Светлана Санна:
А почему вам можно верить? Выразить свою точку зрения это одно, а вы осуждаете. Зависть и осуждение грех. Слушать вас не приятно. Простите меня.
Отец Олег Моленко:
А это дело вашего внутреннего выбора и выбора всех смотрящих и слушающих людей. Если Отец Небесный не привлечет человека ко Христу, то никто не сможет прийти к Нему – так сказал Сам Сын Божий! И Писание в Книге Деяний святых Апостолов свидетельствует о том, что только Сам Бог отверзает сердце человека (в данном случае Лидии) внимать словам Апостола Павла, как от Бога исходящим. А по слову Христа в Евангелии от Иоанна всякий, кто хочет творить волю Божию узнает о сем учении – от Бога оно или я сам от себя говорю. Кто не хочет творить волю Бога, тот никогда не узнает истинного Божьего проповедника, но будет слушать и верить тем, кто чешет уши слушающих, то есть – обольщению. Никакой зависти и осуждения у меня нет. А вот вы как раз не материал мой разбираете, а осуждаете меня, как личность и служителя Бога Вышнего, приписывая мне то, чего у меня нет! Прощать мне вас не за что. Каждый человек свободен верить во что он желает и выбирать тех проповедников, которые ему по духу, вкусу и нраву. Я же не пришел на видеоролик ни к кому из упомянутых мной проповедников и не стал там в комментариях поносить их и обзывать. А вы сделали именно это и потому впали в осуждение. Возразить же спокойно и конкретно по теме ни вы, ни кто-то из них не можете! Зато от вас сразу идет исповедание ненависти (вплоть до тошноты) и осудительный переход на мою личность, а у некоторых ненавистников и на выдуманное клеветниками прошлое (хотя Апостол Петр в своем прошлом трижды с клятвой и божбой отрекся от Господа Иисуса Христа, а Апостол Павел, будучи в его прошлом иудеем Савлом, гнал Его в лице его последователей), что явно показывает, что вы и они действуете не от Бога, не для Бога и не ради Бога.
Элла Павленко:
О. Олег! Вы человек верующий ( надеюсь..), вам есть , что сказать людям( надеюсь..), Есть чему их научить и спасти их души. Творите, делайте, учите нас , если вы имеете эти знания. Какой же смысл вам, критиковать о. Андрея и о. Олега и патриарха Кирилла, у вас разве нет других, более важных задач? Проповеди о. Андрея привели меня и сотни тысяч людей к Богу, а вас ( простите..) я не знаю и проповеди ваши не слышала. О, Андрей служит Господу честно и самозабвенно, возможно он в чем то ошибается, но тот титанический труд, который он совершает, дает ему право на ошибки, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Отец Олег Моленко:
Дорогая Элла, благодарю вас за ваше внимание ко мне. Вы немного заблудились в своих суждениях. Во-первых, я не критиковал личности и жизнь своих оппонентов, а лишь только их публичное мнение на одну тему – в отношении заповедей блаженства. Причем сперва я честно представил публике свое понимание каждой из девяти заповедей, а затем, ради истины, а не по какой-либо другой причине сравнил свои суждения с суждениями других проповедников на эту тему и указал лишь на те их ошибки в их суждении, которые честно и истинно перед Богом считаю ошибками. Что в этом плохого? Разве вы не знаете слова Апостола Павла о том, что надлежит быть у нас христиан и спорам, чтобы явились искусные. Во-вторых, я подчеркнул, что всякий зритель и слушатель может выбрать для себя ту версию толкования, которая ближе ему по духу. Это был разбор существующей в сети ТЕМЫ, а не самих проповедников. И если этим проповедникам можно выносить людям СВОЕ мнение, то почему мне этого делать нельзя? Если вам по сердцу проповеди о.Андрея – слушайте их. Кто вам может помешать? Если же вы ищите истину Бога ради, то честно будете слушать и других проповедников, чтобы сравнить их поучение с поучением вашего избранника. И если после этого вы убедитесь, что о.Андрей вещает более истинно и лучше, то еще больше утвердитесь в его поучениях. А если он, по вашему, имеет право на ошибки, то должен принять и право других на исправление этих его ошибок. Я не собираюсь заниматься только критическим разбором мнений других проповедников, но иногда надо делать и это, ибо "хотя Сократ мне друг, но истина дороже"! В основном я буду излагать содержательные и полезные для души беседы. Но в медийном пространстве нельзя делать вид, что ты находишься лишь один. Надо учитывать все то, что уже есть. Упомянутые мной проповедники могут сами сказать за себя и привести свою критику содержания моих бесед. Тогда у людей будет выбор. А пока защита любителей о.Андрея Ткачева больше походит на партийную солидарность, по которой представитель другой "партии" не прав уже потому, что не принадлежит нашей партии, а тем более, если он осмелился критиковать ее лидеров. На самом деле для развития христианской проповеди хорошо иметь много разных мнений и добросовестную конкуренцию различных мнений. Я думаю, что самому о.Андрею Ткачеву (и другим современным проповедникам) будет очень полезно прослушать мои беседы, ибо это обогатит его даже в том случае, если он их и не сможет принять ради верности своей партии "РПЦ МП".
Викторио Мимбрес:
Отец Олег, способам достижения нищеты духовной вы кого учите? Кто ваша аудитория, монахи или пользователи сети интернет, т.е. обыкновенные люди. По-моему последние. А методика, предлагаемая вами, конечно же верна, но для монашествующих, но никак не для осуеченных мирян. Не знаю, но мне думается, что монашеские делания в миру не совсем прокатят, да и не нужны они мирянам. Может, мирянам скорее полезно творить дела добродетели с Исусовой молитвой на устах, например накормить алчущих, напоить жаждущих, навестить болящих, принять сироту, вот путь спасения для подверженных суете мирян, вот за что будет нас судить Христос, если алчущих не накормим, болящих не навестим и так далее.
