Отец Олег Моленко
Более детальное раскрытие места из книги "Антология греха", где речь идет о страже у врат рая с огненным вращающимся оружием
Одно мое чадо, читая книгу "Антология греха" не смог понять место, где речь идет о страже у врат рая с огненным вращающимся оружием, который не допускает падшего человека в рай, а именно по отношению этого к деланию Иисусовой молитвы. Я то полагал, что мои чада научены мной этому вопросу довольно основательно. Но выходит я ошибся в отношении их учености в этом вопросе. Придется дать краткий курс по этому вопросу.
Прежде всего выберем из Писания те места, которые необходимы для пояснений. Прежде всего это слова Самого Господа Иисуса Христа:
Мф.6:
«33"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его".
К этому прибавим это:
Мф.7:
«7"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят".
Еще добавим про двери в Царство Божие:
Ин.10:
«9"Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет".
Лк.17:
«21"Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть".
Ин.6:
«53"Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
«54Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
«55Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
«56Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
«57Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною".
1Кор.15:
«50"Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления".
Конечно, прибавим само место из книги Бытия:
Быт.3:
«23"И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
«24И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни".
Кроме Господа Иисуса мы имеем и вторую дверь в Лице Богоматери, что отражено в Акафисте в Ее честь: "радуйся, райских дверей отверзение" (4 Икос), "Радуйся, ключу Царствия Христова" (8 Икос).
Теперь мы имеем все части для составления пояснительной конструкции для приложения места из книги Бытия к деланию Иисусовой молитвы.
Первый человек Адам (а в его лице каждый из нас, кто рожден от линии Адама) был изгнан из рая ДВОЯКО! Из внешнего сада Эдемского и из внутреннего, сердечного! Мы рождаемся на земле изгнания и с состоянием внутреннего изгнанничества, о котором до времени не имеем никакого понятия и представления. Внутренний и внешний рай - это место
дарования человеку Богом самого важного для него - жизни, истины и благодати, как качества его жизни. Соответственно этому, в каждом из двух этих мест есть свой образ дарования жизни. В саду Эдема это было дерево жизни насажденное Богом. Во внутреннем - это Сам Бог наш Иисус Христос, Который есть жизнь и жизни Податель. Образом же жизни в этом случае является Древо Крестное.
Когда человек принявший верой Иисуса Христа приступает к святоотеческому покаянию ради изменения себя в нового (не падшего) человека по образу Христа, он сводит все свои делания в единое делание умно-сердечной Иисусовой молитвы. Однако между кающимся человеком и Царством Божьим, Которое расположено внутри него и в Котором его ждет Царь, Бог, Истина и жизнь Иисус Христос, находятся препятствия в виде стража Херувима с пламенным вращающимся оружием, которым он охраняет вход в Царство Божие и не пускает кающегося человека к вечной жизни в Лице Иисуса Христа, Плода Крестного Древа! За этим стражем находятся две Двери - Парадная или Главная, в Лице Иисуса Христа, и вторая, запасная - в Лице Его Пречистой Матери, родившей нам Жизнь и Плод. Каждая Дверь закрыта на замок. Ключем для запасной Двери является Сама Приснодева. Она открывает ее тому человеку, кому Сама хочет. Ключем к Главной Двери является познание своего богоотречения, боговраждования и богоненавистничества, с оплакиванием его подобно Апостолу Петру, который первым их людей опытно познал это и оплакал, за что и получил от Господа Иисуса ключи от Царства Небесного и стал основанием для Церкви состоящей из истинно кающихся людей.
Для входа в Царство Божие, которое есть внутри нас, нам необходимо и нужно преодолеть все три препятствия:
1) Получить один из ключей путем: или вымаливания его у Пресвятой Богородицы (как это сделал афонский преподобный отец Максим Кавсокаливит); или путем познания своего отречения от Бога (вражды) и оплакиванием его достаточное время (у каждого молитвенника оно разное по продолжительности).
