Отец Олег Моленко
БОГОСЛОВСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ БРАТОЛЮБИЯ
Из Божьего откровения, донесенного нам Священным Писанием, мы знаем, что Бог, в отличие от всех прочих творений, создал человека совершенно особым образом, а именно по Своему образу и подобию. Это создание сказывается не только на тричастности в личности каждого отдельного человека, но и во всем человечестве в целом. Таким образом можно говорить о двух человеках – большом и малом. Большим Человеком является вся совокупность созданных Богом людей, которая окончательно оформится и определится всеми вошедшими через спасение в Царство Небесное людьми. Люди, избравшие погибель и получившие в удел вечную изоляцию, не входят в большого Человека. Большой Человек имеет точное число входящих в него человеческих личностей, которое известно одному Господу Богу. Это число меньше числа всех призванных к этой жизни людей, ибо большая часть из них избрала для себя погибель. Поскольку точное число спасенных людей нам пока не известно, мы можем лишь предполагать и фантазировать, не имея окончательного утверждения истины. Предположим, что за всю историю человечества, явленную в трех периодах – допотопном, ветхозаветном и новозаветном, был 21 (2+1=3) миллиард людей. Тогда можно предположить, что треть этого числа – семь миллиардов (7+7+7) – и составляет большого единого Человека. Возможно, это число не соответствует действительному и в свое время будет поправлено, однако это не мешает нам использовать его в наших рассуждениях.
Итак, нам важно рассмотреть пару «большой Человек – малый человек», возводя их отношения через вложенный в нас Богом Его образ к высшему идеалу, паре «Бог Троица – три Лица единого Бога». Нам известна фраза из Писания, что Бог есть любовь. Любовь может быть только между кем-то и кем-то. В данном случае мы имеем Единого Бога, Который по Своей «природе» (слово, не подходящее к Богу, но употребляемое отцами ввиду отсутствия лучшего, могущего заменить его) есть дивное и непостижимое, не смешанное и не разлучаемое сочетание (соединение) трех Лиц. Говоря обобщенно, мы имеем матрицу – одна разумная природа, проявляемая несколькими разумными лицами, связанными между собой как своей общей природой, так и любовью.
Если природа Трех Лиц связывает Их во единое Божество так, что нельзя сказать, что есть три Бога, но есть только Один Бог, то любовь между тремя Лицами, равными во всем, кроме единственного различия каждого Лица, делающего это Лицо именно этим Лицом (Отца – Отцом, Сына – Сыном, Духа Святого – Святым Духом), проявляет и утверждает три самостоятельных Лица (Личности), Каждое из Которых осознает Свою особенность по отношению к двум другим Лицам и свою общность единой природе Единого Божества. Если природа Божества связывает Три Лица воедино, то любовь связывает Три отдельных Лица неразделимого на трое Бога, проявляя Их различие и особенность каждого Лица. Без любви нельзя говорить о трех Лицах Единого Бога.
Итак, есть Один Бог в трех Лицах, Каждое из Которых есть своеобразный Бог, составляющий Единого Бога. Есть Бог Отец, есть Бог Сын и есть Бог Дух Святой, и сказать, что кто-то из Них не есть Бог, богохульно, как и сказать, что есть три Бога, а не Один в трех Лицах (Тройственный). Если эту матрицу перенести на большого Человека, т.е. на все спасенное человечество (а пока потенциально на имеющееся человечество), то мы получаем пару «одно-многие», связанную природно так, что можно говорить, что есть Один Человек, и связанную любовью так, что можно говорить, что есть много человеков, но именно определенное их число, связанное любовью между собой. В отношении Бога мы имеем такое основание матрицы, в котором пара «один-много» имеет минимальное возможное число Лиц, связанных любовью – Три. В отношении к людям мы имеем пару «одно-многие», где многие – это конкретное число, кратное числу три. В этом случае многие лица (которые обычно называют личностями) помимо природной связанности должны быть связаны между собой в гармоничный союз личностей любовью, по образу Высшего образца – Пресвятой Троицы! Поскольку каждая человеческая личность есть другому брат (сын) Божий (для женского пола слово «брат» переменяется на слово «сестра», являя то, что она есть брат женского пола), то можно говорить, что все люди – как отдельные самостоятельные, своеобразные, отличающиеся от других и самоценные личности – должны быть связаны в гармоничный союз нового благодатного Божества (единого сына Божьего по благодати) посредством любви, справедливо именуемой братолюбием! То, что мы не видим в этом мире, во зле лежащем, братолюбия или любви между людьми, есть результат падения человеческой природы и отдельных человеческих личностей, начиная с Адама и Евы.
