Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

отец Олег Моленко

Об Именах и Сущности Бога

"Ибо даже если разум смотрит на любые другие существующие вещи, разум не замечает абсолютно ни в одной из них самодостаточности, посредством которой они могли бы существовать без участия в истинном Бытии. С другой стороны, то, что всегда одинаково, не увеличивается и не уменьшается, неизменно ко всем изменениям, будь то к лучшему или к худшему (ибо оно далеко от низшего и не имеет высшего), не нуждающееся ни в чем ином, единственно желаемое, в котором участвуют все, но не уменьшающееся их участием, — это есть истинно реальное Бытие. И постижение его есть знание истины». 21 Итак, Бог есть истинное Бытие, абсолютная личность, трансцендентная и независимая от всех других существ и личностей. Такое понимание Бога резко отличается от языческого, в котором, как пишет архиепископ Феофан, «божество или пантеистически сливается с миром и, лишенное сознательного разумного самоопределения, развивается по законам космической необходимости, или же, если оно представлено лично, то и самое лицо представляется антропоморфно и антропострастно, со всеми чертами человеческой ограниченности и греховности».

Ибо Он (Бог) есть просто существование, жизнь, а жизнь можно только прожить, а не концептуализировать. Вот почему именно дерево жизни было помещено в центре сада, и почему доступ к нему был закрыт для Адама и Евы после того, как они вкусили от дерева познания. Ибо те, кто думают, что могут познать Бога посредством наименования, посредством концептуального рассуждения, никогда не смогут познать Его таким, какой Он есть в Себе, то есть как невыразимую и неописуемую жизнь. Таким образом, мир абстрактных сущностей, раскрываемый логикой и рассуждением, несоизмерим с миром конкретных существований. И Бог есть «Сущий» par excellence, прежде и выше всех других существований. И если Он также есть сущность (ибо, как пишет святой Иоанн Дамаскин, «Он называется и Существованием, и Сущностью»), то эта сущность не может быть познана нами. Таким образом, Он не есть нечто. Он (Бог) просто есть.

«Нашей отправной точкой, — пишет святой Григорий Богослов, — должен быть тот факт, что Бог не может быть назван. Не только дедуктивные аргументы докажут это, но и мудрейшие евреи древности, насколько можно судить, тоже. Древние евреи использовали особые символы для почитания божественного и не позволяли, чтобы что-либо ниже Бога было написано теми же буквами, что и слово «Бог», на том основании, что божественное не должно быть поставлено даже на такой уровень с вещами человеческими. Приняли бы они когда-либо идею, что уникальная неразрывная природа может быть выражена мимолетной речью? Ни один человек еще не вдохнул весь воздух; ни один разум еще не вместил или язык не охватил сущность Бога во всей ее полноте. Нет, мы используем факты, связанные с Ним, чтобы очертить качества, которые соответствуют Ему, собирая слабый и немощный мысленный образ из разных сторон. Наш благороднейший богослов — это не тот, кто открыл целое — наши земные оковы не позволяют нам увидеть целое, — но тот, чей мысленный образ по сравнению с этим более полон тот, кто собрал в своем уме более богатую картину, очертание или как мы это называем, истины».

Согласно Его Сущности, Бог не может быть назван, Он непознаваем. Ибо Он просто есть. Поэтому Его Сущность может быть названа или определена только посредством тавтологии - "Я есмь Тот, Кто Я есмь" или "Я есмь Сущий".

О.Олег Мудро-Вещий (Моленко-Урюпин): Это так. Но Сущность Бога не может быть названа никем из тех, кто не есть Сам Бог. Однако Сам не описываемый и не именуемый (по невозможности Его именовать не Богами) никем Бог может (как Всё Могущий) Сам Себе дать Свое Имя, которое будет передавать не только Его энергию (что уже само по себе было бы великим и чудесным действием, на что и могли бы опираться Имяславцы), но и отражающим Его сущность.

