Отец Олег Моленко
ОБ АНТИНОМИЧНОСТИ ЗАПОВЕДЕЙ О ЛЮБВИ К БОГУ И К БЛИЖНЕМУ
Деятельная любовь к ближним (исполнением заповедей) предшествует и сопровождает нашу любовь к Богу. Наша любовь к Богу, являемая вначале в покаянном призывании имени Иисуса Христа с целью покаянного переделывания себя в нового человека, усовершает нас и в любви к ближнему. Новый во Христе человек любит по-новому! Вот почему заповедь о любви двоякая - и старая - для борющегося с грехом человека, - и новая - для совершившего покаяние и ставшего новой тварью во Христе человека. Новая любовь не принуждаемая! Она свободно изливается из любящего сердца и свидетельствуется делами, словами и отношением. Она есть неотъемлемое качество нового во Христе человека.
Святитель Игнатий справедливо пишет о старой любви, которая для кающегося человека есть стезя, ведущая в любовь к Богу.
Однако есть другая любовь человека к Богу и Бога к человеку, личная, персональная, восхитительная, духовная, такая, которая обоживает нового во Христе человека, делая его Богом по благодати. Это любовь экстаз, любовь исступление, любовь от соединения в один дух с Господом! В этой любви нет не только места для ближнего (ближних), но нет даже и памяти о них! Это та любовь, ради обретения которой люди шли в монахи, в затворы, в пустыни, обрекая себя на острое подвижничество и терпение всего! Это та НОВАЯ любовь, о которой истинный уединенник (монах) говорит: "В мире есть только Бог, и я" - и это сущая правда переживаемая в любви. Потом происходит возврат к ближним, и у обоженного человека проявляется его НОВАЯ светосиянная, сияющая, искрящаяся, богоподобная любовь.
Вот почему по-своему прав и тот, кто говорит, что любовь к ближнему предваряет любовь к Богу и ведёт к ней, и прав по-своему тот, кто любовь к Богу ставит на первое и высшее место, и из неё приходит к новой любви к ближнему! Каждый из них прав, но только в своем. Только нельзя переносить свое правильное из своего в другое правильное, ибо это разные правильности и они антиномичны, но любовь к Богу все же первая и высшая заповедь из всех, ибо так сказал Сам Христос Бог!
Итак, есть три вида богоугодной любви к Богу и ближнему:
1. Любовь от кающегося и борющегося с грехом человека, идущего путем заповедей и связанного этим исполнением. Его праведность и святость вся в исполнении заповедей. Это праведник!
2. Любовь покаявшегося человека, и ставшего покаянием и призыванием имени Божьего новым во Христе человеком. Его святость вся в Богоносности - Духоносности и Христоносности. Это Богоносец!
3. Любовь обоженного человека. Любовь с Богом интимная! Любовь личная, духовная, экстатическая! И новая богоподобная, светоносная любовь обоженного человека к прочим людям и творениям Божьим. Его святость вся в полноте Боговселения, полноте обожения и полного духовного соединения с Троичным Богом, Духом по Своей природе! Это Бог по благодати!