Отец Олег Моленко:
Я проповедую тем, кто способен принять и ХОЧЕТ это принять. Чье сердце Бог расположит это принять! Остальные пусть проходят мимо. В отношении требований к пастырям – не я их установил, но Святая Христова Церковь. Смотрим на постановление Седьмого Вселенского собора, правило второе:
"Поелику мы в псалмопении обещаем Богу: во оправданиих Твоих поучуся, не забуду словес Твоих: то и всем Христианам сие сохранять есть спасительно, наипаче же приемлющим священническое достоинство. Сего ради определяем: всякому имеещему возведену быть на епископскую степень, непременно знать псалтырь, да тако и весь свой клир вразумляет поучаться из оныя. Такожде тщательно испытывать его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читать священные правила, и святое Евангелие, и книгу Божественнаго Апостола, и все Божественное писание, и поступать по заповедям Божиим и учить порученный ему народ. Ибо сущность иерархии нашей составляют Богопреданныя словеса, то есть истинное ведение Божественных писаний, якоже изрек великий Дионисий. Если же колеблется и не усердствует тако творить и учить: да не рукополагается. Ибо пророчественно рек Бог: ты разум отверг, отвергну и Я тебя, да не послужишь Мне".
Чтобы не затерялась важнейшая мысль, выделяю ее особо: "сущность иерархии нашей составляют Богопреданныя словеса, то есть истинное ведение Божественных писаний"!
Ссылка на то, что неопытные пастыри могут учить, ссылаясь на святых отцов, несостоятельна, ибо отцы писали по разным причинам и разной категории слова. Например, когда святой Иоанн Златоуст пишет, что нищета духа – это смиренномудрие ради назидания своей паствы, то это так, ибо невозможно быть на это ступени без смиренномудрия. Но он не объясняет то, почему Господь назвал эту ступень не смиренномудрием, а нищетой духовной, а тем более как ее практически достичь. Он только объясняет такую замену слова "смиренномудрие" на "нищету духа" ФИЛОЛОГИЧЕСКИМ ЭФФЕКТОМ для воздействия на слушателей, что неточно, и хотя допустимо, но неубедительно, ибо другие отцы толкователи, а не назидатели (например, святитель Григорий Нисский) более точно разъяснили понятие нищеты духа, что это ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБНИЩАНИЕ на гордость и прочие греховные страсти – а это можно достигать ПРАКТИЧЕСКИ посредством ПОКАЯНИЯ. При этом они не заботились о том, поймут ли их простые люди и исполнят ли они это требование Господа Иисуса, зная, что Господь НЕИСПОЛНИМОГО для людей никогда не предлагал. А если по вашему мнению эти блаженства не достижимы на практике и все беседы о них есть лишь теоретические изыски, то лучше бы не достигшие ни одной ступени проповедники просто вообще не говорили об этом. Ведь все равно их слушатели никогда это не достигнут. А знающие волю Владыки и не исполнившие ее, по слову Господа, будут больше биты.
Анастасия Берчатова:
Просмотрела ваши беседы. Основное – КРИТИКА. Я не богослов, чтобы вступать в полемику, но хочу заступиться за патриарха и о. Андрея. Формат разный! В одном случае ответы на вопросы телезрителей, очень краткие, основной посыл которых заинтересовать человека, чтобы он более углубленно, читая св. отцов, узнавал ответы для которых жизни нашей может не хватить. С другой – вы со своей более получасовой проповедью – "Я думаю". НЕ ВПЕЧАТЛИЛО!
Отец Олег Моленко:
Дорогая о Господе Анатасия, ваше право не смотреть мои видео и не слушать меня. Не впечатлило – ну и что же? В свое время многих не впечатлило учение Христа, износимое Им Самим, а также проповедь Его Апостолов. Вы сами знаете чем Он и они все закончили! После проповеди Павла в Ареопаге многие ушли не приняв ее, а с ним осталось всего несколько человек, среди них Дионисий Ареопагитский. Сегодня мы его знаем и ему служим и молимся, а тех кто ушел – не знаем. Вы должны знать, что один суд человеческий, а совсем другой суд Божий. Могу вслед за Апостолом Павлом сказать, что меня не заботит мнение людей обо мне. Меня волнует лишь мнение обо мне моего Бога! Я Ему служу и Им буду судиться, как и все прочие люди. Приведу вам слова Писания: Откр.3,9: "Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя". Почему вы считаете, что такого не может произойти в моем случае? Я знаю, что я от Бога и этому есть свидетельства не только служением слова, но и проявлением силы Божией, исцелений, изгнания демонов и прочее. Вы можете сегодня этому не верить и не принимать. Но откуда вы знаете, как Бог относится ко мне и какие у меня с Ним отношения? И кто я в Его очах и какой в духовном мире? В книге Деяний есть место, где говорится о попытках детей иудейского первосвященника изгнать демонов из одержимого человека и чем это кончилось Вы должны это знать. Демонов не обманешь, ибо они прекрасно знают, кто есть кто и у кого есть сила и благодать их изгонять, сколько бы не превозносили своего кумира и его мнимые или подлинные достоинства, демонам на это НАПЛЕВАТЬ! Они не будут с ним считаться. Потому ни ваш "патриарх", ни ваш проповедник, ни ваш Осипов не смогут изгнать ни ОДНОГО БЕСА ни из одного одержимого человека – а аз МОГУ. И это не моя заслуга, а всего лишь власть, ДАННАЯ КАЖДОМУ ИСТИННОМУ СВЯЩЕННИКУ, что видно по заклинательным молитвам в таинстве крещения, которые читает каждый священник! Просто будьте осторожны в своем поспешном суде, чтобы не впасть в непрощаемый ГРЕХ ХУЛЫ НА ДУХА СВЯТОГО! Не верьте мне, не слушайте мои проповеди, но хотя бы ради 1% возможной вашей ошибки не хулите меня и мое служение! Дайте время – и вы, и все прочие увидите все сами! Бог не бывает поругаем!
Irina L.:
Блестящая критика! Хорошо что есть Ваше истинное толкование заповедей Блаженства, которое восполняет и имеет громадное качественное преимущество перед недотягивающими и недуховными толкованиями современных авторов.
Отец Олег Моленко: Святитель Григорий Нисский
О блаженствах. – (Сравнение с моим учением о блаженствах)
Слово 1.
«Но что будет пользы от сей великодаровитости, если не ясен для нас смысл, заключающийся в слове?» – (Святой учит о необходимости толкования на заповедь блаженства.)
«Господь говорит: блажени нищии духом. Говорено было некоторым образом и прежде, и теперь опять будет сказано, что конец добродетельной жизни и есть уподобление Божеству». – (Я тоже говорил, что прохождение по ступеням заповедей блаженств есть возрастание в уподобление Богу.)