И все же, хотя Бог по своей сущности не именуем, в Священном Писании Он описывается в терминах других существ. Почему? Святой Иоанн Дамаскин поясняет: «Божество, будучи непостижимым, несомненно, также безымянно. Поэтому, поскольку мы не знаем Его сущности, не будем искать имени для Его сущности. Ибо имена суть объяснения действительных вещей. Но Бог, Который благ и вывел нас из небытия в бытие, чтобы мы могли приобщиться к Его благости, и Который дал нам способность познания, не только не сообщил нам Своей сущности, но даже не дал нам познания Своей сущности. Ибо невозможно природе полностью познать сверхъестественное. Более того, если знание касается вещей существующих, как может быть знание сверхсущественного? Итак, по Его неизреченной благости Ему было угодно называться именами, которые мы могли бы понять, чтобы мы не были совсем отрезаны от познания Его, но имели бы некоторое понятие о Нем, хотя бы и смутное. Поскольку же Он непостижим, Он также не именуем. Но поскольку Он является причиной всего и содержит в Себе причины и основания всего, что то есть, Он получает имена, взятые из всего сущего, даже из противоположностей: например, Он называется светом и тьмой, водой и огнем: для того, чтобы мы знали, что они не из Его сущности, но что Он сверх сущностный и не именуемый: но поскольку Он есть причина всего, Он получает имена от всех Своих следствий».

Святитель Григорий Богослов пишет: «Божество неименуемо. Когда мы представляем Бога, заимствуя некоторые черты из того, что окружает Бога, мы составляем некоторую неясную и слабую идею, собранную по частям из того и этого. И лучший богослов среди нас не тот, кто открыл все, но тот, чья идея шире, и кто образовал в себе более полное подобие или тень истины». «Мы, — пишет святой Григорий Нисский, — следуя указаниям Писания, узнали, что эта природа (Бога) не именуема и не изреченна, и мы говорим, что всякий термин, изобретенный или обычаем человеческим, или переданный нам Писанием, действительно поясняет наши представления о Божественной Природе, но не включает в себя значение самой этой Природы». Стремясь к большей ясности, мы можем спросить: если Бог не именуем, описывают ли имена, которые мы Ему даем, что-либо вообще о Нем? И если они ничего не говорят нам о Его сущности, что именно они описывают? И если они не описывают Его сущность, разве не является ли это тем, что они вообще не описывают Бога?

"Мы можем сравнить Энергии Бога с лучами солнца, а Его Сущность - с самим солнцем. Таким образом, Бог, как Он есть в Себе, в Своей Сущности, непознаваем и не именуем, но Бог, как Он исходит из Себя и являет Себя нам, в Своих Энергиях, и познаваем, и именуем".

О.Олег Моленко: Все возражения осуждающих Имяславцев сводятся к тому, что Бог не именуем человеком, но все имена Богу даются только людьми (с чего это они взяли?). Мысль о том, что Бог Сам может дать Себе Имя им почему-то недоступна. При этом ясно, что имя Бога не связанно ни с используемым Его произношением, описываемым Его языком и иным, чем только оно может быть передано иным существам (кроме Самого Бога). Но Сам Бог говорит истину:

Ин.12:
24"Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю".

Ин.14:
13"И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
14Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю".

Ин.14:
26"Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам"

Ин.17:
6"Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое".

Мы видим ясно и истинно, что Сам Сын Божий открыл людям то, что они не знали и не могли знать - Имя Его Отца! Значит не люди дали имя Богу Отцу, а Сам Бог открыл это Имя! Потому Христос и сказал:

Ин.17:
12..."Я соблюдал их во имя Твое"...

Ин.17:
26"И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них".

И в словах молитвы Господней "Отче наш" не случайно Богом поставлены слова в отношении Отца: "Да святится Имя Твое". Если это имя данное Богу людьми, то почему оно должно святиться везде и всегда? А ведь жизнь наша напрямую связана с нашей вечной жизнью:

Ин.20:
31"Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его".

Как можно иметь жизнь в то имя, которое якобы придумано людьми?

Другими словами, все осуждающие Имяславцев впадают в ложные, богохульные и вредные для людей мысли. По их мнению Всемогущий Бог не может Сам Себе дать Имя реально отражающее для Его творений Его Сущность и Энергию. То есть, по их словоблудию, закрытый полностью Своей апофатикой Бог, в силу именно этой Своей апофатики (которую и пытаются ложной ревностью и отстаивать все Имя Божьего богоборцы), которая почему-то должна связать Его Всемогущество и Его творческий потенциал, никак не может проявить Себя и Свои действия, даже путем сотворения тварного мира и разумно-вечных существ. Ведь Само именование нужно не Самому Богу (хотя кто это знает?), а ради Его творений.