Покаяние и воцерковление есть такое творчество разумных и стремящихся к Богу личностей, которое с Божьей помощью позволяет им восстанавливать каждому лично себя самого из падения, принимать и усваивать искупленную и восстановленную Христом Богом (Его жертвенным подвигом) из падения и возведенную на высший уровень – обожение – обновленную человеческую природу, соединяя посредством братолюбия отдельные искупленные и восстановленные личности (новых Богов по благодати) в единое гармоничное целое – союз совершенства. При этом покаяние делает то, что каждая отдельная личность врачуется Богом посредством благодати до полного восстановления в ней природы, явленной в воплощенном Сыне Божьем Иисусе Христе. Другими словами, покаявшийся человек становится по своей человеческой природе братом Христу и сыном Единого Бога Троицы. Это и есть предел покаяния. Воцерковление же в единую (единственную) Церковь благодатно утверждает рожденных духовно свыше отдельных членов Церкви в их новой по Христу природе и посредством любви в виде братолюбия созидает их в Единое Тело Христа или союз совершенства, в союз между сынами Бога, в братьев Христа Сына Человеческого и в новых Богов по благодати! Иными словами, вся Церковь Христова и есть новый Бог по благодати, брат Христу Богу и усыновленный Отцом и усвоенный Духом Святым сын Божий. Помимо Церкви не может быть ни жизни, ни любви, ни братолюбия, ни спасения, ни обожения. Вот почему она справедливо названа Апостолом Павлом полнотой, наполняющей собою все (кроме вечных мест изоляции разумных творений отвергших Бога)!
Если посмотреть на матрицу любви, проявляемую людьми в Церкви, то мы можем увидеть, что она сложнее, чем ее Первообраз и Первопричина Бог Троица. Эта усложненность проявляется в большом числе второй части пары (одно-многие) – «многие», или во множественности людей, призванных и допущенных Богом в Его жизнь. Также эта сложность проявляется и в разделении человеческой природы на два пола – мужской и женский. Если по отношению к Богу это разделение не существенно (ибо духовно мужской пол равен женскому, и во Христе нет мужского или женского пола), так как сестра есть брат женского пола, и дочь Божия есть сын Божий женского пола, то по отношению к самому человечеству имеется новое различие, которое при единой человеческой природе лиц разного пола различает их половую природу, так, что есть два пола одной человеческой природы. А если есть разделение, то есть и нужда в преодолении этого природного разделения посредством любви. Так появилась любовь между полами мужским и женским, которая на личностном уровне привела к созданию нового человеческого союза – семьи. Рождение в семье ребенка (детей) придает ей тройственную прочность и устойчивость. С появлением семьи и деторождения в ней появились и внутри семейные братья по плоти и крови – родные братья. Их, как самостоятельные разумные личности, должна связывать плотская и родственная любовь, которая естественна для этих отношений. Однако без вхождения семьи и плотских братьев в матрицу общечеловеческого братолюбия и любви к Богу она (особенно же по причине грехопадения людей) остается некрепким и несовершенным союзом, в котором иногда происходит вражда и уничтожение одних членов семьи другими, которое началось в первой на земле адамовой семье с убиения братом Каином брата Авеля.
Итак, женская природа и каждая отдельная личность женского пола не может не быть связанной любовью как с Единым Богом, так и с единым Человеком (человечеством) в виде любви ко всем его членам – братьям, а также дополнительно любовью к противоположному полу, в лице одного его представителя – конкретной личности мужского пола. С появлением Христа появилось и благоуханное девство. Христово девство (девство Христа ради или во Христе) – это не просто воздержание от плотского природного совокупления с лицами противоположного пола (хотя это его непреложное условие), но создание нового союза любви, в котором лицо противоположного пола заменяется Христом. В данном случае Христос выступает в роли духовного Жениха человеческой души того или иного пола. Этот новый союз требует нового оформления в виде обетного монашества (женского и мужского). Монашество произвело новый вид монашеского братолюбия, и каждый монах справедливо именуется братом по отношению ко всем прочим монахам независимо от их иерархического положения и прочих отличий.
В половом отношении не может отдельная человеческая личность зависнуть вне одного из братских союзов, или природного семейного через брак, или монашеского через монашеский постриг. Нет подлинного девства или безбрачия без монашеского союза. Но есть девство, как добродетель нерастления половой природы природным употреблением пола. Но эта добродетель вне союза зыбка, непрочна и неустойчива. Монашество же есть двух видов – девственное и безбрачное. Его конкретно разделял и отделял в Дивеевской обители преподобный Серафим Саровский.
