Отец Олег Моленко
НЕТЛЕННАЯ ПИЩА БЕЗСМЕРТНОГО ДУХА: О НАШИХ СТРАХАХ И ЧИСТОМ СТРАХЕ БОЖЬЕМ
Чего человек боится больше всего? Бога? Ада? Смерти? Демонов? Мучений? Болезней? Голода? Да всего этого люди боятся, но на чем основан этот их страх? Чего именно они боятся во всем перечисленном и не приведенном здесь? А боятся они трех вещей: мрака (темноты), тесноты (ограничения свободы) и боли. Все их страхи можно свести к страху перед этими тремя вещами! Бога боятся за то, что Он может лишить их свободы, света и попустить им боль. Ада боятся за это же, ибо ад и есть место, лишенное света, место тесноты и место непрерывной боли от нестерпимых мучений. Смерти боятся за причиняемую ею боль, за последующий ей мрак и тесноту. По этой же причине боятся демонов, мучений, болезней, голода и всего прочего, что может отнять свет, стеснить и причинить боль! Можно образно показать то, почему мы боимся именно этих трех вещей. Представьте себе прекрасный солнечный день, вы здоровы и у вас ничего не болит, но вы находитесь взаперти в тюремной камере или стеклянном гробу. Будет ли ваше положение вам радостно? Не будет! Теперь представьте, что в такой же день вы совершенно свободны и имеете все необходимые средства, но вас мучает боль от сильного недуга или тяжелой болезни. Можете ли вы радоваться свету и свободе при вашей боли? Не можете! И, наконец, представьте себе, что вы здоровы и нет у вас никакой боли, вы совершенно свободны, но вокруг вас полная темнота. Будете ли вы рады своему здоровью и свободе? Не будете! Итак, для вашего благополучия и доброго самочувствия вам нужны три вещи: свет, свобода и самая малая степень блаженства - отсутствие боли! Все это дает нам наш Господь Бог, который есть Свет, Свобода и Целитель всех недугов и болезней, а также Податель блаженства! Ради получения этого вечного блаженства, вечного пребывания во свете и свободе Царства Божьего мы должны временно претерпевать боль, тесноту и мрак! Но прежде всего нам нужно избавиться от мрака, ибо в темноте невозможно ни идти, ни действовать! Вот почему первая наша молитва о даровании света: "Господь просвещение мое", "Во Свете Твоем узрим свет", "Света от Света, Бога истинна от Бога истинна…"! Затем об исцелении (избавлении от боли), "Исцели душу мою". И в последнюю очередь об избавлении от тесноты и даровании свободы: "Изведи из темницы душу мою исповедатися имени Твоему". Из темницы душа выводится для исповедания имени Господнему! Имя Божие душу исцеляет, просвещает и изводит из темницы для дальнейшего преуспеяния в молении этим именем, посредством которого мы все теснее сдружаемся и соединяемся с Господом. Страх Господень - это совершенно иной страх! Только слово у него общее с прочими страхами. Страх Божий - это вполне духовное переживание. Только после переживания страха Господнего человек начинает быть духовным. До этого переживания человек остается душевным или плотским (т.е. ветхим) и не может себе даже представить духовное чувство страха Божьего! Страх Божий - это естественная для духовного человека боязнь Бога от опытного переживания первой с Ним встречи как с Богом. Этот страх рождается не от чувства боли, тесноты и отсутствия света, а наоборот, от невместимого изобилия света славы Божией, от невместимой, ничем не ограниченной и безконечной свободы Бога и от пугающего изобилия Божьего блаженства! Нас в Боге пугает Его безпредельность во всем, Его безконечная слава, Его недомыслимое величие и совершенство! Мы, как существа ограниченные, сравнивая себя с явленной нам частью Бога, видим Его безконечное преимущество и превосходство, и наше на фоне этого безграничного Существа ничтожество. Это опытное созерцание несопоставимого и несравненного и пугает нас, и восхищает, и приводит в чувство трепета и благоговения перед явившим Себя отчасти нам Богом! Только любовь к нам лично Бога преодолевает этот парализующий нас страх Божьего превосходства! Страх Божий чист, но имеющий его человек все же несовершенен, ибо в этом святом страхе все же есть наше несовершенство и наше благое мучение. Только совершенная любовь изгоняет этот страх.
Божий страх - это есть вид несовершенной любви к Богу, которая в ее начале не может проявляться никак иначе! Совершенная любовь изгоняет этот страх, а точнее бываемое от него мучение от чувства своей неполноценности. Но страх Божий не проходит совершенно, как не проходит Божье преимущество и превосходство. Просто мы привыкаем к Божьему совершенству и веря Его любви и любя Его совершенно не боимся больше этого Его превосходства, которым Он служит нам, источая Его для нас вечно и блаженно! Вот почему чувство страха у нас заменяется на чувство благоговения и священного трепета. Будем же работать Господеви со страхом и радоваться Ему с трепетом! Стяжем непреходящее чувство будущей вечной жизни - благоговение и будем непрерывно совершенствоваться в нашей ответной любви к любящему нас Богу!