О СОЗДАНИИ ПЕРВОЙ ЖЕНЫ, НОВОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ЦЕРКВИ
В создании жены приняли участие Господь Бог (активно) и Адам (пасивно). Жена была создана не так, как Адам, а из части Адама.
Быт.2:
20«... ; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию».
Но то, как именно жена создавалась нам не сообщается.
Быт.2:
22« И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку».
Это все, что сказано о создании женщины. Например, нет указания на то, что она уже созданная по подобию Адама, но не из праха земного, а из ребра Адама; для завершения была бы подвержена дуновению Божьему. Мы знаем лишь то, что она была создана под стать Адаму: имела такую же душу и общение с Богом, как и он, но отличалась от него только половыми особенностями, то есть женственностью. Как жена стала благодатным человеком подобным Адаму во всем, кроме половых особенностей мы не знаем. Казалось бы, что проще, чем сообщить нам одной-двумя строчками создание жены. Например: «Создал Бог жену для Адама из ребра Адама, подобную ему во всем, отделив ей лишь отличия свойственные женскому роду, вдохнул в это создание дыхание жизни также, как и в Адама:
Быт.2:
7« И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».
Однако мы знаем то, что Адам стал первым от кого произошел второй по числу человек – его жена. Это было своего рода до детородное производство человека-жены в одном экземпляре. Зато теперь для женщин нет ссылки на их преимущество в том, что дескать они рождают мужчин. Как мы видим в начале жена произошла от мужа, а потом всякий мужчина и всякая женщина происходили от мужа и жены. Теперь для нас в этом вопросе (создании первой представительницы женского рода) оставлено место для различных мнений, предположений и измышлений. Никто из отцов Церкви не сказал ничего по этому женскому вопросу. Осталось тайной и следствие создания жены изложенное словами Адама:
Быт.2:
24«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть».
Еще Адам и жена его не стали отцом и матерью, но уже говорится о прилеплении мужа к жене, а не наоборот – жены к мужу, что казалось бы последовательней. Обычно часть стремится к целому, а здесь целое (Адам) стремится к своей преобразованной в жену части. Заявлено и о становлении через это прилепление мужа и жены одной плотью, но не одной душой. Почему так мы не знаем и не понимаем. Но если брать подобие этому соединению в высшем приложении, по отношению ко Христу и Церкви, то выходит, что прилепляться к Церкви должно Жениху Христу. Именно это Он и сделал, прийдя на землю Сыном Божьим и став во чреве Девы совершенным человеком, оставаясь совершенным Богом. Более сильный прилепляется к более слабому – это уже вселенский закон. Потому женский пол и именуется слабым по сравнению с мужским. Частные случаи иллюстрирующие обратное здесь не проходят. Соответственно Христос сильнее Своей Церкви и потому Он блюдет ее и защищает. Я полагаю, что сокрытость создания женского рода была допущена Богом не случайно, а вполне намеренно. В том числе и для того Бог усыпил единственного из возможных свидетелей Адама при создании ему жены. Эта тайна очень нужна и важна для всех! Ей была прикрыта другая, еще более важная тайна – рождение в этот мир в человеческой природе (кроме греха) не от семени Адама, но от Пресвятой Девы Сына Божьего и Спасителя мира, нового Адама Иисуса Христа. Тайна создания жены Адама сохраняла тайну готовящегося Рождения Иисуса Христа. как нового Адама и Спасителя людей. Ветхий Адам вместе с Евой завели человечество в конечный, вечный и безысходный тупик. В результате чего все рожденные от Адама человеки были обречены на непрекращаемое никогда мучительное бытие вне Бога и без Бога. Появление нового Адама дало людям возможность обновить ветхое человечество, спасти его от безсмысленного и мучительного бытия. Для этого Христос, как новый Адам произвел от Себя, от Своего не оскверненного падением и грехом человеческого естества новый поток человечества, составляющийся старым процессом воспроизводства человеческих индивидуумов от плотских родителей и новым процессом возрождения каждого из них свыше, от Бога, в новое сообщество – небесных и Христу подобных людей соединенных в новое живое единство – в Церковь Христову! Для нового небесного человечества создано новое бытие, которое именуется пакибытием. Переход от ветхого в новое человечество оставлен Богом на усмотрение каждого человека. Совершается переход в новое человечество принятием веры во Христа и Его Евангелие, вхождением в Его Церковь через рождение свыше от воды и Духа в купели крещения и покаянным изменением себя по образу явленному нам в Лице Иисуса Христа. Младенцы входят по вере их родителей и восприемников, которая по достижении разумного возраста подтверждается каждым человеком, если только он не выберет уйти обратно в ветхое человечество. Спасение наше состоит в том, что мы, следуя Христу, реально изменяемся в своей природе, заменяя ее падшее состояние на новое, подаренное нам Христом в Его человеческой природе. Как ветхий Адам рождал все последующие поколения людей от себя и подобными себе со всеми последствиями падения, включая смерть, тление, отвержение от Бога и вечное мучение, так новый Адам – Христос, произвел от Себя новые поколения людей подобных Ему, готовых и приспособленных для жизни с Богом в вечном пакибытии. В отношении этого Он Сам стал Первенцем нового человечества и Основателем его. Но «производство» новых людей происходит не с нуля, а с переделывания каждого конкретного ветхого человека в нового человека, начиная с рождения этого человека свыше от Бога в купели крещения. В купели крещения ветхий человек реально умирает и затем восстает со Христом уже новый, небесный, благодатный человек и, одновременно с этим, член Церкви Христовой и насельник Царства Небесного. Но у нового человека остаются ветхие проблемы. Грех не господствует над ним, но имеет в нем свои залоги и доступ к человеку в виде искушений и соблазнов. Бог не избавляет от них, но дает благодатную помощь в их преодолении и изживании из своего естества покаянным подвигом. Только так, в процессе борьбы с грехом и стоящими за ним духами зла, новый человек познает себя, овладевает собой и достигает своего тождества с образом явленным Иисусом Христом и, тем самым, закрепляется в Церкви и в пакибытии, о чем вносится запись на Небесах в Книгу Жизни. Христос, как новый Адам, провел Свою борьбу с духами злобы и с немощью человеческой природы (в Гефсиманском молении о чаше) и вышел Победителем. Мы должны последовать Ему в этом и с Его помощью победить этот мир, сатану и его демонов и свои собственные греховные страсти. Эта борьба, сопровождаемая для нас скорбями и искушениями, создает в нас опытность и взращивает ряд добродетелей. Вот почему без прохождения ее невозможно достичь искомой цели – спасения и обожения.