В вечности, в Царстве Небесном не будет место браку и деторождению, ибо число большого Человека будет наполнено, а значит, не будет плотской семьи в ее земном виде. Но духовно отдельные личности и новые Боги по благодати мужского и женского рода смогут добровольно по своему выбору создавать дополнительные союзы, состоящие из конкретного числа договорившихся лиц разного пола, которые будут связаны дополнительной любовью. Преимущественно эти союзы будут образовываться из лиц, познакомившихся друг с другом и связанных друг с другом в земной жизни промыслом Божьим. На земле жалким подобием таких союзов являются братства и клубы.
Подводя итоги, еще раз повторю самые важные моменты данного откровения и богословского исследования:
Есть совершенный Союз Трех Лиц Единого Бога, связанных между тремя Лицами совершенной любовью. Этот Союз есть Высший Образец и Идеал любви и братолюбия.
Призванные к жизни и записанные Богом в Книгу Жизни люди намеренно созданы Богом по Его образу и подобию, чтобы они могли составить из одной природы человека новый совершенный союз разных человеческих личностей посредством любви между ними, именуемой братолюбием.
Таким образом братолюбие есть естественное и необходимое качество, которое восстанавливается в истинной и Одной единственной Церкви Христовой путем покаянного переделывания человека с помощью благодати Божией в нового человека по образу явленному нам Христом. В Церкви это братолюбие начинается с неосуждения брата своего, что отмечено в постовой молитве словами: «Даруй мне зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».
Поскольку человечество уклонилось в рознь и вражду, то Господь призвал верных членов Его Церкви явить в последнее время свидетельство о братолюбии, как необходимом качестве человека, хотящего войти в вечную жизнь с Богом в новом человеческом союзе – Церкви. Ради этого Церковь Христова последнего времени именуется в Писании дополнительно Филадельфийской или Церковью истинного братолюбия. Восстановление и сохранение братолюбия есть важнейшая кроме спасения задача всей Церкви. Вот почему братолюбие является признаком истинной Церкви, по сказанному Господом Иисусом Христом: Ин.13,35: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
На нижней степени братолюбие проявляется в борьбе с грехами, направленными против него. Такими грехами являются самость человека, утвержденная на его гордости и проявляемая таким грехами как осуждение, неприязнь, вражда, ненависть, воровство, ударение, нанесение увечий, убийство, лжесвидетельство, обман, властолюбие, честолюбие, корыстолюбие и прочие. Братолюбие проявляется в неосуждении брата, в прощении его, в покрытии его грехов, не разрушающих любви и братолюбия, в несении его немощей и исполнении в отношении его всех заповедей Христовых.
Вершиной братолюбия на земле является положение своей жизни и души за брата своего. В борьбе за спасение брата братолюбие простирается до обличения его в случае, если он согрешит лично против другого брата. Грех, сделанный братом против брата, не только губит согрешившего брата, но и разрушает братолюбие и потому не может быть терпимым. Попытка врачевать такой грех простирается до вынесения его на суд всей церкви. Если согрешивший брат не покается в обличенном грехе и не исправит его, то он отсекается от тела церковного братства, как не способный более к братолюбию и несущий опасную заразу нелюбви.
Проявляя братолюбие, мы проявляем естественный ход Богом созданных вещей. Братолюбие – это проявление жизни, а его отсутствие - это грех и смерть. Вот почему, начав с неосуждения, позаботимся усердно достигать любви и возрастать в нашем братолюбии до нежности друг ко другу и невоздыхании друг на друга! Будем простирать свое братолюбие через заповеданную Богом любовь к ближним и ко всем прочим человекам, как единым нам по природе и потенциальным кандидатам в наше вечное церковное братство. Будем любить их словом и делом до тех пределов, пока они не станут разрушителями жизни и любви, богоборцами и человеконенавистниками.
В завершение приведу для напоминания некоторые изречения Апостола любви и братолюбия Иоанна Богослова о любви и братолюбии.
1 Ин.2:
«4 Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем».
1 Ин.3:
«1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими».
1 Ин.3:
«14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.
15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.
16 Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.
17 А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?
18 Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною».
1 Ин.4:
«7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.
12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас».
1 Ин.4:
«16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
20 Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».
1 Ин.5:
«2 Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.
3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки».
Конец слову сему и Богу нашему слава, честь и поклонение в духе истины и любви, ныне и присно и во веки веков, аминь.