Отец Олег Моленко
ЦЕЛОМУДРИЕ И ЛЮБОВЬ В ВЕНЧАННОМ БРАКЕ
Святитель Иоанн Златоуст: "Кто был целомудренным до брака, тот тем более останется им таким и после брака. Напротив, кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать тоже самое. "Блуднику, – говорится, – сладок всякий хлеб: он не перестанет доколе не умрет" (Сир.23, 23). Для того и возлагаются на головы венцы, что они (целомудренные), не будучи побеждены и одолены похотью, вступают в брачный чертог. Если же кто, увлеченный сладострастием, предался блудницам, то для чего после этого он имеет венец на главе, когда он побежден". (Толкование на первое послание к Тимофею. Беседа 9-я. Творения Т.11, книга вторая СПб., 1905, С 681).
"…Истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью. Любовь как действительное упразднение эгоизма есть действительное оправдание и спасение индивидуальности. Любовь больше, чем разумное состояние, но без него она не могла бы действовать как внутренняя спасительная сила, возвышающая, а не упраздняющая индивидуальность. Только благодаря разумному сознанию (или, что тоже, сознанию истины) человек может различать самого себя, т.е. свою истинную индивидуальность, от своего эгоизма, а потому, жертвуя этим эгоизмом, отдаваясь любви, он находит в ней не только живую, но и животворящую силу, и не теряет вместе со своим эгоизмом и свое индивидуальное существо, а, напротив, увековечивает его…
Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма. На этом общем основании мы можем объяснить смысл половой любви. Недаром же половые отношения не только называются любовью, но и представляют, по общему признанию, (человеческую) любовь по преимуществу, являясь типом и идеалом всякой другой любви (см. Песнь Песней. Апокалипсис)…
Смысл и достоинства любви, как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно, всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое в силу эгоизма, мы ощущаем в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другого (любимого), как перестановка самого центра нашей личной жизни. Это свойственно всякой любви, но половой любви по преимуществу; она отличается от других родов любви и большей интенсивностью, более захватывающим характером, и возможностью более полной и всесторонней взаимности; только эта любовь может вести к действительному соединению двух жизней в одну, только про неё и в слове Божием сказано: будут два в плоть едину, т.е. станут одним реальным существом". (Соловьев В.С. Смысл любви. \\собрание сочинений, Т.6, стр. 376, 382).
"…Шиллер как-то сказал, что любовь возникает не там, где две души звучат в унисон, а между душами, которые умеют "гармонично" настроиться друг на друга. Любовь… взаимно дополняет. Любовь обогащает каждого, потому что она всегда и получает, и дает, в то время как ненависть ничего не дает и ничего не получает. Для мужчины – женщина тайна. Она сознает свои недостатки, которые нуждаются в восполнении и устранении через мужчину, с которым дело обстоит точно также.
Брак одновременно любовь и взаимная помощь. Любовь значит радоваться и терпеть вместе с другим. Ради этого обоим вступающим в брак и дается Божественная благодать. Любовь позволяет не только изумляться тайне другого и терпеливо переносить его слабости, но и быть готовым помочь ему. В любви оба укрепляются этой взаимной помощью". (Staniloae Dumitru. Das Sarrament der Eheschliessung. \\Ortodoxe Dogmatik/ Band 3. Guetergloh, 1995. S. 154).
"Человек призван к тому, – пишет философ И. А. Ильин (+1954), – чтобы видеть и любить в любимой женщине (или соответственно в любимом мужчине) не только плотское начало, не только телесное явление, но и душу – своеобразие личности, особенность характера, сердечную глубину, для которых внешний состав человека служит телесным выражением или живым органом.
Любовь только тогда не является простым и кратковременным вожделением, непостоянным и мелким капризом плоти, когда человек, желая смертного и конечного, желает скрытую за ним безсмертность и безконечность; вздыхая о плотском и земном, радуется духовному и вечному; иными словами, когда он ставит свою любовь перед лицо Божие и Божиими лучами освещает и измеряет любимого человека… В этом глубокий смысл христианского “венчания”, венчающего супругов венцом радости и муки, венцом духовной славы и нравственной чести, венцом пожизненной и нерасторжимой духовной общности.
