отец Олег Моленко
Слово, сказанное в праздник Иоанна Богослова
Мы и вчера за всенощным бдением, и сегодня на литургии слушали Евангельское чтение, посвященное Иоанну Богослову, то есть именно в день его празднования, 26 сентября и 8 Мая. И это чтение говорит нам о таком событии: О предстоянии у креста Господня Пречистой Матери Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии и Иоанна Богослова и об усыновлении Господом нашим Иисусом Христом Иоанна Богослова Пречистой Матери. И вот это великое действие, ибо Господь всего семь слов сказал на кресте, и одно из этих слов посвящено было именно этому усыновлению, оно у святых отцов и толкователей Писания обозначено практически не было. То есть, нет никакого такого глубокого, серьезного толкования этого места. Некоторые толкователи говорят, что в лице Иоанна Богослова, якобы, Матери Божией было усыновлено все человечество. Но это нелепо. Сравнивать все человечество с великим девственником и наперсником Христовым - это очень большая натяжка. Но, по всей видимости, человек не может остаться без ответа на вопрос и поэтому, какой-то ответ нужно было придумать, и люди думали, думали и вот придумали: ну, наверное, все человечество. Но это не так. Если бы речь шла только о заботе о Матери, Иисус Христос сказал бы: Ученик мой возлюбленный позаботься о Матери Моей, а Ты Мама, прими его заботу. Значит, не только о заботе шла речь, а именно - "это сын твой, а это Мать твоя", то есть, речь шла о реальном усыновлении, и это сказал Сам воплощенный Господь. Теперь задаю вопрос: Сколько у Пресвятой Девы, Госпожи Богородицы было сыновей? Ответ - двое. Мы привыкли, что у Нее был один Сын - Сын Божий, Иисус Христос. На самом деле, после этих слов, мы знаем, что их было двое. Один, собственно рожденный Ею от Духа Святого, другой - усыновленный. Тем не менее, Господь не сказал Своей Матери об Иоанне вот помощник твой, а сказал: сын твой.
Теперь слушаем, что? - Молитву церковную, посвященную пасхальному богослужению, которая поется в дни, в первый день Пасхи до отдания Пасхи: "Светися, светися Новый Иерусалиме слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися Сионе... Ты же чистая красуйся Богородице о восстании Рождества твоего.» «Ангел вопияше благодатней, Чистая Дево радуйся, твой Сын бо воскресе тридневно от гроба".
"Твой Сын бо воскресе" - вот важная фраза, а сыновей-то было два. Неужели Господь Бог мог попустить, чтобы один сын воскрес, а второй лежал в тлении? Вот это усыновление и ставит окончательную точку в факте воскресения Иоанна Богослова. Потому что никак не возможно представить того, что Господь Бог Мать Христа воскресил, сам Сын Христос воскрес, а другой Ее сын и брат Христу остался бы в тлении на тысячи лет. Что же это? - Неполадки. Может такое быть? – Нет, не может. Поэтому православно мыслить так, что, если один Сын воскрес и Мать воскресла, то естественно, что и второй сын, третий член семьи должен был быть обязательно воскрешен. «Твой Сын бо воскресе». Тогда эти слова относятся и ко Христу, и к Иоанну Богослову. Поэтому совершенно справедливо, празднуем мы этот праздник памяти преставления Иоанна Богослова так, что вместе с преставлением его празднуем и его воскресение. Вот почему мы переименовали для Церкви день его памяти, как праздник воскресения святого и славного апостола любви и евангелиста Иоанна Богослова.
С чем вас и поздравляю!