Но, как бы там ни было, все же есть Адам и его жена, и у них есть благословение и повеление Бога:
Быт.1:
28«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею …».
В связи с этим повелением встает вопрос о способе его исполнения со стороны мужа и жены, о самом процессе воспроизводства новых людей и о том, как образуется и появляется новый человек. Ясно одно, что Бог не планировал Самому стать «Кузнецом» новых людей, но поручил это дело самим людям. Существует церковная байка о том, что в половом акте падших уже людей (а другого опыта мы не имеем) якобы создается только тело нового человека (ребенка), а душу в это тело всякий раз влагает Господь Бог. Но такое допущение, не имеющее никакого подтверждения ни у одного отца Церкви, нечестиво и недостойно Бога. По нему Бог вынужден «подсматривать» за интимом людей, выжидая момент запуска души в создаваемое тело. К тому же душа должна быть либо уже созданной и готовой, либо создаваемой Богом в момент полового акта или сразу после него. Но по сотворении всего Бог почил от всех дел Своих. Поэтому, чтобы избежать всех указанных проблем, Бог предусмотрительно вложил в естество Адама и в человеческую природу чудесный механизм самовоспроизводства, известный нам, как детородство. Этим Бог установил лавинообразный процесс размножения человечества, через рождение каждой человеческой личности от конкретных отца и матери. Для осуществления этого процесса человеку нужно создание пары – муж жена, связанной между собой любовью. Любовь нужна паре и без детородства, чтобы выводить человеческую особь из самолюбия (эгоизма), но нужна и для деторождения. Появление нового человека, при всех современных знаниях об этом процессе, остается чудом и тайной. Святитель Григорий Богослов помогает нам понять то, как в последующих Адаму и Еве поколениях происходит появление новых людей: "Как тело (человека), первоначально растворенное в нас (в каждом из нас) из персти, стало впоследствии потоком человеческих тел и от первозданного корня (Адама) не прекращается, в одном человеке (Адаме) заключая других (всех), так и душа (впервые появившаяся у Адама), вдохнутая Богом (сотворенная актом Божьего дуновения), с тех пор (от Адама) сопривходит (неизвестным и непонятным нам образом) в образуемый состав человека (каждого зачатого человека), рождаясь вновь (впервые в виде личной души или души именно этой личности), из первоначального семени (Адама) уделяемая (посредством детородного процесса с участием каждого отца и матери) многим (всем, кто зачался на Земле по линии от Адама) и в смертных членах (падшего человека) всегда сохраняя постоянный образ (целого человека - дух+душа+тело)» (Слово 7) (16: 130-132). То есть при рождениях новых людей вместе с потоком человеческих тел образуется и поток человеческих душ. В результате появляются полноценные люди, подобные родителям, которые все носят одну и ту же человеческую природу, причем в падшем ее варианте. Но все эти люди, происходящие от семени Адама и чрева Евы, несут на себе все последствия грехопадения первых людей, ибо согласно слову Апостола Павла, «каков перстный (то есть Адам), таковы и перстные». Если бы Бог вкладывал всякий раз душу в нового человека «сотканного» родителями, то первородный грех не мог бы передаваться через душу человека, ибо Бог не есть и не может быть создателем и распространителем греха и его последствий! Имеющийся же процесс размножения, запущенный Адамом и Евой после их падения уже на земле, создает не только множество человеческих личностей, но и единое человечество, связанное единой природой и природной зависимостью друг от друга. В этом смысле человек есть существо общественное или социальное. У новых, небесных людей их социальность проявляется в их Церкви, которую они вместе со Своим Главой Христом и составляют. Вот почему Церковь Христова это не просто организация или собрание людей ради какого-то единения (пусть даже самого благого), а живой Богочеловеческий Организм – Тело Христово – и новая форма жизни для новых людей, находящихся еще в земной обстановке и состоянии борьбы за свою вечную участь.