Отец Олег Моленко
О БОГОУГОДНОМ ПРЕОДОЛЕНИИ АНТИНОМИИ ЗЕМНОГО ЦАРСТВА И ЦАРСТВА ХРИСТА НЕ ОТ МИРА СЕГО
Тема земного царства очень сложная. Она антиномична, и по этой причине неизбежны крайние уклонения то в одну, то в другую сторону. Нам надо среди множества этих уклонений рассмотреть суть и истину.
Все началось с грехопадения людей. Именно изгнанническое положение падших людей на этой земле неизбежно привело их ко всем известным нам формам организации их жизни: семейной, родовой, общинной, клановой, национальной и государственной. Все эти формы были нужны как вынужденные скрепы зла. Государственная форма как высшая скрепа возникала там, где появлялось достаточное количество людей, семей, родов и народов. Так жили все народы, кроме Богом избранного Израиля. С этого момента и началась известная нам антиномия Царь небесный и царь земной.
Господь Бог сперва предлагает избранным Им людям самое лучшее для них! Он предложил Израилю уникальное чудо правления, чем они в корне отличались от всех прочих народов. Это чудо состояло в том, что еще до прихода эпохи благодати эпохи торжества веры Христовой Сам Господь Бог взялся руководить государственной и общественной жизнью избранного Им народа. Руководил Он через избираемых Им людей пророков Божьих. Израильтяне не оценили этот изумительный дар земной Теократии, который Господь Бог даровал им по щедрости Своей. Они видели вокруг себя среди всех прочих народов иной вид правления посредством одного главы из этого народа будь то князь, царь, правитель, вождь, император, атаман, султан, король, эмир, падишах и т.п. Поскольку народы вели друг с другом непрерывные войны за земли, богатства, религиозные идеи и прочие интересы, то глава народа всегда был, вместе с тем, и высшим военноначальником, полководцем и военным стратегом. Израильтяне, как лишенные жизни духа, позавидовали положению прочих народов и захотели, чтобы и у них было так же, как и у всех прочих, т.е. чтобы избранный ими из их среды царь управлял ими. Пророк Самуил справедливо возмутился такому низменному и заземленному выбору плотских людей, но Сам Бог остановил Своего пророка и повелел ему помазать иудеям избранного ими царя Саула. При этом Бог отметил пророку, что народ этот отверг не тебя, а Меня. Пророк смирился Божьему повелению и исполнил его, скорбя сердцем об окаменелом нечувствии подопечного ему народа. Так знающие об истинном Боге люди сами для избрали худший вид правления, из двух возможных для них. Бог попустил этому быть!
Мне нравится все в Божьих действиях! В том числе и в Его вынужденных попущениях. Ах, как Он изящно показал в лице первого царя для Божьего народа сутьевую кальку для всех последующих царей, правящих над Божьими людьми, т.е. людьми, верующими в Бога. В Сауле мы видим полный набор, возможный для такого правителя, как доброго, так и злого. Мы видим в нем и действие силы Духа Святого (когда он вдруг стал пророчествовать), и действие в нем злого духа, которого святой Давид отгонял своей молитвой, прикрытой игрой на гуслях. Видим мы и его полководческие успехи и смерть от меча на поле брани в проигранной им битве с филистимлянами. Видим его расправы с ведьмами, и обращение к ведьме за помощью. Видим его почитание Божьего пророка и даже страх пред ним, и вместе с тем, ослушание его, которое лишило его царского правления. Видим мы обрядоверную послушность закону Божьему, и жуткое убийство иереев Божьих по подозрению в их политической неблагонадежности. Разве не узнаем мы в нем кровожадного царя Иоанна Ужасного (Грозного) и умного самодура царя Петра Великого? В общем, что люди просили то и получили. Теперь их жизнь напрямую зависела не от Бога, а от личности человека-царя. Если царь был благочестивым, то подданные в большинстве своем благоденствовали (меньшинство все равно страдало), если же он был нечестивым или вероломным, то подданные страдали, мучились, влачили жалкое существование или погибали в кровавых мясорубках и политических чистках. Самое плохое было то, что любой монарх ссылался для оправдания своего произвола на божественное происхождение его царской власти. Уж как в этом витиеватом крючкотворстве и изящном словоблудии преуспел царь Иоанн Грозный!
