ЦИТАТА ДНЯ: ИСКУШЕНИЕ ЛЮДЕЙ АНТИХРИСТОМ ЗВЕРЕМ
“То есть люди, и без того сделавшиеся сосудами диавольскими, возымеют крайнее доверие к антихристу, сделают его всемирным единодержцем и самодержцем, так как он будет орудием диавола в последней попытке его истребить Христианство с лица земли.
Находясь в погибели, люди будут думать, что он есть Христос Спаситель и что он содеет их спасение...
Итак, когда антихрист будет налагать печать свою на людей, сердца их будут делаться как бы мертвыми”.
Преп. Нил Мироточивый, книга “Посмертных вещаний”.
В книге “Посмертных вещаний” преподбный Нил Афонский дает важные поучения в оношении действия на нас греховных страстей, особенно же два их потока: горделивое осуждение недостатков ближнего и похотение земных благ и богатств. Приведу некоторые важные в этом отношении выписки из этой книги.
"Какимъ-же образомъ псилафизмъ превращается въ отчаяніе"? Вера, уловляя человека, привлекаетъ его и удерживаетъ надеждою благъ небесныхъ, неверіе же, чтобы уловить человека, прельщаетъ его похотеніемъ благь земныхъ, чувственныхъ и, такъ какъ удовлетвореніе
ихъ связано съ нарушеніемъ заповеди Божіей, то, прельстивъ человека и возбудивъ въ немъ похотеніе запрещеннаго, неверіе возбуждаетъ затемъ въ немъ сомненіе въ истинности словъ Божіихъ, наводитъ на вопросы: такъ или нетъ? истинно-ли, или нетъ? — Вожделенна похоть для человека, но удовлетворить его она не можетъ.
Прельщается человекъ похотеніемъ и напрягаетъ свои усилія къ тому, чтобы удовлетворить плотскую похоть. Но, сколько ни насыщаетъ ее,
остается неудовлетвореннымъ; видя свои напрасные труды и старанія достичь счастія удовлетворяя страстямъ и похотямъ, ввергаетъ
мысль свою въ пропасть и болотную тину отчаянія. Такимъ же образомъ и хулитель разбойникъ, не веруя (въ небесныя блага) и не доставивъ душе удовлетворенія чрезъ наслажденія чувственныя, ввергъ
свою мысль въ блато хулы на Господа распятаго на кресте.
Такъ точно и ныне все прочіе, находящіеся во власти неверія, (т. е. уловленные неверіемъ), терзаются вместе съ симъ и страстію отчаянія, которое, какъ мы сказали, произошло въ нихъ отъ похотенія и неверія”.
ГЛАВА XXX.
Корень зла любостяжаніе, сиречь сребролюбіе. Сребролюбіе есть духъ антихриста.
Любостяжаніе есть предтеча антихриста. Пророки, т. е. Духъ Святый въ пророкахъ, пророчествовали домостроительство воплощенія
Божія, т. е. глашали объ истине міру, а любостяжаніе внесло въ міръ ложь. Пророки возвещали намъ путь спасенія, лихоимцы-же возвращали путь погибели; какъ чрезъ апостоловъ возсіяло намъ спасеніе и благодать Всесвятаго Духа, такъ многопопеченіе міра сего будетъ помрачать спасеніе человека; погибельная-же многозаботливость вовлечетъ людей на путь беззаконія, на путь ложью лгущихъ, неправеднымъ хищениемъ обижающихъ, и лживою душею своею сокровиществующихъ сокровища. Ей, соберугь стяжатели сокровища, но какія сокровища соберутъ! Сокровиществуютъ ложь лживымъ нравомъ своимъ. Огвергли-же и отвергаютъ истину отъ чувствъ своихъ; проникаетъ и проникла ложь въ чувства ихъ. Стало чувство ихъ безчувственнымъ къ истине; они не будутъ ощущать, что истинно, ощущать же будуть одно ложное, лжи будутъ покоряться; истины-же слушать не станутъ.
Но известно-ли вамъ, что такое истина и что такое ложь?
Истина есть домостроительство воплощенія Господа нашего Іисуса Христа, т. е. Христосъ; ложь-же—домостроительство воплощенія погибели. Т. е. все то, что домостроительно и промыслительно подготовляло
и подготовляеть людей къ вере и следованію за Господомъ, есть, была и будеть истина; наоборотъ все, что подготовляетъ людей къ
отверженію закона Божія и Спасителя ихъ, есть ложь; эта ложь домостроительно подготовляетъ пришествіе Антнхриста и принятіе его родомъ человеческимъ. Ложь приведеть къ воплощенію погибели, когда наступить великое бедствіе для всего міра; какъ речь пророковъ
была предвозвещениемъ того, что наступаетъ домостроительное воплощеніе спасенія, такъ точно усиливающіяся мірскія попеченія предзнаменуют близкое воплощеніе домостроительства погибели въ міре., т. е., нарожденіе Антихриста, который всецело будетъ сосудъ діавольскій, будеть воплощенною пагубою. Какъ Предтеча проповедывалъ крещеніе Истиною и этимъ обращалъ людей на путь спасенія, такъ, (наоборотъ), многозаботливость будетъ помрачать чувства человека, чтобы сделать человека нечувственнымъ ко спасенію своему, чтобы онъ отъ множества
плотскихъ заботъ не могъ ощущать спасенія, т. е. люди не будутъ ощущать ни желанія вечной будущей жизни, ни страха вечнаго осужденія, (что и ныне явно въ обозверившихся интеллигентахъ).
