Отец Олег Моленко
ИСТОРИОСОФИЯ ОТНОШЕНИЙ БОГА И ЧЕЛОВЕКА, БОГА И ЦЕРКВИ
Во все времена были люди, которые изучали прошлое, безвозвратно ушедшее время и по своим соображениям писали исторические наброски, которые в большей или меньшей степени соответствовали бывшей некогда действительности. Такие записи именовались по разному: летописи, хроники, деяния и тому подобное. Теперь их принято называть одним словом «история». Людей изучающих старину и на основании этого пишущих свою версию происходивших в прошлом событий именуют историками, а их науку – исторической наукой. На самом деле никакой исторической науки не может быть никак. Прошлое не может быть научно обосновано, объяснено, проверено, повторено, а потому достоверно доказано и предоставлено нам. На Земле жило большое множество людей. Мы можем по себе судить о том, как они в принципе жили – рождались, росли, ели, пили, продавали, покупали, строили, ломали, трудились, бездельничали, творили, уничтожали сотворенное, болели, лечились, учились, воевали, грабили, захватывали земли и имущества, боролись за власть, умирали и хотели оставить по себе память. В разное время и в разных местах люди это делали по разному. И все это переплетение человеческих стремлений, хотений, достижений, потерь и всего прочего и составляет предмет истории. Понятно, что все это невозможно ни отследить, ни понять, ни описать, ни в сказке сказать. В лучшем случае можно предоставить какие-то достоверные фрагменты имевших в прошлом фактов. Сегодня во многих семьях имеются видеозаписывающие устройства на которые можно записать события происходящие в этой семье. Например, свадьбу, путешествие в какое-то место и тому подобное. Вот эта запись со временем становится исторической хроникой, как этой семьи, так и большего – государства, страны, нации, народа. Допустим мы имеем возможность просмотреть видеозапись каких-то событий какой-то семьи спустя 100-200-300 и так далее лет. Казалось бы достоверность событий сто процентная, но никакой истории не появляется и не может появиться. Потому, что история это не просто констатация и сбор имевших место событий, явлений и фактов. Даже просто констатация и сбор их невозможен, но если бы и был возможен, то ничего нам не дает, ибо мы не силах просмотреть миллиарды видеозаписей, чтобы затем их научно классифицировать и проанализировать, чтобы прийти к какому-то заключению и выводу. В лучшем случае мы можем иметь весьма сжатую, фрагментарную, искаженную картину, которая нам по сути ничего не дает. Известная нам официальная история (а у каждой страны и народа она своя и своеобразная) описывает имевшие место события весьма избирательно, предположительно, гадательно и потому недостоверно. Во главу угла поставлены передовые страны, развитые народы, сильные царства, история которых описывается войнами, победами, поражениями, захватами чужих территорий, покорением других народов, борьбой за власть, дворцовыми интригами и переворотами, да народными бунтами. В меньшей степени - архитектурой, культурой, культами, литературой и наукой. Допустим, что во всем имеющемся у нас обилии исторических источников все достоверно и точно записано и отражено (чего в реальности быть не может). Что мы имеем с этого?
Возьмем, например, две описанные в учебниках истории России битвы Куликовскую и Бородинскую. Ставим видеозапись и видим всех участников каждой из этих битв и сам ход этих битв. Что это нам дает? Мы сами не сможем даже определить за что они бились, чего ради погибали и кто вышел победителем! Другими словами историю невозможно ухватить никакими научно-техническими средствами, ибо даже точная визуализация всех звеньев ее цепи ничего нам не дает. Например, победил в Бородинском сражении Наполеон – ну и что из того? Что мне от этого? Пусть победила руссrая армия. Опять, а мне что с того? Победы важны для поддержания гордости и самомнения победившего народа, а перед Богом это есть грех. Итак, ни скурпулезная письменная запись, ни видеозапись событий, ни откопанные артефакты и останки во всей своей совокупности историей не являются. Написанные на основании этих материалов трактаты являются не историей, а намеренно составленной для сегодня идеологией прошлого. Итак, история появляется лишь тогда, когда люди придают всем прошедшим событиям и явлениям какой-то смысл и показывают нам цель творимой людьми истории. А поскольку у людей и народов смыслы и цели разные, постольку и существует много разнообразных историй. Однако на самом деле история может быть только одна! Но с человеческой стороны она не может быть ни отслежена, ни воспроизведена, ибо человекам это невозможно.
Мы и в сегодняшнем то текущем дне не можем разобраться, что же говорить о вчерашнем. Например, смотрим мы на экран и видим лицо человека с надписью «президент». Но мы не можем с уверенностью сказать, что это истинно так и есть. Это может быть двойник, или старая запись, или подделка. Итак, ни о какой достоверности фактов, событий, явлений и персонажей прошедшего времени не может быть и речи, а значит не может быть в указанном формате и подлинной истории.