«Но кто добровольно обнищал от всего, представляемого порочным, и не отлагает в свои тайники ни одной диавольской драгоценности, но горит духом, и чрез это собирает себе в сокровище нищету худых дел, тот, по указанию Слова, – в ублажаемой нищете, плодом которой небесное царствие». – (Обнищание от «сокровища» греха – вот суть моего толкования этой заповеди блаженства. Как видно, это один к одному совпадает с учением святого!)
«Но и в Божестве есть нечто такое, что, как возможное, предлагается желающим для подражания. Что же это именно? Как мне кажется, – нищета духа; ею Писание именует добровольное смиренномудрие». – (Еще святой называет нищету духа смиренномудрием, что истинно так. Но есть нужда понять о каком именно смиренномудрии идет речь.)
«Посему, поелику страсть превозношения прирождена почти всякому, кто принадлежит к человеческому роду, то Господь с сего поэтому и начинает ублажения, как бы первородное какое зло, исторгая из нашего навыка гордость тем, что советует уподобляться добровольно Обнищавшему, Который истинно блажен, чтобы мы, в чем можем, сколько есть в нас сил, уподобившись Ему добровольною нищетою, привлекли себе и общение в блаженстве. Сие бо, сказано, да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе, Иже во образе Божии сый не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе истощил зрак раба приим (Фил. 2, 5—7). Какое большее обнищание – Богу быть в образе раба? Какое большее смирение – Царю существ прийти в общение с нашим нищим естеством? Царь царствующих, Господь господствующих волею облекается в рабский образ; … Поэтому, если и ты обнищаешь с Обнищавшим, то будешь и царствовать вместе с Царствующим». – (Из этих слов мы видим, что в данном случае под смиренномудрием святой отец понимает уподобление Христу в добровольном ОБНИЩАНИИ на гордость и высокоумие, что совпадает с сутью моего толкования нищеты духовной – обнищание на все греховное и уподобление Богу, насколько это возможно человеку.)
Ilia RZD:
Надеюсь, что эту смехотень о.Андрей и не слушает. Думаю, что ему и некогда, Слава Богу! Это все фрагменты, как в политических ток шоу. Православные, очнитесь уже, слушайте о.Андрей и меняйтесь. Иначе будет поздно.
Отец Олег Моленко:
Ilia RZD, хоть ты и смешал смех с тенью, но все же не должно совершать грех первого мытарства – мытарства языка. Разве ты не знаешь, что каждый человек даст отчет Богу за каждое свое слово? Тебе придется ответь за то, что ты великие Божьи истины поднял на смех и высмеял, а это уже грех Богохульства, который недалек до не прощаемого греха – хулы на Духа Святого. Что именно смешного в моих видеобеседах ты нашел? Не думаю, что о. Андрей Ткачев будет смеяться над ними. И почему ты решаешь за о. Андрея Ткачева, слушать ему или не слушать. Это только его решение. Любому здравомыслящему и честном человеку ВЫГОДНО для его развития и совершенствования слушать конструктивную критику его публичных мнений и суждений. Я лично не знаю о.Андрея, но надеюсь, что он из числа таких честных и здравомыслящих людей. Время покажет истинное положение. А православным давно пора очнуться и что-то менять, ибо они явно духовно деградируют и вызывают у людей отторжение за свою духовную "импотенцию", тупой фанатизм и верность узкой партийной линии соратников по заблуждению.
Элла Павленко:
Суть в том, что О. Андрей Ткачев человек скромный и честный. А вы о. Олег (простите, если это звучит грубо), просто пиаритесь на именах людей известных, уже признанных людьми.
Отец Олег Моленко:
Дорогая Элла, я не знаю о.Андрея Ткачева и не оценивал его личных человеческих качеств! Если он такой, как вы указали, то я только рад! Тогда он поймет меня и тихо примет мои замечания по его публичным материалам к сведению, и исправит ошибки в тех своих суждениях, где они есть. Где все сказано истинно – там нет места никакой критике! И причем здесь "пиарство"? Я по возрасту старше о.Андрея Ткачева и готовлюсь к переходу на суд Божий и к вечности. Для чего мне "пиариться", да еще на тех людях, которых я искренне считаю менее сведущими и менее истинными, чем я? По вашей логике вы пиаритесь на мне, ибо я более известен, чем вы. Выяснение и отстаивание истины не является "пиарством". Господь обличал современных Ему фарисеев, книжников и саддукеев. Разве по этой причине можно говорить (прости Господи), что Он "пиарился? Или никому не известные в то время галилейские рыбаки "пиарились" перед знатными и великими мира сего и шли за это на мучительную смерть? Не Господь ли наш сказал в адрес знатных членов Синедриона:
Мф.23: 13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
Парадокс Иванович:
Есть ли христианин который заявит при людно: " я -кроток"? Одно такое высказывание говорит что от кротости он явно далек. Это только Богу судит приобрел ли человек ту или иную добродетель. Христианин же здравый вряд ли даже самому себе в своем сердце станет помышлять что стяжал уже какие то духовные высоты так как знает что одна только эта мысль повергнет его в пучину гордости. Потому вполне обоснованно отец Андрей заявляет что он не знает что такое кротость. Это же элементарная начальная аскетика. Далее священник выходя на проповедь говорит не о своем личном опыте ( что не отрицает его) он говорит о опыте Церкви. Иначе получается как даже удивительно если священник говорит о мире ангельском то... он должен непременно иметь личный опыт встречи с ангелами и архангелами... а если о Пресвятой Владычице то Она ему должна явится. А на Евхаристии получается священник не имеет право совершать анафору ему же сам Господь лицом к лицу этого не заповедовал. Абсурд. Далее приведенный пример из Патерика. Там было два монаха а не священника. Им то дар учительства не был дан. Это были отшельники и спасались они индивидуально. Так что совершенно не пригодный пример. По поводу того что человек может прочитать книгу или в интернете. Согласно каноническим правилам священник за каждой службой должен проповедовать иначе он извергается из сана. Для прихожан не имеющих элементарных познаний даже вдумчивый пересказ прочитанного за литургией Евангелия принесет большую пользу. И мне было бы очень интересна ссылка на канонические правила предписывающие священнику проповедовать исходя только из личного опыта. Как человек хорошо разбирающийся в канонах скажу сразу такого нет. Значит это отсебятина. К чему тогда эта отсебятина? Касаемо кротких угодников. А что жизнь Давида царя и пророка Моисея не может нам ничего передать? Не может нас ничему научить? И для чего тогда нам в данном случае Ветхозаветный канон книг раз оказывается не может нам дать опыт данных угодников? Это уже вообще парадокс. Любимым чтением многих христиан является Псалтырь с преобладающим количеством псалмов от царя Давида и вот оно оказывается пустое это дело. Псалом 50 оказывается не может научить кротости и покаянию... И странная логическая связка все угодники неповторимы а мы идем общим путем...Каким таким общим путем? Иными словами наш опыт весь повторим что ли? И странное дело Давид и Моисей со своим опытом не повторимы а... Христос значит повторим. Далее что говорить священнику и как в проповеди... Вы простите учитель гомилетики а отец Андрей ваш ученик? Нет. Я лично о вас как о великом риторе и не слышал никогда отчего такая дерзость вдруг говорить какую структуру проповеди ему строить? И далее.... мы научаемся кротости даже если не умеем вербально изложить... Так что такое кротость? Потрудитесь изложить вербально. А то итогом видео как раз и становится полное неумение объяснить что это такое.