2) Подойти к Двери, для чего нужно убрать стража и прекратить действие его пламенного и обращающегося оружия.
3) Открыть саму Дверь.
Итак, кающемуся человеку надо с этим ключом подойти к Двери, а его не пускает страж в лице падшего Херувима Сатаниила, который при всякой попытке молящегося человека приблизиться к Двери включает в нем пламенное и обращающее действие его собственной КРОВИ, чем отбрасывает его от Двери! Любой, кто серьезно занимался Иисусовой молитвой должен был дойти до этого момента, познать здесь истину Священного Писания (в отношении охраны входа в Царство Божие стражем с оружием), а также свою полную немощь и безпомощность в преодолении БУРНОГО ВРАЩЕНИЯ КРОВИ ПО ДЕЙСТВИЮ ГРЕХОВНЫХ СТРАСТЕЙ, КОТОРАЯ СТАНОВИТСЯ РАЗГОРЯЧЕННОЙ ДО ДЕМОНИЧЕСКОГО ЖАРА! С этой обнаруженной на практике проблемой он должен бы был НЕМЕДЛЕННО обратиться к своему духовному отцу и наставнику в молитве Иисусовой! Увы, например, ко мне лично пока никто из моих духовных чад с этой проблемой ни разу НЕ ОБРАЩАЛСЯ! А это свидетельствует о том, что никто из них серьезно не занимался еще творением Иисусовой молитвы, творимой ради своего покаяния и спасения, иначе бы он НЕПРЕМЕННО уперся бы в эту проблему ПЛАМЕННОГО ОБРАЩАЮЩЕГОСЯ ВНУТРИ СЕБЯ ОРУЖИЯ! После этого опытного постижения мы наконец уразумеваем слова Апостола Павла о том, что ПЛОТЬ и КРОВЬ не могут наследовать Царствия Божия! Свою плоть можно усмирить постом и трудами, а кровь свою этим не усмиришь. Для усмирения своей крови и возвращения ее в нормальное естественное русло нам нужна сверхъестественная Помощь от Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа! Он нас спасает и в этой проблеме! Чем? Да все тем же: "Чашу Господню прииму и имя Господне призову". Частое причащение Крови Христовой заменяет нашу страстную (то есть находящуюся под действием греховных страстей) кровь на Святую и Пречистую от действия страстей Кровь Богочеловека, которая общая с кровью Пречистой Богородицы, Которая Сама является вторым источником жизни, как родившая Жизнь и по этой причине Она ЕДИНСТВЕННАЯ не имевшая нужды в причащении Плоти и Крови Своего Сына! От этого нашего причащения действие пламенного, обращающегося оружия в человеке становится слабее с каждым его достойным причащением! Плоти и Крови Христа. Кроме угашения пламени обращающегося оружия нам надо воздействовать и на самого стража, а это возможно только призыванием для этого имени Иисуса Христа и осенением себя нашим оружием на диавола - крестом Христовым и крестным знамением! Им надо часто крестить свое сердце призывающее имя Иисуса Христа при малейшей разгоряченности и при любом страстном действии на нашу кровь! Таким образом, мы СОЕДИНЯЕМ Крест Христов со Христом через Его имя и это Святое Распятие заставляет демона отступить и дать нам возможность подойти к Двери.
Подойдя к Двери внутреннего Царства Божьего, мы встречаем Христа в качестве Двери, а не в качестве Царя и Бога! А эта Дверь то закрыта! Здесь мы и начинаем СТУЧАТЬ в НЕЕ неустанно, с упованием на истину слов Иисуса "стучите, и отворят вам" - "и стучащему отворят"! При этом мы орудуем и КЛЮЧОМ - плачем о своем богоотречении и извержении за это из Царствия Божьего! Наконец Христос Дверь открывается для нас и мы ВПЕРВЫЕ попадаем (впервые возвращаемся) ДОМОЙ в Царство Божие! Но стоим мы сразу за дверью и видим то, что НИЧЕГО не видим! Здесь мы узнаем о себе, что мы вдобавок ко всему СЛЕПОРОЖДЕННЫЕ! Теперь нам придется осваиваться в Царстве Божием, причем сперва на ощупь! Зато и будем получать подсказки от Царя Иисуса Христа и наконец сможем искать ПРАВДУ Царства Божьего. Находясь вне Царства Божьего, мы НИКАК не можем обрести и творить правду Божию, а значит оправдаться и спастись! Вот почему наш Господь сказал нам Свою заповедь в таком порядке: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его". Сперва Царствия, и лишь затем Его правды! По мере оправдания мы начинаем прозревать и видеть свет Божий! Бог является нам внутри нас в виде умного, благодатного СВЕТА!
