отец Олег Моленко
Признаки благодати и мера ее в человеке
Некоторые невежды в вере берутся утверждать, что о присутствии благодати Божьей в человеке можно и должно судить по плодам в виде дел. Но не могут служить признаком наличия благодати в человеке плоды, о которых идет речь в словах Госпoда Иисуса Христа: "По плодам их узнаете их". Не надо вырывать эти слова из контекста. Это сказано Господом только в отношении лжепророков:
Мф.7:
15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
Господь помогает нам различать лжепророков, указывая на их плоды, потому что внешне они замаскированные и искусно подделанные под овец волки, и неразличимы от овец. Признаки же благодати должно относить не к лжепророкам, а к христианам. Качество христианина в целом определяется состоянием его духа: теплого, горячего, холодного или Иисусового. Из них приемлем только дух Иисусов, а хуже всего теплость или фарисейское самодовольство. Это об этом говорит апостол Павел:
Рим.8:
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
1Кор.3:
16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
1Кор.6:
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
2Кор.3:
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
Гал.4:
6 А как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"
Гал.5:
16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
...
18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
...
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
...
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
Еф.4:
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
Еф.5:
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
1Фес.5:
19 Духа не угашайте.
2Тим.1:
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
Лучше апостола Павла невозможно сказать! Близость наша к Богу измеряется нашей духовностью или мерой благодати Духа Святого.
Бог дает её нам безмерно, но мы воспринимаем в свою меру. Кто-то вовсе не воспринимает, довольствуясь внешним, чем уподобляется безплодной смоковнице или сухим веткам на Лозе-Христе. Кто-то угашает дух. Кто-то не приносит плода и т.д.
Итак, главное это качество нашего духа, которое более всего выражается в любви к Богу и братьям во Христе. Никакими внешними мерками (например, количеством добрых дел, должностью в церкви, служениями, обрядами и пр. подобным) близость к Богу не измерить, ибо Бог есть Дух и ищет себе поклонников в духе и истине (Ин.4). Будешь в правильном духе будешь и в истине. Не будешь иметь духа Христова не устоишь и в истине. Каков же правильный дух? Писание говорит нам:
Пс.50:
19 Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
Вот по мере сокрушения и рождаемого от него истинного смирения имеем мы близость к Богу, ибо согласно Писанию Бог гордым противится и лишь смиренным (от сокрушения) дает благодать.
Конечно, из правильного духа, т.е. из сердца сокрушенного и смиренного, совершаются богоугодные дела, но по ним трудно или невозможно оценить близость делателя к Богу. Например, Авраам сделал дело, которое вменилось ему в веру и праведность:
Иак.2:
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим".
Это Божья оценка дела Авраама. Но так ли оценили бы люди? Мы просто уже привыкли к этому "делу" или поступку Авраама и, зная суть, не ужасаемся самому факту жертвоприношения сына. Но если не знать его отношений с Богом и посмотреть на это дело как бы со стороны, свежими глазами (например, сегодня кто-то подошел бы к вам и предложил поучаствовать в сожжении своего малолетнего сына, якобы по повелению Бога, то разве вы не вызвали бы полицию или психическую бригаду?), то собственноручное сожжение единственного законного наследника и сына не выглядело бы для нас ужасным и отвратительным грехом? Как же по такому делу и другим подобным делам (например, убийство пророком Илией 450 жрецов Ваала, проклятие пророком Елисеем детей, из которых тут же 42 были растерзаны медведицами и т.п.) можно судить о близости к Богу или о наличии благодати? Никак. Да и прочие формально добрые дела (пост, милостыня, молитва) могут делаться из лицемерия и не приниматься Богом, но лишь обманывать нас и других. Но Господь сказал, что не всякий говорящий "Господи, Господи" войдет в царство небесное, и что "добрые" дела могут быть вменены в большее осуждение. Итак, добрые дела из правильного состояния сердца должны совершаться, и бывают, но по ним нельзя судить о близости к Богу. Потому-то ещё и сказано: "Не судите" (по внешнему виду, по делам, по первому впечатлению и т.п.), ибо только Бог может судить по делам на Своем суде и дать правильную оценку нашим делам.
Вернемся к "плоду". Ведь Господь говорит именно об одном "плоде", а не о многих "плодах". Вот доказательства из Писания:
Ин.3:
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ...
Ин.12:
24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
Ин.15:
2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
...
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
...
8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.
Итак, по словам Господа, есть только одна близость к Богу пребывание в Нем. Без этого пребывания никто не может делать ничего богоугодного и Богом принимаемого. Без этого внутреннего пребывания благодатью Духа Святого (ибо без Духа Святого никто, по апостолу, не может даже исповедать истинно, что Иисус Христос есть Бог, а не то что пребывать в Нем) в Господе Иисусе, подкрепляемого достойным вкушением Его пречистого тела и святой крови, подаваемых через Его Церковь-Тело, не поможет ни само пребывание в Церкви (вот почему и это не может служит признаком близости к Богу), ни пребывание в чтении Писаний (и это не признак), ни пребывание в молитве к Богу (даже к Богу Отцу-Виноградарю, и это не признак), и все прочее, ибо всё это не является признаком благодати. Что же служит признаком и одновременно тем единственным плодом (который может быть многим или малым), о котором говорит нам Господь? Ответ есть только один: опытом постигаемая и реально переживаемая ПОЛНОТА БЛАГОДАТИ ДУХА СВЯТОГО. И единственный признак того, что мы истинно Его ученики любовь между собою указанный нам Господом, изливается в наши сердца именно Духом Святым:
Рим.5:
5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
И ещё:
Рим.8:
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
...
