой цели цыган. После этого проклятие пало на весь цыганский род, который до сих пор ведет кочевой образ жизни с воровством, картежничеством, гаданием, жульничеством и прочим подобным.
Но и прибитого ко Кресту и висящего на нем Христа архиереи и старцы не оставили в покое. Они продолжали поносить Его, ругать и насмехаться над Ним. В этих издевательских насмешках над Христом он искали оправдания для себя и своего гнусного беззаконного преступления. Вот почему они укоряли Христа за то, что Он называл Себя Спасителем людей, требуя от Него силой Божией сойти со креста. По их больной логике выходило, что если Он сумел бы сойти со своего Креста и избавить Себя от смерти силой Бога, значит, это доказало бы, что Он от Бога и тогда бы они якобы уверовали бы в Него.
Не понимали они, что сатана использует их, а Бог попускает всему этому происходить ради искупления всех людей. Иудеи попытались надавить на Пилата и в деле с дощечкой с надписью. Здесь Пилат не уступил. Он решил хоть в этом малом отомстить иудеям за свое поражение в битве за Христа. Он сам выбрал материал для дощечки, сел и красивым канцелярским почерком собственноручно написал на ней на трех языках – римском, греческом и иудейском – Ин.19: «19 Иисус Назорей, Царь Иудейский»! Это надписание достало и разозлило иудеев, они стали требовать от Пилата, чтобы он исправил надпись на «Это тот, кто называл себя Царем Иудейским». Но Пилат был непреклонным, а у них не нашлось никакого рычага для воздействия на него. Таким образом промыслом Божьим на Кресте Христовом была подлинная надпись, ясно говорящая Кого распяли!
Но иудеи, наслушавшись слухов о возможном воскресении Христа, подумали по своему лукавству, что и ученики Христа будут лукавить и, выкрав Его Тело из гроба, пустят слух о Его воскресении. Ради этого они просили у Пилата предотвратить подобный ход дела. Пилат отказался вмешиваться, сказав, что вы имеете свою стражу (кустодию) – ею и воспользуйтесь. Иудеи старательно запечатали гроб с Телом Христа своей печатью и поставили стражу у гроба. Таким образом промысел Божий устроил для христиан убедительное доказательство факта воскресения Христова. После воскресения Христа иудеи поняли, что ошиблись и сожалели, что невольно послужили делу доказательства воскресения Христова. Им пришлось платить деньги стражникам, чтобы те лгали против факта воскресения Христа – что, мол, ученики Его украли Его Тело. Но таким лжесвидетельством стражники ставили себя в положение нарушителей. Иудеям пришлось раскошеливаться для того, чтобы Пилат не наказал стражников. Так начались траты иудеев на поддержку лжи и борьбы против воскресшего Христа Бога.
Ни безпричинное (не астрономическое) затмение солнца и темнота среди дня, ни сильное землетрясение, произошедшее сразу после смерти Христа, ни разрыв от этого землетрясения Завесы в их храме и обнажение Святая Святых, ни исповедание Христа Сыном Божьим от умирающего на кресте разбойника и римского сотника не возымели на жестоковыйных и злобных иудеев никакого действия. Бог оставил их и их храм, и они стали частью для сатаны.
Господь же наш, совершив искупление рода человеческого Своими неимоверными страданиями и крестной смертью, воскрес в третий день, победив Своим славным Воскресением всех Своих врагов! Он сошел с Креста, но не так, как предлагали это сделать иудеи, а через смерть, возлежание во гробе и Воскресение, с проявлением Его человеческой природы в вечное новое качество! Он сошел с Креста Своего Победителем смерти, ада, сатаны и его бесов, греха и снял с человечества проклятие Божие, висевшее на нем со дня падения людей!
Слава нашему Господу Агнцу, Победителю, Искупителю и Спасителю!