Отец Олег Моленко
КОРНИ, ВЕТВИ, СВЯЗИ
Преподобный Симеон Новый Богослов («Творения» Том 2, стр. 560):
«Кто не соизволяет со всей любовью и сильным желанием через смиренномудрие достичь единения с последним из святых (т.е. соединения по жизни с ныне живущим доступным носителем Духа Святого), но приобрел по отношению к нему некое малое недоверие, тот никоим образом никогда не соединится и не встанет вместе с ним в один ряд с прежними и предшествующими святыми, хотя бы он и мнил, что имеет всякую веру и всякую любовь к Богу и ко всем святым. Он будет отвергнут ими, так как он не сумел занять при помощи смиренномудрия то место, которое прежде веков определено Богом».
В духовной и церковной жизни ничего не происходит без воли и ведома Бога, ничего не происходит спонтанно, с бухты-барахты, на авось и кое-как. Бог блюдет все Свое и совершает угодное Ему так, как Ему угодно. Для нас есть богооткровенная истина, что Христос Бог есть начало и конец, альфа и омега, первый и последний. Если Бог не всегда есть во времени с творением, то всегда бывает с ним в начале и в конце. Это можно понять от сравнения отношений плодового дерева и садовника. Садовник трудится в начале, насаждая садовое дерево, затем он время от времени наблюдает за его ростом и в конце приходит собрать его плоды. Если дерево дало соответствующие плоды достаточным числом, то это нормально и естественно для него. Никто дерево за это не хвалит. Если же плодов было много больше, чем обычно и они были какого-то исключительного качества, то это приписывают Богу, Которого и благодарят за плоды. Если же плодов было мало и появилось много сухих веток, то это признак умирания дерева. Садовник попытается ему помочь, обрезать сухие ветки, подложить удобрение, но если это не приносит пользы, то все дерево выкорчевывают и сжигают в огне.
Духовную и церковную жизнь часто сравнивают с растением, с лозой или деревом. Сам Господь сравнил Себя с виноградной Лозой, а нас, привитых к Ней церковно людей, – с веточками этой Лозы.
Если мы, находясь на Лозе, приносим обильный плод, то это нормально, ибо так и должно быть. Если какая-нибудь ветка не приносит плод, то она отсекается и бросается в огонь. При этом в этом виновна сама эта ветка.
Никакой человек не может начать духовную и спасительную жизнь сам собой. Никакая церковь не может возникнуть на пустом месте, появиться неоткуда и быть сама по себе.
Церковь Христова возникла не на пустом месте, но была привита к корням Израилевым. Об этом писал Великий Павел:
Рим.11:
«16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться".
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен».
Возьмем из этого отрывка то главное, о чем мы пытаемся рассуждать – преемственность, связь с предыдущим и корнями. Это закон, установленный Богом.
Бог не творит все с нуля, но творит новое на базе старого, связывая то и другое. Так Новый Завет был основан на Старом Завете. Ненужные и отслужившие детали были упразднены и заменены новыми, но связь с прошлым осталась. Остались пророки, остались десять заповедей, остались корни святые, остались обетования. Ведь Бог и в Ветхом и Новом Заветах один и тот же! Новизна нужна из-за людей. Промысел о них имеет свой путь. Меняются люди, условия и обстоятельства.
Если кто-то заявит, что он сегодня основал новую церковь (не важно, как он ее назовет и представит), то это покажет лишь жуткое обольщение этого человека, его слепоту и далекость от Бога.
Если кто-то сегодня подумает, что он стал духовным, святым или церковным человеком просто так, не имея ни корней, ни связи с предшествующими святыми, то такой объявил о себе, что он лжец, слепой и обольщенный бесами мечтатель.
Бог насадил Дерево человеческое, которое связывает всех Божьих людей. Для каждого человека Им предусмотрено свое место, свое дело и свое служение. Это место связано с Деревом и с предыдущими частями его. Новая ветка не может расти, не будучи связанной с Деревом и тем местом, на котором она привита.
Вот почему если вам кто-то предложит себя в качестве святого или духовного человека, в качестве святого Апостола, пророка или учителя, то вы прежде всего исследуйте его корни и связи с предшествующими святыми. Если таких корней нет (или они не святые) и связь со святыми отсутствует, значит, перед вами обольщенный обманщик.
Если вам кто-то укажет на какое-то человеческое сообщество, группу или организацию, выдавая ее за церковь Христову, то вы опять исследуйте сперва корни этой церкви и ее связи с прежними во времени церквями. Только тогда вы узнаете, относится ли данная церковь к Церкви Христовой или это самозваная группа обольщенных лиц.
В отношении недавних (свежих отступников) подобное исследование может не выявить их отторженность от Церкви Христовой. Отступники могут показать на святые корни и связи с прежде бывшими святыми. Вот почему нам должно искать место их отлома, место разрыва их связи со святыми.