Все это отражено в великой молитве, которую мы поем на Всенощном бдении в его конце, после слов священнослужителя "Слава Тебе, показавшему нам свет"! Выделю из этой молитвы (которую одно время я читал одну вместо утреннего и вечернего правила, - это было очень важно для меня в то время, ибо я ИМЕННО ТОГДА нуждался в ней, и в ней есть все необходимое для помощи в творении Иисусовой молитвы и покаяния).
На всяк день благословлю Тя И восхвалю имя Твое во веки веков, аминь. |
- путем призывания имени Иисуса Христа. |
Благословен если, Господи, Научи мя оправданием Твоим. |
- оправдания в нахождении и творение правды Божией внутри его Царства, которое внутри нас |
Благословен если, Господи, Научи мя оправданием Твоим. Благословен если, Господи, Научи мя оправданием Твоим. |
- усиленно повторением до трех раз! |
"Аз рех, Господи, помилуй мя". "Исцели душу мою". |
- благодатью Твоею |
"Яко согреших Тебе"! |
- признание себя грешащим грешником. |
"Господи, к Тебе прибегох". |
- полное упование на Бога и устремление к Нему.
|
"Научи мя творити волю Твою". |
- творить волю Бога, значит самому стать, в этом, как Он. то есть Богом по благодати!
|
"Яко Ты еси Бог мой". |
- исторжение богоотречения и примирение с Богом!
|
"Яко у Тебе источник живота". |
- приобщение жизни от Источника жизни. |
"Во свете Твоем узрим свет". |
- видение света Божьего во свете Его внутреннего Царства.
|
"Пробави милость Твою ведущим Тя"! |
- Особая милость познавшим Бога в даровании высшего дара - богословия!
|
Таким образом, прочитав вышеизложенное мы узнали о существовании двух периодов в делании Иисусовой молитвы. Первый, в котором мы борьбой с помыслами и страстными движениями сердца и всего нашего естества, с помощью всех прочих духовных деланий пробиваемся к Двери ведущей в Царство Божие, которое находится внутри нас. Второй, в котором мы ведем битву перед дверью Царствия Божьего со стражем и его пламенным и обращающимся мечем за вход в это Царствие. Только входом во внутреннее Царство человек может научиться оправданиям Божьим, которые осуществляются поиском правды Царства Божьего и исполнением этой правды. Такой человек становится ПРАВЕДНЫМ или ПРАВЕДНИКОМ! Бог любит праведных, а грешных лишь милует тем, что открывает им путь покаяния, ведущий к Его Царству внутри человека и к правде этого Царства. Только во внутреннем Царстве человек по стоящему знакомится и содружается со Христом, как со своим Царем, Богом, Истиной и жизнью. Кто не войдет во внутреннее Божье Царство, тот не сможет ЗАКОННО И ЛЕГИТИМНО войти и во внешнее Царство Небесное. Ему остается уповать лишь на МИЛОСТЬ Бога паче всякого чаяния, а также на Матерь Бога нашего, Царицу и надежду безнадежных.
Для первых основная молитва: "Иисусе сладчайший спаси нас". Для вторых: "Пресвятая Богородице спаси нас". Путь в Царство через Богородицу более надежен, но приносит меньше плодов и даров Божьих.