Отец Олег Моленко:«Есть ли христианин который заявит при людно: " я -кроток"?» – Есть! Это высший Образец
для каждого Христианина Сам
Господь Иисус Христос, который сказал: Мф.11: «28 Придите
ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо
Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».
«Одно такое высказывание говорит что от кротости он явно далек». – Вот и до хулы на Христа договорился!
«Это только Богу судить приобрел ли человек ту или иную добродетель». – Это истино.
Вот и не суди меня и того, о чем не имеешь ни малейшего понятия!
«Христианин же здравый вряд ли даже самому себе в своем сердце станет
помышлять что стяжал уже какие то духовные высоты так как знает что одна только
эта мысль повергнет его в пучину гордости.» – Опять промах! Да обличит вас
слово Писания и Апостола Павла: Рим.15: "17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу, 18 ибо не осмелюсь сказать
что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, 19 силою знамений и чудес,
силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от
Иерусалима и окрестности до Иллирика".
И еще: 1 Кор.2: "15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. 16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов".
А это прямо для вас сказано: 1 Кор.4: "1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. 3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. 4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. 5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога".
2 Кор.13, 3: "Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во
мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас".
И наконец это: Гал.2. 20: "и уже не я живу, но живет во мне Христос".
«Потому вполне обоснованно отец Андрей заявляет что он не знает что такое
кротость». – То, что он так заявляет очевидно. Для чего он это делает по-вашему:
ложь говорит, притворяясь смиренным, или правду о себе открывает? В любом случае
он не прав и в проигрыше! Это смирение не для пастыря и учителя Церкви, о чем и
свидетельствует Апостол Павел и многие другие отцы Церкви. Приведите мне хотя
бы один пример, чтобы святой учитель Церкви заявил о себе перед своей паствой,
что он ничто, хуже всех, ничего не знает, не имеет никаких добродетелей и т.п.
«Это же элементарная начальная аскетика» – Это ваше элементарное невежество.
Зажегши свечу, по слову Господа к своим учениках и Апостолам, не ставят ее под
спуд, но на подсвечник, чтобы светила всем в доме! Вы путаете аскезу монахов с
аскезой пастырей!
«Далее священник выходя на проповедь говорит не о своем личном опыте (что
не отрицает его) он говорит о опыте Церкви». – Это классический пример плотского
мудрования и словоблудия! Речь у нас шла не об опыте Церкви, а о толковании
заповедей блаженств. Какой опыт Церкви вынес о.Андрей? Он говорил от себя свое
понимание. А такое обрекает говорящего на критику! Я так и сказал, что лучше бы
он взял творение святого отца и просто прочел его по данной теме – тогда это
было бы преподнесение опыта Церкви. Поэтому либо прямо цитаты от отцов, либо
передача своего благодатного опыта. Иначе ложь суемудрия и вред слушающим его.
«Иначе получается как даже удивительно если священник говорит о мире
ангельском то... он должен непременно иметь личный опыт встречи с ангелами и
архангелами... а если о Пресвятой Владычице то Она ему должна явится. А на
Евхаристии получается священник не имеет право совершать анафору ему же сам
Господь лицом к лицу этого не заповедовал. Абсурд». – Абсурд только у вас в
уме! Одно дело говорить о конкретной заповеди блаженства доступной человеку, которую
он должен достигать, и совсем другое – возвещать о Божьих мирах и прочем, что
недоступно людям, кроме случая Божьего откровения о том! Здесь тоже должно либо
говорить мнение святых отцов, либо ссылаться на личное откровение. Понятно, что
степень вероятия во втором случае будет низкой, за исключением тех людей,
которые хорошо знают, что автор говорит правду Божию!
«Далее приведенный пример из Патерика. Там было два монаха а не священника.
Им то дар учительства не был дан. Это были отшельники и спасались они
индивидуально. Так что совершенно не пригодный пример». – А это уже лукавство с
перекручиванием! А кто освободил белых священников от опытного прохождения
покаянного пути и стяжания добродетелей? Разве это предписано Богом одним монахам?
Да, там были преподобные монахи, но речь шла не о пастырском учении, а об отношении
ученика вообще (любого) к изучаемому им опытно духовному материалу, и о том, что
для усвоения нужно время и практическое делание, дающее опыт. Например,
преподобный Максим Исповедник не был в священном сане, а является великим
учителем Церкви и богословом. Так, что пример самое то, а возражение – мимо!
Иоанн Златоуст и многие другие отцы пастыри сперва получали опытное постижение,
а затем выдвигались Богом на кафедры в качестве учителей. Они имели не только
Духа Святого, но и личный духовный опыт. О не имеющем такого опыта отцы
говорили: «Свят, да не искусен».
«По поводу того что человек может прочитать книгу или в интернете. Согласно
каноническим правилам священник за каждой службой должен проповедовать иначе он
извергается из сана». – Не надо лукавить! Речь идет не о пастырской проповеди
после очередного богослужения, а о выступлении перед разнообразной публикой в
мировой Сети! И разбирается не назидательная проповедь пастыря своим пасомым, а
толкование этим проповедником (не зависимо от того, есть у него сан или нет, как
у Осипова А.И) мест Священного Писания. Если такой проповедник не может сам дать
истинное толкование и не может прочитать его из отцов, то пусть честно отправит
своего слушателя к творениям святых отцов о этой теме! Прикрытие каноническими
правилами в данном случае не работает!