Ибо вожделение может быстро пройти; оно бывает подслеповатым. И предчувствовавшееся наслаждение может обмануть и надоесть. И что тогда? Взаимное отвращение прикрепленных друг ко другу людей?… Судьба человека, который в ослеплении связал себя, а, прозрев – проклял свою связанность? Пожизненная унизительность ежедневной лжи и лицемерия? Или развод?
Прочность семьи требует иного; люди должны желать не только утех любви, но и ответственность совместного творчества, духовной общности в жизни, в страданиях и в ношении бремен…" (Ильин И.А. О семье \\ Путь духовного обновления.\\путь духовной очевидности. М., 2004. С. 290).
"Все таинства имеют целью, содержанием "претворение", "преложение" обновление твари. Такова Евхаристия, таково Миропомазание, таково Покаяние – из греховного делающее человека безгрешным, претворяющее его в нового человека, могущее всё начинать сначала. Таково и таинство Елеосвящения – из больного (физически и духовно) претворяющее в здорового. Прежде же всего таково, конечно, таинство Крещения – совлекающее ветхого человека и претворяющее его в "новую тварь". Таково таинство Священства – изменяющее человека внутренне, дающее необычные силы, новые особые дары для этого великого служения.
Точно также все таинства, официально не называющиеся таковыми, как, например, Великое освящение воды, пострижение в монахи, освящение мира и т.д. – все они имеют предметом претворение, изменение, преложение в новую тварь.
И только таинство брака, как будто, на первый поверхностный взгляд не отвечает началу, объединяющему все таинства. "Освящение союза", "благословение", – всё это слишком слабо, недостаточно, чтобы быть таинством. Благословение Божие, данное Богом всей твари: "Размножайтесь" и т.д. не может быть названо "таинством брака… Итак, не благословение чадородия и совместной жизни делает брак таинством. Для последнего должен быть тот же принцип, то же содержание, что и во всех остальных таинствах, та же цель – новая тварь.
В чем же здесь новая тварь?
Начало новой твари выступает в браке сильнее и величественнее, чем где-либо, ибо в таинстве брака творится новый человек: из двух лиц, двух ипостасей, творится новое бытие, новое существо – двое в одном. Зарождается новое бытие, новое существо. Зарождается новое единство, двое – множица – во единице. Это единство во Христе – единство церковное. Вот почему этому величественному акту и дается прообраз – Христос и Церковь… Это единство имеет как основу единство Святой Троицы. Церковное единство есть (по слову, Григория Нисского) – как бы один человек во многих лицах.
Здесь не только взаимное дополнение, восполнение, но духовное, неразрывное единство – вот в чем цель брака, высшая, конечная.
Во время совершения таинства брака – венчания – этому единству кладется начало, единство таинственно совершается потенциально, дается благодать Святого Духа, особые силы для достижения этой цели. В православном понимании вообще нет понятия механического совершения таинства, а в таинстве брака особенно. Оно не связывается с особым моментом совершения таинства, но лишь начинает действовать в венчании. Зависит же это единство, это новое церковное в Боге бытие, в дальнейшем от брачующихся…
Таким образом, венчание не апогей, не зенит, не кульминационная точка в таинстве брака – оно как бы подножие, первая ступень небесной лестницы, на которую желают взойти и вступающие в брак…
"Завершения” таинства нет – оно может возрастать всю жизнь, достигать всё большего совершенства…
Да, брак есть подвиг любви… Жизнь в любви – это жизнь новой твари, но мы грешные с трудом претворяемся в нового человека. Он рождается в нас сквозь болезни. Нет ничего труднее, чем побеждать свое "я" свою самость, мешающую человеку быть в единстве с другим, со многими "не я". В браке нужна готовность на жертвы, нужна сердечная внимательность, сердечная деликатность…" (Нельской А. Семь Святых Таинств. \\ За веру. Выпуск 7-й. 1944. С. 41-43).