Ей, пребудетъ спасеніе и не отымется отъ міра, т. е. возможность спастись и спасающіеся пребудуть до конца міра. Ей, и тогда
будетъ спасеніе, но для кого оно будетъ? — для техъ, которые не будуть покоряться деламъ антитипа, (т. е. предтечи антихристова или духа
любостяжанія). Проявленіе же антитіпа, т. е. проявленіе духа антихристова въ міру, сеть сіе: забота міра сего, сокровиществованіе металловъ
земныхъ, забота о сущихъ міра сего; — сіи суть главизны зла, которыя
губятъ спасеніе человеческое и увлекаютъ на нуть погибели. Путь же погибели есть разрушеніе спасенія, т. е. исчезновеніе въ людяхъ ревности о спасеніи и страха вечной муки. Ибо, когда возгосподствуетъ въ человеке погибель, тогда утрачивается человекомъ спасеніе (т. е.
чувство страха Божія), тогда уклоняются люди во всякія погибельныя дела, отчаявшись такъ, какъ кто тяжко задолжалъ; такъ отчаеваются
и грешники о спасеніи своемъ.
Посему говорить Давидъ: "вси уклонишася, вкупе непотребни быша" (Пс. 13, 3). Ей, уклонились, но во что уклонились? Уклонились въ неправду, въ хищеніе, въ непокорство, въ сокровиществованіе злата...
Что такое есть сокровиществованіе злата? Сокровиществованіе злата
есть именно антитипъ, говоримъ, антихристъ, (т. е. предтеча антихристовъ). Ибо чувственно антихристь еще долженъ прійти, а мысленно
онъ уже въ міру; съ техъ поръ, какъ онъ низринулся въ міръ со своимъ проклятымъ трономъ, съ техъ поръ и пребываетъ онъ въ міру,
производя въ міре всякое зло. Зло же это старается онъ делать всеми
способами; во-первыхъ, отнимаетъ у человвка чувство спасенія мірскою многопопечительностію и многозаботливостію о суете мірской. Ей, многопещись будутъ и много заботиться, но о чемъ? Будутъ многопещись и
стяжутъ—мужеложство; будутъ заботиться и стяжутъ блудъ, соберуть
сокровище прелюбодеянія. Такимъ образомъ утратятъ люди чувство свое, не будутъ ощущать Бога. Вдадутся они въ плотское питіе и яденіе роскошныхъ яствъ, въ обстраиваніе себя прекраснейшими постройками; въ сихъ постройкахъ предадутся плотскимъ чувствамъ своимъ, т. е. теша плоть свою, якобы бракъ ей творя всегдашній пиршественный. Такъ какъ
вдадуть они чувства свои въ плотское, то ощутительна будетъ для
нихъ красота и доброта только снедная, къ которой они лишь и будут стремиться. Чрезъ такое свое стремленіе къ плотской нечистоте люди мерзки будутъ Богу. Ей, возгнушается ими Богь, какъ возгнушался предпотопными людьми, но все-таки допотопнымъ людямъ Богъ оказалъ
милосердіе. Ей, милосердіе оказалъ, но какое милосердіе? — омилосердовалъ ихъ ковчегомъ покаянія, такъ какъ Богь желалъ, чтобы древніе люди, взирая на построеніе ковчега, каялись бы; но они ввергли чувства свои въ плотское, стали безчувственны къ Богу и къ ковчегу, не чувствовали того, что означаетъ ковчегъ. Это безчувствіе и свело ихъ во глубину водъ!..
Видишь, до какого состоянія довело человека его безчувствіе. Такъ и ныне оно погубитъ людей, ибо и теперь люди пекутся, заботятся и
стяжеваютъ подобно предпотопнымъ людямъ. Такъ сильно возлюбили они эту деятельность, какъ бы какое прекрасное и доброе яство... Да, добрая (т. е. вкусная) эта снедь, но не спасительная, эта снедь—губитильная;
тотъ, кто вкушаетъ снедь сію, проводитъ жизнь свою на погибель себе. И погибель завладеваетъ чувствомъ человека, увлекая его на
путь безчувствія, человекъ не ощущаетъ больше, где находится путь спасенія, а только на погибель проводитъ жизнь свою. Ей, проводитъ онъ жизнь весело и въ роскоши, но какъ проводитъ? Проводитъ жизнь съ неправдою, съ воровствомъ, съ хищеніемъ, съ предательствомъ, съ лжеязычіемъ, съ мужестрастіемъ въ сообращеніи, съ обжорственнымъ чревоугодіемъ, съ гордостію, съ ропотливымъ безнадежіемъ, въ безпечности, т. е. безпечностію въ деле спасенія и хульномъ сложеніи вины всехъ бедъ на Бога, съ жестокимъ гневомъ сердечнымъ, съ неблагодарною враждою злопамятства и любостяжательнымъ сребролюбіемъ. И, поскольку тогда преуспевать кто будетъ въ стяжаніи сокровищъ въ воровскую сокровищницу свою своимъ любостяжательнымъ сребролюбіемъ, постольку же, одновременно съ симъ, будетъ все более и более помрачаться безчувствіемъ и сокровиществовать всякія дела, которыя сотворятъ его виновнымъ во всехъ беззаконіяхъ міра, т. е. все эти плоды любостяжанія доведутъ міръ до крайняго разврата, венцемъ котораго будетъ пришествіе антихриста”.