Отец Олег Моленко
НЕТЛЕННАЯ ПИЩА БЕЗСМЕРТНОМУ ДУХУ: О СВЯТОЙ РЕВНОСТИ
Слава Богу, мы получили драгоценный дар святой веры. Благодарение Господу Богу за безценный дар спасительного ведения. Мы знаем для чего мы живем, что должны делать и чего делать не должны. Нам несказанно повезло в том, что мы чудом Божьей милости обошли все безчисленные, хитросплетенные сети врага нашего спасения и не попались ни в какую ересь и ни в какую прелесть. Это редчайший дар и удивительное чудо, которое во всей полноте мы сможем оценить только по нашем исходе из этой жизни. Мы познали о Божественной силе Божественного имени Иисуса Христа и приобщились к молению Им! Мы знаем важность покаянного переделывания себя в нового человека и приступили к нему, как к источнику нашей вечной жизни. Мы воцерковились, вошли всем естеством в Единую Святую Церковь Христову и имеем счастье пребывать в Ней, питаться Небесным Хлебом и пить Чашу Жизни, прикасаться к несметным духовным сокровищам Ее! У нас милостью Божией есть все необходимое для спасения и богоугождения, и даже более того! Но, имея все это, мы, увы, почему-то не преуспеваем в нашей духовной жизни. Есть что-то такое, что мы не доглядели и упустили, то, без чего вся эта прекрасно сложенная конструкция дома спасения не приходит в движение, не оживает и не действует. Чего же нам не хватает? Нам не хватает решимости и воодушевления, или иначе святой ревности. Посмотрите на течение вашей внешней жизни, на ваши дела и свершения. Какие из них хорошо исполняются и имеют успех? Очевидно, что те, которые мы делаем ревностно и о которых мы ревнуем. В миру эту важнейшую для нас добродетель называют по - разному: воодушевление, энтузиазм, пассионарность и т.п., мы же называем ее святой ревностью. Без этой ревности невозможно преуспеть ни в одном духовном делании, ни в одном спасительном начинании. Святое труженичество без ревности есть для нас вынужденная каторга и тяжелая обуза. Кто же из людей может любить каторгу или воодушевляться обузой? Потому для нас священная молитва является если не видом пытки, то неприятной нагрузкой и тяжелой повинностью, от которой хочется поскорее отделаться. Мы не молимся, а скорее отбываем срок молитвы и отделываемся от Господа произношением положенных молитвенных слов. Для нас молитва это не живая беседа с Живым Богом, а некий ритуал, который скорее напоминает магические заклинания или мантры восточных прелестников.
Мы верим в силу молитвы, но как верим? Как в некий эликсир словесной вязи или словесной формулы, произнеся которую, мы рассчитываем на получение просимого и успех. Но, увы, никакого успеха нет и мы не получаем просимое. Почему? Потому что мы не ревнуем о нашей молитве и не оживляем ее святой ревностью! Только святая ревность способна превратить нашу молитву в живое творчество. Наша душа создана Богом и так устроена, что тянется к Источнику своей жизни Богу и только в Нем может найти свой мир и свой покой! Вот почему ей пристало постоянно думать о Боге, всегда стремиться к Богу, ненасытно говорить Ему и беседовать с Ним, ревновать о Боге и общению с Ним! Житейские заботы никуда от нас не денутся. Они непременно напомнят нам о себе. Мы же должны убегать от них, как можно чаще и, как можно дольше пребывать в богомыслии! Ох, как нам надо ценить предоставляемые нам Богом моменты уединения, при котором мы можем думать о Боге и говорить с Ним! Это касается не только времени обусловленных с Ним встреч за общественным богослужением или в наших домашних молитвах, но любого времени, когда мы осознаем себя перед присутствующим Богом. Например, едешь ты в автомобиле в качестве водителя или пассажира, смотришь на бегущую под машину дорогу и вперяешь свой духовный взор в Господа, верой, но не воображением и представлением, поставляя Его перед