Но люди же на самом деле живут, действуют и творят. Значит возможна и их история? Налицо антиномия, которую нам надо благополучно разрешить. Ошибка всех до единого «историков», которые мнят себя правдивыми и безпристрастными свидетелям событий прошлого, состоит в неверном определении субъекта истории. Эта ошибка происходит от предшествующей ей ошибки, которая произошла из-за неверно устроенного у них мировоззренческого аппарата, который не может видеть действительность бытия такой какой она есть на самом деле, также отличить живых людей от живущих человеческих персон. История есть и может быть только у ЖИВЫХ людей, которые еще и живут на земле в каких-то условиях и обстоятельствах. Живыми являются те люди имена которых записаны в Книгу Жизни, которая хранится на Небесах. Они живые потому, что имеют подлинную связь с их Живым Господом Богом! Дело в том, что человек есть существо не самосущее, не постоянно-всегда-сущее, не самобытное, не самодостаточное и не само живительное! Для получения всего перечисленного ему необходим Тот, Кто это все имеет в Себе, в нескончаемом, неисчерпаемом и неограниченном наличии. Тогда Это Самобытное, Самосущее, Само Живительное и всегда-постоянно-Сущее Существо может служить Источником всего этого для прочих участников бытия. Это Существо, или Сущий, или Господь Бог призывает в бытие и со-бытие с Самим Собой огромное, но ограниченное число участников, Которых Он Сам творит, живит и хранит в бытии. Однако одно дело быть призванным в Бытие, и совсем другое – быть избранным Хозяином Бытия, Богом для жизни, по сказанному Им Самим, что много званных, но мало избранных! Итак, одно дело иметь бытие, и другое - иметь в нем жизнь! У людей не имеющих жизни нет будущего и нет вечного бытия, которое в духовном мире именуется пакибытием. А если у человека нет будущего, то у него нет и прошлого, а значит нет и истории! Истинная история говорит только о живых людях, имена которых записаны в Книгу Жизни и у которых есть будущее в виде непрерывной, нескончаемой, блаженной жизни в вечном божественном Пакибытии, в благом, гармоничном союзе любви с Благим Богом и Источником Жизни и всех прочих благ! Только у таких людей, собранных Богом в Его Одну единственную Церковь, есть история! Но эту Историю может отследить и записать только тот Субъект, Который находится вне Истории и наблюдает за ней – Господь Бог и Творец наш! Он дает смысл и цель нашей человеческой истории и Он помогает творить ее согласно Его задуму и плану. Участие Бога в истории людей именуется Божественным Промыслом. Сама история отношений между Богом и людьми и устройство их жизни и бытия от начала до нескончаемой вечности именуется Божественным Домостроительством. История – это запись осуществляемого сотрудничества Бога и призванных Им в бытие людей, которые имеют в себе жизнь от Бога и живут в пределах Божественного Промысла о них ради участия в Вечном Божьем Доме, именуемым Царством Небесным или Божественным мирозданием. Смысл бытия человека в обретении жизни путем обретения Источника Жизни Бога и содружения с Ним. Смысл жизни человека в хранении своего благого общения с Источником Жизни и всякого блага Богом, на Его условиях. Цель бытия попасть в Пакибытие. Цель жизни – посильное участие в Божественном Домостроительстве и вселение в устроенный Богом Вечный Дом!
