отец Олег Моленко
Опыт богомыслия (2010 г.)
Богомыслие на воскресную песнь
«Воскресение Христово видевше»
О, дивный Господь мой,
и Бог мой благослови!
Эта дивная Воскресная
песнь гимн Воскресению Христову
– поется на всенощном бдении под Воскресение
после прочтения воскресного Евангелия
на Утрени. У нас в Церкви установлен добрый
обычай петь ее и после окончания Воскресной
Литургии, после отпуста и перед целованием
Креста Господнего.
Господь мой
пробуждает меня ночью. Я лежу в постели
и ясным, чистым умом произношу благословенную
молитву со сладчайшим и божественным
именем Иисуса Христа: «Господи,
Иисусе Христе, Сыне
Божий, помилуй нас». У меня нет никакой
другой цели, как только повторять Его
всемогущее и любезное моему сердцу имя.
Я благоговейно и тихо повторяю его мыслью
своею, всматриваюсь в него и зрю его. Нет
никаких посторонних помыслов и никаких
лишних ощущений. Мне не надо прилагать
никаких усилий, чтобы ум мой стоял в словах
этой неизреченной и таинственной по своему
воздействию молитвы. Ничто не рассеивает
мой ум и никто не колеблет его. Тихо и
благостно. В простоте сердца я повторяю
дорогие для меня слова этой чудной молитвы,
вся суть и сила которой в имени именуемого
Иисуса Христа! Так я, внимая словам молитвы,
незримо напитываюсь ее благодатной силой,
ничего не ища и никуда не склоняясь. Я
предстою умом перед моим Богом с одним
осознанием, что есть Он и я, да дети мои
духовные, которых я поминаю пред Ним в
словах «помилуй нас». Мне тихо, спокойно,
мирно, хорошо! Что еще надо? Но, нежданно
приходит Тот, Кто есть Господин мой и
всего Им сотворенного! Он властно, но
очень нежно берет мой ум и открывает ему
очередное разумение. Противиться этому
нет никакой возможности и никакого желания!
Ум мой, как послушный слуга, увлекается
вслед Своего Господина и зрит то, что
Он благоволит ему показать. В этот раз
Ему угодно было показать мне то, что сокрыто
в воскресной песни «Воскресение Христово
видевше».
Я много раз
пел эту прекрасную и весьма любимую
мной песнь и на службах церковных, и сам
для себя. Необыкновенная сила вливается
в душу с ее пением или молением! Но я и
представить себе не мог, что в этом гимне
Воскресению Христову, где, казалось бы,
все так прямо и однозначно написано, есть
место для работы ума и тайна. Постараюсь
передать то, что я увидел и прочувствовал
под действием благодати Божией в словах
этой дивной и великой песни, воспевающей
тайну Христова Воскресения.
Вот текст этой
чудной песни, который я разобью на пункты
соответственно тому, как они будут толковаться
мной:
- Воскресение
Христово видевше
- Поклонимся
Святому Господу Иисусу
- единому
безгрешному
- Кресту
Твоему поклоняемся,
Христе
- и
святое воскресение
Твое поем и славим
- Ты
бо еси Бог наш
- разве
Тебе иного не знаем
- имя
Твое именуем
- Приидите
вси вернии
-
Поклонимся святому
Христову воскресению
-
се бо прииде Крестом
радость всему миру
-
всегда благословяще
Господа
-
поем воскресение Его
-
распятие бо претерпев
-
смертию смерть разруши.
- Воскресение
Христово видевше
Произнося или
читая эту строку, мы осознаем то,
что никто из нас не был свидетелем того
величайшего и спасительнейшого события
в истории человечества, когда Господь
наш Иисус Христос, умерший на кресте и
погребенный в каменной пещере, воскрес
силой Своего Божества. Мы узнаем об этом
событии из чтения Евангелия, а принимаем
верой. Почему же мы в отношении этого
воскресения поем «видевше», а не «слышавше»
или «веровавше»? Какое воскресение Христово
мы лично могли видеть? Ведь не случайно
Церковь употребила в этой песни именно
слово «видевше».
Речь здесь
идет о том воскресении, которое каждый
из нас может видеть в себе самом, во внутреннем
своем человеке! Воскресение это проявляется
у нас двояко. С одной стороны как избавление
от власти сатаны и его бесов, от силы пленявшего
нас и умерщвлявшего до того греха. Ведь
в купели крещения мы умерли для греха
и отреклись от сатаны и всего того, что
связано с ним. С другой стороны как
ощущение качественно новой, неизведанной
ранее и истинной жизни, жизни с Богом,
жизни Его благодатью! Ведь для этого мы
восстаем (совоскресаем) со Христом в купели
крещения, чтобы отселе жить только с Ним
и ради Него! Это наше воскресение, вместе
с тем, есть и наше рождение свыше, от Бога.