Имея под собой военную силу и ссылку на легитимность от Бога, царь мог творить все, что ему было угодно из возможного для него или доступного ему. Таким образом, в самой этой власти было заложено неустранимое противоречие, которое несло разрушающее ее начало. Вот почему конец государственной жизни даже самой полезной из возможных человеческих форм правления православного самодержавного царства был исторически и духовно обречен на поражение. Вершиной этого поражения в истории будет воцарение над миром "царя-помазанника" и лжемессии антихриста-зверя!
Попустив людям выпрошенную их низменными желаниями царскую форму правления, Господь, ради Себя Самого и Своего имени, нареченного на Его народе, отметил это Свое попущение особым знаком, для отличения ее от остальных похожих на нее форм единовластного правления. Мысль Господа была такой, что если вы уж не можете терпеть Моего над вами руководства и сами захотели себе земного царя, то примите его из Моих рук как вынужденную форму правления, но правления ради спасения подопечных царю людей и возможного в этих условиях богоугождения. В помазании человек-царь получал от Бога дополнительные харизмы, помогающие ему управлять вверенным ему народом во благо и спасение большинства. Вот это вынужденное санкционирование Богом власти земного царя, явленное Им в установлении таинства помазания при поставлении земных царей, и сыграло для людей по дьявольскому действию (уж чтобы он и не примешался?) злую штуку перекос к земному в ущерб небесному и злоупотребление божественным в угоду диаволу. Чтобы подданные царя помазанника не превозносились одним этим помазанием над прочими народами, Бог мудро посылал иногда Своих пророков помазывать в Своих видах и выдающихся языческих царей. Это нам хорошо видно из Писания Ветхого Завета.
Пришло славное для людей время Богоявления в Лице родившегося в Вифлееме царя и вочеловечившегося Бога Иисуса Христа. Сатана искушал Христа похотью власти над всеми царствами мира сего, которые были попущением Бога отданы ему. Почему все цариоты не видят этого страшного факта, доносимого нам святым Евангелием? Господь мудро и изящно победил это искушение тем, что указал на истинный центр наших стремлений во всем Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.. Вот завет и заповедь, данная нам Христом для всего нашего земного бытия, в том числе и государственного. Позже в Своем ответе Пилату, а в его лице всем земным правителям и людям, Господь указал природу Своего непреходящего царства "царство мое не от мира сего"! Это был уже совершенный приговор для идеи земного царства-государства! Сам Господь не раз уклонялся от попыток людей воцарить Его в качестве земного царя. То, от чего уклонялся истинный Божий Мессия, сделает ложный мессия антихрист-зверь. Он до конца использует во зло идею земного царства-государства.
Итак, мы видим, что идея земного царства, подкрепленная ее вынужденным происхождением от санкции Бога (но не от Его благого замысла, промысла или хотения) и помазанничеством по воле Бога и во имя Его, попущенная Богом только по немощи людей и только ради их спасения и ограждения от разлива зла, стала в истории благодатным паразитическим материалом для всех злоупотреблений ею различными цариотами, патриотами и помазанниотами. Христос дал нам, христианам, шанс вернуть Теократию не только в наши души, не только в Его Церковь, но и в общественную жизнь Его людей христиан. Но люди опять отказали Своему царю, заявив: "Одного имеем царя Кесаря (в лице римского императора)". Бог и здесь уступил людям. Только по этой причине римский император в лице благоверного царя Константина Великого стал первым христианским Императором и главой христианского государства. Отсюда пошли все ложные искажения и идеи в виде переноса всего императорского на царей других народов и эпох. Римский император был всего-навсего главой римской армии. Римом правил Сенат (тогдашний парламент), а император решал военные дела республики и наводил внутренний порядок. Но очень уж трудно падшему человеку удержаться от искушения властью. Не удивительно, что люди в лице римских военноначальников императоров дошли до узурпации своей власти, разгоняли парламенты и сделали себя "августейшими", а не Христостейшими (в честь римского Императора Августа, а не в честь Царя Христа).
Все эти злоуклонения буйным цветом проросли и в новой святорусской земле после ее обращения к вере во Христа Бога. И здесь люди, взявшие веру из Византийской империи, не увидели ее падения и причин этого падения, но переняли вместе с добрым все императорское титул, атрибуты, жуткое двуглавие орлов и ложную идею "Москва третий Рим, а четвертому не бывать".