Наша святая, истинная и Богом откровенная вера исповедует то, что: Бог настолько Все-могущ, что может позволить Себе именовать Сам Себя. А если Он Сам это делает, то почему Имя Его не может отражать, непостижимым нам образом, Его силу, энергию и сущность? Это противостояние в отношении Имени Бога напоминает противостояние в отношении икон. Икон почитатели победили не взирая на все логические умозаключения их противников! Имя почитатели победят тем более! Без икон мы все сможем как-то обойтись и спастись, но без имени Бога - никак! Именно Имя Бога, имеющее бытие волей и хотением Самого Бога, произведенное Им Самим, но ради сотворенных Им сущностей, позволяет нам иметь место в бытии и иметь общение с Ним! Убери (мысленно, гипотетически) Его Имя - и ничего нет и не может быть! Потому, что скажи мне, кто может создать нас, тебя, меня, если мы не можем Его назвать? И даже, если мы вдруг ощутим себя появившимися (не понятно как) в каком-то бытии не понятно почему существующим и кем поддерживающим свое наличие, то мы не сможем выйти на контакт и даже помыслить о Том, кто все это (включая каждого из нас) запустил в бытие и осознание пребывания в нем, если нет никакой возможности (по пониманию сотворенных существ) наименовать Его не ложным (не существующим и не отражающим истину) именем?

Самоопределение сотворенного (не понятно кем?) разумного существа невозможно без ссылки на Своего Творца. Например, фраза: "Меня сотворил Никто", включает в себя и имя Творца, которое дает само творение: "Никто". Или: "Меня сотворил Тот, Кто не именуем". Но само это определение включает в себя тварное наименование Своего Творца именем "Не Именуемый". То есть, тот из творений, кто хочет никак не именовать Того, Кто на самом деле Есть и Кто Сам Себя наименовал так, как наименовал, не может никак избежать именования (причем своего тварного) Своего Творца, если не в положительном, то в отрицательном значении используемого им языка. То есть, тот кто хочет оставить всех в НЕВЕДЕНИИ Имени Творца (включая само имя Творец), должен ПОЛНОСТЬЮ, выйти из использования любых слов, любого языка, любой логики, любого произношения, описания и звука, то есть всего того, что может способствовать именованию не именуемого Бога. Бог воистину НЕ ИМЕНУЕМ, во-первых, Его творениями, во-вторых, по невозможности дать ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ (означаемое суть) Имя Ему. То есть, Он неописуем НИКАКИМ именем и определением! Но, кто сказал, что Имя Бога обязательно должно быть Его полным описанием или описанием Его сути (существа)? Имя Бога, созданное Им Самим, есть такое дивное творение, которое без всякого описания сообщает именующему (а это есть особо сотворенные Им существо) Его Самого по Его энергии, проявлению или существу (насколько это только возможно творению Его), поскольку Он Сам этого хочет. Когда нас лично, кто-то называет по имени, мы же не требуем и не ожидаем от назвавшего наше имя полного описания нас, нашей сути и т.п. Мы ожидаем точного попадания по адресу (то есть, что обратились именно ко мне и назвали именно мое имя), и, в добавок, чтобы не было никакого сопутствующего несоответствия мне (например: "Эй, обезьяна, Олег, иди ко мне").

