Отец Олег Моленко
О СУТИ ПАСХИ ХРИСТОВОЙ
Христос Воскресе! – Воистину Воскресе! С такой радостной вестью мы встречаем Светлое Христово Воскресение, самый великий и самый радостный и самый светлый Праздник года, да и всей нашей жизни. Этот Праздник разрешает все наши проблемы, все наши скорби, все наши горести и самую страшную проблему – проблему смерти и нашей посмертной участи. До Воскресения Христова смерть царила и господствовала над всем человечеством. Она обезсмысливала жизнь каждого человека и делала тщетным все его труды, чаяния, стремления, заботы, чувства, знания и желания. Какой смысл что-то строить или копить имущество, если ты умрешь и все достанется неизвестно кому? Какой смысл рожать детей, если ты умрешь и больше никогда их не увидишь? А позже умрут и они. Так тысячелетиями жили люди, сменяя одно поколение на другое. И всякий раз новое поколение уносилось смертью. Смерть человека всегда оставляет у нас горечь, недоумение, неприятие и невольное сопротивление. Мы вынуждены признавать и принимать смерть, как неизбежный для нас факт, но внутреннего согласия у нас с ней нет. Смерть нам противоестественна, чужда, нежеланна, противна и ненавистна! Никто не радуется смерти и похороны человека всегда скорбное, горькое и печальное событие. Зная по опыту других людей, что мы непременно умрем, мы все – грешные и праведные, злые и добрые, верующие и неверующие – по своему самочувствию никак не верим и не соглашаемся с тем, что нам предстоит умереть и живем так, как безсмертные! И где-то мы правы в таком самочувствии, ибо наш Господь Бог не создавал нас для смерти. Смерть вошла к нам, овладела нами нашим грехом и падением! До Христа люди жили под гнетом и страхом смерти. Смерть была для людей самой мучительной и неразрешимой бедой-проблемой. Жить ради временного и призрачного блага других временных поколений – это глупо, абсурдно, безумно и безсмысленно. Второй не менее важной проблемой, связанной со смертью, была проблема посмертной участи людей. До Христа рай и небо были закрыты для душ умерших людей. Все души умерших людей отправлялись по разлучению их с телами в ад. Третьей проблемой и бедой людей, возникшей у них в результате их падения, стала их полная зависимость и злое рабство у бесов. Большинство душ умерших людей попадали в лапы демонов, которые мучили их в адских обителях. Огромной бедой и проблемой людей был грех, который мучил людей и привел их к смерти.
Мы знаем, что земная наша жизнь кратковременная, а впереди – вечность. И вся наша задача в земной жизни состоит в том, чтобы попасть блаженную вечность, в Царство Божие, чтобы там безконечно, всегда радоваться о нашем Боге, о новой, прекрасной, безконечной жизни с Богом и в Боге. Но путь в блаженную вечность нам перекрыли указанные мной беды – грех, ад, демоны и смерть. Одним Своим Славным Воскресением Господь решил за нас и для нас все эти проблемы! Он победил грех, сняв его иго с входящих в Его Новый Завет людей! Он победил сатану и его бесов, разрушив дела дьявола, и освободил от рабства и подчинения бесам всех тех людей, которые уверовали в Него и приняли Его как своего Бога и Спасителя! Наконец он попрал смерть, превратив ее из мучительного и безжалостного тирана в тихую, мирную и непостыдную кончину христиан! Смерть окончательно не побеждена и не упразднена для нас, но она нас уже не страшит, ибо приводит наши покаявшиеся души не в ад, а в Царство Небесное! После Второго пришествия Христа смерть будет окончательно побеждена, упразднена и повержена в вечное горящее озеро:
Откр.20:
«14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».
Воскресение Христа вернуло Его нам с еще большей силой и дерзновением! Теперь, взойдя на небо к Отцу Своему со Своей воскресшей человеческой природой, Христос стал нашим могучим Ходатаем и Защитником пред Богом!
Если наше погружение в купель крещения знаменует смерть и погребение Христа, и нас за Христа, то наш выход из купели означает Воскресение Христово и наше воскресение с Ним!
Господь Воскрес, и мы должны воскреснуть для жизни с Ним! Воскрешённый Господь ждёт к Себе воскрешённых людей! Вот почему мы не только должны праздновать Его Славное Воскресение, но и сами уже сейчас, в нашей земной жизни воскреснуть духовно!
Господь – Первенец из мертвых – всё для нас сделал и всё совершил. Вот почему мы теперь будем сугубо безответны, если на Его готовое Воскресение, на готовое исцеление, на готовое спасение и искупление мы не отреагируем должным образом. Мы же часто – увы нам – отвращаемся, уклоняемся, избегаем, убегаем, отворачиваемся постоянно от Спасающего нас Господа!... Он всё для нас нам сделал, Он всё даровал, Он всё нужное нам принёс в Свою Церковь, и говорит: «Возьмите все Мои сокровища ДАРОМ! Придите, пользуйтесь ими и живите! Не умирайте! Не губите себя! Изменитесь! Воскресните, как Я воскрес, изменитесь, как Я изменился по Воскресении, чтобы вы стали новой тварью по Моему образу, который Я вам даровал! Я для этого ничего не жалею. Я для этого сохранил РАНЫ на руках и нога, и от копья в ребрах, и говорю: Придите, прикоснитесь, убедитесь, вложив в них свои персты!».
После Воскресения Христа нет места отчаянию! Ибо нам Господь предлагает самую твёрдую и надёжную опору – Себя Воскресшего! Он, Воскресший, Победивший и севший одесную Отца, протягивает нам руку помощи. И это уже даже не та рука, которая Петру была протянута, идущему по водам, а это рука Воскресшего Господа – мощная! победившая силы зла, ад, грех и смерть! Он протягивает нам руку безсмертия, дивной благодати и несокрушимой помощи! Он, Победитель, дарует нам победу. Но беда наша в том, что мы слабо в это верим и не хватаемся за протянутую нас Спасителем руку помощи!
О чём же мы радуемся, празднуя Христово Воскресение? Мы радуемся нашему духовному воскресению со Христом или воскресению первому, как говорит возлюбленный и воскресший душевно и телесно любимый ученик Христов Апостол Иоанн Богослов!
И если мы так будем воспринимать воскресение, так будем веровать в него и так взыскивать это воскресение, то мы будем подлинно православными христианами. Ибо все, кто только внешне поклоняется Воскресению Христову, признаёт его умом, но сам ничего общего с ним не имеет и не взыскивает воскресить свою душу для вечной жизни с Богом, тот не может по истине именоваться христианином!
Наша православная вера – это есть вера в Воскресение Господа Иисуса Христа. Если бы мы не верили в Воскресение, то, как говорит великий Апостол Павел: «мы были бы несчастнее всех людей на земле». Если Господь не воскрес, то мы самые несчастные. И наша вера тогда тщетна и не имеет никакого значения. Поэтому тема Воскресения является важнейшей, главной, определяющей, основной в нашей вере. Это главный догмат нашей веры.
Так будем же праздновать этот Праздник Праздников с глубоким осознанием его сути. Будем сопричастны Воскресению Христову не только воспеванием его, но своим духовным воскресением! Будем же поистине духовно радоваться и торжествовать в этот самый Великий для нас, благодатный, блаженный и спасительный День – День Светлого Воскресения Христова!
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровал!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС БОГ НАШ!