Отец Олег Моленко
НЕТЛЕННАЯ ПИЩА БЕЗСМЕРТНОМУ ДУХУ: ОЧЕВИДНЫЕ ВЕЩИ О СПАСЕНИИ
Мы, при всем обилии полученного ведения не умеем с пользой для себя применять его. На это есть много разных причин. Здесь и сопротивление духов зла, и восстание своего падшего естества, и нападки от близких людей, и не умение концентрироваться на задаче, и немощь своя, и леность, и забвение, и не имение внимания, интереса и стимула, и другое.
Нам, каждому из нас надо взять лист чистой бумаги и ручку, сесть и написать для себя самого прописные и ясные нам истины:
1. Я пришел в этот мир падшим, грешным и грехолюбивым, обреченным на вечные мучения ада.
2. Смысл моей жизни состоит в примирении с Богом и возврате к Нему и в Его Царство Небесное, а цель моей жизни и единственная задача состоит только в СПАСЕНИИ, т.е. избавлении себя от вечных мучений, а значит от того, что к ним приводит.
3. Если моя жизненная задача это спасение моей души, то я должен заняться сегодня и сейчас, не откладывая на завтра именно и только этой задачей! Я должен сконцентрироваться только на ней и заниматься только ею до тех пор пока не получу ее решения или не достигну своей цели - СПАСЕНИЯ СВОЕЙ ДУШИ! Поступать иначе для меня преступно, безумно, пагубно и погибельно!
4. Сущность спасения состоит из двух частей:
1) В расторжении общения с демонами и в противлении греху, в нежелании жить под ним.
2) В ПРИМИРЕНИИ с Богом и получении от Него благодатной силы для покаянного изменения себя.
5. Господь наш сказал нам, что если мы не покаемся, то все так погибнем. Он положил нам в основание нашего спасения ПОКАЯНИЕ. Если я действительно хочу спастись, то я должен жить в покаянии и приносить его Богу до тех пор, пока не получу свидетельства, что оно принято, а также удостоверенное от Бога извещение, что я достиг спасения. Без получения такого извещения наша вечная участь остается для нас НЕИЗВЕСТНОЙ и мы уходим через смерть в мир иной под СТРАХОМ попадания в мучения ада и с РИСКОМ туда попасть!
6. Если нам так важно покаяние, то мы должны тщательно ИЗУЧИТЬ все, что о нем есть! Но учиться ему должно только у тех, кто сам на САМОМ ДЕЛЕ ИМ ЗАНИМАЛСЯ ДОБИЛСЯ УСПЕХОВ В ЭТОМ ДЕЛАНИИ! В этом смысле точно сказано, что с преподобным преподобным будешь, а с нечестивым или прелестником, который только мечтал о покаянии но не делал - развратишься и погибнешь! Успеха в покаянии добились святые отцы Церкви, вот почему мы можем повторить их успех, если будем учиться покаянию у них! Вот почему я всегда говорю о СВЯТООТЕЧЕСКОМ ПОКАЯНИИ, а не о каком либо другом!
7. Святоотеческое покаяние, как делание (процесс во времени) состоит из трех основных частей:
1) Непрестанного (для новоначальных, как можно частого) призывания Имени Иисуса Христа.
2) Очищение помыслов или трезвения.
3) Терпения находящих напастей, искушений и скорбей за два первых делания и болезненности делания.
Итак, мы видим, что покаяние наше основано на Имени Иисуса Христа, на покаянном призывании этого Имени. Мы это Имя призываем, и тем самым держим постоянную связь с нашим Спасителем, Который нас и спасает. Мы этим Именем разбиваем о Него (Камень - Иисус Христос) "младенцев" (т.е. не окрепшие и еще не утвердившиеся в душе помыслы), отвергаем их, изгоняем их из ума и сердца, убегаем от них в Имя Христа, в слова молитвы Иисусовой и противимся им этим спасительным Именем!
8. В чем же заключается покаянность призывания Имени Иисуса Христа? Она заключается в том, что мы призыванием этого Имени и очищением помыслов (обнищанием на них путем замены каждого из них на Имя Иисуса Христа) подготавливаем себя к сокрушению сердца и появлению в нем ПОКАЯННОГО ЧУВСТВА, которое неразрывно связанно со СМИРЕНИЕМ, происходящим от сокрушения и познания себя. Это покаянное чувство именуется УМИЛЕНИЕМ. Усиленное умиление именуется ПЛАЧЕМ. Усиленный плач именуется ВОПЛЕМ И РЫДАНИЕМ. Усиленное рыдание именуется РЫЧАНИЕМ (Рыках яко лев) и ТЕРЗАНИЕМ, что есть высшее переживание покаянного чувства. Сокрушение есть быстрое разрушение какого-то предмета. В нашем случае таким предметом является наше сердце. Чтобы сокрушить сердце нужно две причины:
1) Создание достаточного давления или приложения усилия на сердце путем его долговременного сжатия действием внимательной Иисусовой молитвы. Сокрушение, вместе с тем, есть разширение сердца.
2) Предмет для сокрушения или плача в виде ниспосылаемого Богом ПОМЫСЛА-КЛЮЧА или нахождения его среди известных нам строк Писания, Псалтыри, молитв и богослужебных текстов. Ищем мы способом перебора этих фраз, останавливаясь только на той, которая сегодня сокрушает наше сердце и приводит его к плачу. Надо знать, что ПОМЫСЕЛ-КЛЮЧ посылается от Бога на Иисусовой молитве, а поиск сокрушающей фразы мы производим вне ее, во время чтения Псалтыри, других молитв, Писания или творения святых отцов.
9. Что мы приносим Богу, как плод нашего покаяния? Достигаемую и хранимую в борьбе чистоту своего ума от греховных (страстных) помыслов и чистоту своего сердца от греховных ощущений. Ум должен иметь только Имя Иисуса Христа и богомыслие, а сердце только одно чувство - покаянное, выражаемое плачем и происходящими от него слезами. Только этот плод нашего покаяния в виде присно (всегда) сокрушенного сердца и нищеты духовной и принимает от нас Бог. При нахождении в истинной Церкви и подкреплении Ее таинствами этого плода вполне достаточно для спасения вашей души! Все остальное сделает благодать Духа Святого. Приносимый нами указанный мною выше плод покаяния позволяет Богу БЛАГОДАТНО ИЗМЕНЯТЬ НАС В НОВОГО ПО ХРИСТУ ЧЕЛОВЕКА!
Запомнте истину, что нельзя с успехом заниматься тем, к чему у вас нет ИНТЕРЕСА! А также ту истину, что нельзя оставить раз и навсегда грех, если у нас есть к нему интерес, пристрастие или малейшее сочувствие! Но и этого мало! Нельзя оставить грех, если его не возненавидишь и не сделаешь для себя ОТВРАТИТЕЛЬНЫМ! Нельзя оставить то, от чего ты не отвращаешься и что не ненавидишь!
Если вы будете на деле исполнять все то, что я указал выше, то вы НЕПРЕМЕННО ДОСТИГНЕТЕ СПАСЕНИЯ ВАШЕЙ ДУШИ И ИЗБЕЖИТЕ ПО ВАШЕЙ СМЕРТИ ПОПАДАНИЯ В АД НА МУЧЕНИЯ! И да поможет вам в этом наш милосердный и человеколюбивый Господь! Аминь!