НАПОМИНАНИЕ О ВАЖНЫХ ДЕТАЛЯХ В ЛИТУРГИИ
Мир всем и благодать вкушающим Хлеб Небесный!
Вы знаете, что при совершении Таинства Евхаристии во время божественной литургии священнослужитель (иерей или архиерей) приносит в жертву хлеб и вино, которые в Таинстве преосуществляются силой Бога Духа Святого в истинное Пречистое Тело Господа нашего Иисуса Христа и в истинную Пресвятую Кровь Его.
Приносимый хлеб именуется у нас по гречески просфорой. У греков слово "просфора" означает распродажу. Видно в православные времена хлеба для приношения к литургии приобретались верующими людьми на специальных распродажах (т.е. со скидкой). В России просфоры стали выпекать при храмах и монастырях, но греческое слово "просфора" навсегда закрепилась в сознании церковных людей, как святой (освященный) хлеб.
В Таинстве Евхаристии в России использовалось 5 просфор (у старообрядцев 7), в честь пяти хлебов, которыми Господь чудесно накормил несколько тысяч людей. В Греческой Церкви (они называют ее Элладской) используют одну большую служебную просфору (вы можете увидеть ее образец на фото в приложении), в которой включены пять служебных просфор.
Просфоры по их употреблению разделяются на служебные и те, которые преподносятся людьми на поминовение о здравии или об упокоении тех лиц и душ, которых они хотят помянуть на литургии.
Служебные пять просфор имеют следующее назначение:
1. Агничная просфора из которой вырезается Агнец - т.е. та часть, которая и превращается в таинстве Евхаристии в Святое Тело Иисуса Христа.
2. Богородичная просфора освящаемая в честь Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Из нее во время совершения проскомидии вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы, которая полагается рядом с Агнцем справа от Него (если смотреть с его стороны).
3. Девятичинная просфора из которой вынимается 9 частиц в честь святых чинов: пророческого, апостольского, святительского, преподобнического, в честь мучеников, в честь мучениц, в честь безсребреников, в честь святых дня и храма, в честь автора совершаемой литургии (или Апостола Иакова, или Василия Великого, или Иоанна Златоустого).
4. Поминальная о живых. Из нее вынимаются частицы с поминовением имен конкретных живых (живущих еще на земле в своих телах) членов Церкви.
5. Поминальная о душах усопших членов Церкви.
Все вынимаемые священником частицы располагаются вокруг Агнца на дискосе -специальном освященном церковном сосуде в виде тарелки с ножкой. Таким образом на дискосе через имена и частицы связанные с каждым именем располагается вся Церковь Христова в полном Ее составе на текущий день. Завтра этот состав в его земной части может измениться. Кто-то уйдет из Церкви на погибель, кто-то войдет в нее крещением или покаянием.
По чинопоследованию литургии мы можем увидеть важность имен! Ведь на дискосе Церковь собирается посредством имен Господа, Богородицы, всех святых, живых верных и душ усопших верных. Если положить частицу без упоминания к ней имени, то это будет просто частица освященного хлеба. Одно произнесение имени какого-то верного во время совершения литургии много помогает ему, но нет более сильного и важного поминовения, как вынимание за него частицы с поминанием при этой именно частицы его имени. Частица соединенная с его именем полагается рядом с Агнцем приготовленным в жертву Богу и преосуществляемым в Пречистое Тело Христа. Таким образом эта частица позволяет помянутому вместе с ней верному находиться рядом со Христом в составе всей Церкви и быть в очередной раз облагодетельствованным Богом путем омовения всех его грехов Пречистой и Святой Кровью Христа во время окунания этой частицы в чашу (Потир) с Кровью Христа! Во время опускания частиц в Кровь Христову священник читает молитву: "Омый Господи грехи всех поминавшихся зде".
Мы можем увидеть, что во время литургии производится несколько различных поминовений живых и усопших людей. Но на проскомидии частицы вынимаются только за верных членов Церкви. Остальные нецерковные люди, которые поминаются по вере верных во время литургии поминаются лишь поименно, но войти в состав Церкви на дискосе они не могут, даже если и вынуть за них частицы с произнесением их имен. Священник может уступить просьбе прихожанина и помянуть нецерковного человека на проскомидии, но это поминовение не состоится в реальности и не будет иметь силы от окунания в Кровь Христову. Для неверных и нецерковных лиц остается лишь прошение для них возможной милости от Бога через поминовение их имен. Уже это очень велико для них по возможным благим последствиям.
Сама литургия состоит из трех частей:
1. Проскомидии.
2. Литургии оглашенных.
3. Литургии верных.
На литургию верных остаются только верные, которые могут причащаться Святых Таинств.
Вам важно знать все это для более полезного пребывания во время литургий.