Отец Олег Моленко
РАССУЖДЕНИЯ О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ
Мир всем бережно хранящим божественную любовь и возрастающим в ней!
Боже мой, дай мне разум говорить о Твоей неизреченной и непостигаемой нами любви к нам, и о нашей ответной любви к Тебе!
Что есть истинная любовь, которая не ищет своего? Это когда любящий хочет тому, кого любит, полноты счастья и сам исполняется счастьем, что доставил его любимому (любимой). Вот почему в истинном смысле этого слова любить может только Господь Бог.
Мы, люди, можем только подражать Ему в этом. Почему так? Да потому, что только Бог может все, как Всемогущий, в том числе и даровать полное счастье и блаженство любимому Им человеку.
Для меня высшим счастьем является персональная, личная Любовь Моего Господа Бога ко мне. Эта Любовь первична, а моя любовь к Господу Богу – это ответная любовь, которая вторична. Какое счастье я могу доставить Богу своей несовершенной любовью? Только одно – быть счастливым от того, что позволил Ему сделать меня счастливым! Чем позволил это? Верой в Него и Ему, стремлением к Нему и к любви к Нему, смирением пред Ним и послушанием Ему во всем! Любящий Бога заповеди Его исполнит! Исполнит из радости и своей любви, как Его неоплатный должник. В своей любви к Богу мы всегда чувствуем и будем чувствовать себя Его должниками. Такова данность нашей тварной природы. Но в Его любви мы чувствуем и обретаем РАВЕНСТВО с Ним! Равенство не качества, а положения. Если я люблю Бога и Творца своего как человек и Его разумное и вечное творение, то принимаю я Его любовь как Бог по благодати! Его личная любовь ко мне и есть для меня высшая благодать и высшая степень моего обожения! Я люблю Бога как Неравного себе, но несравненно превосходящего меня во всем! Он же любит меня как равного, как Отец сына и как Друг друга!
О, непостигаемая и ум исступляющая любовь Моего Бога ко мне! Ум не вмещает и умолкает! Только дух мой, способный по дару Бога быть единым с Духом Его, непостижимым для меня образом способен принять и вместить любовь Моего Бога!
Вот почему Христос сказал нам в лице искавшей любви самаритянки, что Бог есть Дух и кланяться Ему должно в духе и истине! И что именно таких поклонников Бог ищет Себе. Для чего Он их ищет? Чтобы осчастливить и обожить их Своей любовью! Потому-то и жизнь наша в Боге называется духовной, а не умственной или какой-то другой. Бог есть Дух, и любить Его и принимать Его любовь можно только в духе и истине. Дух это Суть, а истина – это ее оправа.
Личная любовь человека к человеку тоже неизъяснима, ибо люди – существа духовные и способные на духовную любовь. Но эта любовь изначально есть любовь двух двухсторонних неравенств и недостаточностей, которые благодаря ей восполняют каждый своим то, чего недостает другому. Однако люди не самодостаточны, как Бог, и потому без Него легко и быстро исчерпаемы. Именно этого не знали опытно Адам и Ева, ибо их взаимная любовь дополнялась полнотой Божьей любви! Они же, приняв навет змея и заподозрив Бога в нелюбви, подумали, что могут иметь ее и сохранить свое блаженство ("будете как Боги") и без Него. Но когда любящий Бог уходит из союза двух людей, то этот союз очень сильно нищает на любовь, которая держалась на любви Бога. А чем люди обладают сами по себе? Тем, что Бог им оставил по их падении: своеволием, "кожаными ризами", нуждой в поте лица добывать хлеб свой и половым влечением друг ко другу. Вот этим только и могут обмениваться и восполнять друг другу любящие друг друга люди, если с ними нет любящего их Бога. Вот почему у безбожников жалкая, плотская, грязная, корыстная, лицемерная и ищущая своего безбожная любовь.
У нас, верных Богу и церковных людей, должна наша взаимная любовь, именуемая братолюбием, быть духовной. Т.е. такой, которая максимально, по возможностям духовного развития каждого из нас, будет привлекать к себе и сохранять любовь Господа Бога. Чем больше человек утвердился в любви с Богом, тем больше любви он привносит и в братолюбие, и в личную любовь к другому духовному члену Церкви. Кто превосходит в этом всех прочих членов церковного братства, тот и есть духовный центр, лидер и глава общины. В первоапостольской общине таким центром и лидером был юный Иоанн Богослов. Теперь мы лучше понимаем, почему это так!
Счастье для общины, когда формальное и реальное лидерство и главенство совпадают в одном и том же лице. Любовь Бога к данному лидеру переливается через него на всех прочих членов братства, и они пользуют ее авансом (т.е. по положению, а не по заслугам своим). Только они не должны подобно Адаму и Еве принять помысел от лукавого, что это они сами создали такую атмосферу любви, и что если они куда-то по своей воле уйдут от духовного отца, то это остается с ними. Не обольщайтесь, любовь не останется с уходящими от любви. Не зря же все ушедшие от нас являли уже не прежнюю к нам любовь, а звериный оскал лютой ненависти и вражды.
Духовный отец потому именуется духовным, что он первым и в наибольшей степени привлек к себе личную любовь Господа Бога. От этой духовной любви он и "рождает" в Церковь детей своих духовных!
Благодарю Тебя, Господь и Бог мой!
Что любишь Ты меня, "песчинку" малую!
Что Ты изливаешь на меня, недостойного, Свою совершенную, безмерную и блаженную для меня любовь, обожая меня ею и делая самым счастливым в мире человеком!
Только в Твоей любви я чувствую себя неповторимой личностью, Твоим человеком и Богом по благодати!
Благодарю Тебя и за счастье любить Тебя как Господа и Бога своего и как Отца и Друга своего.
Прости меня за мое несоответствие Твоей любви и Твоим великим дарам!
Боже мой, если Ты только хочешь, то Сам можешь исправить меня и усовершенствовать в любви!