Отец Олег Моленко
НЕТЛЕННАЯ ПИЩА БЕЗСМЕРТНОМУ ДУХУ: О ВАЖНОСТИ ПОСТАВЛЕНИЯ СЕБЯ ПЕРЕД БОГОМ ВО ВРЕМЯ ВОЗНОШЕНИЯ МОЛИТВ
В своих поучениях я не раз упоминал о необходимости поставлять себя в своих молитвах в присутствие Божие, однако именно упоминал, а не выделял как важнейшее требование к нашим молитвам. Теперь, я отдельно говорю о важности именно этого делания. Святые отцы Церкви, делатели и учителя молитвы упоминают об этом, но мало и как-то вскользь. Это делалось ими не потому, что поставление себя перед Богом не важно, а потому, что в их среде это было настолько общеизвестно и ясно, что не было особой нужды особо говорить об этом. Нам же, живущим в совершенно другое время, когда практически нет делателей молитвы и совсем нет учителей молитвы надо все детали этого великого делания показывать ясно и подробно.
Существуют две линии для возношения молитв. В одном случае (а так, увы молится большинство молящихся людей) люди произносят текст с молитвенным содержанием куда-то в пространство, как - будто отправляют телеграмму Богу. Главным своим делом они считают сам факт передачи необходимой по их пониманию информации (прошений, благодарения, славословия и т.п.) Господу Богу. Бога они лично не знают и никогда лично Ему не предстояли. Вот почему все их переживания на молитве сводятся к переживанию за слышимость Богом их молитв, а также от воздействия самого содержания и духа их молитв. Ведь наша молитва воздействует не только на принимающего ее Бога, а и на нас самих. В молитве Иисусовой на нас воздействует само Имя Иисуса Христа, сила и энергия этого Имени! Занимающиеся этим способом молитвы могут следить за вниманием к словам молитвы, ибо это отцы особо оговаривают и поставляют важнейшим качеством молитвы. Они называют внимание душой молитвы – и это истинно так и есть! Однако наше внимание к словам молитвы нужно именно нам. При внимании к словам молитвы она сильно воздействует на нас утесняя наше сердце. Это очень важно, ибо изменяет нас изменением благостным и настраивает на правильный лад и богоугодное предстояние перед Богом. Однако если самого предстояния не будет, то наше дело упрется в тупик и наша молитва не принесет нам искомого успеха. Итак, мы должны рассматривать нашу молитву с двух сторон – с нашей стороны и со стороны Бога. И заботиться мы должны о двух этих составляющих!
Кто так молится, тот ведет вторую возможную линию в своей молитве. Главным в своей молитве такой человек считает поставление себя в присутствие Господа Бога, Который реально ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС присутствует и смотрит на тебя молящегося.
Такое поставление себя в присутствие Бога есть важнейшее делание, которое требует понуждения. Это поставление есть духовность нашей молитвы! Ведь для нас самое главное в нашей молитве это принимающий ее Господь Бог, от Которого все зависит! Значит главная задача донести нашу молитву именно Ему лично! Только при предстоянии Живому Богу наша молитва является богообщением.
Без этого - это отправка посланий с адресом: Святое Небо, Господу Богу. Послали мы такое сообщение с прошением о наших нуждах и сидим довольные собой. Но в молитве главное это установить КОНТАКТ с Живым Богом! Достучаться до Него!
Удостовериться в принятии нашей молитвы и услышать (прочувствовать) ответ от Него! Когда мы поставляем себя в присутствие Живого Бога и износим молитву нашу прямо Ему, здесь и сейчас присутствующему и внимающему нам, наша молитва разительно отличается от любой другой молитвы без такого предстояния Богу. Первый способ молитвы возник тогда, когда люди утратили живое Богообщение. Нужно было ждать тысячелетия, пока Господь наш не совершит Своим подвигом искупление нас и не примирит нас Богу. Именно это новое ново-заветное дерзновение, дерзновение искупленных и примиренных, дерзновение сынов Божьих мы имеем счастье иметь! В Ветхом Завете такого дерзновения не было даже у самых великих праведников. Явное посещение Бога или Ангела Божия считалось у сынов Израиля смертным приговором. Человек от такого явления или умирал, или нуждался в особом укреплении от Бога или Ангела Божьего!