Таким образом, выходя из купели, мы становимся
детьми Божьими и по человеческой природе
малыми христами. Однако это наше воскресение,
которое мы в себе видим и чувствуем, доставлено
нам заслугами нашего Спасителя Иисуса
Христа, которые видимо, ярче всего и полнее
проявились в Его воскресении из мертвых.
- Поклонимся
Святому Господу
Иисусу
Видя в себе
эти дивные изменения, которые мы наблюдаем
в своем воскресении для жизни с Богом,
мы преисполняемся благими помышлениями
и чувствами к нашему Воскресителю, Спасителю
и Благодетелю Иисусу Христу, которые
и выражаем своим поклонением Ему, как
Господу Богу, поклонением в духе и истине.
Но в этом поклонении мы не только воздаем
Ему достодолжную честь и благодарение
за избавление от смерти, но и исповедуем
ни с чем не сравнимую Святость Его, от
которой берет начало и силу всякая прочая
святость в Церкви и людях Божьих.
- единому
безгрешному
Неизреченная
Святость Святого и недостижимого
для нас Бога через достижимого
верой Христа переходит по Его
неизмеримым заслугам посредством
Духа Святого и на каждого верного,
благоговеющего пред Святостью Его.
Получая даром эту святость, наблюдая
и ощущая ее в себе, мы изумляемся ее действиям,
и прежде всего вкушению жизни и наслаждению
сердечным миром. Святость делает нас
светлыми, чистыми и светящимися! Ведь
Бог есть Свет! И в этом Свете, который
в нас проявляется как наш духовный свет,
мы ясно зрим всю нашу недостаточность,
немощь и несовершенство. Более того, мы
зрим непонятное нам сочетание в нас святости
и греха. Увы, грех все еще остается в нас,
но уже как ненавидимая и нежелательная
грязь, болезнь и немощь. Чем больше мы
освящаемся, тем больше и яснее зрим в
себе и грех, который всячески цепляется
за нас и ожесточенно сопротивляется постепенно
побеждающей его святости. И в этой борьбе
мы опять и опять взираем на нашего Первенца
и безгрешного победителя нашего греха
Господа Иисуса Христа. Вот почему на этом
контрасте мы и исповедуем от всего нашего
сердца, что Он и в Своей человеческой
природе единственный
безгрешный! Безгрешный не как несоделавший
грех или боровшийся с ним в Себе и победивший,
а как нисколько непричастный ему! Абсолютно
безгрешный во всех частях и проявлениях
человеческого естества! И для нас, находящих
в себе другое, это является чудом и вместе
стимулом к борьбе с остатками живущего
в нас греха. Так в словах «единому безгрешному»
мы и исповедуем Его уникальную безгрешность,
и нашу ненависть к греху, и нашу ревность
бороться с ним до полного от него избавления,
чтобы по благодати уподобиться нашему
Первенцу и Образцу Иисусу Христу!
- Кресту
Твоему поклоняемся,
Христе
Возненавидев
грех и решившись бороться с ним,ы
мы нуждаемся в опоре для этой
борьбы и помощи для победы. И
здесь мы, обращая свой взор к Победителю
греха, видим, что совершил Он эту победу
Своим Крестом и на Своем Кресте. Нам открывается
Крест Христов как великое освященное
Богом оружие на диавола, его бесов и грех
во всех его проявлениях. Вместе с этим
Крест Христов открывается нам как Великий
Божий Жертвенник, на котором нашего ради
спасения изволил пострадать и умереть
воплотившийся Сын Божий. За всех нас, людей,
и за каждого из нас в отдельности Бог
Отец принес в Жертву Своего Единственного
Сына и Сам принял эту Жертву, примирившись
Ею с людьми! С осознанием этого открытого
нам Богом Таинства Креста мы и покланяемся
ему как Кресту Христову!
- и
святое воскресение
Твое поем и славим
Но Жертва, принесенная
на Кресте Христом, не была уничтожением
Христа, и Смерть Его не была потерей Его!
Он вернулся к нам Своим Божественным
воскресением! Радость этого возвращения
и паче всякой нашей надежды обретения
Христа мы и выражаем своим пением и славословием
Его радостного для нас воскресения. Ура!
Мы спасены, искуплены, но мы не одни! Христос
вернулся к нам воскресением Своим! И поэтому
это Его воскресение для нас великая Святыня!