Кстати здесь будет отметить, что именно из этой подсунутой диаволом идеи родилось культовое поклонение одному из мощных предтеч зверя Сталину. Если четвертому Риму не бывать, а третий захватил Сталин, то он и есть "удерживающий" зло, "помазанник"(кровью помазанника, христиан и святых Божьих угодников), "святой" и "слуга Божий". Уж умолчу о ереси царепоклонничества, искупительной ереси земным царем и прочих вредных идей, господствующих среди ложно ревнующих цариотов.
Крушением церкви и царства Российских сама жизнь показала правоту следующей главной мысли в отношении земного царства:
Нам не надо хулить и поносить земное христианское царство или православных царей помазанников, ибо все же это попущение, происходящее от Бога ради нашего блага и спасения. Но нам нельзя и обольщаться им, особенно после крушения в истории всех православных империй и царств! Миф о том, что удерживающим мировое зло являлась власть православного царя, рухнул вместе с крушением всех православных царств! Удерживающий был и есть только Один Святой Дух Божий!
Мы сейчас живем вне земного царства, но мы в Церкви Христовой, имеем Своего вечного царя не от мира сего, Его вечное царство не от мира сего, наше горнее Отечество не от мира сего, и Царя небесного Духа Святого, обитающего внутри нас и в нашей Святой Церкви! Поэтому не будем давать обманывать себя всем ранее жившим и ныне кликушествующим цариотам и патриотам насчет восстановления земного Российского православного царства в его прежнем или лучшем виде! Этого не будет и быть не может! Если Новорусское царство и будет восстановлено в противовес царству зверя вместе с двумя другими царствами, то это будут три малых и особых царства. Ими будут править истинно святые цари, имеющие в себе Христа Царя, Архиерея и Бога нашего! Они будут в своем лице образно совмещать царственную и архиерейскую власть Христа! Они будут водимы Богом, будут Его пророками и слугами, хранимые ангельскими силами. Они, как Архиереи, не будут иметь под собой войск и не будут военноначальниками. Эту функцию Бог доверит выполнять за них Архистратигу Михаилу и его Ангельским Силам! Не будут они иметь полицейской системы, спецслужб, тюремно-лагерной системы и прочих "прелестей" греховной государственной жизни. Ничто нечистое и преступное не удержится в их светлых божественных (но еще не Божьих) временных царствах!
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Из всех земных царей мне самым близким является царь Давид. Наверное, за его любовь к плачу и покаянию, а также за тяжкие скорби, которые он нес всю свою жизнь. Не случайно же наш Царь и Господь Иисус Христос говорил, что навечно сядет на "престоле Давидовом". Ясно, что речь не о вещественном троне.
Еще мне очень нравится сербский царь Симеон Мироточивый за то, что он оставил трон и все прочее и пошел в монахи служить Царю Христу.
Из неканонизированных (а зря его не причислили к лику святых) я более всего расположен к русскому царю Миротворцу Александру Третьему.
Итак, нам известны две схемы правления:
Первая, какая была великим Божьим даром Израильскому народу:
Бог пророк народ.
Вторая, которую народ сам выпросил у Бога и которую Бог попустил быть:
Бог пророк (например, Нафан) царь (например, Давид) народ.
Ясно, что вторая схема сама по себе хуже: длиннее, имеет лишнее звено, более неуклюжая, более слабая. Каждое лишнее звено зависит от качества человека или людей. Если пророка избирает Сам Бог, то царя могут избирать люди (как это было с Саулом), либо он может появляться в череде наследников. Понятно, что качество так появляемого царя непредсказуемо. Если пророк живет один перед Богом и не податлив ни на какие влияния, то на царя влияет все: его родня, его Двор, его окружение, его армия, его военноначальники, его министры, общество, соседние цари, политические обстоятельства, экономика страны, его доходы и ресурсы, церковь, духовник, жена, епископы, дети, здоровье детей и т.д. и т.п.
Даже по дальнейшей истории Израильского и Иудейского царств хорошо видно, что соотношение хороших царей и плохих было как минимум 1:10 (а то и больше). То же можно сказать и о русских царях:
- Надежно хороших 2 Михаил и Александр Третий Романовы;
- "Более-менее" 4 Николай Первый, Павел Первый, Александр Первый, Николай Второй;
- плохих до 10;
- и ужасных 2 Иван Ужасный и Петр Первый.