Вот почему никто из молящихся Богу не помышлял поставлять себя в Его присутствие! Это было равносильно самоубийству. Если Бог (или Ангел от Его лица) и являлся Моисею, то в виде горящей купины, огненного столпа, столпа из дыма и другого образа. Часто при явлении Сам Бог начинал говорить Своему пророку или праведнику. Когда же праведник сам начинал молиться, то он обставлял свою молитву рядом особых прошений об услышанности: «Господи воззвах к Тебе, услыши мя, услыши мя Господи», «Приклони ухо Твое», «Призри на мя», «Не отвержи Лица Твоего от Мене» и т.п. Когда же праведники были поставлены перед фактом присутствия перед ними Бога, то таких фраз они не произносили за ненадобностью их! Они видели перед собой Бога и видели Его реакцию на их слова и не нуждались ни в каких дополнительных словах.
Мы же действуя по первому образу молитвы – через послания на Небо наших прошений (Отче наш иже еси на Небесех!) не обставляем их необходимым оформлением в виде тех фраз, которые я по памяти привел выше. Вот почему мы не только не пользуемся нашим преимуществом сынов Божьих, но даже не повторяем тот способ, которым молились Ветхозаветные праведники!
Итак, осознаем важность поставления себя перед Богом в наших молитвах и с этого дня начнем действовать так во всех наших молитвах, и общественных, и домашних! Поставляем же мы себя перед Богом не воображением, а верой и вниманием. Ни в коем случае нельзя себе представлять чувственную или умственную картину изображающую неизобразимого Бога! Это сразу ведет к прелести! Можно перед молитвой тихо сказать вслух или про себя примерно так: "Господь и Бог мой, я знаю, что Ты Всемогущий и Вездесущий! Значит Ты сейчас предстоишь прямо здесь и взираешь на меня и мое сердце. Даруй же мне изнести мою молитву прямо Тебе здесь присутствующему." И после этого мы начинаем произносить нашу благодарственную и просительную молитву прямо в Лице Господа. Ясно, что при таком изнесении нам трудно будет говорить нечто несуразное и невнятное, а также потерять внимание. Когда мы нудимся только усилием своей воли держать внимание к словам молитвы, то нам это дается в борьбе и с великим трудом. Если же мы поставим себя в присутствие Бога и будем взносить нашу молитву прямо Ему, то мы не только будем делать это со вниманием, но и со страхом и осторожностью, контролируя свои слова и выражения. Мы будем значительно проще, чем обычно. Мы будем сокрушаться, падать на колени или ниц перед присутствующим Господом и буквально проливать свою молитву с нашими слезами. Попробуйте так молиться и вы на своем опыте увидите великую разницу! Вы увидите огромное преимущество такой молитвы! Вы возлюбите ее и будете ревновать о ней! Вся забота ваша будет всякий раз преодолевать забвение о ней. Для этого полезно написать крупными буквами напоминание себе о присутствии Бога и повесить его прямо в месте вашего молитвенного предстояния. Молитесь только так, покаянно, со вниманием и в присутсвии Бога, износя молитву прямо Ему здесь находящемуся и внимающему вам! Тогда у вас будет успешность в молитве и опыт живого богообщения. Когда Богу будет угодно Он может даровать вам счастье ощутить Его присутствие в ту или иную меру! От этого ощущения у вас произойдет разительное изменение в вашем подвиге, в вашем состоянии и в вашем отношении к Господу Богу! Вы опытно постигнете, как велик и славен наш Господь Бог, как страшно допустить перед Ним даже тень греховного помысла! Вы опытно вкусите и узнаете, что Господь наш благ по - написанному: «Вкусите и видите, яко благ Господь»! Дети, оживляйте вашу молитву предстоянием Живому Богу и молитесь только так! И да поможет вам в этом Сам наш всемилостивый Господь и Бог!