С сущностью Бога не все так просто, как кажется. В отношении Бога нельзя говорить нечто завершительное и окончательное, ибо мы Его не знаем и не можем знать. В отношении сущности Бога у отцов Церкви есть два различных мнения. Одни (например, преподобный Симеон Новый Богослов) допускают мысль, что и сущность Бога может сообщаться человеку (понятно, что соответственно подготовленному, обоженному). Иные (например, Григорий Палама) категорически отвергают сообщение сущности Бога Его творениям, но допускают причастие только Его энергиям. Они опасаются того следствия, что в случае получения сущности Бога человек сам станет Богом. Но такие опасения ничем не обоснованы, кроме умопредставления. Если принять то, что сущность Бога никогда и никаким образом и способом не может сообщаться человеку, то реального обожения человека быть не может! Тогда обоженный человек есть лишь иллюзия Бога, а не реальный Бог. Это какой-то невсамделишный Бог, а пародия, слабое отражение и подобие и т.п. Имя Бога покрывает и Его Сущность, а не только энергию! Никто не говорил и не может сказать, что какое либо творение может получить всю энергию Бога, а тем более всю Его Сущность! Бог не передает Свою Сущность и энергию так, чтобы лишиться их, но допускает человеку причаститься их непостижимым для него образом. При этом все остается у Бога, но и человек обоженный имеет неописуемое общение и с энергией Бога, и с Сущностью Его, если Бог считает и хочет, чтобы это сообщить человеку неизреченным способом. У Бога при этом ничего не умаляется, а человек не становится полноценным Богом равным природному Богу, но он становится НАСТОЯЩИМ Богом, имея в себе, как энергию Живого Бога, которая становится ка бы его, так и сущностность Бога, которая остается у Бога, ощущается человеком, но не может им передаваться никому, в отличии от энергии (благодати). Когда Сын Божий Иисус говорит, что Он с Отцом придет и Они вселятся в нас, то разве можно понимать это, как пришествие только Их энергий? Никак нет! Они приходят и вселяются в человека своей Сущностью и Лицами (в каждом Лице полнота Сущности и Энергии). Для передачи человеку энергии приходить Богу и вселяться не обязательно! Сопричастность сущности Бога будет проходить в виде особого сеанса соприкосновения с нею, "погружения" в Бога без растворения человеческой природы. Там то человек и познает Бога как Бога по Сути Его! Это Божественное блаженство в вечности будут периодами иметь особо избранные Богом обоженные человеки.

Тогда лучше взять аналогию с Океаном. Его уж точно человек объять не может, ни знать точно все, что в нем и с ним связано. Но именно именем "Океан" я и передаю, например, тебе, все известное и не известное, определенное и не определенное, знаемое и незнаемое, объемлемое мной и не объемлемое. Именно это имя спасает нас от невозможности общаться в отношении Океана, и я этим именем передаю тебе то, о чем я думаю, что рисую, о чем пишу стих и т.д. Только Океан не личность и не имеет своего личного отношения именно к тебе, а Бог Лицо и имеет Свое отношение, вкус, чувство, хотение. Океан велик, но конечен, а Бог - безконечен! Имя Бога не просто инструмент (так думали и думают те, кто борется с именем Бога), а принадлежность к Его Сущности и энергии. Если есть у Бога Сущность, то есть и имя ей - "Сущность Бога". А поскольку есть у Него энергия, то есть имя ей - "Энергия Бога". Убери все эти имена - и Бога для нас нет, и связи с Ним осознанной нет и быть не может. Потому Бог и есть ВСЕГДА со Своим именем (ведь и Отец, Сын и Дух Святой различают Себя по Своим именам!), чтобы его апофатичность не препятствовала Его проявлению, творчеству и общению, как между Самими Лицами, так и с разумными Его творениями.

ИМЕНА ЭТО НЕ ПРОСТО СЛОВА! Имя Твое именуем! Имена Бога - это Его призыв к Именованию, а не к написанию имен словами или оформление их звуковыми вибрациями голоса. Имя Бога, в отличии от иного, может именоваться в сердце человека и именоваться ДУХОВНО, духом человека для Духа (Бог есть Дух, сказал Христос самарянке у колодца Иакова). Вот почему святой Иоанн из Кронштадта справедливо утверждает, что в Имени Бога есть Бог. Отдельно Имя (написанное, озвучено и как-то иначе манипулируемо творением) не есть Бог, но святыня, но находясь в связке с Богом (а оно всегда связано с Ним, так, что мы не можем помыслить о Боге без именования Его Его именем) Имя Бога и есть Бог, как неотделимое от Него и к Нему припечатывающее именуемого Его в благости и духовно. У нас на сайте стоит книга А.Лосева (монаха и мыслителя) об именах Бога. Отсылаю к ней тех, кто хочет глубже понимать эту тему.

 

 

 

 


Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова