ЦИТАТА ДНЯ: ВНИМАНИЕ, ТРЕЗВЕНИЕ, ОБРАЗЫ ТРЕЗВЕНИЯ
ИЗРЕЧЕНИЯ ИСИХИЯ ПРЕСВИТЕРА ИЕРУСАЛИМСКОГО:
"1) Внимание есть непрестанное от всякого помысла безмолвие сердца, в коем оно Христом Иисусом, Сыном Божиим и Богом, и Им одним, всегда непрерывно и непрестанно дышит Его призывает, с ним мужественно ополчается против врагов, и ему имеющему власть оставляти грехи исповедует свои прегрешения (гл. 5).
2) Трезвение есть твердое водружение и стояние ума у двери сердца; так что он видит, как подходят чуждые помыслы, эти воры-окрадыватели, слышит, что говорят и что делают сии губители и какой демоны начертывают и возграждают образ, пытаясь увлечь чрез него в мечтании ум и обольстить его. Если будем люботрудно проходить такое действование, то оно вразумительно покажет нам искусство мысленной брани (гл. 6).
3) Образы трезвения:
первый есть смотреть неопустительно за мечтанием, или за прилогом;
второй - иметь всегда сердце глубоко молчащим и от всякого помысла безмолвствующим и молиться;
третий - непрестанно призывать на помощь Господа Иисуса Христа в смирении;
четвертый - иметь в душе непрестанное памятование о смерти;
пятый действеннейший из всех - лишь к небу взирать, ни во что вменяя землю (гл. 14-18).
4) Тому, кто подвизается внутри, в каждое мгновение надобно иметь следующие четыре делания:
смирение,
крайнее внимание,
противоречие помыслам
и молитву.
Смирение, - чтобы, так как брань у него идет с соперниками гордыми демонами, всегда иметь в руке сердца помощь Христову; ибо Господь ненавидит гордых.
Внимание - чтобы всегда держать сердце свое не имеющим никакого помысла, хотя бы он казался добрым.
Противоречие - дабы как только острозоркостию ума уразумеет, кто пришел, тотчас с гневом воспротиворечить лукавому, как говорится: и отвещаю поношающим ми злая, - не Богу ли повинется душа моя (Пс. 118; 42, 61,1).
Молитву - дабы после противоречия тотчас из глубины сердца возопить ко Христу с воздыханием неизглаголанным.
И тогда сам подвизающийся увидит, как покланяемым именем Иисуса враг с своим мечтанием развеется, как прах ветром, или исчезнет, как дым (гл. 20).
5) Кто не имеет чистой от помыслов молитвы, тот не имеет оружия на брань, молитвы, говорю, той, которая непрестанно действовалась бы во внутреннейших сокровенностях души и призыванием Господа Иисуса Христа бичевала и опаляла врага, скрытно ратующего (гл. 21).
6) Надлежит тебе острым и напряженным взором ума смотреть внутрь, чтоб узнавать входящих. Как только узнаешь, тотчас противоречием сокрушай главу змия, и вместе с тем воздыханием вопий ко Христу. И получишь тогда опыт невидимого Божественного заступления (гл. 22)".
О. Олег Моленко:
Опытный делатель молитвы, святой Исихий, научает нас важным составляющим частям умного делания: внимание + крайнее трезвение + противоречие помыслам + молитва. Все эти четыре делания составляют единое делание, в котором все они работают одновременно. Внимание ума держится у дверей сердца и следит за словами молитвы. Оно заключает ум в эти слова, не допуская никакого постороннего помысла. Крайнее трезвение тоже стоит у дверей сердца. Это есть наблюдение умом, его боковым зрением, за приходящими прилогами (в виде помыслов) или мечтаниями и предприятиями (восстающих в уме от воспоминаний). Молитва Именем Иисуса Христа (конкретная молитвенная фраза) - это основное оружие по очищению ума и сердца и по сопротивлению бесовским приражениям и восстаниям падшего нашего естества. Противоречие помыслам - это долженствующая быть наша гневная реакция на приходящий от врага помысел.
Здесь есть два пути делания. Один состоит в употреблении противоречия помыслам, другой - в убегание от помыслов в Имя Иисуса Христа. В первом случае мы действуем сами, прося Иисуса о помощи. Во втором случае мы, сознавая свою немощь, убегаем за сильную спину Спасителя, прося Его отогнать пришедшие помыслы за нас. Противоречие больше научает искусству делания и позволяет скорейшему преуспеянию в умном делании. Убегание - это более длительный путь, зато он наиболее надежный, смиренный и безопасный! Это об этом сказал Псалмопевец: "Приходящего ко мне (помысла) не познах". Св. Игнатий (Брянчанинов) и я, в след за ним, советую вам держаться второго способа - убегания умом в слова молитвы.
Далее отец говорит о четырех образах трезвения:
1) наблюдения за приходящими помыслами или мечтаниями;
2) безмолвие ума и сердца от всякого помысла;
3) непрестанное призывание на помощь Иисуса Христа со смирением;
4) постоянное пребывание в памяти смертной;
5) постоянное зрение на небо и небесное, с полным забвением о земном.
Как всегда, то, что труднее достижимо, то и более всего дает успех и преуспеяние. Отец справедливо указал на пятый образ, как самый действеннейший из всех, но он же и самый труднодостижимый. Вот почему я советую вам выбрать первый или второй образ. Третий образ трезвения я бы не выделял, ибо он имеет место при каждом из указанных четырех образах.
Первый образ - наблюдение за приходящими помыслами и мечтаниями более приличествует при использовании противоречия. Для того мы и наблюдаем, чтобы первыми напасть на пришедшего к нам врага! Если же мы убегаем от врага за спину Христа, то нам более всего необходим второй образ трезвения - безмолвие ума и сердца, в сочетании с третьим - призыванием Иисуса Христа в помощь.
Когда душа долговременным пребыванием в молении Именем Иисуса Христа навыкнет не принимать никакие посторонние помыслы и сосредоточит свое внимание на переживании своего предстояния пред Господом и своего покаяния пред Ним, то противоречие и трезвение вообще перестает быть для нее актуальным. Она будет использовать трезвение только в тех редких случаях, когда Господь наказывая ее за превозношение или какой-либо другой грех вернет ее в состояние обуревания помыслами. Для новоначальных в делании обуревание помыслами есть неизбежная данность. Именно это господство над нами вражеских прилогов и мечтаний показывает нам, что мы находимся под адом, а значит под законом покаяния, а также, что мы рабы и пленники у бесов. Исцеляет ум от блужения с помыслами только благодать Божия и сила Имени Иисуса Христа! Это делание - есть главное делание для нашего спасения, которое состоит в исцелении ума и сердца от страстей (страстных помыслов ощущений). Это тайна христианства и путь превосходнейший, которым прошли все святые апостолы, пророки и отцы! Именно этот путь являет для нас действенно и ощутимо Христа нашим Спасителем, ибо мы видим в самих себе от чего и как СПАСАЕТ НАС наш Христос! Только в этом делании человек получает конкретное и ясное понимания дела спасения своей души! Без него, он предпринимает в слепую и на авось разрозненные действия, работая кое как, иногда, по настроению, без понимания что он делает и для чего он делает. Вот почему дело покаяния и спасения не имеет у таких делателей преуспеяния, успеха и должных плодов!
Помоги вам Господь милосердный в вашей битве за ваше (каждого из вас) спасение!