Оно для нас святое
воскресение! И мы с радостью поем его
и славим каждый седьмой день каждой недели!
Это день нашего праздника, отдыха от трудов,
покоя от борений. Это для нас самый радостный
день!
- Ты
бо еси Бог наш
Прославляя Христово
воскресение и радуясь как
дети Его к нам возвращению,
мы делаем это для себя. Но справедливо
радуясь и торжествуя Его славную победу
над смертью и грехом, мы не можем удовлетвориться
одной этой радостью. Нам хочется устремиться
к Источнику и Виновнику этой ни с чем
не сравнимой радости, к воскресшему Христу!
Обращаясь к Нему, мы дивимся явленному
нам величайшему чуду Его воскресения,
разумея, что Он Сам Своим Божеством воскресил
Свое человечество! При этом мы осознаем,
что сделал Он это для нас и что Он теперь
навсегда наш! Поэтому мы и исповедуем
Его нашим Богом!
- разве
Тебе иного не знаем
В радости этого
осознания и исповедывания мы
не знаем, чем нам воздать Ему
за все то, что Он сделал для нас.
Его дары столь велики, столь чудесны,
столь неизреченны, что мы недоумеваем
в выборе выражения объявших нас чувств.
Здесь мы находим в себе лишь одно, что
мы можем исповедать Ему в знак великой
благодарности за все Его к нам милости
и благодеяния это верность и преданность
Ему навсегда! Вот почему мы неустанно
возносим песнь «Разве Тебе иного Бога,
Царя и Владыку не знаем и знать не хотим»!
- имя
Твое именуем
Но и исповедания
верности нам недостаточно, ибо мы хотим
выразить не только чувство благодарности,
но и любви к воскресшему Христу. Для выражения
своей к Нему любви мы не находим ничего
лучше, чем неустанно повторять имя Любимого:
«Иисусе Христе... Иисусе Христе... Иисусе
Христе».
- Приидите
вси вернии
Именуя Его
сладчайшее для нас имя, мы хотим
поделиться этим блаженством и радостью
Его воскресения с другими верными Ему
людьми. Вот почему мы и призываем всех
верных собраться на прославление воскресшего
Христа и имени Его!
-
Поклонимся святому
Христову воскресению
Призывая всех
верных порадоваться с нами обретенному
в Его воскресении Христу Богу нашему, мы
опять желаем выразить свои чувства нашим
общим поклонением святому воскресению
Христову, к чему и призываем всех верных.
Но это повторяемое
и наполненное наше поклонение дополнено
у нас новым осознанием! Святой наш Бог
Христос вернулся к нам в нашей человеческой
природе в еще лучшем и совершеннейшем
ее качестве воскресшим! Но это Его воскресение
было не тем простым возвращением ушедшей
из тела жизни, как это было, например, с
Его другом Лазарем. Воскресение Христа
довело человеческую природу до высшего
возможного для нее совершенства! Это
совершенство достигло того неизреченного
состояния, что воскресший Христос вернулся
в воскресшей Своей плоти на Небо и сел
по правую руку Отца Своего Небесного!
О, чудо неизглаголанное! О, слава изумительная!
Вот куда мы вознесены воскресшим Христом!
-
се бо прииде Крестом
радость всему миру
С этой небесной
высоты мы вновь спускаемся на землю,
взираем на весь сотворенный Богом
мир и исповедуем основу радости,
принесенной воскресением Христовым всему
миру Крест Христов! О, диво дивное! О,
тайна великая! Орудие смерти и печали
стало орудием жизни и радости!
-
всегда благословяще
Господа
От осознания
и переживания всего этого, что
нам еще делать, как не всегда
благословлять нашего Господа Иисуса
Христа!
-
поем воскресение Его
И петь Его славное
и нужнейшее нам воскресение,
которым Он отнял нас у смерти
и ада, открыл нам Царство Небесное
и даровал наше воскресение, делающее
нас способными для вечной и блаженной
жизни с Ним и Пресвятой Троицей!
-
распятие бо претерпев
Ибо ради этого
Он вечноблаженный смирился ради нас
до того, что претерпел смерть через
позорное у людей распятие, ставшее
высшею славою Его домостроительства!
-
смертию смерть разруши.
Но и это вкушение
смерти Он принял добровольно и только
ради нас, ради окончательного и полного
разрушения нашего главного врага смерти!
Избавление от смерти и дарование вечной
жизни с Богом вот величайшее дело Христа
и величайший Его для нас дар!
Конец, и Богу нашему
во Христе воскресшему слава, честь и поклонение,
Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно
и во веки веков. Аминь!