«Для прихожан не имеющих элементарных познаний даже вдумчивый пересказ
прочитанного за литургией Евангелия принесет большую пользу. И мне было бы
очень интересна ссылка на канонические правила предписывающие священнику
проповедовать исходя только из личного опыта. Как человек хорошо разбирающийся
в канонах скажу сразу такого нет». – Еще раз, господин «канонист» говорю вам,
что речь не шла о выступлении перед его прихожанами, но перед всем миром! Это
публичная и миссионерская проповедь, но именно о толковании конкретного места
из Евангелия. Никогда ни Церковь, ни святые ее Апостолы и отцы не запрещали
использовать в благовествовании свой личный, подлинный духовный опыт! Каноны это
не указывают, но и не указывают противоположное. Каноны решали спорные вопросы,
а не установившуюся практику.?
«Значит это отсебятина. К чему тогда эта отсебятина?» – Отсебятина, как
видим, у вас!
«Касаемо кротких угодников. А что жизнь Давида царя и пророка Моисея не может
нам ничего передать? Не может нас ничему научить? И для чего тогда нам в данном
случае Ветхозаветный канон книг раз оказывается не может нам дать опыт данных
угодников? Это уже вообще парадокс». – Опять ваше лукавство! Для чего
предъявлять к обвинению то, против чего я не говорил? Я сказал, что это ХОРОШО,
но для проповеди о Моисее и Давиде, а не в точном толковании конкретного места
Евангелия, конкретных слов нашего Господа! В данном случае это речь не по теме.
Взялся говорить о заповедях блаженства и объяснять их – так и говори о них.
Какое отношение (кроме совпадения по слову «кротость») имеет жизнь пророков
Моисея и Давида к заповедям блаженства, сказанным Господом намного после их жизни и смерти?
Это не помогает толкованию, а лишь путает и затрудняет его. Личная кротость святых,
живших до Христа, – это одно, а приобретенная от вселения Христа в человека
(смотри об этом толкование Игнатия Брянчанинова) и ставшая ступенью в духовном совершенствовании
по лестнице заповедей блаженств – это совсем другое.
«Любимым чтением многих христиан
является Псалтырь с преобладающим количеством псалмов от царя Давида и вот оно
оказывается пустое это дело. Псалом 50 оказывается не может научить кротости и
покаянию...» – Для чего вам лукаво приписывать мне то, чего я не говорил?
Послушайте мои проповеди о псалмах или прочитайте мое толкование на 50-й псалом,
и вы увидите мое святоотеческое понимание Псалтыри. Я часто цитирую слова
Антония Великого, что Псалтирь – это училище покаяния. Но в данном случае тема для
разбирательства была Нагорная проповедь Христа и заповеди блаженства, а не что-то
другое. Почему вы все время уводите от этой темы для оправдания своего кумира?
«И странная логическая связка все угодники неповторимы а мы идем общим
путем...Каким таким общим путем?» – Если для вас слова Спасителя о заповедях блаженства,
предложенные Им всем Его ученикам, это «странная логическая связка» или не общий
для всех желающих идти именно этими заповедями Христа путь, то что еще можно
сказать?
«Иными словами наш опыт весь повторим что ли?» – Есть опыт покаяния повторимый
(например, царь Давид), и есть неповторимый (например, Мария Египетская).
«И странное дело Давид и Моисей со своим опытом не повторимы а... Христос
значит повторим». – Именно так и есть! Где второй Моисей и второй Давид? А Христос всех призвал
не только к Своему опыту, но к себе Самому, чтобы от Него получить кротость и смирение!
Поэтому Он и назвал себя для нас ПУТЕМ – путём для всех! А Моисей и Давид, как личности,
не являются путем для всех (кроме покаяния Давида). И сколько о них не читай –
кротким не станешь! А от усвоения в себе Христа – станешь! Так учат святые отцы!
«Далее что говорить священнику и как в проповеди... Вы простите учитель
гомилетики а отец Андрей ваш ученик? Нет». – Не надо быть книжником и буквоедом.
Разве вы не знаете слов Павла, что буква убивает, а Дух животворит? Сколько
можно вам повторять, что это не было проповедью о.Андрея для его прихожан! В
это я не вмешиваюсь и другим не позволяю вмешиваться ко мне! Так, что гомилетика
здесь не при чем! Речь шла о богословии и толковании! И я не его учил, а дал
людям альтернативный выбор! Но если о.Андрей прислушается ко мне, то ничего не потеряет,
а только приобретет.
«Я лично о вас как о великом риторе и не слышал никогда отчего такая
дерзость вдруг говорить какую структуру проповеди ему строить?» – А я о вашем существовании
даже не знал, но отвечаю же вам, а не унижаю без смысла и по страсти. И почему
вы все время говорите от его лица? Это он вам поручил? А если не он, то оставьте
ему принимать за себя решения!
«И далее.... мы научаемся кротости даже если не умеем вербально изложить...»
– Да, это именно так учат святые отцы, что духовные предметы и переживания познаются
только в блаженном опыте и их невозможно точно воспроизвести на человеческом
языке без образов и подобий. Потому отцы много писали о кротости и по-разному,
прорисовывая различные ее проявления и стороны, плоды и способы достижения. Но при
этом она, как и божественное смирение остается неописанной.
«Так что такое кротость? Потрудитесь изложить вербально. А то итогом видео
как раз и становится полное неумение объяснить что это такое». – Можно много говорить о кротости и приводить
многие цитаты о ней святых отцов, например эти: «Кротость есть величайшая из
добродетелей, потому причислена и к блаженствам... блажени кротцыи: яко тии
наследят землю (Мф. 5, 5). Земля сия, Небесный Иерусалим, не бывает добычею
состязующихся, но предоставлена в наследие долготерпеливым и кротким» (свт.
Василий Великий, 5, 249).
«Укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти, в чьих душах не
поселено никакого мятежа – они называются кроткими» (свт. Василий Великий, 5,
250).