В Бытии и истории существует одна единственная Книга, в которой достоверно записана история людей. Эта Книги именуется «Книгой» или в иноязычной транскрипции – «Библией». В этой книге есть первая часть, состоящая из пяти книг записанных святым Божьим пророком Моисеем Боговидцем. На еврейском языке этот свод из пяти книг именуется Торой. Событие взятое из Торы именуется из-Торы-ей или проще – историей. Пятикнижие (Танах) представляет из себя ряд различных историй, сплетенных Промыслом Божьим в одну цепь. Там есть история сотворения мира и человека. Есть история первых людей – Адама и Евы, которая разделяется на два периода – райский и земной (по изгнании их из рая). Есть история сыновей Адама и Евы Каина и Авеля. Есть история Ноя, Авраама, Иова, Исаака, Лота, Иакова-Израиля, Моисея, Аарона, Иисуса Навина и ряда других библейских личностей и персонажей. Личностями являются те Божьи люди, которые творят волю Бога в пределах Его промысла и, тем самым, творят историю. Персонажами являются те люди, которые имея бытие, не имеют в себе жизни, но которые по промыслу Бога соприкоснулись в своем бытии с божественными личностями и по этой причине остались в памяти людей. Божественная жизнь людей имеет свою, Богом дарованную форму или тело, которое есть Церковь Бога Живого или Церковь Христова. История людей есть история созидания и бытия Церкви Христовой, которая немыслима без Своего Создателя, Главы, Первосвященника, Благодетеля и Хранителя Иисуса Христа, Сына Божьего. Вот почему история людей носит еще в себе христологический аспект, который состоит в подготовке и осуществлении Богом, с помощью Им избранных личностей, соединения Божьего и человеческого естеств в единый Богочеловеческий организм явленный в истории в Лице Богочеловека Иисуса Христа. Вот почему подлинная история – это история созидания Богочеловека и Его Церкви, состоящей их живых людей, частной целью которых, кроме вынужденного грехопадением человеческой природы спасения, является Богом установленное в Церкви законное обожение! В результате обожения в бытии и пакибытии появляется новый субъект носящий в себе жизнь – человекобог! Если Бог во Христе искал то, как Ему стать еще и человеком, то человек ищет во Христе то, как ему оставаясь человеком, стать еще и Богом по благодати! Христос Первенец, Который Сам в Себе, в Своем человеческом естестве первым из людей добился благого, не слитного и нераздельного соединения божественной и человеческой природ! Именно этим соединением Он избавил человеческую природу тления и смерти! Этот неоценимый и ни с чем не сравнимый дар Христос даровал людям в Его Церкви в божественном Таинстве Евхаристии. В этом таинстве законно вошедший в Церковь и родившийся свыше от Бога человек
поддерживает в себе самом божественную, вечную жизнь путем соединения своего, очищенного покаянием и Духом Святым человеческого естества с Богочеловеческим естеством Иисуса Христа. Это ежедневно или реже бываемое соединение происходит посредством вкушения Пресвятых и Пречистых Тела и Крови Христовых, преподносимых каждому верному, не отлученному в наказание, члену Церкви. Постоянное и достойное причащение Святых Таинств мало по малу замещает наше человеческое естество на богочеловеческое естество Иисуса Христа, что не только избавляет нас тления, сообщает безсмертие, но и совершает наше обожение! Это и есть истинная жизнь записанных в Книгу Жизни людей!
Подводя итоги всему сказанному, мы приходим к выводу, что подлинная история творится только в Церкви Христовой, вокруг Церкви и ради Церкви! А поскольку Церковь не бывает без Своего Главы Христа, то вся жизнь и история людей носит Христоцентричный характер, который отражается во времени через Богом избранных людей и их бытие, проживаемое ими в качестве прообразов Христа и Его Церкви!
Историческое время и календарь подлинно существуют только в Церкви, где жизнь не имеет перерывов или замираний, но идет постоянно.
Что же происходит о всем тем множество людей, которые пребывают в бытии, но не в пределах Церкви Христовой и не имеют жизни в себе? Они являются той землей, которая рождает из себя пшеницу и плевелы, заготовок и кандидатов в члены Церкви. Пока они не в Церкви - о них нет промысла Бога и они живу по Его судьбам, судам и попущениям на общих основаниях бытия. Пока они не в Церкви – у них нет ни жизни, ни будущего, ни истории. Вот почему они попадают в так называемое явление сдвигов и правок бытия, которые в действительности проявляются всякими непонятными, странными, необъяснимыми событиями и явлениями, как историческое забвение, сбои в календарях, дискретные скачки во времени, стихийные природные бедствия, катаклизмы, катастрофы, изменения положения материков, полюсов, удары о Землю космических тел, потопов и тому подобного, чем Господь Бог корректирует тварное бытие, удерживая его в желаемых для Него границах и пределах. К категории подобных явлений можно отнести и феномен отсутствия на территории РФ лесов и деревьев возрастом более двухсот лет; обнаружение во многих городах, имеющих возраст более трехсот лет, опусканий фундамента зданий и первых этажей на глубину до нескольких метров без всяких видимых к тому причин, и многие подобные явления. За пределами Церкви идет совсем другое бытие, в котором Богом стираются пустоплодные цивилизации, грешные народы и ненужные страны, происходят за кадром различные катастрофы, наподобие всемирного потопа описанного в Библии. Вся история допотопного мира описанная в Библии самой малостью, свидетельствует, что для уничтоженных людей нет никакой истории и памяти. Если бы не Библия, то мы бы не знали, что этот мир существовал. А так мы знаем, что существовал и погиб, но какова его полная история мы не знаем и не можем знать! Подобное имело место и во все другие эпохи. Вот почему единственным средством попасть в историю, остаться в памяти Бога, улучить вечную жизнь в его Царстве и достигнуть обожения и совершенства можно только входом, посредством крещения, в истинную, единственную, святую, соборную и апостольскую Церковь Христову, с неисходным пребыванием в ней до конца своей земной жизни!