Отец Олег Моленко
Разъяснение слов святого Каллиста, патриарха Константинопольского
Ибо некий порядок объединяет не только все это [видимое] творение (так что оно управляется и поддерживается в единстве мерой любви и порядка), но и умное естество ангелов. Я имею в виду, что внутри этого естества усматриваются начальный, средний и совершенный чин и иерархия. И это благо порядка настолько выше всего остального, что и человеческий род целокупно состязается за данное благо (подобное, как сказано, лествице), не [достигнув] которого, невозможно свершить никакое другое. Так что, если желаешь изучить эту науку, восприми страх Божий, поскольку страх перед Ним есть соблюдение заповедей бодрствующим умом. Ибо когда в нас начнет зарождаться страх сей, все вышеописанное станет доступным. Дело в том, что со страха Божия начинается забота о бегстве из мира, а когда это качество уже почти сформируется, избравший житие по Богу вступает на поприще послушания и подчинения. Одновременно с этим он со тщанием изучает закон для новоначальных, без труда поднимается к нравственной, а затем — шаг за шагом — движется и к деятельной [составляющей] сего пути совершенствования. Тогда-то ум, отбросив груз всех плотских поползновений и даже сами, так сказать, движения мысли, начинает священнодействовать, как и подобает владыке, и таинственным образом — благодаря очищению — совершать мысленные жертвы, так что в нем «обновляется», — согласно божественному Давиду, — «дух прав» и он утверждается «духом Владычным». Тогда-то и мы изменяемся и преображаемся, как и подобает, [сообразно] с послушанием Христу, «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».
Слово святого Каллиста, патриарха Константинопольского.
Что мы должны усвоить из данного слова?
1. У Бога существует все в определенном Им порядке, который и объединяет все творения в единый, целый мир.
2. Этот мир, как творение Бога управляется и поддерживается в единстве мерой любви и порядка. Мерой любовь и мерой порядок, чтобы не подавить свободу разумных творений.
3. Внутри этого естества (мира сотворенного) Богом установлено разделение тричастное на чины и, соответственно, сему возникает иерархия этих чинов: нижних (начальных), средних и вышних (совершенных). Такой порядок есть благо, которое выше всего иного. Вот почему благоразумные люди более всего подвизаются в достижении этого блага, ибо не достигнув его не возможно будет получить никакого другого блага.
4. Для получения указанного блага надо, прежде всего, воспринять страх Божий (а это один из семи даров Святого Духа), который есть соблюдение заповедей бодрствующим умом. Бодрствующим ум делает упражнение в Иисусовой молитве. Лишь наличие страха Божьего дает доступ ко всему остальному, что нисходит к нам от Бога.
5. Избравший житие по Богу, руководствуемый страхом Божьим, вступает на поприще послушания и подчинения. Здесь следует верно уразуметь о чем идет речь. Послушание это не есть полное отсечение своей воли и замена ее волей иного существа, а благоразумное предпочтение воли высшего существа (Бога или святого человека поставленного Богом) своей воле, как подверженной ошибкам выбора и греховной деформации, что склоняет ее от жизни к смерти. Послушание - это добровольная согласованность двух или нескольких воль в пользу лучшей из них. В нем не должно быть ни малейшего подавление воли иного насилием, но лишь действием любви и созерцанием блага и преимущества, происходящего от такого послушания. Подчинение же есть соответствие Богом установленному чину и порядку, при котором, например, нога никогда не заменит голову человека, а голова - ногу; а медведь или лось, приведенные из леса никогда и никак не могут управлять человеческим сообществом.
6. Итак, благопослушность и благочиние берем в основание и прибавляем к ним изучение закона для новоначальных, что и позволяет без труда, шаг за шагом следовать путем совершенствования в божественном.
7. Отбросив груз плотских поползновений (а не то что дел или греходеланий) и мысленных движений (от парения ума до мечтаний и мыслеобразов), человек начинает священнодействовать в своем внутреннем храме (месте встречи Бога и человека), становится владыкой, то есть владеющим и управляющим своим естеством и всем тем, что он впускает в него, он таинственным образом (то есть не определяемо, не охватываемо логикой и все прочим) - очищается Духом Святым от всякой скверны плоти и духа. Под скверной понимаем не греховность и ее налет на человеке, ибо это очищается покаянием и плачем, а малоприметные уклонения человека от благообразия, вкусности и благоухания образа Божьего и подобия Богу, или заторы, образующиеся и закрывающие красоту образа. Благодаря такому очищению человек начинает приносить мысленные жертвы, оформляя в них божественное содержание (богомыслие), становясь равно мысленным с Богом, чем он обновляет в себе дух прав (50-й Псалом), то есть дух правды Божией, как согласованности духа и Духа, и утверждается духом Владычным, что позволяет ему быть подобным Богу - свободным, правым, мудрым и владеющим всем, что вокруг него и в нем самом (кроме Самого Бога), то есть происходит программирование обожения своего.
8. Тогда то и начинается в человеке благое изменение и преображение в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, который для отца писавшего был достижим только духовно, а для нас - и духовно, и телесно, всецело!
У нас все будет несколько иначе, ибо Бог сделает с нами то, что не можем сделать мы:
"52 ибо вам открыт рай, насаждено древо жизни, предназначено будущее время, готово изобилие, построен город, приготовлен покой, совершенная благость и совершенная премудрость.
53 Корень зла (греховные страсти) запечатан от вас, немощь и тля (тление) сокрыты от вас, и растление бежит в ад в забвение.
54 Прошли болезни, и в конце показалось сокровище бессмертия".
3-я Ездры 8 глава
Мы же должны подвизаться в борьбе со своей смертью для стяжания не умирания и безсмертия, по сказанному давно ап. Павлом: Рим. 2, 7: " "Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную;".
Ищем, находим, обретаем: Славы обожения, чести богоподобия и божественного безсмертия!
У Кого ищем? - У Духа Святого.
У Кого просим? У Отца и Сына и Духа Святого!
Куда стучим? В дверь обожения и безсмертия, докучая Духу Святому