Мне больше по нраву последнее изречение Василия Великого.
Сам бы я определил блаженную кротость так: «Дивное и безмятежное состояние человеческого духа, не известное плотскому человеку, сообщаемое ему присутствием в нем Христа Бога, научающего человека Своей кротости благодатным на него воздействием, уподобляющим его Христу по этому качеству».
Итог: Я не учил и не судил личность о.Андрея Ткачева, но лишь высказал свое мнение на публично выставленное им его мнение по заповедям блаженства. То есть я разбирал тему, а не самого проповедника, которого я лично не знаю. А вы же судили и учили именно меня, а не мое мнение или суждение, что есть проявление гордости и хамства. Я старше вас и по возрасту, и по сану. Бог вам за это Судья и я предаю вас в Его суд.
Валентина:
Да все старцы говорят и ощущают себя на самом деле великими грешниками и никогда не скажут о себе, что они более духовны, кого либо. Я ощущаю в ваших как бы кротких беседа, большое желание ошельмовать и внести раскол в нашу православную церковь и я без всякой кротости и смирения дерзаю Вам сказать,что Вы враг НАШЕЙ ЦЕРКВИ!
Отец Олег Моленко:
Валентина, старцы, может быть, так и говорят и ощущают, а вот вы точно нет! Вы считает себя духовнее меня и более знающей, чем я? Так докажите это! Где ваш сайт? Где ваши книги, проповеди, публикации, стихи и страницы в Сети? А служителям Слова словом ничего говорить о себе не надо (ни похвального, ни унизительного), ибо их служение ПУБЛИЧНО И У ВСЕХ НА ВИДУ, со всеми его плодами. Потому Бог заповедал судить о ТАКИХ ПУБЛИЧНЫХ служителях СЛОВОМ, именуемых пророками, Апостолами, благовестниками, проповедниками, пастырями и учителями Церкви по ПЛОДАМ! Остальным же заповедано ПРЯТАТЬ и СКРЫВАТЬ свои плоды!
Раскола я в вашу церковную организацию не вношу и не могу внести, даже если бы и желал того, ибо к ней не ПРИНАДЛЕЖУ! А раскалывать организацию можно только изнутри и делать это могут только из числа своих! Со стороны всем видно, что сегодня вашу организацию "РПЦ МП" раскалывают ее глава Кирилл Гундяев и его заместитель и СЛЕДУЮЩИЙ ее ГЛАВА Иларион Алфеев. Запомните это имя на будущее и вы убедитесь, что я был прав. Я не признаю вашу организацию Церковью Христовой, ибо она ею не являлась и не является! Поэтому врагом ее быть никак не могу. Могу быть лишь духовным обличителем ее пороков, но только для тех, чье сердце Бог расположит верить мне! Мне жалко обманутых горе-пастырями простых людей. А саму вашу организацию не жалко нисколько, ибо это отступническое сборище лукавствующих еретиков. Участь ее страшна и ужасна! Скоро она и без моих обличений развалится у всех на глазах и будет позорищем для всего мира! Разве что она успеет объединиться с римо-католиками во главе с их папой – любителем и защитником половых извращенцев, чтобы явить собой новую церковь антихриста-зверя. Именно в эту церковь зверя вас и направляют сегодня!
Светлана Санна:
Почему все ваши видео построены на критике других проповедников? Ведите свои проповеди опираясь на учения отцев и старцев, Священного Писания. У вас же тенденция прослеживается не христианская. Осипов сильнейший профессор! Мало ли, что вам не нравится, манера. На себя посмотрите! От вас тошнит!
Отец Олег Моленко:
Дорогая Светлана, вы изначально предвзято относитесь к моим видео роликам. С чего вы взяли что ВСЕ ОНИ построены на критике других проповедников. Не все, а пока только четыре. Я сперва изложил свое толкование заповедей всех девяти блаженств из Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа, а затем привел четыре примера из имеющихся в сети других проповедников, говорящих на эту же тему, причем разное и не совпадающее по содержанию, и критиковал не их самих (что особо оговорил), а только выставленные на публику их суждения. И что вы нашли у меня нехристианского? Если для вас Осипов А.И. сильнейший (не знаю только в чем) профессор, то слушайте его. Кто вам препятствует? Я говорю так, как Бог мне дает и не профессора разбираю, а только конкретное его изречение выставленное им на публику, которое нахожу неверным и ошибочным. Причем оставляю (в отличие от вас) для любого зрителя и слушателя право выбора между моим и его толкованиями (что тоже особо оговорил). И меня не тошнит ни от него, ни от вас. А ваша тошнота имеет бесовское происхождение. Это одна из обычных реакций одержимого бесами человека на благодатное слово истины и на благодатное воздействие от самого проповедника истины. У меня были случаи, когда явно бесноватые люди, не знавшие меня, выскакивали от одного моего присутствия в общественном транспорте на ближайшей остановке. Помоги вам Бог избавиться от одержимости и прийти в разум истины!
jjj 5:
Вы себя, брат мой, явно переоцениваете. А с проф. Осиповым Вы рядом и не стояли.
Отец Олег Моленко:
С чего это вы, скрывшие свое имя и лицо, называете меня "своим братом"? Я вас не знаю и с вами не братался. А насчет вашей оценки замечу в вашем же стиле: а вы себя не переоцениваете? Разве вас Господь Бог послал быть экспертом по священникам и профессорам. а особенно выставить мне оценку? А с профессором Осиповым я действительно рядом не стоял, и не знаю о нем ничего, кроме того, что выставлено в Сети. И выражаю свое мнение именно на его публичное мнение. И стоять с ним не хочу, даже на Страшном Божьем суде! Если же лично вам его лекции подходят по духу и уму, то слушайте его, а меня не слушайте. В чем дело, несостоявшийся брат?
Санек Скудрев:
В одной из своих лекций профессор Осипов ссылаясь на святых отцов утверждает, что адские мучения в аду не вечны. Не могли бы Вы сделать видео, в котором разобрали бы это его утверждение??
Отец Олег Моленко:
В организации "РПЦ МП", в которой преподает профессор Осипов есть ряд священников, которые обличают эту еретическую позицию данного профессора противоречащую учению святых отцов Церкви, а также ряд других еретических, неправославных и сомнительных его высказываний. Эти обличения можно найти в Сети. Пока нет нужды останавливаться на повторении этих обличений.