собой, и начинаешь говорить Ему просто все то, что сейчас у тебя на душе. Не заученными правильными словами, а своим детским, но искренним лепетом. Это может быть исповедь Ему своего состояния, жалоба на себя, прошение помощи и милости, рассказ о возникших проблемах, прошение совета и вразумление, благодарение за Его милости и славословие Его величия, славы и совершенства. И подобно мы должны поступать всякий раз, как только мы можем освободиться от праздных дум, бесед и суетных забот текущей жизни. Горе нам, если мы в течение дня не находим таких моментов и не используем их для живого общения и живой молитвы к Богу! Только в этих, пусть кратких, но живых моментах богообщения мы оживаем и воодушевляемся. Потом, после благого навыкновения в этом созерцании Бога, мы будем учиться так себя держать и на наших правилах и на наших общественных богослужениях. Ревность в разуме свидетельствует о нашем оживании пред Богом, о нашем не равнодушии к делу нашего спасения, о нашем не безразличии к Богу! Если любишь или очень хочешь любить, то непременно будешь ревновать об угождении любимому! Если такой ревности нет, значит нет и истинной любви, а только лицемерие и притворство. Кто имеет своих детей, тому легче увидеть и осознать то, что искренность со стороны наших детей к нам нам дороже всего. Никто из нас не хочет, чтобы наш ребенок притворялся любящим, лицемерно исполнял повеленное нами, а на самом деле был равнодушным и безразличным к нам. Никто не хочет, чтобы наши дети обращались к нам формально, по какому-то заведенному ритуалу, правилу, графику и расписанию! Мы хотим простых, искренних, доверчивых, дружественных и учтивых отношений. Мы хотим, чтоб наши дети нас искренно любили и были нам благодарны за нашу к ним любовь и за наши о них заботы. Точно таких отношений хочет с нашей стороны наш Великий и Всесовершенный Бог. Он относится к нам, как к Своим детям и друзьям, и ждет от нас сыновней и дочерней привязанности и любви! Возревнуем же о таком Славном, таком Совершенном и таком милостивом Боге и Отце нашем! Возревнуем о памяти о Нем и о беседе с Ним! Возревнуем о своем покаянии и изменении! Возогреем в себе дух святой ревности и не позволим ему угаснуть, чтобы наша жизнь действительно была в Боге и проходила успешно, с преуспеянием и духовным возрастанием! Не угашение духа и состоит в хранении и подогревании своей святой ревности!
Уместно вспомнить и притчу нашего любимого Господа и Спасителя о десяти девах. Эти девы имели высочайшую добродетель девства и имели свои светильники, т.е. способность являть свою благодать и святость перед грядущим Небесным Женихом и другими людьми. Тем не менее все десять дев из-за продолжительного ожидания задремали. Однако, когда раздался возглас «Жених грядет», то пять мудрых из них сразу же зажгли свои светильники благодатным огнем, а юродивые не смогли это сделать, ибо у них не было горючего материала – елея, а значит и возможности горения и свечения их светильников. Почему же они не могли возжечь? Ибо не имели горючего материала, т.е. святой ревности! Потому они и названы юродивыми, что нет у них ревностного горения к Жениху! Им надо было опять возвращаться в мир для поиска этой ревности, но времени уже на это не было. Мудрость же мудрых дев состояла в том, что они хранили в себе святую ревность, а главное умение ее возогревать. Хотя и у них она ослабела из-за долготы ожидания, но не угасла, как у юродивых дев! Вот почему, если мы действительно хотим встретить нашего Прекрасного и Божественного Жениха Христа, то мы непременно должны не угашать в себе дух ревности, но хранить его и быть готовыми воспламенить его по первому возгласу о грядущем Женихе!
Боже, даруй мне ревность святую о Тебе и о стремлении к Тебе, о молитве моей к Тебе и покаянии перед Тобою!