Отец Олег Моленко
В ЧЕМ СИЛА И БЕЗСИЛИЕ НАШЕЙ ЛИЧНОЙ МОЛИТВЫ К БОГУ?
Хочешь знать, насколько ты близок, родственен, дорог и значим для Господа Бога?
Хочешь знать, свой ты Ему или чужой? Не обольщайтесь прелестной мыслью, что якобы Бог всех людей равно любит и одинаково к ним относится. Это вовсе не так! Бог любит праведных. Грешных Он лишь милует, давая им реальную возможность покаяться. Нераскаянных же грешников Он казнит, стирая их с лица Земли и попуская им низвержение во ад. Это хорошо видно по казни Богом всего допотопного человечества, кроме Ноя и его семьи из семи человек, а также на примере казни Содома, Гоморры и иных пяти окрестных городов. К этому же можно отнести и попущения десятков миллионов человеческих смертей в двух мировых войнах 20 столетия. Почему Бог попустил людям такое? Почему на нас грядет еще более страшное и ужасное по своим последствиям наказание, которое унесет уже миллиарды человеческих жизней? Потому, что люди стали Богу недороги! Дорог ты или недорог Богу – это проверяется по действенности твоей молитвы. Если Бог твою молитву слышит, принимает и исполняет – значит, ты Ему свой и дорог. Если этого нет, то ты для Него в лучшем случае чужой, а в худшем – враг. Хочешь исправить свое ужасное положение? Тогда вникни в то, что изложено ниже.
Обретя милостью Бога веру истинную, мы сперва ревностно отдаемся изучению нового, внезапно открывшегося нам верой мира. Читая жития святых Божьих угодников, мы находим в них свидетельство о силе их молитв к Богу. Нам по нашей неопытности начинает казаться, что и мы, если не прямо сейчас, так в скором времени обретем такую же действенную молитву и сможем вымаливать у Бога все, что нам потребно. Однако проходят месяцы, годы, десятилетия, и мы, закосневшие в своей вере, обнаруживаем печальную для нас истину, что наша молитва осталась слабой, никчемной и бездейственной. Мы на своем опыте видим, что лично каждого из нас Бог не слушает и не исполняет просимого нами. Даже если порой и получается что-то вымолить и получить, то мы понимаем, что это случайность, а не наше достижение. Молиться-то мы молимся, но вымаливать у Бога просимое мы не умеем и не можем! Почему?
Чтобы лучше понять причины нашего неуспеха в нашей молитве, я приведу в помощь разумения такую притчу. Пусть, скажем, у какой-то церковной семьи (назовем ее нашей) есть малолетняя дочь. Пусть примерно такая же дочь есть у соседей из не церковной семьи (назовем ее чужой). Соседская дочь умеет что-то очень хорошо делать, обладая восхитительным талантом и трудолюбием, приносящими удивительный результат на радость и утешение своим родителям. Наша же дочь оказалась ни к чему не способной.
Будем ли мы рады тому, что у соседей дочь намного превосходит нашу? Оставим ли мы из-за этого свою дочь и займемся заботой о соседской? Не думаю, что мы так поступим.
Дочь – это образ нашей молитвы. Дочь способная – это образ умелой молитвы, которая принимается Богом. Дочь неумелая – это образ молитвы, которая Богом не принимается.
Что же нужно для успеха нашей молитвы? Нужно то, чтобы мы были СВОИМИ и РОДНЫМИ у Бога и при этом умели действенно молиться. Если кто-то умеет молиться, но он не свой Богу, то Бог не принимает его молитву, как от чужого Ему человека. Если же свой, родной по Церкви и вере человек не умеет молиться как должно, то Бог не слушает его молитвы и не исполняет их.
Итак, первым делом должно усвоиться Богу. Усвоение – это длительный процесс, который начинается с примирения с Богом посредством удовлетворительного покаяния и завершается полным содружением с Ним. В этом процессе имеются такие этапы: раб неключимый, раб свой, раб верный, раб смиренный, сын послушный (дочь), сын верный, сын смиренный, сын жертвенный, друг, верный друг, надежный друг, совершенный друг.
Каждому этапу соответствует определенная сила и действенность молитвы, которая растет при переходе на следующий этап.
Вторым делом в успехе нашей молитвы является наше умелое владение ею. Такой молитве должно и можно научиться. Для этого нужно потратить на упражнение ею довольно много усилий и времени. Здесь все решает наша вера и выбор по ней. Кто верит в молитву к Богу, тот только и будет вкладывать в нее годы своей жизни и много своих сил. Кто больше верит в успешность в этом скоропреходящем мире, тот больше времени и сил будет тратить на попытки устроиться в нем. Таким образом открывается то, что для успеха в молитве нам нужно действительно мироотречение. Те, кто Христовы, те не от мира сего. Это их Отец Небесный привлекает к Себе и отдает Сыну Своему. Сын Божий молится Отцу не о всем мире, а лишь о тех, кого Он дал Ему. И Царство Христа не от мира сего. Итак, для успеха молитв нам должно стяжать мироотречный дух и настроение. Кроме этого нам следует запастись терпением, а также всегда бороться за смирение, помня, что Бог гордым противится и только смиренным дает Свою благодать, в том числе и в молитве. Еще нам надо добиться силы нашей молитвы. Сила же ее возрастает тогда, когда мы устраняем на ее пути все препятствия, образующиеся с нашей стороны, а также от нашего внимания к словам молитвы и нашей концентрации на ее напряженности. Для последнего нужны усидчивость, терпение болезненности, возникающей во время молитвы, неоставление ее и как можно большее пребывание во времени в каждом занятии ею. Их этого нам становится понятно, почему в молитве получали преуспеяние более всего лица из числа монашествующих. Просто у них изначально более выгодные условия для овладения искусством молитвы, особенно же безмолвие и достаточное количество времени для упражнения в ней.
Что же делать тем (а их подавляющее большинство), кто сам еще не овладел (может так и не успеет овладеть) действенной молитвой? Для таких имеется совет нашего Господа: «Приобретайте себе (в вашей земной жизни) друзей (то есть тех людей, которые имеют для себя дерзновение к Богу и действенную к Нему молитву) сокровищем неправедным (то есть тем, на которое мы потратили свое время и силы, и которое выражается в нашем материальном и мирском преуспеянии), чтобы, когда оскудеете (то есть, когда попадете в беду или по своей физической смерти и будете иметь крайнюю нужду в молитве за вас) получить от них молитвенную помощь». Не пренебрегайте же ни одним случаем из тех, которые вам предоставляет по Своей милости наш Господь Бог для оказания помощи в земных нуждах тем лицам, которые имеют дерзновенную молитву к Богу.
Самое главное в жизни человека после обретения веры и воцерковления – это на основании мироотречного настроения усвоиться Богу и возрастать в этом усвоении. Наряду с этим – научиться действенно молиться и стяжать дерзновение к Богу в своих молитвах такое, чтобы не иметь отказа в исполнении своих богоугодных прошений. Всегда и во всех случаях приобретать себе молитвенников за себя!
Нет лучшего в этой жизни вложения всего своего, чем в дело установления своей личной связи с Господом Богом, которая достигается и укрепляется по мере нашего Ему усвоения и овладения сильной, действенной молитвы к Нему! Тот благоразумен, мудр, сметлив, умен, догадлив, предусмотрителен и блажен, кто это уразумеет, примет всем своим сердцем и существом и достигнет на самом деле.