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии.
Итак, наше усыновление Богу свидетельствуется имением в себе Духа Святого.
И сам Господь учит нас:
Ин.14:
16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
...
26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
Ин.16:
7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,
...
13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
Когда Господь говорил иудеям, что оставляется Дом их пуст, то указывал на уход от них Духа Святого. Но та же беда ныне имеется у подавляющего числа именующих и почитающих себя христианами они имеют много, они знают Писание наизусть, но они не имеют в себе Духа Святого, а без этого все тщетно. От этого-то и вопросы поднимают о близости к Богу, о благодатности, о "харизматичности", о "говорениях" языками и прочем подобном, ибо на самом деле при всех многих словах о Духе Святом, о "крещении" Духом, о духовности все это происходит от неосознанной, подспудной ТОСКИ ПО НЕМ, от Его реального отсутствия, от ВЕЛИКОЙ ПУСТОТЫ НА МЕСТЕ ЕГО, заполняемой внешней или словесной активностью, горделивой и невежественной болтовней на религиозных форумах и прочим подобным. От отсутствия Духа Святого в людях (что и есть бездуховность) происходит много разделений, конфликтов, озлобленность, ненависть, вражда, противление истине в духе, искажения Писаний, различные лжеучения, лжемнения, ереси, расколы, осуждения, отсутствие союза совершенства любви во Христе. Присутствие Духа Святого в человеке свидетельствуется, прежде всего, наличием превосходящего всякое разумение мира Божьего, внимания в молитве и глубокого благоговения к Богу. Наличие Его в братьях во Христе свидетельствуется ЕДИНОМЫСЛИЕМ, ЕДИНОДУШИЕМ, ИМЕНИЕМ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ МЫСЛЕЙ, БРАТОЛЮБИЕМ.
Где это всё? Посмотрите на любой христианский форум в Рунете и увидите полное разномыслие, осуждение и нелюбовь, доходящую до словесных перепалок и оскорблений, а также полное отсутствие единодушия и смирения. О чем это говорит? О далекости этих "форумных" людей от Бога, о незнании ими Самого Бога из личного опыта (книжно и о Боге они много знают), об отсутствия в них Духа Святого. Бог есть Дух мира, порядка, согласия, единомыслия, единодушия и любви. Только таким людям Бог отверзает ум разуметь Писания. Остальные, которых справедливо Писание называет сынами противления, а в другом месте и сынами геенны огненной, превращают все места Писания, извращают их, заменяя своими измышлениями от плотского мудрования своего. Будучи плотскими и душевными (т.е. бесовскими), они берутся судить о духовном, причем с апломбом "апостолов". "Буйные и слепые" говорил о таких Господь. Они не терпят ни малейшего обличения их в заблуждениях или поправок их ошибок. Уязвляемые своим тщеславием и честолюбием, они восстают на своего обличителя и благодетеля, как на лютого врага, думая таким образом, отстоять свою "честь" и "пребывание" в "благодати" и "правильном" "разумении" Писаний.
Говорить с такими невозможно. Они не ищут Бога и благодати Его, но своей славы и утверждения своей самости и значимости. Будучи нищими и жалкими, они мнят себя богатыми и пребывают в теплом самодовольстве. Они приходят на форумы показать себя, а не выяснить истину. Увы, кроме вопиющего невежества, прельщения и слепоты им показать нечего. Их утверждения не интересны, вредны, лживы и часто богохульны. Они по своему произволу, например, "вырывают" гееннский огонь из ада, лишают его данной Богом вечности, "освобождают" вместо Бога всех грешников от вечных мучений (клевеща тем на Господа Иисуса, что Он якобы лгал, говоря о вечности мучений). Они придумывают свои, угодные бесам, теории, что вечные мучения якобы не совместимы с милосердием Бога. Из этого выходит, что зло в принципе не будет наказано (временное наказание не в счет). Вот бесам-то радость! И мировым злодеям, убийцам и содомитам и прочим тяжким грешникам тоже. А зачем же тогда каяться, терпеть скорби, подвизаться, отказываться от многого, порабощать тело, молиться, страдать и быть гонимыми и убиваемыми за Христа? "Ведь Бог милостив и все равно помилует всех без разбора!" Для чего же милостивый Бог уничтожил водами потопа целый мир (кроме 8 душ) и сжег небесным огнем Содом, Гоморру и еще 5 городов, и еще сожжет всю землю с её делами? Не внимают они словам апостола Петра:
1Петр.4:
17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?
18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
2Петр.3:
7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
...
10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
11 Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам,
12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?
Впрочем, мы и о таких предупреждены:
2Петр.3:
3 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям
...
16... что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.
Пусть же они и создают себе своими руками свою собственную погибель, самоосуждаются ересями своими и грешат тяжко, собирая этим себе горящие уголья на день Суда, но нам заповедано отвращаться таких и не участвовать в их нечестии.