Надежда Богдан:
Отец Олег, простите, а Вы сами имеете опыт нищеты духовной? И еще раз простите, за что и почему Вы так критикуете священников Московской патриархии, включая и патриарха? Позволительно ли так? Я много читала книг священников о. Андрея Ткачева и о. Олега Стеняева. Не нашла там утверждения о том, что человек, сам себя признавший ничтожеством, без очищения покаянием, исповедью, причащением может войти в Царствие Небесное. А вырывание каких-то кусочков из всего текста проповеди, и истолкование их так, как Вы делаете, мне кажется, не достойно и мирским людям. Простите меня. С болью слушаю и читаю вот такие нападки на Русскую Православную Церковь. Понимаю почему это происходит, но сердце скорбит. Простите.
Отец Олег Моленко:
Надежда, Ваш вопрос сродни тому, какой фарисеи задали Господу о давании подати. Их устраивал любой ответ. Если скажет давать, то обвинят в измене вере, а если не давать – то обвинят в нарушении закона и подставой этим иудеев под удар римлян. Так и вас устроит любой мой ответ. Сказал, что есть – обвините в гордости и тщеславии. Скажу, что нет – скажете – для чего же тогда учите других тому, чего сами не имеете. Такие вопросы не задают на публике, но наедине на ушко и только те, кто крепко верит. В отношении критики священников я уже много раз повторял, что не священников, а ТОЛЬКО ИХ МНЕНИЕ НА ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВ, ибо считаю их ошибочными и неточными с БОГОСЛОВСКОЙ точки зрения. А как нравственное назидание они вполне терпимы. Но здесь толкование Евангелия, причем очень важного места, которое есть у немногих отцов Церкви лишь урывками, с противоречиями другим отцам. И часть выступлений их я привел точно и достаточно, чтобы услышать толкование на одну заповедь. Из контекста в этом смысле я не вырывал. И по Апостолу надлежит быть спорам, чтобы явились искусные, иначе без альтернативного мнения не будет никакого развития богословской мысли и люди без критики впадут в самомнение и прочие беды. К тому же в православной вере нет ДОГМАТА О НЕПОГРЕШИМОСТИ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО АРХИЕРЕЯ ИЛИ ИЕРЕЯ! У Вас же выходит, что ваши клирики НЕПОГРЕШИМЫ и потому неприкосновенны ни для какой критики или поправок их ошибок! На самом деле и они, как люди, неизбежно ошибаются! И почему же эти бываемые у них ошибки НЕ ИСПРАВЛЯТЬ? Или пусть проповедует с ошибками?
ranndev platon:
Конечно, грех отягощает и царство небесное, что внутри нас есть, не проникает в сосуды и кости и не одухотворяет тело. Но чем глубже, тем темнее. Падшая человеческая природа без Бога не может ничесоже. От того и просим как Пушкин "Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу". Так чем утверждается царство небесное? Нищетой греха или нищетой Духа? Батюшка, дорогой, вы меня совсем запутали.
Отец Олег Моленко:
Сначала обнищеваем на грех, чем очищаем свой дух и все естество от всего греховного, затем видим свою нищету, внутреннюю пустоту, не заполненность очищенного храма его Сокровищем – Духом Святым и святыми добродетелями – и начинаем плакать об этом, о своей этой нищете, умоляя Сокровище Благих прийти и вселиться в нас, чтобы наш храм ожил и жил духовной жизнью!
Антон Шумаков:
Попробовал послушать видео отстранённо. Вот взял отрезок про Кураева (7.20-7.50). О. Олег сам о себе говорит, что Кураев знает о том, что он (Моленко) умный и знающий человек с которым не стоит связываться. Если это не гордыня, то что это? Но ещё ранее он как-то по-особому выделил Кураева из всех проповедников в МП. Назвал его самым сильным, самым умным и самым знающим. И вот я нахожу в архивах его ответ по Кураеву. «К "диакону" и "богослову" и просто заблудшему и гордому человеку Андрею Кураеву я отношусь, как к бесовскому прелестнику, еретику и лжеучителю.». По мне тут явно что-то не сходится.
Отец Олег Моленко:
Это у Вас не сходится. Среди еретиков и прелестников тоже встречались и встречаются очень умные и много знающие люди. Но такое знание, не огражденное плачем и смирением, по Апостолоу Павлу, НАДМЕВАЕТ! Поэтому, к сожалению, в целом моя общая характеристика о. Андрея Кураева соответствует истине. А то, что я сказал в отношении него, что он самый лучший, самый умный и самый знающий СРЕДИ ПРОЧИХ представителей МП (но не перед Богом), которые на виду – тоже соответствует истине. Тем не менее, хоть он и не истинствует во многих вопросах, но есть у него и дельное, а главное, что его труды (даже ошибочные) могут быть полезны людям. С одной стороны вообще не знающим о Христе (миссионерство). Ибо и Павел приветствовал ради благовестия Христа и проповедующих не чисто. А знающим Христа его труды дают возможность развиваться, ибо есть над чем подумать и с чем не согласиться, а потому взыскать истину.
Julia Egorova:
О.Олег, что же нам, обычным прихожанам МП делать? Есть ли благодать в наших храмах? Как нам спасаться? Посоветуйте, пожалуйста.
Отец Олег Моленко:
Благодать есть у всего живого, ибо все живое живет от Бога и Его благодатью. И в отступнических церквах современного православия есть благодать. Символ веры не поменяли, "Отче наш" , "Богородице Дево", Писание, Псалтирь, иконы, святые мощи, святыни, святые места – все это приносит благодать с верой приходящим. Только нет там СПАСЕНИЯ и СПАСИТЕЛЬНОЙ благодати, а также СИЛЫ Божией и силы благочестия. Еще Апостол Павел писал, что есть христиане, которые имеют только ВИД БЛАГОЧЕСТИЯ, а СИЛЫ его отверглись. Если Господь кого-то и спасает, то в виде особого исключения и вопреки церковной структуре, большими скорбями и болезнями по молитвам святых. Законного же спасения у них нет. Святоотеческого покаяния нет, и они даже не знают, что это такое. Есть добрые и хорошие люди, которые пытаются делать добрые дела, но Бог их не принимает, ибо не кающегося человека Он не помилует, как написал преподобный Марк Подвижник. Надо молиться Богу о вразумлении и помощи, заняться призыванием имени Иисуса Христа с целью покаяния и просить зрения греха своего и страха Божьего. Тогда постепенно будут открываться очи к свету истины и Бог управит такого человека по воле Своей Святой ко спасению.
Иван Иванов:
Доброго здоровья, батюшка. У меня несколько вопросов, на которые не могу найти ответ. Не сочтите за труд, выскажите свою позицию:
1) Разве не изменили Символ веры еще при Никоне?
2) Как Вы считаете, не является ли смысловым духовным изменением 9-го Члена Символа веры то, что РПЦ состоит во всемирном совете неких "церквей"?
3) Правильно ли называть еретика, и таким образом самоизвергнувшим себя из сана, поставившим Церковь Христову на грань раскола Патриархом?
4) Как правильно заканчивать молитву Отче наш при чтении утренних и вечерних молитв? Как в молитвословах "и избави нас от лукавого", или как говорил Христос в Евангелии от Матфея "Яко Твое есть Царство и Сила и т.д." ?
Спаси Вас Господи
Отец Олег Моленко:
И тебе доброго здравия, Иван.
1) Разве не изменили Символ веры еще при Никоне?"
Ответ: При патриархе Никоне Символ Веры поправили по греческим рукописям. За триста лет на Руси накопилось много ошибок в рукописных текстах (а печатных еще не было) и Никону пришлось срочно решать проблему ИСПРАВЛЕНИЯ накопившихся за три века ОШИБОК. В Символе Веры старообрядцев имеются ошибки и неточности. Рассмотрим их.
…Исуса… – С чего они взяли, что «Исус» пишется с одним «и»? В греческом и церковнославянском это имя всегда писалось с двумя «и» , ибо оно переводилось с арамейского Иешуа (Иишуа), которое начинается с двух гласных.
…рождена а не сотворена, … – Здесь противопоставление неуместно. При таком противопоставлении получается тавтология, которая убирает несотворенность Христа. Тогда получается, что можно родиться не сотворенным.
…воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы вочеловечьшася. … – У нас точнее: «… Марии Девы, и вочеловечшася». У них вочеловечение можно отнести к Деве Марии, у нас же воплощение от Нее
отделено по смыслу от исповедания Его воплощения союзом «и».
…Пилате, страдавша и погребена, … – Все же лучше и точнее «…Пилате, и страдавша, и погребенна…». У нас исповедуется, что Он и пострадал, и был погребен, а у них, что Он пострадал и
сразу был погребен, что не точно.
…царствию несть конца. … -- «не будет конца» – точнее, ибо Христово Царствие Небесное еще не открылось, а впереди этих слов идет «и паки грядущего со славою», что говорит нам о безконечности Его Царствия, которое откроется лишь после Его второго пришествия, а не сегодня, как это исповедуется у старообрядцев.
…И в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго, … – и это самое известное отличие, которое на слуху. Не надо добавлять в Символ Веры много хороших и правильных самих по себе
слов. Ибо мы не пытаемся в нем описать все качества нашего Бога. Бог не только истинен, но и благ, милосерден, человеколюбив и т.д. Тогда Символ Веры превратиться в богословский трактат большого размера и станет для большинства людей не заучиваемым и трудно употребляемым. Надо бы старообрядцам смириться и принять тот Символ Веры, который приняли отцы Никейского и Цареградского соборов. У старообрядцев Символ не еретичный, как у римо-католиков, но со смысловыми ошибками, ибо самочинный, а самочиние от гордыни.
…И в Духа Святаго … И во едину святую соборную и апостольскую церковь. … – Второе «И» лишнее, ибо оно ставит Духа святого и Церковь в один смысловой ряд, что позволяет поставить знак равенства между ними. У нас исповедуется сперва одно – о Духе
Святом, а затем другое – о Церкви.
…Чаю воскресения мертвым … – У них ответ на вопрос: кому? «мертвым»; у нас лучше – ответ на вопрос кого? – «мертвых». Т.е. у них исповедуется пожелание
мертвым воскресения, а у нас исповедуется, что все мертвые будут воскрешены.
2) Как Вы считаете, не является ли смысловым духовным изменением 9-го Члена Символа веры то, что РПЦ состоит во всемирном совете неких "церквей"?
Ответ: Не вижу здесь связи. Мы исповедуем Одну Единственную Церковь Христову. А экуменизм– единство разных христианских церквей. Христианских церквей много, а Церковь Христова одна, как и Глава Ее Христос Один! И она АПОСТОЛЬСКАЯ, а не епископская или епископальная (как у некоторых протестантов).
3) Правильно ли называть еретика, и таким образом самоизвергнувшим себя из
сана, поставившим Церковь Христову на грань раскола Патриархом?
Ответ: В Церкви Христовой – неправильно и недопустимо! В отступнической церковной
организации – допустимо, ибо для своих заблудших людей он патриарх. Поэтому
надо всегда указывать чей он патриарх – «РПЦ МП».
4) Как правильно заканчивать молитву «Отче наш» при чтении утренних и вечерних молитв? Как в молитвословах "и избави нас от лукавого", или как говорил Христос в Евангелии от Матфея "Яко Твое есть Царство и Сила и т.д." ?
Ответ: Церковь Христова постановила в своем богослужении последние слова произносить только своим иереям и архиереям. Вот почему смиренные и послушные Церкви люди не будут «восхищать» сан подобным прочтением. Остальные могут делать, что хотят.
«Спаси Вас Господи» – И тебя спаси Христос Бог наш!
Сергей Вожлаков:
план один – отправить побольше в ад. Вот и весь смысл. А там хоть волком вой хоть кричи – в ад их всех, прелюбодеев, блудников и прочее. Церкви нет, те что есть отступнические, так что выбора особо нет – всем в ад. Живем один раз. Не крещен – в царствии небесном не будешь. Я же говорю всем в ад. Из миллиардов спасутся единицы. Так что...
Отец Олег Моленко:
Не богохульствуй! Такого плана у Бога не было, нет и не может быть! Он ясно сказал: "Не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и жил!" Никто никого в ад не посылает. Люди сами выбирают ад и демонов, сами формируют адские колонны и дружно шествуют в ад. А то, что выбирающих ад получается очень много, а жизнь вечную – мало, виноваты сами выбирающие люди.